Спектакль по мотивам сказки Марьи Дмитриевны Кривополеновой "Череп - терем"
план-конспект занятия (4 класс)

Истомина Елена Васильевна

     31 марта  2023 года исполнилось 180 лет  со дня рождения Марьи Дмитриевны Кривополеновой, пинежской сказительницы.

    Я создала сценарный текст по мотивам сказки «Череп – терем», где участвуют  персонажи первоисточника,  сохранены отдельные сцены, повороты сюжета, но общий сюжет отличается от оригинала. В сказку «Череп – терем» я  внесла элементы появления  скоморох, которые созывают детей, чтобы послушать сказки  М.Д. Кривополеновой, элементы стихотворных строк, пословиц и поговорок, изменила концовку сказки, сделав медведя добрым, который  не будет крушить дом – терем. Сценарный текст содержал  знакомый материал. В  сценарий внесла повторы – реплики, в которых используется многократно один и тот же языковой материал. Они  облегчают усвоение роли, акцентирует внимание на основные моменты постановки. Текст  построила на знакомом  музыкальном и речевом материале, включала возможности для импровизации.

     Приступая к подготовке спектакля, точно определила  тему, идею и жанр постановки, продумала оформление сценического пространства, декорации, реквизит, костюмы персонажей, характер и техническое решение искусственного освещения .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_cherep_-_terem.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Уемская средняя школа»

Методическая разработка:  Сценарий театральной постановки. Спектакль «Череп – терем» по мотивам сказки Марии Дмитриевны Кривополеновой

Автор: Истомина Елена Васильевна,

учитель начальных классов.

2023 год

п. Уемский Приморский район

Описание практики:

1.Название. Методическая разработка спектакля «Череп – терем» по мотивам сказки М.Д. Кривополеновой»

2.Возраст детей: 7-10 лет.

3.Направление: Художественное.

     31 марта  2023 года исполнилось 180 лет  со дня рождения Марьи Дмитриевны Кривополеновой, пинежской сказительницы.

    Я создала сценарный текст по мотивам сказки «Череп – терем», где участвуют  персонажи первоисточника,  сохранены отдельные сцены, повороты сюжета, но общий сюжет отличается от оригинала. В сказку «Череп – терем» я  внесла элементы появления  скоморох, которые созывают детей, чтобы послушать сказки  М.Д. Кривополеновой, элементы стихотворных строк, пословиц и поговорок, изменила концовку сказки, сделав медведя добрым, который  не будет крушить дом – терем. Сценарный текст содержал  знакомый материал. В  сценарий внесла повторы – реплики, в которых используется многократно один и тот же языковой материал. Они  облегчают усвоение роли, акцентирует внимание на основные моменты постановки. Текст  построила на знакомом  музыкальном и речевом материале, включала возможности для импровизации.

     Приступая к подготовке спектакля, точно определила  тему, идею и жанр постановки, продумала оформление сценического пространства, декорации, реквизит, костюмы персонажей, характер и техническое решение искусственного освещения .

Цели:

  1. Развитие чувства коллективизма в единой творческой работе.
  2. Предоставить возможность каждому ребёнку раскрыть актёрские способности.
  3. Самореализация в сценическом творчестве.

Задачи:

1.Развитие речи детей, выработки и закрепления навыков социальной адаптации, морально  - нравственных установок.

2.Создать необычный спектакль по форме и содержанию понятный и доступный всем.

3.Закрепить навыки творческой деятельности.

4.Приобщить к исполнительскому мастерству актера, вокалиста, танцора.

    Важность данного спектакля для учащихся  начальной школы (7 -10 лет)  объясняются следующими факторами.

 Социально – эмоциональные факторы. Дети одновременно являются актерами, режиссерами, художниками, музыкантами, что  предоставляет им некоторую независимость, возможность творчества.

Психологические факторы. Ребенку предоставляют возможность ощутить чувство внутренней свободы, раскованности, самовыражения.

Интеллектуальные факторы. В процессе игры  учащиеся выполняют разнообразные творческие задания, исполняя роли персонажей с разными характерами, примеривают на себя различные модели социального поведения. Играя волка или медведя, ребенок может выразить агрессию, исполняя роль зайчика – осторожность. Это  очень важно для  того, чтобы впоследствии, став  взрослым, человек смог вести себя адекватно  в ситуации, проявляя уже «наработанные» те или иные качества.

        Работая над постановкой  спектакля, выделяю следующие этапы:

- знакомство с текстом ( знакомлю с материалом  будущего спектакля, провоцирую детей  на собственные рассуждения о характерах персонажей, их поступках, событиях, происходящих с ними, о том , какой это персонаж, что нравится, что нет);

-игры, этюды ( предлагаю детям пофантазировать, попытаться изобразить персонажей: как они ходят, как говорят, едят, спят; использую подручный материал: элементы  театральных костюмов, сценический реквизит; включаю  музыкальное сопровождение)

- распределение ролей и разучивание текста (предлагаю воплотить в действии заданный образ своего героя, понять его сущность определить индивидуальные черты поведения, характера, привычек, как выглядит персонаж, как одет, какая у него походка, речь; предлагаю читать  с листа вслух по ролям, учить текст  на месте, на сцене)

- разводка (первые репетиции, во время которых исполнители ролей вместе со мной придумываем мизансцены ( расположение актера и реквизита на сцене в определенный момент времени, передвижения, физические действия персонажей);

-наработка ( с каждым героем сказки репетирую отдельно, ввожу хореографические, спортивные и вокальные  элементы, работаем над интонацией, смысловыми паузами, мимикой и жестами);

- отработка (спектакль репетируется полностью от начала до конца, со всеми спецэффектами, хореографическими, спортивными и вокальными элементами, делаю замечания, вношу уточнения);

- прогоны (провожу репетиции всего спектакля от начала  до конца без остановок, замечания и уточнения делаю в конце действия и реализуем в следующем прогоне)

- генеральная репетиция ( на прогон конечного варианта спектакля приглашаем в качестве зрителей детей группы продленного дня)

- премьера ( представление спектакля зрителям – родителям, учителям, детям)

                                   Планируемые результаты

Познавательные:

получение опыта сопереживания и уважительного отношения друг к другу, получение навыков сценического поведения.

Коммуникативные:

выработка чувства ответственности перед зрителями и перед партнерами, получить навыки коллективного творчества, умения взаимодействовать, навык диалогического поведения, с учетом вымышленной ситуации.

Регулятивные:

формирование эмоционального восприятия мира ребенка, развитие сферы предметно – игрового общения.

    Данную работу можно использовать в работе общеобразовательных организаций.

Спектакль «Череп – терем» по мотивам сказки Марии Дмитриевны Кривополеновой.

Герои:

 Скоморохи (2)

Махонька и 3 детей

 Муха – горюха

Блоха- поскакуха

Комар- пискун

Таракан -  шеркун

Мышь – колоколенка

Горносталюшко – чирикалюшко

Заюшко – попытаюшко

Зайки (3)

Лиса – краса

Волчище – большой ротище

Медведище – толсты пятища

Реквизит: корзинка, музыкальные инструменты – шеркунки, балалайка, гитара, самовар, подносы с ватрушками и шаньгами, кедровая шишка.

Оформление сцены: Нарисованный  череп – терем висит на ширме, маленький стульчик стоит ( пенек).

Музыкальное оформление:

  1. Русская народная песня «Барыня – сударыня»
  2. Музыка.А. Варламова «Весёлая мышка»
  3. Музыка. Г.Гуриненко «Танец лесных зверят»
  4. Музыка. И. Конвенан «Бабушка, испеки оладушки»
  5. Музыка. А. Варламов «Песня волка»
  6. Музыка. Д Тухманов «Пых,пых, самовар»
  7. Русская народная песня. «Как пойду я на быструю речку»

Действие 1

Выход скоморохов ( спортивное упражнение  - колесо).(Музыка 1)

Скоморох -1: Ото всех дверей, ото всех ворот, выходи скорей, торопись народ.

Скоморох -2: Открываются ворота, выходи - кому охота. А кому не охота, тоже выходи!

Скоморох -1: Дома ли Марья, дома ли Дарья? Дома ль душенька – Катюшенька? Да Василек?

Выход М.Д. Кривополеновой и 3 детишек. (Музыка 1)

Махонька и 3 детей: Идем, идем, туточки мы!

Скоморох -2: А вот и Махонька наша пришла. Мария Дмитриевна Кривополенова.

Махонька: (обращается к детям) Деточки дорогие! Не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать.

Дети:

Мальчик 1: В сказке радость побеждает.

Девочка: Сказка учит нас  любить.

Мальчик 2:В сказке звери оживают - начинают говорить.

Скоморох -1:Собирайтесь люди, представленье здесь будет.

Скоморох -2:Публика собирается, представление начинается!

(Скоморохи, Махонька и дети становятся зрителями)

Действие 2

Муха: ( сидит на пеньке, потягивается и летит, видит черепок (глиняный горшок) (Музыка 7)- Вот это  череп. Настоящий терем! Буду здесь жить!

Блоха: ( выскакивает , делает спортивное упражнение - колесо) (Музыка )

–Кто в терему, кто в высоком? (Муха встречает Блоху у терема)

Муха: Я муха – горюха, а ты кто?

Блоха: Я – блоха – поскакуха. Пусти меня на подворье.

Муха: Гость – не кость, за дверь не выкинешь. Заходи! (Муха уводит Блоху в терем)

Комар: (танцует, увидел терем) (Музыка – 3)

- Кто в терему, кто в высоком?

(Муха и Блоха выходят из терема  и представляются)

Муха: Муха – горюха.

Блоха: Блоха- поскакуха. А ты кто?

Комар: Комар – пискун. Пустите меня на подворье.

Блоха: Поди. Хорошо найдется место. Веселее жить втроем! Вот сейчас замесим тесто, а потом чайку попьем! (Герои уходят в терем)

(Появляется  Таракан, в руках у него шеркунки, он ими играет под музыку 3)

Таракан: - Кто в терему, кто в высоком?

(Герои выкрикивают из терема, называя себя по очереди. Выходит и встречает  Таракана Комар)

Муха: Муха – горюха

Блоха: Блоха – поскакуха.

Комар (встречает Таракана): Комар – пискун. А ты кто?

Таракан: Таракан – шеркун. Пустите меня на подворье.

Комар: Ну, иди! Заходи – ка к нам смелей! Вместе будем веселей! (Уводит  Таракана в терем)

Появляется  Мышь – колоколенка, она идет по лесу и поет песенку. (Музыка 2) Останавливается. Удивляется, увидев терем.

Мышь: Кто в терему, кто в высоком? (Герои выходят  из терема и окружают Мышь. В руках у Таракана – самовар, у остальных героев в руках подносы с ватрушками, шаньгами)

( Муха – горюха, Блоха- поскакуха, Комар – пискун,)

Таракан:  Я -Таракан – шеркун. Я иду- иду, иду, самовар в руках несу. (Музыка 6) А ты кто?

Мышь: Я мышь – колоколенка. Пустите меня!

Таракан: Поди!

Все вместе: Напекли мы для гостей много разных сладостей! (Герои уходят в терем, уводят с собой  Мышь)( Музыка  6)

Появляется Горностай, танцует с шишкой, упирается в терем.(Музыка 7)

Горностай: Эй, вы мил честной народ, Отворяйте двери! Кто тут в тереме живет? Люди или звери?

Звери высовывают  морды  и спрашивают: - А ты кто?

Горностай: Я – горносталюшко – чирикалюшко. Пустите меня на подворье!

Все: Что ж, иди! (Горностай  заходит в терем)

 Четыре Зайца выскакивают на полянку  и играют на деревянных ложках. Поиграв, все зайцы разбегаются, остается только маленький зайчишка. Он видит терем и осторожно подходит к нему. (Музыка 3)

Зайчик: Что за славный теремок? Вырос среди леса? Зайко здесь мог бы жить  со своей зайчихой! Кто в терему, кто в высоком?

Звери - герои выходят из терема, окружают зайца и разглядывают. Вместе: А ты кто?

Зайчик: Я заюшко – попытаюшко. Ушки долги, ножки коротеньки. Пустите меня на подворье.

Все: Приходите, приходите! Угощения берите. Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте! (Музыка 4) (Уходят все в терем, забирают с собой и зайца)

Появляется Лиса. В руках веер. Танцует.(Музыка 3)

Лиса: Вот так терем – теремок. Ладный да нарядный. Чую ягодный пирог… Где здесь вход парадный? Кто в терему, кто в высоком?

Все герои отвечают, выглядывая из – за терема :«Муха-горюха, Блоха-поскакуха, Комар-пискун, Таракан-шеркун, Мышь -  колоколенка, Горносталюшко-чирикалюшко, Заюшко-попытающко... Ты кто?»

Лиса: «Я лиса - краса... Пустите меня!»

Все герои «Поди! Живи!»

ВСЕ: Вот живем мы и играем,
И печали мы не знаем,
Не грозят нам шум и гам, 
Спим спокойно по ночам.

Появляется Волк. В руках гитара. Играет на гитаре. (Музыка 5)


 Волк: - Вот хоромы, так хоромы.
Здесь простора хватит всем,
Что молчите?
(Волк прислушивается, стучит в дверь.)
Есть кто дома?
Да не бойтесь, вы, не съем !

ВСЕ герои отвечают из  терема:«Муха-горюха, Блоха-поскакуха, Комар-пискун, Таракан-шеркун, Мышь -  колоколенка, Горносталюшко-чирикалюшко, Заюшко-попытаюшко, Лиса - краса.. А ты кто?»

Волк: «Я волчище - большой ротище... Пустите меня!»

Все: Поди – живи! В тесноте да не в обиде!

Появляется Медведь. В лапах – бочонок с медом. Кушает мед. (Музыка 3)

Медведь: Я за медом лазил в улей,

 Так трудился, так устал.

 Злые пчелы покусали

 Нос, и уши, и глаза!

 Не могу найти покоя,

 Нос огнем вот так и жжет…

 Терем? Что такое?

 В теремочке кто живет?( стучится)

 Кто-кто в терему живет?

 Кто-кто в высоком живет?

Все герои выходят из терема : «Муха-горюха, Блоха-поскакуха, Комар-пискун, Таракан-шеркун, Мышь - колоколенка, Горносталюшко-чирикалюшко, Заюшко-попытаюшко, Лиса - краса, Волчище - большой ротище... А ты кто?

Медведь: Я медведище - толсты пятища»

Все: Иди к нам жить!

Медведь: » В дом не пойду, у крыльца посижу, дом сторожить буду. Садится на пенек , берет балайку и играет. (Музыка 1)

ВСЕ: Мы теперь здесь все друзья!
Всем гостям мы рады! (Музыка 4)

Действие 3

Под музыку выскакивают скоморохи. (Музыка 1) (Спортивное упражнение – колесо)

Скоморох -1:Хорошо живут зверята.
Всем довольные ребята.


Скоморох -2: Дружно живут звери в теремочке! Никто никого не обижает. Все друг другу помогают .

Выходит Махонька с тремя детьми.

Махонька и 3 детей:

Сказке наступил конец, 
А кто слушал, молодец!

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спектакля по мотивам русской народной сказки "Теремок"

Данный сценарий ориентирован для постановки спектакля учениками 1-го класса. Постановка требует наличия музыкальног сопровождения....

Сценарий новогоднего спектакля по мотивам сказки "Снежная Королева"

Сценарий для класса с небольшой численостью учеников (10-15 чел.)....

Сценарий спектакля по мотивам сказки "Гуси-лебеди"

Сценарий составлен по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди" и может быть использован для постановки в театральном кружке или в рамках внеурочной деятельности по ФГОС....

Сценарий спектакля по мотивам сказки Г.Х.Андерсена "Снежная королева"

Предлагается сценарий спектакля по мотивам сказки Г.Х.Андерсена "Снежная королева". Сценарий расчитан для учащихся 2-3 классов....

Сценарий музыкального спектакля по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»

Сценарий  музыкального спектакля по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»...