Внеурочная деятельность
рабочая программа

Вера Жамсарановна Батуева

Кружок "Умелые руки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                       Программа внеурочной деятельности

                                                                 Кружок «Умелые ручки»

  1. Пояснительная записка.

Кружок «Умелые ручки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

«Сувенир» в справочной литературе определяется как художественное изделие, какой-либо предмет, выполняющий роль напоминания о посещении страны, города, выставки, музея, торжественного события и подарка, полученного в самые счастливые мгновения жизни. В каждом доме есть вещи, связанные с яркими эмоциями, светлыми мыслями и радостными минутами, которые непременно связывают нас с людьми, сделавшими их или подарившими эти дорогие сердцу вещицы.

В кружке «Умелые ручки» дети учатся изготовлению вещей – сувениров, вещей – подарков, вещей для украшения дома. Получают знания о разных технологических процессах изготовления вещей, истории их возникновения, о культуре разных народов, обучаются культуре отношения к себе, своему дому, близким и друзьям.

Дети, обучающиеся по данной программе, учатся изготовлению своими руками такого предмета, который можно было бы подарить другим людям, которым можно украсить свою комнату, который может выразить отношение ребенка к своему дому, членам семьи, своим друзьям.

Обучаясь в кружке «Умелые ручки» изготовлению красивых и полезных вещей, дети развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия в кружке «Умелые ручки» имеют и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками,  дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.

Событие, когда ребенок изготовил своими руками какую-нибудь поделку, имеет большое значение для всей семьи. А постоянное контактирование с различными материалами, инструментами развивают тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев рук.

Цели работы в кружке «Умелые ручки»:

- научить детей изготавливать вещи из разных материалов, сформировать у них стремление доставлять людям радость переживания значимых в их жизни событий и  желания преобразить и украсить свой домашний интерьер;

-развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;

-овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; 

-воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Задачи кружка:

  • познакомить детей с миром сувениров;
  • научить детей основным техникам изготовления поделок;
  • привить детям основы этики поведения, в том числе и в ситуациях дарения и принятия подарков;
  • развить у детей внимание и творческие способности, закрепить их в процессе индивидуальной и коллективной и творческой деятельности;
  • организовывать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества;
  • содействовать нравственно-эстетическому развитию ребёнка.

Организация образовательного процесса:

Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Возраст детей 6-7 лет.

Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:

  • освоение техники безопасности при работе ребенка в объединении;
  • ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
  • изготовление самих поделок и подарков, сувениров, украшений и вещей интерьера, выставочных образцов;
  • участие в создании коллективных композиций;
  • изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
  • освоение навыков грамотного и экономного использования различных материалов.

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок из яичной скорлупы. Проявить фантазию, а также развить творческие свои способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .В данном кружке игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: конкурса с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

Структура занятий.

  1. Ведение в тему занятия (кроссворд, ребус, загадка).
  2. Повторение правил рабочего человека.
  3. Выполнение творческой работы.
  4. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

Объем программы:

На реализацию кружковой работы «Умелые ручки» в 1 классе отводится 66 часов в год (2 часа в неделю).

Ожидаемые результаты кружковой работы:

-участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора о применении поделок в жизни,

-заинтересованность в развитии своих способностей, возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности,;

-способность добывать новую информацию из различных источников.

  1. Описание содержания разделов:
  1. Вводное занятие. (1 ч.)

Формирование групп, принятие правил работы в группе.

Знакомство с целями и задачами кружка.

  1. Изделия из природного материала.(6 ч.)

Что растет на грядке?

Овощные фантазии. Поделки из овощей.

Экибана – искусство составления букетов.

Букеты из осенних листьев, ягод и цветов.

Листья. Сравниваем по форме, размеру, структуре.

Аппликация из осенних листьев.

  1. Панно, созданные в мозаичной технике с использованием крупяных и макаронных изделий, салфеток и кусочков рваной бумаги, пластилина, яичной скорлупы. (11 ч.)

Пейзажи. Знакомство с жанром живописи.

Панно - пейзаж из кусочков рваной бумаги.

История мозаики.

Панно - мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненная из салфеток, скатанных в шарики.

Подготовка емкостей  и инструментов для крупы.

Панно - мозаика  с использованием крупяных и макаронных изделий.

Мозаичная техника.

Панно - мозаика из пластилиновых шариков.

Подготовка скорлупы для работы. Правила рабочего человека.

Мозаика из скорлупы яиц.

  1. Объемные игрушки из бумаги.(4 ч.)

История возникновения бумаги.

Игрушка «Лиса».

Игрушка «Лягушонок».

Виды бумаги.

Игрушка «Девочка Маша».

Игрушка «Морячок».

Игрушка - стаканчик «Зебра».

Игрушка «Клоун».

  1. Игрушки из ниток (4 ч.)

Какие бывают нитки?

«Цыпленок».

«Гномик».

Подвеска «Близнецы».

  1. Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из пластилина. (5 ч.)

Разнообразие животного мира.

Выполнение фигурок птиц и зверей.

В мире сказок.

Выполнение сказочных героев и фигурок людей.

  1. Украшения  для новогодней елки. (6 ч.)

Удивительный материал – вата.

«Лебедь белая плывет…» игрушка из ваты.

Яблоко, лимон, груша, вишня, клубника – подвесные игрушки для елки.

Зайчик из ватных шариков.

  1. Оригами: конструирование из бумаги. (9 ч.)

Знакомство с древним японским искусством оригами.

Головки с щелкающей пастью: мышка, петух, акула, пингвин и другие.

Лилии в вазе.

Знакомство с модулями.

 Коллективная работа. Лебедь.

Что такое аппликация?

Аппликация «Собака».

Аппликация «Аквариумные рыбки».

  1. Игрушки из яиц. (5 ч.)

Подготовка яиц к работе.

Зайка.

Цыплёнок.

Мышка.

Какие бывают животные?

Рыбка.

Ёжик.

Поросёнок.

Береги братьев наших меньших.

Коллективная работа «Мои друзья»

  1. Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: кожей, сухоцветами, тканью, бумагой, трикотажными нитками. (5 ч.)

Работа с бумагой, кожей, тканью: общие сведения, знакомство со свойствами материалов и операциями склеивания, сгибания, вырезывания.

Открытка-приглашение, выполненная в технике аппликации – гармошки.

Изготовление сувенирной открытки в технике аппликация.

Панно из мешковины и сухих трав.

Панно из цветных тканевых лоскутков.

Изготовление панно из цветной бумаги.

  1. Общая коллективная тематическая работа для выставки. (10 ч.)

Панно «По щучьему веленью» из соленого теста.

Панно «Смешарики» из соленого теста.

Панно «Весенний букет».

«Веселый зоопарк» - фигурки – сувениры из соленого теста.

  1. Экскурсии. (15 ч.)

Экскурсия в парк. «Очарование осеннего пейзажа». Сбор листьев для засушивания.

В природу – за прекрасным.

Зимняя сказка.

Весеннее пробуждение.

  1. Методическое обеспечение программы.

Каждая детская поделка может восприниматься как в качестве отдельного сувенира, так и входить в композицию, которую выполняет в процессе серии занятий один ребенок или целая группа.

Хотя кружок называется «Умелые ручки», в нем предполагается не только обучение изготовлению поделок. Цель занятий – прежде всего нравственная: формирование у детей стремления доставлять окружающим людям радость. Они должны прийти к осознанию значения такой ценности, как способность дарить радость. Для этого необходимо создать условия нахождения детей в атмосфере радости, творческих открытий, игры.

В дидактическом смысле работа над композициями развивает умение выбрать общую цель работы, договориться о том, кто, что, каким образом и зачем будет делать.

Для работы в кружке необходимы следующие предметы:

  • альбом;
  • картон, цветная и бархатная бумага, обрезки картинок из журналов;
  • воздушные шарики и цветные нитки;
  • карандаши, фломастеры, линейка, ластик, краски и кисточка;
  • клей ПВА;
  • рамочки деревянные;
  • ножницы с тупыми концами, иголки, наперсток;
  • различные кусочки ткани, мешковины, кожи, пряжи;
  • мука;
  • тесьма, бисер, бижутерия;
  • пластилин;
  • растительные сухие материалы;
  • крупа и макароны;
  • салфетки разных цветов.

Как показывает опыт, вышеобозначенный набор материалов и приспособлений является необходимым для обеспечивания видов работы, как обязательных.

В кружке «Умелые ручки» дети обучаются основным приемам аппликации, работе с бумагой и картоном, тканью и природными материалами, Дети осваивают работу с яйцами, соленым тестом, пластилином, конструируют из бумаги поделки в технике оригами, учатся технике изонити, знакомятся с основами цветосочетаемости, учатся пользоваться инструментами и, соответственно, постоянно приучаются к технике безопасности.

  1. Список используемой литературы.
  1. Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам. - Ярославль: Академия развития, К Академия Холдинг, 2001. – 144 с.
  2. Лазарева Л.А. Большая энциклопедия поделок. - М.: Росмэн, 2005. – 255 с.
  3. Леонова О. В. Рисуем нитью: Ажурные картинки. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. – 128 с.
  4. Лыкова И., Коротеева Е. и др.. Большая книга детского творчества. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. – 288 с.
  5. Силаева К., Михайлова И. Соленое тесто. - М.: Издательство Эксмо, 2004. – 224 с.
  6. Чибрикова А. Забавные подарки по поводу и без. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 64 с.



Предварительный просмотр:

№ п/п

Содержание занятия

Количество часов

Общ.

Теор.

Прак.

Вводное занятие.

1

1

1

Формирование групп, принятие правил работы в группе. Знакомство с целями и задачами кружка.

1

1

Изделия из природного материала

6

2

4

2

Экскурсия в парк.

1

1

3

Что растет на грядке? Загадки об овощах. Овощные фантазии. Поделки из овощей.

1

1

4

Экибана – искусство составления букетов. Букеты из осенних листьев, ягод и цветов.

1

1

5

Экскурсия. Сбор листьев для засушивания.

1

1

6

Аппликация из осенних листьев. Зайчик. Птички.

1

1

7

Аппликация из осенних листьев. Аквариумные рыбки. Белочка.

1

1

Панно, созданные в мозаичной технике с использованием крупяных и макаронных изделий, салфеток и кусочков рваной бумаги, пластилина, яичной скорлупы.

11

1

10

8

Панно-пейзаж из кусочков рваной бумаги.

1

1

9

Панно-мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненная из салфеток, скатанных в шарики.

1

1

10

Панно-мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненная из салфеток, скатанных в шарики. Завершение работы.

1

1

11

Экскурсия. «Очарование осеннего пейзажа».

1

1

12

Панно-мозаика с использованием макаронных изделий.

1

1

13

Панно-мозаика с использованием крупяных изделий.

1

1

14

Мозаичная техника. Составление рисунка.

1

1

15

Панно-мозаика из пластилиновых шариков.

1

1

16

Мозаика из скорлупы яиц. Нанесение скорлупы на рисунок – основу.

1

1

17

Мозаика из скорлупы яиц. Раскрашивание.

1

1

18

Экскурсия по городу.

1

1

Объемные игрушки из бумаги.

4

1

3

19

История возникновения бумаги. Игрушка»Лиса»

1

1

20

Игрушка «Лягушонок».

1

1

21

Игрушка-стаканчик «Зебра».

1

1

22

Экскурсия «В природу за прекрасным».

1

1

Игрушки из ниток.

4

1

3

23

Какие бывают нитки? «Цыпленок».

1

1

24

«Цыпленок». Завершение работы.

1

1

25

«Гномик».

1

1

26

«Гномик». Завершение работы.

1

1

Украшения для новогодней елки.

6

1

5

27

Удивительный материал – вата. «Лебедь белая плывет…». Игрушка из ваты.

1

1

28

Яблоко, лимон, груша, вишня, клубника – подвесные игрушки для елки.

1

1

29

Яблоко, лимон, груша, вишня, клубника – подвесные игрушки для елки. Окраска изделий.

1

1

30

Зайчик из ватных шариков.

1

1

31

Зайчик из ватных шариков. Окраска изделия.

1

1

32

Экскурсия в природу. помогаем птицам.

1

1

Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из пластилина.

5

2

3

33

Разнообразие животного мира. Выполнение фигурок птиц.

1

1

34

Выполнение фигурок зверей.

1

1

35

В мире сказок. Выполнение фигурок сказочных героев.

1

1

36

Выполнение фигурок волшебных существ.

1

1

37

Экскурсия. Лепим из снега.

1

1

Оригами: конструирование из бумаги.

9

3

6

38

Знакомство с древним японским искусством оригами.

1

1

39

Головки с щелкающей пастью: мышка, петух, акула, пингвин и другие.

1

1

40

Лилии в вазе. Заготовка деталей.

1

1

41

Лилии в вазе. Оформление композиции.

1

1

42

Знакомство с модулями.

1

1

43

Коллективная работа. Лебедь из модулей.

1

1

44

Коллективная работа. Лебедь из модулей. Завершение работы.

1

1

45

Что такое аппликация? Виды аппликаций. Аппликация «Собака».

1

1

46

Аппликация «Аквариумные рыбки».

1

1

Игрушки из яиц.

5

1

4

47

Подготовка яиц к работе. «Зайка».

1

1

48

«Цыпленок». Мышка.

1

1

49

«Рыбка», «Ёжик».

1

1

50

Экскурсия. Весеннее пробуждение.

1

1

51

Береги братьев наших меньших. Коллективная работа  «Мои друзья».

1

1

Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: кожей, сухоцветами, тканью, бумагой, трикотажными нитками.

5

1

4

52

Общие сведения о различных материалах. Знакомство со свойствами некоторых материалов.

1

1

53

Изготовление сувенирной открытки в технике аппликации.

1

1

54

Изготовление сувенирной открытки в технике аппликации. Завершение работы.

1

1

55

Панно из цветных тканевых лоскутков. Завершение работы.

1

1

56

Экскурсия. Учимся красоте у природы.

1

1

Общая коллективная работа для выставки.

10

1

9

57

Технология изготовления изделий из соленого теста: замешивание, сушка, окраска.

1

1

58

Панно «По щучьему веленью» из соленного теста.

1

1

59

Панно «По щучьему веленью» из соленного теста. Завершение работы.

1

1

60

Панно «По щучьему веленью» из соленного теста. Окраска изделия.

1

1

61

Экскурсия. Рисуем на асфальте.

1

1

62

«Веселый зоопарк» - фигурки – сувениры из соленого теста.

1

1

63

«Веселый зоопарк» - фигурки – сувениры из соленого теста. Составление коллективной композиции.

1

1

64

Экскурсия. Красота, созданная руками человека.

1

1

65

Экскурсия  «Человек славен трудом».

1

1

66

Экскурсия. «Красота окружающего  мира».

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....