Внеурочная деятельность
рабочая программа
Кружок "Умелые руки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.5 КБ |
![]() | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
Кружок «Умелые ручки»
- Пояснительная записка.
Кружок «Умелые ручки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
«Сувенир» в справочной литературе определяется как художественное изделие, какой-либо предмет, выполняющий роль напоминания о посещении страны, города, выставки, музея, торжественного события и подарка, полученного в самые счастливые мгновения жизни. В каждом доме есть вещи, связанные с яркими эмоциями, светлыми мыслями и радостными минутами, которые непременно связывают нас с людьми, сделавшими их или подарившими эти дорогие сердцу вещицы.
В кружке «Умелые ручки» дети учатся изготовлению вещей – сувениров, вещей – подарков, вещей для украшения дома. Получают знания о разных технологических процессах изготовления вещей, истории их возникновения, о культуре разных народов, обучаются культуре отношения к себе, своему дому, близким и друзьям.
Дети, обучающиеся по данной программе, учатся изготовлению своими руками такого предмета, который можно было бы подарить другим людям, которым можно украсить свою комнату, который может выразить отношение ребенка к своему дому, членам семьи, своим друзьям.
Обучаясь в кружке «Умелые ручки» изготовлению красивых и полезных вещей, дети развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия в кружке «Умелые ручки» имеют и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками, дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.
Событие, когда ребенок изготовил своими руками какую-нибудь поделку, имеет большое значение для всей семьи. А постоянное контактирование с различными материалами, инструментами развивают тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев рук.
Цели работы в кружке «Умелые ручки»:
- научить детей изготавливать вещи из разных материалов, сформировать у них стремление доставлять людям радость переживания значимых в их жизни событий и желания преобразить и украсить свой домашний интерьер;
-развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;
-овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
-воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Задачи кружка:
- познакомить детей с миром сувениров;
- научить детей основным техникам изготовления поделок;
- привить детям основы этики поведения, в том числе и в ситуациях дарения и принятия подарков;
- развить у детей внимание и творческие способности, закрепить их в процессе индивидуальной и коллективной и творческой деятельности;
- организовывать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества;
- содействовать нравственно-эстетическому развитию ребёнка.
Организация образовательного процесса:
Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Возраст детей 6-7 лет.
Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:
- освоение техники безопасности при работе ребенка в объединении;
- ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
- изготовление самих поделок и подарков, сувениров, украшений и вещей интерьера, выставочных образцов;
- участие в создании коллективных композиций;
- изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
- освоение навыков грамотного и экономного использования различных материалов.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок из яичной скорлупы. Проявить фантазию, а также развить творческие свои способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .В данном кружке игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: конкурса с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Структура занятий.
- Ведение в тему занятия (кроссворд, ребус, загадка).
- Повторение правил рабочего человека.
- Выполнение творческой работы.
- Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Объем программы:
На реализацию кружковой работы «Умелые ручки» в 1 классе отводится 66 часов в год (2 часа в неделю).
Ожидаемые результаты кружковой работы:
-участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора о применении поделок в жизни,
-заинтересованность в развитии своих способностей, возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности,;
-способность добывать новую информацию из различных источников.
- Описание содержания разделов:
- Вводное занятие. (1 ч.)
Формирование групп, принятие правил работы в группе.
Знакомство с целями и задачами кружка.
- Изделия из природного материала.(6 ч.)
Что растет на грядке?
Овощные фантазии. Поделки из овощей.
Экибана – искусство составления букетов.
Букеты из осенних листьев, ягод и цветов.
Листья. Сравниваем по форме, размеру, структуре.
Аппликация из осенних листьев.
- Панно, созданные в мозаичной технике с использованием крупяных и макаронных изделий, салфеток и кусочков рваной бумаги, пластилина, яичной скорлупы. (11 ч.)
Пейзажи. Знакомство с жанром живописи.
Панно - пейзаж из кусочков рваной бумаги.
История мозаики.
Панно - мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненная из салфеток, скатанных в шарики.
Подготовка емкостей и инструментов для крупы.
Панно - мозаика с использованием крупяных и макаронных изделий.
Мозаичная техника.
Панно - мозаика из пластилиновых шариков.
Подготовка скорлупы для работы. Правила рабочего человека.
Мозаика из скорлупы яиц.
- Объемные игрушки из бумаги.(4 ч.)
История возникновения бумаги.
Игрушка «Лиса».
Игрушка «Лягушонок».
Виды бумаги.
Игрушка «Девочка Маша».
Игрушка «Морячок».
Игрушка - стаканчик «Зебра».
Игрушка «Клоун».
- Игрушки из ниток (4 ч.)
Какие бывают нитки?
«Цыпленок».
«Гномик».
Подвеска «Близнецы».
- Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из пластилина. (5 ч.)
Разнообразие животного мира.
Выполнение фигурок птиц и зверей.
В мире сказок.
Выполнение сказочных героев и фигурок людей.
- Украшения для новогодней елки. (6 ч.)
Удивительный материал – вата.
«Лебедь белая плывет…» игрушка из ваты.
Яблоко, лимон, груша, вишня, клубника – подвесные игрушки для елки.
Зайчик из ватных шариков.
- Оригами: конструирование из бумаги. (9 ч.)
Знакомство с древним японским искусством оригами.
Головки с щелкающей пастью: мышка, петух, акула, пингвин и другие.
Лилии в вазе.
Знакомство с модулями.
Коллективная работа. Лебедь.
Что такое аппликация?
Аппликация «Собака».
Аппликация «Аквариумные рыбки».
- Игрушки из яиц. (5 ч.)
Подготовка яиц к работе.
Зайка.
Цыплёнок.
Мышка.
Какие бывают животные?
Рыбка.
Ёжик.
Поросёнок.
Береги братьев наших меньших.
Коллективная работа «Мои друзья»
- Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: кожей, сухоцветами, тканью, бумагой, трикотажными нитками. (5 ч.)
Работа с бумагой, кожей, тканью: общие сведения, знакомство со свойствами материалов и операциями склеивания, сгибания, вырезывания.
Открытка-приглашение, выполненная в технике аппликации – гармошки.
Изготовление сувенирной открытки в технике аппликация.
Панно из мешковины и сухих трав.
Панно из цветных тканевых лоскутков.
Изготовление панно из цветной бумаги.
- Общая коллективная тематическая работа для выставки. (10 ч.)
Панно «По щучьему веленью» из соленого теста.
Панно «Смешарики» из соленого теста.
Панно «Весенний букет».
«Веселый зоопарк» - фигурки – сувениры из соленого теста.
- Экскурсии. (15 ч.)
Экскурсия в парк. «Очарование осеннего пейзажа». Сбор листьев для засушивания.
В природу – за прекрасным.
Зимняя сказка.
Весеннее пробуждение.
- Методическое обеспечение программы.
Каждая детская поделка может восприниматься как в качестве отдельного сувенира, так и входить в композицию, которую выполняет в процессе серии занятий один ребенок или целая группа.
Хотя кружок называется «Умелые ручки», в нем предполагается не только обучение изготовлению поделок. Цель занятий – прежде всего нравственная: формирование у детей стремления доставлять окружающим людям радость. Они должны прийти к осознанию значения такой ценности, как способность дарить радость. Для этого необходимо создать условия нахождения детей в атмосфере радости, творческих открытий, игры.
В дидактическом смысле работа над композициями развивает умение выбрать общую цель работы, договориться о том, кто, что, каким образом и зачем будет делать.
Для работы в кружке необходимы следующие предметы:
- альбом;
- картон, цветная и бархатная бумага, обрезки картинок из журналов;
- воздушные шарики и цветные нитки;
- карандаши, фломастеры, линейка, ластик, краски и кисточка;
- клей ПВА;
- рамочки деревянные;
- ножницы с тупыми концами, иголки, наперсток;
- различные кусочки ткани, мешковины, кожи, пряжи;
- мука;
- тесьма, бисер, бижутерия;
- пластилин;
- растительные сухие материалы;
- крупа и макароны;
- салфетки разных цветов.
Как показывает опыт, вышеобозначенный набор материалов и приспособлений является необходимым для обеспечивания видов работы, как обязательных.
В кружке «Умелые ручки» дети обучаются основным приемам аппликации, работе с бумагой и картоном, тканью и природными материалами, Дети осваивают работу с яйцами, соленым тестом, пластилином, конструируют из бумаги поделки в технике оригами, учатся технике изонити, знакомятся с основами цветосочетаемости, учатся пользоваться инструментами и, соответственно, постоянно приучаются к технике безопасности.
- Список используемой литературы.
- Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам. - Ярославль: Академия развития, К Академия Холдинг, 2001. – 144 с.
- Лазарева Л.А. Большая энциклопедия поделок. - М.: Росмэн, 2005. – 255 с.
- Леонова О. В. Рисуем нитью: Ажурные картинки. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. – 128 с.
- Лыкова И., Коротеева Е. и др.. Большая книга детского творчества. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. – 288 с.
- Силаева К., Михайлова И. Соленое тесто. - М.: Издательство Эксмо, 2004. – 224 с.
- Чибрикова А. Забавные подарки по поводу и без. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 64 с.
Предварительный просмотр:
№ п/п | Содержание занятия | Количество часов | ||
Общ. | Теор. | Прак. | ||
Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
1 | Формирование групп, принятие правил работы в группе. Знакомство с целями и задачами кружка. | 1 | 1 | |
Изделия из природного материала | 6 | 2 | 4 | |
2 | Экскурсия в парк. | 1 | 1 | |
3 | Что растет на грядке? Загадки об овощах. Овощные фантазии. Поделки из овощей. | 1 | 1 | |
4 | Экибана – искусство составления букетов. Букеты из осенних листьев, ягод и цветов. | 1 | 1 | |
5 | Экскурсия. Сбор листьев для засушивания. | 1 | 1 | |
6 | Аппликация из осенних листьев. Зайчик. Птички. | 1 | 1 | |
7 | Аппликация из осенних листьев. Аквариумные рыбки. Белочка. | 1 | 1 | |
Панно, созданные в мозаичной технике с использованием крупяных и макаронных изделий, салфеток и кусочков рваной бумаги, пластилина, яичной скорлупы. | 11 | 1 | 10 | |
8 | Панно-пейзаж из кусочков рваной бумаги. | 1 | 1 | |
9 | Панно-мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненная из салфеток, скатанных в шарики. | 1 | 1 | |
10 | Панно-мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненная из салфеток, скатанных в шарики. Завершение работы. | 1 | 1 | |
11 | Экскурсия. «Очарование осеннего пейзажа». | 1 | 1 | |
12 | Панно-мозаика с использованием макаронных изделий. | 1 | 1 | |
13 | Панно-мозаика с использованием крупяных изделий. | 1 | 1 | |
14 | Мозаичная техника. Составление рисунка. | 1 | 1 | |
15 | Панно-мозаика из пластилиновых шариков. | 1 | 1 | |
16 | Мозаика из скорлупы яиц. Нанесение скорлупы на рисунок – основу. | 1 | 1 | |
17 | Мозаика из скорлупы яиц. Раскрашивание. | 1 | 1 | |
18 | Экскурсия по городу. | 1 | 1 | |
Объемные игрушки из бумаги. | 4 | 1 | 3 | |
19 | История возникновения бумаги. Игрушка»Лиса» | 1 | 1 | |
20 | Игрушка «Лягушонок». | 1 | 1 | |
21 | Игрушка-стаканчик «Зебра». | 1 | 1 | |
22 | Экскурсия «В природу за прекрасным». | 1 | 1 | |
Игрушки из ниток. | 4 | 1 | 3 | |
23 | Какие бывают нитки? «Цыпленок». | 1 | 1 | |
24 | «Цыпленок». Завершение работы. | 1 | 1 | |
25 | «Гномик». | 1 | 1 | |
26 | «Гномик». Завершение работы. | 1 | 1 | |
Украшения для новогодней елки. | 6 | 1 | 5 | |
27 | Удивительный материал – вата. «Лебедь белая плывет…». Игрушка из ваты. | 1 | 1 | |
28 | Яблоко, лимон, груша, вишня, клубника – подвесные игрушки для елки. | 1 | 1 | |
29 | Яблоко, лимон, груша, вишня, клубника – подвесные игрушки для елки. Окраска изделий. | 1 | 1 | |
30 | Зайчик из ватных шариков. | 1 | 1 | |
31 | Зайчик из ватных шариков. Окраска изделия. | 1 | 1 | |
32 | Экскурсия в природу. помогаем птицам. | 1 | 1 | |
Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из пластилина. | 5 | 2 | 3 | |
33 | Разнообразие животного мира. Выполнение фигурок птиц. | 1 | 1 | |
34 | Выполнение фигурок зверей. | 1 | 1 | |
35 | В мире сказок. Выполнение фигурок сказочных героев. | 1 | 1 | |
36 | Выполнение фигурок волшебных существ. | 1 | 1 | |
37 | Экскурсия. Лепим из снега. | 1 | 1 | |
Оригами: конструирование из бумаги. | 9 | 3 | 6 | |
38 | Знакомство с древним японским искусством оригами. | 1 | 1 | |
39 | Головки с щелкающей пастью: мышка, петух, акула, пингвин и другие. | 1 | 1 | |
40 | Лилии в вазе. Заготовка деталей. | 1 | 1 | |
41 | Лилии в вазе. Оформление композиции. | 1 | 1 | |
42 | Знакомство с модулями. | 1 | 1 | |
43 | Коллективная работа. Лебедь из модулей. | 1 | 1 | |
44 | Коллективная работа. Лебедь из модулей. Завершение работы. | 1 | 1 | |
45 | Что такое аппликация? Виды аппликаций. Аппликация «Собака». | 1 | 1 | |
46 | Аппликация «Аквариумные рыбки». | 1 | 1 | |
Игрушки из яиц. | 5 | 1 | 4 | |
47 | Подготовка яиц к работе. «Зайка». | 1 | 1 | |
48 | «Цыпленок». Мышка. | 1 | 1 | |
49 | «Рыбка», «Ёжик». | 1 | 1 | |
50 | Экскурсия. Весеннее пробуждение. | 1 | 1 | |
51 | Береги братьев наших меньших. Коллективная работа «Мои друзья». | 1 | 1 | |
Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: кожей, сухоцветами, тканью, бумагой, трикотажными нитками. | 5 | 1 | 4 | |
52 | Общие сведения о различных материалах. Знакомство со свойствами некоторых материалов. | 1 | 1 | |
53 | Изготовление сувенирной открытки в технике аппликации. | 1 | 1 | |
54 | Изготовление сувенирной открытки в технике аппликации. Завершение работы. | 1 | 1 | |
55 | Панно из цветных тканевых лоскутков. Завершение работы. | 1 | 1 | |
56 | Экскурсия. Учимся красоте у природы. | 1 | 1 | |
Общая коллективная работа для выставки. | 10 | 1 | 9 | |
57 | Технология изготовления изделий из соленого теста: замешивание, сушка, окраска. | 1 | 1 | |
58 | Панно «По щучьему веленью» из соленного теста. | 1 | 1 | |
59 | Панно «По щучьему веленью» из соленного теста. Завершение работы. | 1 | 1 | |
60 | Панно «По щучьему веленью» из соленного теста. Окраска изделия. | 1 | 1 | |
61 | Экскурсия. Рисуем на асфальте. | 1 | 1 | |
62 | «Веселый зоопарк» - фигурки – сувениры из соленого теста. | 1 | 1 | |
63 | «Веселый зоопарк» - фигурки – сувениры из соленого теста. Составление коллективной композиции. | 1 | 1 | |
64 | Экскурсия. Красота, созданная руками человека. | 1 | 1 | |
65 | Экскурсия «Человек славен трудом». | 1 | 1 | |
66 | Экскурсия. «Красота окружающего мира». | 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175230-1357829765.jpg)
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559515-1420508928.jpg)
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-102860-1355776842.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....