Исследовательский проект «Новогодняя игрушка - новогоднее чудо».
проект (3 класс)
Исследовательский проект «Новогодняя игрушка - новогоднее чудо».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_.novogodnyaya_igrushka.docx | 37.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект «Новогодняя игрушка - новогоднее чудо».
Конкурс детского изобразительного искусства и художественно-прикладного творчества «Наш мир-детский»
Под руководством
учителя нач.классов
Питениной Е.В.
Памятка “От чего зависит успех исследования”.
- Определи способ сбора информации, исходя из темы исследования.
- Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов.
- Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
- Вложи в исследование всю свою энергию и силу.
Нарядная елка, переливающаяся в цвете красочных огней, на протяжении многих веков собирает вокруг себя мою семью. Поэтому нет ничего удивительного в том, что одной из самых любимых новогодних традиций является украшение лесной красавицы. Новогоднюю елку мы наряжаем вместе с моей мамой и бабушкой.
В нашей семье стало традицией накануне Нового года украшать лесную красавицу елочными украшениями. У нас в семье хранится много новогодних игрушек, некоторые из них ровесницы моей бабушки. Мне захотелось в этом году украсить елку игрушками, сделанными своими руками.
Слайд 1,2
Отражающие огоньки гирлянд, с причудливыми узорами, покрытые блестками, стеклянные елочные шары с детства предстали перед нами как чудесный символ новогодних праздников. Каждый раз мы наряжаем зелёную красавицу лучезарными шариками и мало задумываемся над тем, почему именно они завоевали статус традиционного рождественского украшения.
А ведь на самом деле, у нарядного шара своя волшебная история…
Слайд 3
Гипотеза:
Я предположил, что создать красивую и оригинальную игрушку помогут знания возникновения новогодних игрушек , произведений литературы и искусства , знания и умения с уроков изо и эстетики , применение техники папье-маше.
Исходя из этой гипотезы, я определила тему исследования: «Новогодняя игрушка-новогоднее чудо.»
Слайд 4
Цель исследования:
создание новогодние игрушки (шары).
Мне предстояло решить следующие задачи:
-уточнить представления об истории появления новогодней игрушки;
-познакомиться с произведениями литературы и искусства о возникновении новогодней игрушки,украшении новогодней елки.
-провести исследование: знания сверстников о истории возникновения новогодних украшений.
-изготовить новогодние игрушки в технике папье –маше.
-проанализировать проделанную работу.
Вид занятия: интегрированное (интеграция познавательно-речевое, художественно-эстетическое)
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Словарная работа: новогодние украшения, традиции, история, папье-маше.
Предварительная работа: чтение сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»; чтение рассказа М. Зощенко «Елка», С.Михалкова «Двенадцать месяцев» и просмотр мультфильмов «Морозко», «Серебряное копытце»; рассматривание и беседа о елочных новогодних игрушках, оформление полочки с новогодними украшениями из разного материала; видео просмотр фрагментов балета «Щелкунчик».
Слайд 5
Актуальность выполнения работы в возвращении к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры.
Объект исследования.
Предметом исследования стали традиционные новогодние игрушки.
В работе над проектом использовала следующие исследовательские методы:
-изучение произведений литературы и искусства;
-работа с Интернет ресурсами;
-социологический опрос;
-наблюдение, сравнение и анализ росписи новогодней игрушки;
-практическая работа;
- анализ проделанной работы
Слайд 6
Пытаясь найти ответ на этот вопрос, я провел социологическое исследование:
Сколько лет новогодней игрушке?
Когда и где появилась первая игрушка.
Как украшали елку?
Какие украшения существовали раньше?
Что они символизировали? Есть ли дома старинные новогодние украшения?
Слайд 7, 8,9
Слайд 10
Из опроса одноклассников я узнал ,что 100% не знают где и когда появились первые новогодние украшения, игрушки.
50%-принесли из дома старинные украшения для елки и рассказали о них. (Кому они принадлежат и сколько им лет.)
Самой долголетней стала стеклянная «Еловая шишка» и «Фонарики» -40 лет и бумажные зверюшки им исполнилось 50 лет.
Слайд 11
Сложно представить, что когда новогодних игрушек не существовало. Но всё имеет своё начало В незапамятные времена у древних кельтских народов существовал обычай поклонения природным силам. Считалось, что живая природа населена разными сверхъестественными существами, и, чтобы получить их благосклонность и помощь, надо было приносить жертвы, доказывая таким образом свое почтение. Верили, что в ветвях деревьев живут духи, от расположения которых зависит урожай и плодородие. Поэтому священное дерево (первоначально таковым считалась яблоня) щедро наряжали, а вокруг него устраивали веселые песни и пляски. Позже ритуальным деревом стала вечнозеленая ель. Видимо, именно к этому кельтскому представлению и восходит европейская традиция украшать новогоднюю ёлку.
Слайд 12
Одним из самых распространенных рождественских украшений был и по сей день остается колокольчик. Он считался мощным оберегом. Своим звонким голосом колокольчик отгоняет темные силы, оберегает дом от несчастий. Говорили даже, что он очищает воздух и не позволяет распространяться болезням.
Слайд 13
Незаменимый атрибут Рождества у европейцев – венок из еловых ветвей с колокольчиком, горящими свечами и красными бантами, означающими воскресение Спасителя. В начале 20 века, когда елочные игрушки и само деревце стали уже общедоступной радостью, пестро наряженная разнородными игрушками елка стала в Европе признаком безвкусицы. В моду вошла сдержанная традиция украшения елки двумя цветами: серебристым и синим, желтым и красным.
Слайд 14
Нельзя не вспомнить о символе самоотверженности Иисуса Христа – множестве маленьких рождественских свечек, затаившихся в хвойном деревце.
Слайд 15
В России, как и в Европе, первые рождественские елки украшали сладостями и фруктами. Но есть и чисто русские особенности. Так, на Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.
Слайд 16
Итак, первые елочные украшения были исключительно съедобными. Ими стали яблоки, мандарины, апельсины, морковь, картофель, яйца, орехи, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы. Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо – непрерывную жизнь, орехи – загадочность божественного провидения, вафли – святое благословление
Слайд 17
Яблоки занимали самое почетное место среди всего многообразия первых украшений. Осенью отбирались самые красивые яблоки, ровные, крупные и крепкие. Их бережно хранили до самой зимы. Легко представить, как торжественно смотрелись красные и желтые яблочки на фоне темно-зеленых ветвей. И именно яблоки стали прообразом стеклянных шариков…
Слайд 18
Согласно легенде, некогда выдался недородный год и яблок было мало. Тогда стеклодувы из городка Лауша в Тюрингии в 1848 году предложили временную замену этому фрукту. Там и были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла. Они сразу же покорили сердца, так что очень скоро их производство стало массовым и прибыльным делом. Вышел указ об использовании серебристых шаров из Лауши в качестве рождественских украшений. Со временем талантливые мастера стали выдувать из стекла не только шары, но различные другие фигурки. А немецкие елочные игрушки прославились на весь мир
Иногда яблоки покрывали краской и блестками, а орехи – сахаром. Конфеты запаковывали в цветную бумагу или фольгу. Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть. В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье.
Слайд 19
Но украшения из стекла довольно долгое время были дорогостоящими, и поэтому домашние поделки продолжали оставаться любимым и полезным семейным занятием. Это были игрушки из скорлупы, цветной бумаги, картона, ваты, теста в форме сердечек, птиц, зверей, колокольчиков, снеговичков, причудливо испеченное песочное печенье, посеребренные и позолоченные шишки.
Слайд 20
Отрывок из рассказа М.Зощенко «Елка»
В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!
Ну, первые три года жизни я, наверно, не понимал, что такое ёлка. Наверно, мама выносила меня на ручках. И, наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.
А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка. И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.
А моей сестрёнке Леле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка. Она мне однажды сказала:
- Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.
Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.
Моя сестрёнка Леля говорит:
- Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке. И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке. Я говорю:
- Леля, если ты съела пастилочку, то я тоже сейчас что-нибудь съем. И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока. Леля говорит:
- Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку…
Слайд 21, 22
Но украшения из стекла довольно долгое время были дорогостоящими, и поэтому домашние поделки продолжали оставаться любимым и полезным семейным занятием. Это были игрушки из скорлупы, цветной бумаги, картона, ваты, теста в форме сердечек, птиц, зверей, колокольчиков, снеговичков, причудливо испеченное песочное печенье, посеребренные и позолоченные шишки.
Стеклянные шары в нашей стране тоже были дорогим удовольствием: в прошлом один шарик стоил, чуть ли не как современный автомобиль. Поэтому в России даже продавали специальные альбомы для создания самодельных игрушек, где по инструкциям вырезали и клеили. К тому же, только у нас изготавливали стеклянные сосульки. Но история отечественных ёлочных украшений – это отдельный, не менее любопытный разговор...
Слайд 23
Но особенно популярными елочными игрушками в последнее время стали расписные шары - шары с росписью под гжель, хохлому, ведь именно эти украшения создадут не просто праздничное настроение, но ощущение настоящего русского праздника. А как известно, русские празднования издавна славились размахом, гостеприимством, широтой души, яркостью эмоций.
Слайд 24
Мне предстоит создать в технике папье-маше новогодние шары. Распишу их хохломской росписью и под гжель. Они станут оберегами нашей семьи.
Папь-маше (фр. Papier –mache «жеваная бумага») – легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т.д. Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол. Огромный интерес публики к импортным китайским и японским лакированным декоративным изделиям стал примерно в 70 –х годах 17 века толчком к развитию производства в Европе изделий из папье-маше.
Материалы и инструменты:бумага газетная , клей , кисточки, гуашь , бесцветный лак, ножницы .
Слайд. 25, 26
Изучив и проанализировав историю ёлочной игрушки, я пришел к следующим выводам:
- Новогодняя игрушка с течением времени трансформируется и меняется, появляются новые виды игрушек, но и старые не уходят в
- Самой постоянной игрушкой оказался ёлочный шар, который был в моде во все рассматриваемые нами периоды.(Приложение)
- Слайд 27
Проводя анализ проделанной работы, чувствую, что не зря взялась за этот проект. Я получил большое удовольствие от «общения» с искусством и литературой. В ходе работы над проектом узнала о легендах, обычаях , которые передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Именно в них услышал голоса живой истории и увидел картины далёкого прошлого. Много открытий я сделал для себя! Своей работой смог заинтересовать одноклассников, которые помогали мне в исследовательской работе.
Я благодарю моих любимых маму и бабушку за помощь при работе над проектом.
Слайд 28
Я поздравляю всех с Новым годом.!!!!
Приложение
Во время Великой Отечественной войны украшение новогодней ёлки было обязательным – это напоминало солдатам о мирной жизни, придавало сил и надежду на скорую победу. При этом на фронтах ёлки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Фабрики также продолжали выпускать новогодние игрушки, правда, ограниченными сериями. «Военные» ёлки украшались «солдатами», « танками», «сталинскими броневиками», «пистолетами», «собаками-санитарами». В период войны в условиях тотального дефицита штамповали, а затем раскрашивали жестяные фигурки животных. Это наиболее ценимый коллекционерами тип игрушки — ценны они своей редкостью. В эти тяжелые для страны годы на заводе «Москабель» крутили проволочные украшения. В дело шли отходы производства, но из отходов получались великолепные работы: переплетенные золотисто-красными нитями домики для птиц, аккуратные корзиночки, пятиконечные красные звезды, внутри которых помещался советский герб — «Серп и молот».
После войны ёлочные игрушки снова стали «мирными», правда, в связи с разрухой и суровым временем ёлочные игрушки практически не выпускались, поэтому в магазинах продавались листы бумаги с нарисованными животными. Их вырезали, склеивали и вешали на ёлку. ...
До 1917 года | 30-е-40-е годы | Конец 40-х-50-е годы | 1956-1964 | 64-й-80-е годы | 90-е годы | 2000-е годы | |
Санта Клаус | + | ||||||
Дед Мороз и Снегурочка | + | + | + | + | + | + | |
Пятиконечная звезда Пика | + + | + | + | + | + | + | |
Шишки, сосульки | + | + | + | + | |||
Шары | + | + | + | + | + | + | + |
Животные | + | + | + | + | + | + | + |
Цирковые игрушки | + | + | + | ||||
«Воздушные» игрушки (самолёты, ракеты, дирижабли) | + | + | |||||
Космические игрушки | + | ||||||
Фигурки полярников | + | ||||||
«Военные» игрушки (солдаты, танки, броневики) | + | ||||||
«Съедобные» игрушки | + | + | + | + | |||
Герои сказок | + | + | + | ||||
Игрушки, изображавшие людей (клоуны, пионеры, космонавты, циркачи, моряки, балерины и т.д.) | + | + | + | + | |||
Игрушки с символикой Советов | + | + | |||||
Игрушки с портретами членов Политбюро | + | ||||||
Республики-сёстры | + | ||||||
Стеклянные бусы | + | ||||||
Колокола | + | + | + | ||||
Гирлянды | + | + | + | ||||
Часы | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект 3a класса «Новогодние игрушки на ёлку возле ДК»
Ежегодно в канун Нового года на центральной площади села устанавливают новогоднюю елку. Чаще всего она украшена только электрическими фонарями, которые светят в темное время суток. А вот днем...
Творческий проект по технологии "Новогодняя игрушка"
Новый год и Рождество - самые любимые семейные праздники с волшебными превращениями и подарками от Деда Мороза. Что такое Новый год и Рождество? Откуда к нам пришли эти праздники? Почему на эти праздн...
Исследовательский проект младших школьников «Первоцвет»: "Чудо-варенье"
Во 2 классе я участвовала в муниципальном этапе Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета – 2016» в номинации «Многообразие вековых традиций», ...
Сценарий Новогоднего праздника "Новогоднее чудо"
Сценарий Новогоднего праздника с чудесными превращениями и весёлыми номерами....
Творческий проект по технологии «Новогодняя игрушка»
Цель – создание новогодней игрушки - мишки Тедди. Задачи:•изготовить мишку Тедди;•подобрать инструменты, материалы, декор;•подобрать цветовое решение оформления работы...
Исследовательский проект " Квадрокоптер. Игрушка или нет?"
Интересный исследовательский проект...
Технологическая карта урока технологии “ Динамическая игрушка. Новогодняя игрушка” (4 класс)
Цель урока: формирование о обучающихся умения изготавливать динамическую игрушку.Дидактические:Совершенствовать навыки выполнения технологических операций (разметку при помощи инструмента, по ш...