Классные часы во 2 классе.
классный час (2 класс)
Классные часы во 2 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классный час «Кем быть?» для 2 класса
Цель: продолжить знакомить детей с разными видами профессий; помочь детям в осознании своих возможностей и способностей; формировать желание развивать свои способности.
Оборудование: стихи о профессиях, тематические картинки.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
- Ребята, я знаю о том, что вам хочется поскорее вырасти, стать сильными, получить профессию. Каждый мечтает кем-то быть. Кто хочет поделиться своей мечтой, кем он хочет стать?
(Выслушиваются высказывания детей.)
Мы сегодня поговорим о разных профессиях.
Разминка
Учитель предлагает выйти тем, кто обладает определенными способностями (например: вышивать, плавать, кататься на роликовых коньках, петь танцевать и др.). Остальные аплодируют тем, кто выходит.
- Ребята, расскажите, как давно вы этому научились и трудно ли было этому научиться.
(Дети рассказывают о том, как научились тому или иному делу.)
Чтение отрывка из стихотворения В. В. Маяковского
«Кем быть?»
- Что нужно в каждой профессии? (Нужны умения и способности.)
- Какие необходимы способности для разных профессий: врача, учителя, музыканта, артиста, военного? (Дети перечисляют.)
Загадай свою профессию
- Каждый из вас кем-то уже мечтает быть, а может быть, какая-то профессия вам нравится больше всего? Попробуем отгадать вашу профессию. Ваша задача - перечислить способности, которые требуются в данной профессии, не называя саму профессию.
(Дети перечисляют способности, характерные для данной профессии, остальные по перечисленным способностям отгадывают, какая профессия загадана. Например: умеет быстро превращаться в клоуна, любого сказочного героя, может быстро захохотать, а потом заплакать. Это артист.)
Физкультминутка
Игра «А вам слабо?»
Ребятам предлагается повторить за ведущим несколько движений, например: дотронуться указательным пальцем правой руки до кончика носа, а указательным пальцем левой руки - до кончика правого уха, а затем наоборот - указательным пальцем правой руки - до кончика левого уха, а указательным пальцем левой руки - до кончика носа.
Как правило, не у всех ребят это упражнение получится, но важно объяснить, что после небольшой тренировки будет получаться у всех. Можно предложить еще несколько аналогичных заданий, которые не только помогут детям понять необходимость тренировки своих умений и способностей, но и будут полезны для развития координации движений.
Игра «Хочу научиться»
Способности сами по себе не приходят, для развития умений в любом деле необходима тренировка и желание.
- Подумайте, что у вас получается не очень хорошо или что вы совсем не умеете делать, но очень хотели бы научиться. (Кататься на велосипеде, плавать, играть на гитаре, водить машину и др.)
(Все ответы записываются на доску и обсуждаются.)
- Что нужно, чтобы научиться плавать? (Желание и тренировки в плавании!)
Таким образом, обсуждаются все примеры, названные ребятами.
Кроссворд
- Я показываю вам карточки, на которых изображены инструменты, а вы вписываете в клеточки кроссворда эти названия.
(Молоток, топор, пила, рубанок, дрель и т. д.)
Конкурс «Кто больше назовет пословиц и поговорок о труде»
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести корабль ввысь –
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка, друзья,
Где бы нам не пригодилась
Ма-те-ма-ти-ка!
Упражнение «Очень хочется трудиться»
В ситуации, когда дети устали, а работа предстоит трудная, необходимо провести коррекцию психического состояния, направленную на возбуждение активности и трудоспособности. Учитель говорит слова, а дети после каждой строчки повторяют про себя слова (можно и коллективно говорить вслух, но лучше про себя). Глаза закрыты.
Ох, как хочется трудиться!
Все делать охота.
Чтобы трудом насладиться,
Начинай работать!
Я и бодр, и силен,
Быстро все поделаю,
Свою волю покажу,
Слово для себя сдержу!
Подведение итогов
- Что вам больше всего запомнилось?
- Что больше всего понравилось?
- О чем хотели бы еще услышать?
Предварительный просмотр:
Нравственный классный час для 2 класса. Сценарий
Конспект классного часа для 2 класса на тему «Честность – прежде всего!»
Цели: воспитывать в детях желание и стремление быть всегда честными.
Действующие лица: ведущий (учитель, вожатый или кукла, например сова, - символ мудрости), Петрушка.
Кто не стыдится своего поступка, тот вдвойне виноват.
Публилий Сир, римский поэт
Ход классного часа
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Петрушкой хотели поговорить с вами о честности, но... Что-то он опаздывает! Скажите мне, ребята, только честно: кто из вас говорил родителям или учителям неправду? Или, может быть, ваши знакомые вам рассказывали о таких случаях?
(Рассказы детей. Можно дать детям какую-нибудь куклу, чтобы они как бы от лица куклы рассказали свой случай.
Ведущий коротко подводит итог сказанному. Появляется Петрушка.)
Ведущий. А вот и Петрушка! Куда ты запропастился? Я уже начала разговор с ребятами.
Петрушка. Я был занят. Ой!
Ведущий. Что такое?
Петрушка (тихо). Я обещал говорить только правду...
Ведущий. Скажи громче!
Петрушка. Мне стыдно. Я стесняюсь.
Ведущий. Значит, обманул?
Петрушка. Я... опоздал, потому что заигрался и... очень не хотел идти в помещение.
Ведущий. Но ты признался нам в этом, значит, тебя не будет мучить совесть. В следующий раз ты преодолеешь себя: сначала сделаешь дело. Ведь ты обещал мне прийти к ребятам, а потом уж играть.
Петрушка. Я и ребятам это советую. Потому что все равно ложь откроется. Я это испытал на себе.
Ведущий. Неужели? Может, ты расскажешь нам?
Петрушка. Ну, слушайте! Однажды я проснулся в прекрасном настроении. И так не хотелось в школу идти! А-а-а, думаю, один день прогуляю - ничего страшного. У меня были карманные деньги. Я сходил в музей, цирк, по магазинам прошелся, хотя там ничего не купил. На аттракционах в парке покатался. И наконец пришел домой. Мама спросила: «Как дела в школе?» Тут я разошелся... Взял и ляпнул (настроение-то было чудесное!): «По всем предметам пятерки!» Кто ж об этом не мечтает! Но поскольку у меня пятерки - редкость, мама позвонила Марии Ивановне. А я... я, довольный, что ничего не открылось, пошел играть с ребятами в футбол. Когда пришел домой, мама сказала, что если я сказал неправду, то это раскроется. Я пропустил это мимо ушей. Ох, как тяжело рассказывать дальше!
(Смотрит на ведущего.)
Ведущий. Рассказывай, Петрушка, все рассказывай. Легче на душе станет.
Петрушка. На следующий день я пошел в школу. Сел за парту, как ни в чем не бывало. А потом Мария Ивановна поднимает меня и спрашивает: «Почему тебя вчера в школе не было?» Вы понимаете, что было дальше? Да-да, ложь всегда обрастает, как ком снега, и я опять стал врать. Говорю: «Болел я». «И что же у тебя болело?» - спросила учительница. «Зуб!» «Вот что, не надо больше обманывать!» - сказала Мария Ивановна и... рассказала все ребятам.
Ведущий. Видишь, Петрушка, и сегодня ты не удержался, соврал, а это уже плохая привычка. Знаешь, Петрушка, наукой доказано: чтобы в себе что-то исправить, нужно, например, как тебе, не врать 21 день, то есть три недели нисколечко не обманывать. Тогда можно избавиться от любой вредной привычки.
Петрушка. Ох, как трудно даже один день так прожить!
Ведущий. Да, очень трудно! Но стоит попробовать! Ведь характер надо вырабатывать самому. Никто не сможет изменить тебя, если ты этого сам не захочешь.
А сейчас мы покажем вам сказку про козу Козюлю. Называется она «Обманом не проживешь!»
Сказка «Обманом не проживешь!»
Действующие лица: Сказительница, Дед, Бабка, внучка Аленка, Жучка, коза Козюля, Заяц, Белка, Лиса, Волк, Медведь.
На заднем плане сцены - небо, облака, солнце (лучше подвижное, чтобы его можно было поднимать и опускать), на переднем плане - крестьянская изба, трава, кусты.
Действие первое
(На сцене сидит Сказительница в крестьянской одежде, вяжет что-то.)
Сказительница. Здравствуйте, дети! А расскажу-ка я вам сегодня сказочку про козу Козюлю. Слушайте и смотрите!
Итак, жили-были Дед, Бабка да внучка Аленка. И были у них собака Жучка и коза Козюля. Вот такое смешное у козы было имя - Аленка назвала. Подросла уже козочка, и надо было ее пасти. И вот отправляет Дед внучку.
Дед. Ну, Аленка, иди попаси нашу Козюлю. Пусть принесет нам молочка побольше, а уж Бабуля ватрушек испечет, а я приготовлю сметаны, сыра, творога. Да и сама тоже нагуляешься вдоволь!
Бабка. Вот тебе пирожки на дорожку, Аленушка.
Аленка. Хорошо, Бабуля! Хорошо, Дедуля!
(Аленка гонит козу веточкой через сцену за кулисы.)
Сказительница. И вот наступил вечер.
(Солнце опускается.)
Аленка довольная возвращается домой: Козюля-то вдоволь травы наелась, водицы напилась. И будет у них теперь все: молоко, сметана, творог и даже маслице.
(Аленка, напевая, гонит веточкой козу к дому, навстречу им выходит Дед.)
Дед. Ну как, Козюля, ты довольна? Хорошо ли ела, хорошо ли пила?
Коза. Ох, Дед... Голодна я! Все гнала меня Аленка да гнала! Сама- то нагулялась вдоволь, набегалась, а я... Ме-е-е...
Дед. Да как же так, Аленка? Как ты могла?! Заигралась, забегалась, а нашу кормилицу голодной оставила!ма
Аленка (плача). Обманывает она, Дедушка! Вдоволь она наелась, вдоволь напилась.
Дед. Нуты, Аленка, и негодница! Придется мне дать козе травы, что на зиму припасена была!
Действие второе
(Утро (солнце поднимается). Из дому выходят Дед, Бабка и Аленка.)
Дед. Сегодня ты, Аленка, дома останешься! Бабулю пошлем нашу козу пасти. А я пойду траву косить на зиму.
Сказительница. И пошла Бабка пасти козу.
Бабка (ведя козу). Пойдем, родная моя! Пойдем, кормилица ты наша! Хоть ноги у меня нынче и не быстрые, зато не спеша наешься вдоволь.
(Бабка гонит козу веточкой через сцену за кулисы.)
Сказительница. Вот и вечер наступил. Солнце к земле клонится. Коза идет домой довольная.
(Бабка гонит веточкой козу к дому, на крыльцо выходит Дед.)
Дед (козе). Ну теперь-то ты, Козюля, довольна? Вижу, наелась, напилась нынче вдоволь: вымя-то тяжелое...
Коза (жалобно). Ме-е-е... Да голодная я, Дед! Бабуля идет медленно, а я пробежалась. Успела лишь несколько листиков съесть да несколько глотков водицы испить... Пришлось Бабулю искать!
Бабка (Козе, возмущенно). Ах ты, негодница! Ах ты, обманщица! Как тебе не стыдно?!
Дед (Бабке). Опять придется кормить козу дома...
Действие третье
(Утро. На крыльце дома Дед, Бабка и Аленка.)
Дед. Пойду-ка я сегодня сам козу пасти! Нет от вас толку!
(Дед гонит козу веточкой через сцену.)
Сказительница. Но решил Дед схитрить...
Дед (отпуская козу). Ну, коза, иди сегодня пастись сама.
Сказительница. Пасется коза и радуется, что самостоятельная. А Дед-то из-за кустов за ней и наблюдает. Коза вдоволь всякой травы наелась, вдоволь водицы напилась, вдоволь за бабочками погонялась. А вечером идет домой довольная, но виду не подает. Встречает ее Дед и спрашивает...
Дед. Хорошо ли попаслась, Козюля? Вымя-то тяжелое!
Коза. Да что ты, Дед?! Голодная я! Мухи налетели! Пастись не дали! Я только и отбивалась весь день от них!
Дед. Ах ты, негодница! Ах ты, обманщица! Мы все дружно жили, да ты нас перессорила, мы друг другу верить перестали! Уходи вон от нас, лгунья!
Сказительница. И пошла коза, гордо голову задрав.
Коза. Я и без вас проживу!
Действие четвертое
Сказительница. И вот идет коза по лесу, а навстречу ей Заяц. Сразу сделала вид Козюля, что плохо ей, заблеяла так жалобно-жалобно.
Заяц. Привет, коза! Ты что такая грустная? Плачешь что?
Коза. Да вот жила я у Деда, Бабки и внучки их Аленки. Кормили меня там плохо, а потом и вовсе выгнали! Ме-е-е...
Заяц. Надо же... А еще говорят, у людей хорошо. Иди ко мне жить.
Сказительница. Стали жить они вместе. Коза целый день гуляет в свое удовольствие, ест, пьет. А Заяц работает, запасы на зиму делает: зимой-то снегу много, а пропитания мало. Так коза еще и запасы его съедать стала. Заметил это Заяц...
Заяц. Это что такое? Куда мои запасы пропадают?
Коза. Незна-а-а-ю-ю!
Заяц. Как не знаешь?! А что это у тебя вокруг рта крошки от морковки? Такты меня обманываешь?! Да еще и воруешь! Уходи, коза, прочь!
Действие пятое
Сказительница. И вот идет коза по лесу дальше, а с ветки на ветку Белка прыгает. Заблеяла коза жалобно.
Белка. Ты что, коза, плачешь? Потерялась? Ведь ты должна у людей жить.
Коза. Жила я у людей, да только не поили они меня, не кормили, а потом еще и выгнали. Жила я и у Зайца, да и он тоже меня выгнал.
Сказительница (зрителям). А за что выгоняли козу?
(Ответы детей: за обман и воровство.)
Белка. Я тебя могу приютить, внизу, под деревом, в большом дупле, где я запасы на зиму делаю.
Сказительница. И стала коза жить у Белки. Живет день, живет другой, пасется вволю, но и про белкины запасы не забывает. Поняли, ребята? Повторилась история. В один прекрасный день Белка глянь в дупло, а запасов-то ее и нет!
Белка. Куда же запасы мои делись?
Коза. Не зна-а-а-ю-ю! Ме-е-е...
Белка. А кто знает?! Обманщица ты и воровка! И лентяйка к тому же! Вон в лесу сколько корма! Ешь - не хочу! Уходи от меня прочь!
Действие шестое
Сказительница. Идет Козюля по лесу, жалобно блеет. Обидно! Ей кажется, что она хорошая, а ее только ругают все. И тут навстречу козе выходит Лиса. А козочка-то наша молоденькая, глупенькая, не знает, откуда несчастья ждать.
Лиса (козе). Ой какая хорошенькая! Какая беленькая! Какая гладенькая! Почему ты плачешь? Потерялась? Да?
Коза. Жила я у людей, но они меня плохо кормили, плохо поили, еще и выгнали. Заяц тоже меня выгнал. Выгнала и Белка.
Лиса (зрителям). Хороша, видно, штучка! Вот обманщица! Разве была бы она такая упитанная?
(Мечтательно облизываясь.)
Ох и отличный у меня ужин будет - м-м-м-м...
(Козе.) Бедненькая ты моя! Пойдем ко мне жить, у меня хорошо. Как тебя зовут?
Коза. Козю-ю-ю-ля-я-я.
Лиса. Ах, какое нежное имя - Козю-ю-ля!
Сказительница. Так ласковыми словами и заманила Лиса Козюлю к себе домой, сразу же угощать стала, траву да цветочки даже в дом принесла, чтобы ужин свой не потерять. А сама и думает: «Ох и знатно же я сегодня покушаю!» Козочка расслабилась, а Лиса только и приговаривает: «Ешь, моя хорошая! Ешь, моя красивая! Ешь, моя Козю-ю-ля!»
Действие седьмое
(Дом Лисы. Стук в дверь.)
Лиса. Кто там?
Волк. Открывай, кума! Я в гости пришел.
Лиса. Проходи, куманек, проходи. Ужином угощу.
Сказительница. Лиса Волка в дом приглашает, а сама ему незаметно подмигивает. А коза-то и думает про себя: «Сейчас еще меня подкормят, ведь гость пришел. У людей-то так всегда и бывает!» Растопила печь Лиса, приговаривает: «Ох, и вкусный ужин у нас сегодня будет, куманек».
(Снова стук в дверь.)
Лиса. Кто там?
Медведь. Это я, Лиса. Открывай! Поговорить надо!
Лиса. Проходи, Медведь, проходи. У меня кум в гостях. Ужин у нас намечается.
Сказительница. Опять подмигивает Лиса. Волк даже хохотнул довольно. Тут коза-то все и поняла!
Коза. Я ведь у людей жила, у них всегда весело бывает, когда гости в доме. Давайте перед ужином поиграем в жмурки. Кто меня поймает, тому молока много достанется. Волк, Лиса и Медведь завязали глаза и бегают друг за другом. А коза побегала, побегала с ними, да и выбежала из дому, толстой палкой дверь подперла. Лиса первая додумалась, в чем дело, сорвала с глаз повязку, а Козюли-то и нет.
Лиса. Ушел, ушел наш ужин! Снимайте повязки, дуралеи!
Сказительница. Бежит коза со всех ног домой. А тем временем у калитки вся семья, пригорюнившись, стоит. Плачет Бабка, плачет внучка Аленка. Только Дед крепится, украдкой слезу вытирает. Даже Жучка жалобно так воет.
Дед (увидев козу). Да не плачьте вы! Вон наша красуля бежит! Полное вымя молока несет!
Коза. Ме-е-е! Здравствуйте! Я так соскучилась! Я все поняла! Возьмите меня снова к себе жить. Не буду я больше обманывать, не буду красть больше.
Бабка. Так ты еще и воровством занималась?!
Коза (виновато опустив голову). Да-а-а...
Аленка. Ну, ничего... Она же правду сказала, раскаялась... Пусть снова у нас живет. Только будем называть ее теперь не Козюлей, а Красулей. Хорошо?
(Дед, Бабка, Аленка обнимают Красулю).
Красуля (радостно). Ме-е-е!
Сказительница. Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец!
(Обсуждение сказки. Выслушать мнение всех желающих.)
Подведение итогов
- Почему надо говорить всегда правду?
Пословицы
Без правды люди не живут, а только маются.
Где правда, там и счастье.
За правду стой горой.
Кто правдой живет, тот добро наживет.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Неправда всегда выйдет наружу.
Предварительный просмотр:
Конспект классного часа – экскурсии для 2 класса
Классный час по ПДД для 2 класса
Цели: познакомить учащихся с историей улицы, на которой расположена школа; рассказать о Калинине; показать главные здания и сооружения улицы; воспитывать любовь к своему городу; повторить правила дорожного движения.
Ход экскурсии
Перед экскурсией дать детям задание: узнать о человеке, именем которого названа наша улица (о М. И. Калинине).
Перед выходом проводится беседа, где учитель выясняет, что Дети узнали о Калинине. Если узнали немного - дополняет рассказы Четей.
Материал для беседы
Михаил Калинин родился в небольшом селе Верхняя Троица поблизости от Твери. В 1888 году окончил народное училище и по примеру многих своих односельчан отправился на заработки в город. Он устроился на Путиловский завод в Петербурге, где прошел путь от мальчика, подававшего детали, до мастера-токаря.
С юности у Михаила была сильная тяга к знаниям. Одновременно с работой на заводе он учился на вечерних курсах Русского технического общества. С восемнадцати лет Калинин вел и партийную работу. Из-за угрозы ареста ему пришлось уйти с завода и стать профессиональным революционером.
По заданию Ленина Калинин поселяется в Ревеле, где занимается распространением газеты «Искра». Во время революционных событий 1903 года он возвращается в Петербург и становится одним из большевистских агитаторов.
В 1916 году Калинина задерживает полиция. Поскольку это был уже не первый арест, его приговорили к вечной ссылке в Сибирь. Однако незадолго до отправки он совершает побег и переходит на нелегальное положение. После захвата власти Советами Калинина назначают председателем Петроградской городской управы. В 1918 году его назначают Председателем ВЦИКа, то есть главой Советского государства. На этом посту он оставался до конца своей жизни - до 1946 года.
С 1925 года Калинин входил в состав Политбюро ЦК ВКП(б). С середины двадцатых годов по инициативе Калинина организуется так называемое бюро жалоб. С началом коллективизации в него вошли толпы ходоков со всех сторон России. Для этих обездоленных людей Калинин казался последней надеждой на восстановление справедливости.
Во время войны он снова вернулся к агитационной работе, несколько раз выезжал на фронты, публиковал публицистические статьи.
После смерти М.И. Калинина в Москве был открыт мемориальный музей, освобожденный Советской армией город Кенигсберг переименовали в Калининград, его именем назвали и старинный русский город Тверь, но сейчас ему возвращено его исконное название. В память об этом человеке в городах называли улицы. И в нашем городе есть улица имени Калинина, на которой расположена наша школа.
Предварительная беседа перед экскурсией
После небольшой беседы учитель обращает внимание детей на то, что они должны выяснить по ходу экскурсии.
1. Откуда начинается счет домов? (Где начало улицы.)
2. С какого номера дома начинается улица?
3. На какие две части делится улица? Как они соединяются?
4. Какие здания и сооружения имеются?
5. Чем она похожа и не похожа на другие улицы города?
6. Какие дорожные знаки вывешены? Что они обозначают?
Экскурсия. (Строем дети с учителем выходят из школы.)
- Какие дорожные знаки вы видите около школы?
(Дети рассматривают дорожные знаки, объясняют их значение.) Подойдем к светофору, вспомним сигналы светофора.
Игра «Да или нет»
Учитель. Я буду задавать вопросы, а вы внимательно слушайте и хором отвечайте на них «да» или «нет».
Быстрая в городе очень езда.
Правила знаешь движения?
Дети. Да!
Учитель. Вот в светофоре горит красный свет. Можно пройти через улицу? Дети. Нет!
Учитель. Ну а зеленый горит - вот тогда
Можно идти через улицу?
Дети. Да.
Учитель. Сел в автобус и не взял билет.
Так поступать полагается?
Дети. Нет.
Учитель. Старушке в преклонные очень года
Уступишь ты место в автобусе?
Дети. Да.
Повторение правил дорожного движения
- Сколько сигналов у светофора? Можно ли начинать переход на желтый свет? Что означает красный сигнал светофора? Можно ли перебегать дорогу? Чем отличается проезжая часть дороги летом и зимой? Как вы поступите, если вдруг, готовясь к переходу через проезжую часть, увидите машину, которая не успела затормозить? Когда легче затормозить машине: летом или зимой? Почему?
(Дети отвечают на вопросы учителя.)
- Давайте пройдем к началу улицы, выясним, где четная и нечетная сторона.
(Дети рассматривают номера домов, выясняя четную и нечетную сторону.)
- Посмотрите, много ли зеленых насаждений на нашей улице? Какие деревья, кустарники вы узнаете?
К сожалению, есть и поломанные деревья. В нашем районе очень трудно приживаются растения, поэтому нужно приложить много усилий, чтобы их вырастить. В этом большую помощь можете оказать вы, ученики нашей школы. Какую? (Садить новые деревья и не ломать уже посаженные.)
- Перечислите, какие общественные здания есть на нашей улице.
(Ученики называют магазины, сберкассу, рынок, аптеку. Обратить внимание на остановки.)
- А кто из вас живет на этой улице? Покажите свои дома. На четной или на нечетной стороне улицы находится ваш дом? Где и как вы переходите дорогу? (Ученики отвечают на поставленные вопросы.)
- А какие улицы пересекают нашу улицу? (Дети перечисляют.) Возвращение в школу.
Подведение итогов
- Что нового вы узнали о нашей улице?
Домашнее задание
Нарисовать рисунок на тему «Твоя улица». Узнать о ней что-то новое.
Предварительный просмотр:
Конспект классного часа – экскурсии для 2 класса
Классный час по ПДД для 2 класса
Цели: познакомить учащихся с историей улицы, на которой расположена школа; рассказать о Калинине; показать главные здания и сооружения улицы; воспитывать любовь к своему городу; повторить правила дорожного движения.
Ход экскурсии
Перед экскурсией дать детям задание: узнать о человеке, именем которого названа наша улица (о М. И. Калинине).
Перед выходом проводится беседа, где учитель выясняет, что Дети узнали о Калинине. Если узнали немного - дополняет рассказы Четей.
Материал для беседы
Михаил Калинин родился в небольшом селе Верхняя Троица поблизости от Твери. В 1888 году окончил народное училище и по примеру многих своих односельчан отправился на заработки в город. Он устроился на Путиловский завод в Петербурге, где прошел путь от мальчика, подававшего детали, до мастера-токаря.
С юности у Михаила была сильная тяга к знаниям. Одновременно с работой на заводе он учился на вечерних курсах Русского технического общества. С восемнадцати лет Калинин вел и партийную работу. Из-за угрозы ареста ему пришлось уйти с завода и стать профессиональным революционером.
По заданию Ленина Калинин поселяется в Ревеле, где занимается распространением газеты «Искра». Во время революционных событий 1903 года он возвращается в Петербург и становится одним из большевистских агитаторов.
В 1916 году Калинина задерживает полиция. Поскольку это был уже не первый арест, его приговорили к вечной ссылке в Сибирь. Однако незадолго до отправки он совершает побег и переходит на нелегальное положение. После захвата власти Советами Калинина назначают председателем Петроградской городской управы. В 1918 году его назначают Председателем ВЦИКа, то есть главой Советского государства. На этом посту он оставался до конца своей жизни - до 1946 года.
С 1925 года Калинин входил в состав Политбюро ЦК ВКП(б). С середины двадцатых годов по инициативе Калинина организуется так называемое бюро жалоб. С началом коллективизации в него вошли толпы ходоков со всех сторон России. Для этих обездоленных людей Калинин казался последней надеждой на восстановление справедливости.
Во время войны он снова вернулся к агитационной работе, несколько раз выезжал на фронты, публиковал публицистические статьи.
После смерти М.И. Калинина в Москве был открыт мемориальный музей, освобожденный Советской армией город Кенигсберг переименовали в Калининград, его именем назвали и старинный русский город Тверь, но сейчас ему возвращено его исконное название. В память об этом человеке в городах называли улицы. И в нашем городе есть улица имени Калинина, на которой расположена наша школа.
Предварительная беседа перед экскурсией
После небольшой беседы учитель обращает внимание детей на то, что они должны выяснить по ходу экскурсии.
1. Откуда начинается счет домов? (Где начало улицы.)
2. С какого номера дома начинается улица?
3. На какие две части делится улица? Как они соединяются?
4. Какие здания и сооружения имеются?
5. Чем она похожа и не похожа на другие улицы города?
6. Какие дорожные знаки вывешены? Что они обозначают?
Экскурсия. (Строем дети с учителем выходят из школы.)
- Какие дорожные знаки вы видите около школы?
(Дети рассматривают дорожные знаки, объясняют их значение.) Подойдем к светофору, вспомним сигналы светофора.
Игра «Да или нет»
Учитель. Я буду задавать вопросы, а вы внимательно слушайте и хором отвечайте на них «да» или «нет».
Быстрая в городе очень езда.
Правила знаешь движения?
Дети. Да!
Учитель. Вот в светофоре горит красный свет. Можно пройти через улицу? Дети. Нет!
Учитель. Ну а зеленый горит - вот тогда
Можно идти через улицу?
Дети. Да.
Учитель. Сел в автобус и не взял билет.
Так поступать полагается?
Дети. Нет.
Учитель. Старушке в преклонные очень года
Уступишь ты место в автобусе?
Дети. Да.
Повторение правил дорожного движения
- Сколько сигналов у светофора? Можно ли начинать переход на желтый свет? Что означает красный сигнал светофора? Можно ли перебегать дорогу? Чем отличается проезжая часть дороги летом и зимой? Как вы поступите, если вдруг, готовясь к переходу через проезжую часть, увидите машину, которая не успела затормозить? Когда легче затормозить машине: летом или зимой? Почему?
(Дети отвечают на вопросы учителя.)
- Давайте пройдем к началу улицы, выясним, где четная и нечетная сторона.
(Дети рассматривают номера домов, выясняя четную и нечетную сторону.)
- Посмотрите, много ли зеленых насаждений на нашей улице? Какие деревья, кустарники вы узнаете?
К сожалению, есть и поломанные деревья. В нашем районе очень трудно приживаются растения, поэтому нужно приложить много усилий, чтобы их вырастить. В этом большую помощь можете оказать вы, ученики нашей школы. Какую? (Садить новые деревья и не ломать уже посаженные.)
- Перечислите, какие общественные здания есть на нашей улице.
(Ученики называют магазины, сберкассу, рынок, аптеку. Обратить внимание на остановки.)
- А кто из вас живет на этой улице? Покажите свои дома. На четной или на нечетной стороне улицы находится ваш дом? Где и как вы переходите дорогу? (Ученики отвечают на поставленные вопросы.)
- А какие улицы пересекают нашу улицу? (Дети перечисляют.) Возвращение в школу.
Подведение итогов
- Что нового вы узнали о нашей улице?
Домашнее задание
Нарисовать рисунок на тему «Твоя улица». Узнать о ней что-то новое.
Предварительный просмотр:
Классный час по этикету для 2 класса
Цель: рассказать о правилах поведения в общественных местах. Оборудование: памятки для учащихся.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
- Ребята, вы часто бываете там, где много незнакомых людей. Такие места называются общественными. Назовите такие места.
(Это кино, театр, улица, больница, музей, общественный транспорт.)
- В таких общественных местах существуют свои правила поведения. Как вы думаете, почему?
Выслушиваются высказывания детей.
Практическая часть
(Дети инсценируют данные сюжеты.)
На улице
1. Несколько школьников прогуливаются по классу, изображая прохожих. В дверь входит Коля. Он радостно обращается к товарищу.
Коля. Мишка, здорово! Миша. Здравствуй!
Кол я. Ты не знаешь, будут сегодня занятия в кружке? А то Петька мне говорил - да, а Витька говорит - нет.
Прохожие идут мимо остановившихся ребят, обходя их по мостовой, отделенной от тротуара меловой чертой. Приятели явно им мешают.
Миша. Давай, Коля, отойдем в сторону. Мы мешаем. Отходят, продолжая разговор. Теперь прохожие идут свободно по тротуару.
(Обсуждение сюжета.)
В классе
2. В класс входят четыре подружки. Они идут под руки, весело разговаривают, громко смеются. Опять тротуар занят, и прохожим снова приходится обходить ребят.
Под руководством учителя школьники разбирают сценку, и в заключение он им напоминает: «Если вы идете с товарищами, не занимайте весь тротуар; встретил товарища и остановился поговорить с ним, отойди в сторону. Называть друг друга надо вежливо: Коля, Витя».
Скажите, как пройти
3. В класс входит группа ребят. Они играют в мяч, прыгают через веревочку. Входит Зоя.
Учитель. Зоя не знает, как ей найти необходимый адрес. Она спрашивает одного, другого школьника.
Зоя (обращаясь к играющим в мяч). Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы?
Оля (не оборачиваясь). Не знаю.
Вася (махнул рукой в неопределенном направлении). Туда идите.
Зоя (постояв, подходит к прыгающим через веревочку). Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы?
Ребята (хором). Налево! Сначала через мост, потом направо! Да нет же! Не надо через мост! Около трамвайной остановки!
Зоя огорчена и, недоуменно пожав плечами, уходит. Все снова занялись своими делами и через некоторое время тоже убегают.
Учитель. Каждый из вас знает, как неприятно, когда на вежливый вопрос тебе отвечают небрежно, равнодушно, бестолково.
(Обсуждение этой инсценировки.)
Физкультминутка
Выполняется любая физкультминутка по усмотрению учителя.
Знакомство с памятками
На улице
♦ На улицу надо выходить чисто и опрятно одетым.
♦ Неприлично на улице громко разговаривать, кричать, свистеть, обращая на себя внимание прохожих.
♦ Если ты идешь с товарищами, не занимай весь тротуар. Если ты встретил товарища на улице и остановился поговорить с ним, отойди в сторону.
♦ Если у тебя спросили адрес, дорогу, надо толково, спокойно и вежливо ответить.
♦ Ходи по улице не сутулясь, будь подтянутым, не держи руки в карманах.
♦ Выходи гулять лишь в те часы, которые установлены режимом дня. Не заигрывайся во дворе, не забывай, что надо сделать уроки, помочь по хозяйству.
♦ Украшай свой двор, озеленяй его, поддерживай в нем чистоту и порядок. Прими участие в благоустройстве детской площадки, в устройстве катка, ледяной горки и др. Оберегай птиц, корми их, делай скворечники. Не ломай цветы и деревья.
♦ Играй с малышами, не обижай их.
♦ Выучи подвижные и тихие игры, научи играть других. Соблюдай правила игры.
В транспорте
♦ Самостоятельно пользоваться транспортом можно только с разрешения родителей.
♦ Младшие школьники могут входить с передней площадки. Не надо спешить, толкаться.
♦ Не забудь заплатить за проезд.
♦ Пожилым людям, женщинам с маленькими детьми надо уступать место.
♦ Если нечаянно толкнешь кого-нибудь, извинись.
♦ При выходе из вагона не бросай билет под ноги.
♦ Будь осторожен при входе и выходе, помни, что двери открываются автоматически.
♦ Если надо перейти улицу, обходи трамвай спереди, а автобус и троллейбус - сзади.
(После прочтения памятки - обсудить ее.)
Подведение итогов
- Какие общественные места вы знаете?
- Почему существуют определенные правила поведения в общественных местах?
- Какие правила поведения вы запомнили?
Предварительный просмотр:
Классный час «Кем быть?» для 2 класса
Цель: продолжить знакомить детей с разными видами профессий; помочь детям в осознании своих возможностей и способностей; формировать желание развивать свои способности.
Оборудование: стихи о профессиях, тематические картинки.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
- Ребята, я знаю о том, что вам хочется поскорее вырасти, стать сильными, получить профессию. Каждый мечтает кем-то быть. Кто хочет поделиться своей мечтой, кем он хочет стать?
(Выслушиваются высказывания детей.)
Мы сегодня поговорим о разных профессиях.
Разминка
Учитель предлагает выйти тем, кто обладает определенными способностями (например: вышивать, плавать, кататься на роликовых коньках, петь танцевать и др.). Остальные аплодируют тем, кто выходит.
- Ребята, расскажите, как давно вы этому научились и трудно ли было этому научиться.
(Дети рассказывают о том, как научились тому или иному делу.)
Чтение отрывка из стихотворения В. В. Маяковского
«Кем быть?»
- Что нужно в каждой профессии? (Нужны умения и способности.)
- Какие необходимы способности для разных профессий: врача, учителя, музыканта, артиста, военного? (Дети перечисляют.)
Загадай свою профессию
- Каждый из вас кем-то уже мечтает быть, а может быть, какая-то профессия вам нравится больше всего? Попробуем отгадать вашу профессию. Ваша задача - перечислить способности, которые требуются в данной профессии, не называя саму профессию.
(Дети перечисляют способности, характерные для данной профессии, остальные по перечисленным способностям отгадывают, какая профессия загадана. Например: умеет быстро превращаться в клоуна, любого сказочного героя, может быстро захохотать, а потом заплакать. Это артист.)
Физкультминутка
Игра «А вам слабо?»
Ребятам предлагается повторить за ведущим несколько движений, например: дотронуться указательным пальцем правой руки до кончика носа, а указательным пальцем левой руки - до кончика правого уха, а затем наоборот - указательным пальцем правой руки - до кончика левого уха, а указательным пальцем левой руки - до кончика носа.
Как правило, не у всех ребят это упражнение получится, но важно объяснить, что после небольшой тренировки будет получаться у всех. Можно предложить еще несколько аналогичных заданий, которые не только помогут детям понять необходимость тренировки своих умений и способностей, но и будут полезны для развития координации движений.
Игра «Хочу научиться»
Способности сами по себе не приходят, для развития умений в любом деле необходима тренировка и желание.
- Подумайте, что у вас получается не очень хорошо или что вы совсем не умеете делать, но очень хотели бы научиться. (Кататься на велосипеде, плавать, играть на гитаре, водить машину и др.)
(Все ответы записываются на доску и обсуждаются.)
- Что нужно, чтобы научиться плавать? (Желание и тренировки в плавании!)
Таким образом, обсуждаются все примеры, названные ребятами.
Кроссворд
- Я показываю вам карточки, на которых изображены инструменты, а вы вписываете в клеточки кроссворда эти названия.
(Молоток, топор, пила, рубанок, дрель и т. д.)
Конкурс «Кто больше назовет пословиц и поговорок о труде»
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести корабль ввысь –
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка, друзья,
Где бы нам не пригодилась
Ма-те-ма-ти-ка!
Упражнение «Очень хочется трудиться»
В ситуации, когда дети устали, а работа предстоит трудная, необходимо провести коррекцию психического состояния, направленную на возбуждение активности и трудоспособности. Учитель говорит слова, а дети после каждой строчки повторяют про себя слова (можно и коллективно говорить вслух, но лучше про себя). Глаза закрыты.
Ох, как хочется трудиться!
Все делать охота.
Чтобы трудом насладиться,
Начинай работать!
Я и бодр, и силен,
Быстро все поделаю,
Свою волю покажу,
Слово для себя сдержу!
Подведение итогов
- Что вам больше всего запомнилось?
- Что больше всего понравилось?
- О чем хотели бы еще услышать?
Предварительный просмотр:
Классный час на тему «Развивай свою память» для 2 класса
Цели: в доступной форме дать понятие о видах памяти, ее свойствах; способствовать развитию памяти у детей через игры и упражнения.
Оборудование: тема написана на доске для каждого ученика, лист, разделенный на 5 клеток для образца с рисунками, индивидуальные листочки с картинками, памятки «Как учить стихи».
Ход классного часа
Вводная беседа
- Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Она называется «Попробуй повтори!» Сейчас я прохлопаю в ладоши ритм. Ваша задача - внимательно слушать, запомнить и повторить точно так же.
(Учитель прохлопывает ритмический рисунок. Дети повторяют.)
- Как вы думаете, что вы сделали, прежде чем повторить ритм? (Запомнили.)
- Верно, вы его послушали и запомнили. Нужно быть не только внимательным, но и обладать хорошей памятью.
- Посмотрите на доску. Прочитайте тему сегодняшнего урока. («Развивай свою память».)
- Память - это важное свойство человека. Благодаря памяти человек запоминает различные события, предметы. Люди всегда придавали памяти большое значение, так как без памяти человек не смог бы выжить. Вспомните пословицу: «Повторение - мать учения». Как она связана с запоминанием? (Высказывания детей.)
- Как вы думаете, а на что похожа наша память? (Выслушиваются высказывания детей.)
- Нашу память можно сравнить с записной книжкой, которая хранит важную информацию, с сундучком с ценным содержимым, со шкатулочкой, с магнитофонной пленкой, диском и т. д.
(Можно наглядно продемонстрировать перечисленные предметы.)
Когда мы что-то хотим запомнить, то сначала фиксируем это в своей памяти, то есть как будто кладем в сундучок. Потом память сохраняет самое важное и нужное, то есть накрепко закрывает сундучок на замок. А при необходимости мы извлекаем из нашей памяти то, что запомнили и сохранили, то есть открываем наш волшебный сундучок. Итак, память - это:
- запоминание;
- сохранение;
- воспроизведение.
(Все три написанных слова вывешиваются на доску.)
Роль и механизм запоминания
- Когда лучше запоминается материал: когда мы его понимаем или когда просто зубрим, то есть не осмысляем? (Когда понимаем, тогда запоминается лучше.)
- Зубрить что-либо вредно, так как такой вид запоминания не эффективен и зазубренное быстро забывается. Более эффективно учить уроки осмысленно, то есть стремиться разобраться в материале. Тогда полученные знания могут долго храниться в памяти.
Игра «Снежный ком»
- Теперь давайте проверим память каждого из вас. Для этого мы поиграем в интересную игру под названием «Снежный ком». Начинает любой играющий. Он называет какое-нибудь слово. Следующий повторяет это слово и называет другое (свое) слово. Третий повторяет первые два слова и говорит свое. Так все по очереди говорят слова. Тот, кто забудет последовательность слов, выбывает из игры.
(Подсказка. Чтобы запомнить все слова, можно связать их в единый рассказ или рисовать в своем воображении картину, используя названные слова.
Есть другой вариант данной игры.)
Игра «Подарок»
- Мой друг приехал из Индии и привез в подарок веер. (Обмахивается воображаемым веером.) Мой друг приехал из Индии и привез в подарок веер и швейную машинку.
(Изображает сначала веер, потом швейную машинку. Остальные повторяют. Постепенно прибавляются все новые предметы, задача играющих - не сбиться.)
Реклама
Виды памяти
- У всех людей разная память. Кто-то может запомнить больше, кто-то меньше. Один человек быстро запоминает, но и быстро забывает. А другому человеку нужно много времени для запоминания, зато помнить заученное он будет долго.
У каждого человека существуют разные виды памяти. Сейчас мы с вами еще немного поиграем - определим виды памяти. Каждый из вас получит листочек, который вы положите на край парты картинкой вниз. После того как я назову вам 7 слов, вы перевернете листочек и вычеркнете на нем картинки, которые соответствуют названным словам.
Слова: солнце, чашка, мяч, яблоко, лист, цветок, гриб.
(Дети вычеркивают картинки с названными словами.)
- Давайте проверим. Что вы делали, прежде чем вычеркнуть рисунок? (Слушали.)
- Верно. Существует такой вид памяти - слуховая.
(Учитель делает запись на доске или вывешивает готовую таблицу с написанным словом.)
Слуховой памятью вы пользуетесь тогда, когда учитель на уроке что-либо объясняет, когда дома слушаете маму, смотрите телевизор и т.д.
Но память бывает не только слуховой. Чтобы узнать, какие еще виды памяти существуют, давайте продолжим играть. Каждый из вас получит чистый лист, разделенный на 5 клеток. В течение 10 секунд я покажу вам такой же лист, но в каждой клеточке будет рисунок. Ваша задача - нарисовать такие же рисунки в той же последовательности.
(Учитель показывает, а дети рисуют.)
- Давайте проверим. Что вы делали перед тем, как начать рисовать? (Смотрели на доску.)
- Значит, вам помогло зрение. Как же можно назвать такой вид памяти? (Зрительная.)
(Учитель вновь делает запись на доске.)
- Итак, существуют слуховая и зрительная память. Но если бы мы обладали только такими видами памяти, то не смогли бы научиться плавать или танцевать. И во время обучения письму вы тоже запоминаете определенные движения. Значит, двигаться нам помогает тоже память.
Кто хочет проверить свою двигательную память?
Сейчас три человека на 5 секунд примут какую-нибудь позу, а после этого желающий должен будет их повторить.
(Четыре человека выходят к доске. Игру повторяют несколько раз.)
О других видах памяти мы узнаем на следующем классном часе.
Феноменальная память
- Есть люди, которые могут запоминать в 100 раз больше, чем другие. Эти люди обладают феноменальной памятью.
(Слово записывается на доске.)
- Это люди, которые могут запомнить очень-очень много, быстро что-либо сосчитать. Кто из вас знает, кто такой Наполеон? (Французский император и полководец.)
- У него тоже была очень хорошая память. Он помнил всех своих солдат по именам. Известный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт мог запомнить сложнейшее музыкальное произведение после одного прослушивания. А.С. Пушкин, великий русский поэт, мог запомнить стихотворение, прочитав его всего два раза.
Давайте мы с вами попробуем выучить стихотворение Елены Благининой «Огонек». Я прочитаю его два раза, а вы попробуете запомнить.
(Стихотворение можно записать на доске, предложив детям прочитать его самостоятельно, так как у некоторых детей лучше развита зрительная память.)
Хрустит за окошком
Морозный денек.
Стоит на окошке
Цветок-огонек.
Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Зажглись огоньки.
(Учитель читает стихотворение 2 раза.)
- Давайте проверим.
Работа с памяткой
- Я хочу помочь вам заучивать стихи. В этом нам поможет памятка. Давайте прочитаем ее.
Памятка «Как лучше запоминать»
♦ Будь уверен, что все запомнишь. Мысленно скажи себе: «Я все запомню! Я молодец!»
♦ Не учи слишком много за один раз. Разбей большой текст или стихотворение на части. Если устал - отдохни, так как происходит напрасная трата твоей энергии и времени.
♦ Выученные строчки повторяй несколько раз, каждый раз по- новому: весело, грустно, спокойно, восторженно.
♦ Представляй то, что надо запомнить: рисуй картинки, образы, старайся, чтобы образы были яркими.
♦ Перескажи текст или стихотворение своими словами.
♦ Повтори стихотворение или текст перед сном, утром, когда проснешься, и перед уроком. Будь уверен в себе!
(Памятки раздать каждому ученику.)
Игра на развитие памяти
- А вы бы хотели иметь феноменальную память? (Да.)
- Кому-то хорошая память дана от природы, а кому-то приходится ее развивать. Но чтобы развить свою память, надо много тренироваться.
Посмотрите и запомните, как одет ваш одноклассник Игорь.
(Дети запоминают, затем Игорь выходит и за дверью меняет что-то в своей одежде, учитель может ему помочь. Игорь входит в класс.)
- Вспомните, как был одет Игорь и ответьте, что изменилось в его внешнем виде. (Дети угадывают.)
Подведение итогов
- А стоит ли свою память развивать? Зачем человеку нужна память? (Дети отвечают.)
- Какие вы знаете пословицы о памяти? «Дырявая голова» - о ком так говорят? (О том, у кого плохая память.)
- А еще говорят: «Потерял память, потерял себя». Как вы понимаете эту пословицу? (Без памяти человек не существует.)
- Итак, память является одним из основных свойств человека. Человек, лишенный памяти, по сути перестает быть человеком.
Предварительный просмотр:
Нравственный классный час для 2 класса. Сценарий
Конспект классного часа для 2 класса на тему «Честность – прежде всего!»
Цели: воспитывать в детях желание и стремление быть всегда честными.
Действующие лица: ведущий (учитель, вожатый или кукла, например сова, - символ мудрости), Петрушка.
Кто не стыдится своего поступка, тот вдвойне виноват.
Публилий Сир, римский поэт
Ход классного часа
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Петрушкой хотели поговорить с вами о честности, но... Что-то он опаздывает! Скажите мне, ребята, только честно: кто из вас говорил родителям или учителям неправду? Или, может быть, ваши знакомые вам рассказывали о таких случаях?
(Рассказы детей. Можно дать детям какую-нибудь куклу, чтобы они как бы от лица куклы рассказали свой случай.
Ведущий коротко подводит итог сказанному. Появляется Петрушка.)
Ведущий. А вот и Петрушка! Куда ты запропастился? Я уже начала разговор с ребятами.
Петрушка. Я был занят. Ой!
Ведущий. Что такое?
Петрушка (тихо). Я обещал говорить только правду...
Ведущий. Скажи громче!
Петрушка. Мне стыдно. Я стесняюсь.
Ведущий. Значит, обманул?
Петрушка. Я... опоздал, потому что заигрался и... очень не хотел идти в помещение.
Ведущий. Но ты признался нам в этом, значит, тебя не будет мучить совесть. В следующий раз ты преодолеешь себя: сначала сделаешь дело. Ведь ты обещал мне прийти к ребятам, а потом уж играть.
Петрушка. Я и ребятам это советую. Потому что все равно ложь откроется. Я это испытал на себе.
Ведущий. Неужели? Может, ты расскажешь нам?
Петрушка. Ну, слушайте! Однажды я проснулся в прекрасном настроении. И так не хотелось в школу идти! А-а-а, думаю, один день прогуляю - ничего страшного. У меня были карманные деньги. Я сходил в музей, цирк, по магазинам прошелся, хотя там ничего не купил. На аттракционах в парке покатался. И наконец пришел домой. Мама спросила: «Как дела в школе?» Тут я разошелся... Взял и ляпнул (настроение-то было чудесное!): «По всем предметам пятерки!» Кто ж об этом не мечтает! Но поскольку у меня пятерки - редкость, мама позвонила Марии Ивановне. А я... я, довольный, что ничего не открылось, пошел играть с ребятами в футбол. Когда пришел домой, мама сказала, что если я сказал неправду, то это раскроется. Я пропустил это мимо ушей. Ох, как тяжело рассказывать дальше!
(Смотрит на ведущего.)
Ведущий. Рассказывай, Петрушка, все рассказывай. Легче на душе станет.
Петрушка. На следующий день я пошел в школу. Сел за парту, как ни в чем не бывало. А потом Мария Ивановна поднимает меня и спрашивает: «Почему тебя вчера в школе не было?» Вы понимаете, что было дальше? Да-да, ложь всегда обрастает, как ком снега, и я опять стал врать. Говорю: «Болел я». «И что же у тебя болело?» - спросила учительница. «Зуб!» «Вот что, не надо больше обманывать!» - сказала Мария Ивановна и... рассказала все ребятам.
Ведущий. Видишь, Петрушка, и сегодня ты не удержался, соврал, а это уже плохая привычка. Знаешь, Петрушка, наукой доказано: чтобы в себе что-то исправить, нужно, например, как тебе, не врать 21 день, то есть три недели нисколечко не обманывать. Тогда можно избавиться от любой вредной привычки.
Петрушка. Ох, как трудно даже один день так прожить!
Ведущий. Да, очень трудно! Но стоит попробовать! Ведь характер надо вырабатывать самому. Никто не сможет изменить тебя, если ты этого сам не захочешь.
А сейчас мы покажем вам сказку про козу Козюлю. Называется она «Обманом не проживешь!»
Сказка «Обманом не проживешь!»
Действующие лица: Сказительница, Дед, Бабка, внучка Аленка, Жучка, коза Козюля, Заяц, Белка, Лиса, Волк, Медведь.
На заднем плане сцены - небо, облака, солнце (лучше подвижное, чтобы его можно было поднимать и опускать), на переднем плане - крестьянская изба, трава, кусты.
Действие первое
(На сцене сидит Сказительница в крестьянской одежде, вяжет что-то.)
Сказительница. Здравствуйте, дети! А расскажу-ка я вам сегодня сказочку про козу Козюлю. Слушайте и смотрите!
Итак, жили-были Дед, Бабка да внучка Аленка. И были у них собака Жучка и коза Козюля. Вот такое смешное у козы было имя - Аленка назвала. Подросла уже козочка, и надо было ее пасти. И вот отправляет Дед внучку.
Дед. Ну, Аленка, иди попаси нашу Козюлю. Пусть принесет нам молочка побольше, а уж Бабуля ватрушек испечет, а я приготовлю сметаны, сыра, творога. Да и сама тоже нагуляешься вдоволь!
Бабка. Вот тебе пирожки на дорожку, Аленушка.
Аленка. Хорошо, Бабуля! Хорошо, Дедуля!
(Аленка гонит козу веточкой через сцену за кулисы.)
Сказительница. И вот наступил вечер.
(Солнце опускается.)
Аленка довольная возвращается домой: Козюля-то вдоволь травы наелась, водицы напилась. И будет у них теперь все: молоко, сметана, творог и даже маслице.
(Аленка, напевая, гонит веточкой козу к дому, навстречу им выходит Дед.)
Дед. Ну как, Козюля, ты довольна? Хорошо ли ела, хорошо ли пила?
Коза. Ох, Дед... Голодна я! Все гнала меня Аленка да гнала! Сама- то нагулялась вдоволь, набегалась, а я... Ме-е-е...
Дед. Да как же так, Аленка? Как ты могла?! Заигралась, забегалась, а нашу кормилицу голодной оставила!ма
Аленка (плача). Обманывает она, Дедушка! Вдоволь она наелась, вдоволь напилась.
Дед. Нуты, Аленка, и негодница! Придется мне дать козе травы, что на зиму припасена была!
Действие второе
(Утро (солнце поднимается). Из дому выходят Дед, Бабка и Аленка.)
Дед. Сегодня ты, Аленка, дома останешься! Бабулю пошлем нашу козу пасти. А я пойду траву косить на зиму.
Сказительница. И пошла Бабка пасти козу.
Бабка (ведя козу). Пойдем, родная моя! Пойдем, кормилица ты наша! Хоть ноги у меня нынче и не быстрые, зато не спеша наешься вдоволь.
(Бабка гонит козу веточкой через сцену за кулисы.)
Сказительница. Вот и вечер наступил. Солнце к земле клонится. Коза идет домой довольная.
(Бабка гонит веточкой козу к дому, на крыльцо выходит Дед.)
Дед (козе). Ну теперь-то ты, Козюля, довольна? Вижу, наелась, напилась нынче вдоволь: вымя-то тяжелое...
Коза (жалобно). Ме-е-е... Да голодная я, Дед! Бабуля идет медленно, а я пробежалась. Успела лишь несколько листиков съесть да несколько глотков водицы испить... Пришлось Бабулю искать!
Бабка (Козе, возмущенно). Ах ты, негодница! Ах ты, обманщица! Как тебе не стыдно?!
Дед (Бабке). Опять придется кормить козу дома...
Действие третье
(Утро. На крыльце дома Дед, Бабка и Аленка.)
Дед. Пойду-ка я сегодня сам козу пасти! Нет от вас толку!
(Дед гонит козу веточкой через сцену.)
Сказительница. Но решил Дед схитрить...
Дед (отпуская козу). Ну, коза, иди сегодня пастись сама.
Сказительница. Пасется коза и радуется, что самостоятельная. А Дед-то из-за кустов за ней и наблюдает. Коза вдоволь всякой травы наелась, вдоволь водицы напилась, вдоволь за бабочками погонялась. А вечером идет домой довольная, но виду не подает. Встречает ее Дед и спрашивает...
Дед. Хорошо ли попаслась, Козюля? Вымя-то тяжелое!
Коза. Да что ты, Дед?! Голодная я! Мухи налетели! Пастись не дали! Я только и отбивалась весь день от них!
Дед. Ах ты, негодница! Ах ты, обманщица! Мы все дружно жили, да ты нас перессорила, мы друг другу верить перестали! Уходи вон от нас, лгунья!
Сказительница. И пошла коза, гордо голову задрав.
Коза. Я и без вас проживу!
Действие четвертое
Сказительница. И вот идет коза по лесу, а навстречу ей Заяц. Сразу сделала вид Козюля, что плохо ей, заблеяла так жалобно-жалобно.
Заяц. Привет, коза! Ты что такая грустная? Плачешь что?
Коза. Да вот жила я у Деда, Бабки и внучки их Аленки. Кормили меня там плохо, а потом и вовсе выгнали! Ме-е-е...
Заяц. Надо же... А еще говорят, у людей хорошо. Иди ко мне жить.
Сказительница. Стали жить они вместе. Коза целый день гуляет в свое удовольствие, ест, пьет. А Заяц работает, запасы на зиму делает: зимой-то снегу много, а пропитания мало. Так коза еще и запасы его съедать стала. Заметил это Заяц...
Заяц. Это что такое? Куда мои запасы пропадают?
Коза. Незна-а-а-ю-ю!
Заяц. Как не знаешь?! А что это у тебя вокруг рта крошки от морковки? Такты меня обманываешь?! Да еще и воруешь! Уходи, коза, прочь!
Действие пятое
Сказительница. И вот идет коза по лесу дальше, а с ветки на ветку Белка прыгает. Заблеяла коза жалобно.
Белка. Ты что, коза, плачешь? Потерялась? Ведь ты должна у людей жить.
Коза. Жила я у людей, да только не поили они меня, не кормили, а потом еще и выгнали. Жила я и у Зайца, да и он тоже меня выгнал.
Сказительница (зрителям). А за что выгоняли козу?
(Ответы детей: за обман и воровство.)
Белка. Я тебя могу приютить, внизу, под деревом, в большом дупле, где я запасы на зиму делаю.
Сказительница. И стала коза жить у Белки. Живет день, живет другой, пасется вволю, но и про белкины запасы не забывает. Поняли, ребята? Повторилась история. В один прекрасный день Белка глянь в дупло, а запасов-то ее и нет!
Белка. Куда же запасы мои делись?
Коза. Не зна-а-а-ю-ю! Ме-е-е...
Белка. А кто знает?! Обманщица ты и воровка! И лентяйка к тому же! Вон в лесу сколько корма! Ешь - не хочу! Уходи от меня прочь!
Действие шестое
Сказительница. Идет Козюля по лесу, жалобно блеет. Обидно! Ей кажется, что она хорошая, а ее только ругают все. И тут навстречу козе выходит Лиса. А козочка-то наша молоденькая, глупенькая, не знает, откуда несчастья ждать.
Лиса (козе). Ой какая хорошенькая! Какая беленькая! Какая гладенькая! Почему ты плачешь? Потерялась? Да?
Коза. Жила я у людей, но они меня плохо кормили, плохо поили, еще и выгнали. Заяц тоже меня выгнал. Выгнала и Белка.
Лиса (зрителям). Хороша, видно, штучка! Вот обманщица! Разве была бы она такая упитанная?
(Мечтательно облизываясь.)
Ох и отличный у меня ужин будет - м-м-м-м...
(Козе.) Бедненькая ты моя! Пойдем ко мне жить, у меня хорошо. Как тебя зовут?
Коза. Козю-ю-ю-ля-я-я.
Лиса. Ах, какое нежное имя - Козю-ю-ля!
Сказительница. Так ласковыми словами и заманила Лиса Козюлю к себе домой, сразу же угощать стала, траву да цветочки даже в дом принесла, чтобы ужин свой не потерять. А сама и думает: «Ох и знатно же я сегодня покушаю!» Козочка расслабилась, а Лиса только и приговаривает: «Ешь, моя хорошая! Ешь, моя красивая! Ешь, моя Козю-ю-ля!»
Действие седьмое
(Дом Лисы. Стук в дверь.)
Лиса. Кто там?
Волк. Открывай, кума! Я в гости пришел.
Лиса. Проходи, куманек, проходи. Ужином угощу.
Сказительница. Лиса Волка в дом приглашает, а сама ему незаметно подмигивает. А коза-то и думает про себя: «Сейчас еще меня подкормят, ведь гость пришел. У людей-то так всегда и бывает!» Растопила печь Лиса, приговаривает: «Ох, и вкусный ужин у нас сегодня будет, куманек».
(Снова стук в дверь.)
Лиса. Кто там?
Медведь. Это я, Лиса. Открывай! Поговорить надо!
Лиса. Проходи, Медведь, проходи. У меня кум в гостях. Ужин у нас намечается.
Сказительница. Опять подмигивает Лиса. Волк даже хохотнул довольно. Тут коза-то все и поняла!
Коза. Я ведь у людей жила, у них всегда весело бывает, когда гости в доме. Давайте перед ужином поиграем в жмурки. Кто меня поймает, тому молока много достанется. Волк, Лиса и Медведь завязали глаза и бегают друг за другом. А коза побегала, побегала с ними, да и выбежала из дому, толстой палкой дверь подперла. Лиса первая додумалась, в чем дело, сорвала с глаз повязку, а Козюли-то и нет.
Лиса. Ушел, ушел наш ужин! Снимайте повязки, дуралеи!
Сказительница. Бежит коза со всех ног домой. А тем временем у калитки вся семья, пригорюнившись, стоит. Плачет Бабка, плачет внучка Аленка. Только Дед крепится, украдкой слезу вытирает. Даже Жучка жалобно так воет.
Дед (увидев козу). Да не плачьте вы! Вон наша красуля бежит! Полное вымя молока несет!
Коза. Ме-е-е! Здравствуйте! Я так соскучилась! Я все поняла! Возьмите меня снова к себе жить. Не буду я больше обманывать, не буду красть больше.
Бабка. Так ты еще и воровством занималась?!
Коза (виновато опустив голову). Да-а-а...
Аленка. Ну, ничего... Она же правду сказала, раскаялась... Пусть снова у нас живет. Только будем называть ее теперь не Козюлей, а Красулей. Хорошо?
(Дед, Бабка, Аленка обнимают Красулю).
Красуля (радостно). Ме-е-е!
Сказительница. Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец!
(Обсуждение сказки. Выслушать мнение всех желающих.)
Подведение итогов
- Почему надо говорить всегда правду?
Пословицы
Без правды люди не живут, а только маются.
Где правда, там и счастье.
За правду стой горой.
Кто правдой живет, тот добро наживет.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Неправда всегда выйдет наружу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематика классных часов 2 класс
Материал содержит календарно-тематическое планирование классных часов для учащихся 2 класса....
Сценарий классного часа первого класса "Давай дружить"
Переступая порог 1 класса, ребенок попадает в другую атмосферу жизни и деятельности. Для успешной адаптации в коллективе нужны разнообразные формы внеурочной работы. Данный классный час способствует р...
В помощь классному руководителю.Темы классных часов. 1 класс.
Дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию темы классных часов для 1 класса....
Сценарий классного часа. 4 класс.
В материале представлены фрагменты классного часа, посвящённого Дню знаний в 4 классе....
Тематика классных часов 3 класс
В помощь учителю начальных классов предлагаю разработку классных часов для третьего класса...
Темы классных часов 1 класс
Темы классных часов наиболее актуальные для первого года обучения и воспитания обучающихся, т.к. ведётся огромная работа классного руководителя по сплочению коллектива, складываются...
Список тем классных часов 4 класс.
Темы классных часов для 4 класс....