Внеурочное занятие "Масленица"
план-конспект урока (4 класс)
Внеурочное занятие посвящённое празднованию масленичной недели
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Широкая Масленица
Цель: Социализация обучающихся через расширение их кругозора посредством ознакомления с историей возникновения и традицией празднования Масленицы на Руси.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей возникновения праздника, с традицией встречи Масленицы на Руси;
- формировать ключевые компетентности: информационные, трудовые, коммуникативные;
- развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки общения, умение выступать перед аудиторией;
-активизировать активный и пассивный словарь;
- воспитывать интерес и уважение к народным традициям, чувство патриотизма.
Оборудование: компьютер, проектор, доска для просмотра, карточки с пословицами, загадками, скороговорками, рецепты блинов, лента времени.
Предварительная работа: работа с различными источниками для нахождения информации о Масленице, подготовка реферата, рецепты блинов, заучивание колядок, изготовление поделок.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
Наше занятие я хочу начать с такого прославления:
Дорогая наша гостья,
Авдотьюшка Изотьевна.
Дуня белая, Дуня румяная!
Коса длинная, триаршинная!
Лента алая, двуалтынная.
Платок новенький, новомодненький,
Брови чёрные, наведённые.
Угости нас, гостьюшка, блинами,
А мы тебя прославлять, величать будем.
#1040;ктуализация знаний.
-Догадались, о чём мы сегодня с вами говорить будем?
Слайд (Великая Масленица)
-Как называют Масленицу?
(широкой, весёлой, сырной)
- Почему у неё столько много названий?
#1054;сновная часть.
-Когда празднуют Масленицу?
(вот например, Нов.год - 1 января, женский день-8 марта, а Масленица когда?)
-Да, действительно, у Масленицы нет определённого числа. Отмечают её каждый год в разное время.
2013 году с 11 – 17 марта.
2014 году- с 24 февраля - 2 марта.
2015 году с16 -22 февраля. А знаете, почему так происходит?
- Ребята, Масленица-это языческий праздник. Каждую весну люди устраивали поминки по зиме и встречали весну. С радостью и тревогой ждал деревенский народ приближение весны.
-Почему с радостью? (несёт свет, тепло, пробуждение)
-Почему с тревогой? (боялись за озимый урожай)
А название Масленица появилось в 16 веке, когда пришло христианство.
работа с лентой времени
-В каком веке мы живём?
-Сколько веков назад праздник стал так называться?
-Сколько лет в одном веке?
-А сколько лет в 4 веках?
А называть проводы зимы стали Масленицей потому, что отмечать стали перед Великим Постом. В это время по церковным законам мясо в пищу употреблять уже нельзя, а вот молочные, рыбные блюда можно.
-Какие молочные блюда вы знаете?
-От какого слова образовалось слово Масленица?
-Считалось, что тот, кто Масленицу не отгуляет, жить будет в «горькой нужде». «Хоть кафтан на себе продай, а Масленицу отгуляй».
-А как вы понимаете выражение в «горькой нужде»?
-Что было символом Масленицы?
Да, ребята, ещё древние считали, что вместе с блинами съедают частичку солнца, его тепла, успеха.
Мы с вами все принесли рецепты блинов и можем поделиться ими друг с другом. А вот древние люди считали приготовление теста особым ритуалом
Слайды 2-6
Реферат «Старинная традиция приготовления блинов». (приложение1)
-Сколько дней отмечали Масленицу?
-И каждый день носил своё название.
Слайд 7. Понедельник-встреча
В этот день всем находилась работа. Молодая холостая молодёжь делали из соломы куклу Масленицу. Одевали старые одежды, плели косу, сажали в сани и возили по деревням. Затем Масленицу устанавливали на горе. А возили её с песнями, частушками, прославлениями.
Слайд8. Прославление.
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая.
На саночках расписных ,
На конях вороных .
Живёт Масленица семь деньков,
Оставайся, Масленица, семь годков.
Слайд. Вторник- заигрыш.
В этот день устраивали кукольные представления, веселья. Устраивали конкурсы загадок.
Загадки (приложение 2)
Слайд. Среда-лакомка.
Какое самое главное лакомство в Масленицу?
Пословицы о блинах (приложение 3)
Слайд. Четверг-разгул.
В этот день даже работающие взрослые начинали гулянья, был общий праздник. Самая долгожданная игра «Взятие снежного городка» проходила в этот день. За соблюдением правил игры смотрели старейшины, если кто-то нарушал правила, то его удаляли с площади, запрещали играть.
Слайд. Пятница - тёщины вечёрки.
Кто такая тёща? Вечером мама учила свою дочь печь блины.
Слайд. Суббота - золовкины посиделки.
В такие вечера пожилые люди передавали свои знания молодым, делились с ними своими наблюдениями. Всё это проходило очень весело, устраивались разные конкурсы.
Бой скороговорок ( приложение 4)
Слайд. Воскресенье – прощёное воскресенье.
На площади собирался весь народ, водили хороводы, устраивали разные конкурсы, прославляли зиму.
Прославление масленицы.
А на площади народ,
Всякий лакомство найдёт,
Собрался народ не зря,
Тут блины и кренделя,
Растегаи, беляши
И пампушки хороши.
Ве-се-ли-тся народ,
Нынче маслена идёт,
Солнце стало припекать,
Будем мы весну встречать,
Зиму будем провожать,
Чучела пора сжигать
И ярило прославлять,
А блины-то горячи, словно солнце из печи.
-Мы с вами живём на севере, весна у нас приходит очень поздно.
Поэтому каждый год на площади у нас проходят проводы зимы, но природа нас не балует и ещё долго лежит снег и стоят морозы. Но традиции, которые существуют на России, также свято чтут и у нас.
Вот и в этом году праздник Масленицы будет проходить на площади, несмотря ни на какие морозы.
-Когда будут проводы зимы?
-Где они будут проходить?
#1048;тог занятия.
Анкета.(приложение5)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175230-1357829765.jpg)
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559515-1420508928.jpg)
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-102860-1355776842.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....