Спектакль по мотивам сказки Марьи Дмитриевны Кривополеновой "Череп - терем"
план-конспект занятия (4 класс)
31 марта 2023 года исполнилось 180 лет со дня рождения Марьи Дмитриевны Кривополеновой, пинежской сказительницы.
Я создала сценарный текст по мотивам сказки «Череп – терем», где участвуют персонажи первоисточника, сохранены отдельные сцены, повороты сюжета, но общий сюжет отличается от оригинала. В сказку «Череп – терем» я внесла элементы появления скоморох, которые созывают детей, чтобы послушать сказки М.Д. Кривополеновой, элементы стихотворных строк, пословиц и поговорок, изменила концовку сказки, сделав медведя добрым, который не будет крушить дом – терем. Сценарный текст содержал знакомый материал. В сценарий внесла повторы – реплики, в которых используется многократно один и тот же языковой материал. Они облегчают усвоение роли, акцентирует внимание на основные моменты постановки. Текст построила на знакомом музыкальном и речевом материале, включала возможности для импровизации.
Приступая к подготовке спектакля, точно определила тему, идею и жанр постановки, продумала оформление сценического пространства, декорации, реквизит, костюмы персонажей, характер и техническое решение искусственного освещения .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_cherep_-_terem.docx | 31.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уемская средняя школа»
Методическая разработка: Сценарий театральной постановки. Спектакль «Череп – терем» по мотивам сказки Марии Дмитриевны Кривополеновой
Автор: Истомина Елена Васильевна,
учитель начальных классов.
2023 год
п. Уемский Приморский район
Описание практики:
1.Название. Методическая разработка спектакля «Череп – терем» по мотивам сказки М.Д. Кривополеновой»
2.Возраст детей: 7-10 лет.
3.Направление: Художественное.
31 марта 2023 года исполнилось 180 лет со дня рождения Марьи Дмитриевны Кривополеновой, пинежской сказительницы.
Я создала сценарный текст по мотивам сказки «Череп – терем», где участвуют персонажи первоисточника, сохранены отдельные сцены, повороты сюжета, но общий сюжет отличается от оригинала. В сказку «Череп – терем» я внесла элементы появления скоморох, которые созывают детей, чтобы послушать сказки М.Д. Кривополеновой, элементы стихотворных строк, пословиц и поговорок, изменила концовку сказки, сделав медведя добрым, который не будет крушить дом – терем. Сценарный текст содержал знакомый материал. В сценарий внесла повторы – реплики, в которых используется многократно один и тот же языковой материал. Они облегчают усвоение роли, акцентирует внимание на основные моменты постановки. Текст построила на знакомом музыкальном и речевом материале, включала возможности для импровизации.
Приступая к подготовке спектакля, точно определила тему, идею и жанр постановки, продумала оформление сценического пространства, декорации, реквизит, костюмы персонажей, характер и техническое решение искусственного освещения .
Цели:
- Развитие чувства коллективизма в единой творческой работе.
- Предоставить возможность каждому ребёнку раскрыть актёрские способности.
- Самореализация в сценическом творчестве.
Задачи:
1.Развитие речи детей, выработки и закрепления навыков социальной адаптации, морально - нравственных установок.
2.Создать необычный спектакль по форме и содержанию понятный и доступный всем.
3.Закрепить навыки творческой деятельности.
4.Приобщить к исполнительскому мастерству актера, вокалиста, танцора.
Важность данного спектакля для учащихся начальной школы (7 -10 лет) объясняются следующими факторами.
Социально – эмоциональные факторы. Дети одновременно являются актерами, режиссерами, художниками, музыкантами, что предоставляет им некоторую независимость, возможность творчества.
Психологические факторы. Ребенку предоставляют возможность ощутить чувство внутренней свободы, раскованности, самовыражения.
Интеллектуальные факторы. В процессе игры учащиеся выполняют разнообразные творческие задания, исполняя роли персонажей с разными характерами, примеривают на себя различные модели социального поведения. Играя волка или медведя, ребенок может выразить агрессию, исполняя роль зайчика – осторожность. Это очень важно для того, чтобы впоследствии, став взрослым, человек смог вести себя адекватно в ситуации, проявляя уже «наработанные» те или иные качества.
Работая над постановкой спектакля, выделяю следующие этапы:
- знакомство с текстом ( знакомлю с материалом будущего спектакля, провоцирую детей на собственные рассуждения о характерах персонажей, их поступках, событиях, происходящих с ними, о том , какой это персонаж, что нравится, что нет);
-игры, этюды ( предлагаю детям пофантазировать, попытаться изобразить персонажей: как они ходят, как говорят, едят, спят; использую подручный материал: элементы театральных костюмов, сценический реквизит; включаю музыкальное сопровождение)
- распределение ролей и разучивание текста (предлагаю воплотить в действии заданный образ своего героя, понять его сущность определить индивидуальные черты поведения, характера, привычек, как выглядит персонаж, как одет, какая у него походка, речь; предлагаю читать с листа вслух по ролям, учить текст на месте, на сцене)
- разводка (первые репетиции, во время которых исполнители ролей вместе со мной придумываем мизансцены ( расположение актера и реквизита на сцене в определенный момент времени, передвижения, физические действия персонажей);
-наработка ( с каждым героем сказки репетирую отдельно, ввожу хореографические, спортивные и вокальные элементы, работаем над интонацией, смысловыми паузами, мимикой и жестами);
- отработка (спектакль репетируется полностью от начала до конца, со всеми спецэффектами, хореографическими, спортивными и вокальными элементами, делаю замечания, вношу уточнения);
- прогоны (провожу репетиции всего спектакля от начала до конца без остановок, замечания и уточнения делаю в конце действия и реализуем в следующем прогоне)
- генеральная репетиция ( на прогон конечного варианта спектакля приглашаем в качестве зрителей детей группы продленного дня)
- премьера ( представление спектакля зрителям – родителям, учителям, детям)
Планируемые результаты
Познавательные:
получение опыта сопереживания и уважительного отношения друг к другу, получение навыков сценического поведения.
Коммуникативные:
выработка чувства ответственности перед зрителями и перед партнерами, получить навыки коллективного творчества, умения взаимодействовать, навык диалогического поведения, с учетом вымышленной ситуации.
Регулятивные:
формирование эмоционального восприятия мира ребенка, развитие сферы предметно – игрового общения.
Данную работу можно использовать в работе общеобразовательных организаций.
Спектакль «Череп – терем» по мотивам сказки Марии Дмитриевны Кривополеновой.
Герои:
Скоморохи (2)
Махонька и 3 детей
Муха – горюха
Блоха- поскакуха
Комар- пискун
Таракан - шеркун
Мышь – колоколенка
Горносталюшко – чирикалюшко
Заюшко – попытаюшко
Зайки (3)
Лиса – краса
Волчище – большой ротище
Медведище – толсты пятища
Реквизит: корзинка, музыкальные инструменты – шеркунки, балалайка, гитара, самовар, подносы с ватрушками и шаньгами, кедровая шишка.
Оформление сцены: Нарисованный череп – терем висит на ширме, маленький стульчик стоит ( пенек).
Музыкальное оформление:
- Русская народная песня «Барыня – сударыня»
- Музыка.А. Варламова «Весёлая мышка»
- Музыка. Г.Гуриненко «Танец лесных зверят»
- Музыка. И. Конвенан «Бабушка, испеки оладушки»
- Музыка. А. Варламов «Песня волка»
- Музыка. Д Тухманов «Пых,пых, самовар»
- Русская народная песня. «Как пойду я на быструю речку»
Действие 1
Выход скоморохов ( спортивное упражнение - колесо).(Музыка 1)
Скоморох -1: Ото всех дверей, ото всех ворот, выходи скорей, торопись народ.
Скоморох -2: Открываются ворота, выходи - кому охота. А кому не охота, тоже выходи!
Скоморох -1: Дома ли Марья, дома ли Дарья? Дома ль душенька – Катюшенька? Да Василек?
Выход М.Д. Кривополеновой и 3 детишек. (Музыка 1)
Махонька и 3 детей: Идем, идем, туточки мы!
Скоморох -2: А вот и Махонька наша пришла. Мария Дмитриевна Кривополенова.
Махонька: (обращается к детям) Деточки дорогие! Не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать.
Дети:
Мальчик 1: В сказке радость побеждает.
Девочка: Сказка учит нас любить.
Мальчик 2:В сказке звери оживают - начинают говорить.
Скоморох -1:Собирайтесь люди, представленье здесь будет.
Скоморох -2:Публика собирается, представление начинается!
(Скоморохи, Махонька и дети становятся зрителями)
Действие 2
Муха: ( сидит на пеньке, потягивается и летит, видит черепок (глиняный горшок) (Музыка 7)- Вот это череп. Настоящий терем! Буду здесь жить!
Блоха: ( выскакивает , делает спортивное упражнение - колесо) (Музыка )
–Кто в терему, кто в высоком? (Муха встречает Блоху у терема)
Муха: Я муха – горюха, а ты кто?
Блоха: Я – блоха – поскакуха. Пусти меня на подворье.
Муха: Гость – не кость, за дверь не выкинешь. Заходи! (Муха уводит Блоху в терем)
Комар: (танцует, увидел терем) (Музыка – 3)
- Кто в терему, кто в высоком?
(Муха и Блоха выходят из терема и представляются)
Муха: Муха – горюха.
Блоха: Блоха- поскакуха. А ты кто?
Комар: Комар – пискун. Пустите меня на подворье.
Блоха: Поди. Хорошо найдется место. Веселее жить втроем! Вот сейчас замесим тесто, а потом чайку попьем! (Герои уходят в терем)
(Появляется Таракан, в руках у него шеркунки, он ими играет под музыку 3)
Таракан: - Кто в терему, кто в высоком?
(Герои выкрикивают из терема, называя себя по очереди. Выходит и встречает Таракана Комар)
Муха: Муха – горюха
Блоха: Блоха – поскакуха.
Комар (встречает Таракана): Комар – пискун. А ты кто?
Таракан: Таракан – шеркун. Пустите меня на подворье.
Комар: Ну, иди! Заходи – ка к нам смелей! Вместе будем веселей! (Уводит Таракана в терем)
Появляется Мышь – колоколенка, она идет по лесу и поет песенку. (Музыка 2) Останавливается. Удивляется, увидев терем.
Мышь: Кто в терему, кто в высоком? (Герои выходят из терема и окружают Мышь. В руках у Таракана – самовар, у остальных героев в руках подносы с ватрушками, шаньгами)
( Муха – горюха, Блоха- поскакуха, Комар – пискун,)
Таракан: Я -Таракан – шеркун. Я иду- иду, иду, самовар в руках несу. (Музыка 6) А ты кто?
Мышь: Я мышь – колоколенка. Пустите меня!
Таракан: Поди!
Все вместе: Напекли мы для гостей много разных сладостей! (Герои уходят в терем, уводят с собой Мышь)( Музыка 6)
Появляется Горностай, танцует с шишкой, упирается в терем.(Музыка 7)
Горностай: Эй, вы мил честной народ, Отворяйте двери! Кто тут в тереме живет? Люди или звери?
Звери высовывают морды и спрашивают: - А ты кто?
Горностай: Я – горносталюшко – чирикалюшко. Пустите меня на подворье!
Все: Что ж, иди! (Горностай заходит в терем)
Четыре Зайца выскакивают на полянку и играют на деревянных ложках. Поиграв, все зайцы разбегаются, остается только маленький зайчишка. Он видит терем и осторожно подходит к нему. (Музыка 3)
Зайчик: Что за славный теремок? Вырос среди леса? Зайко здесь мог бы жить со своей зайчихой! Кто в терему, кто в высоком?
Звери - герои выходят из терема, окружают зайца и разглядывают. Вместе: А ты кто?
Зайчик: Я заюшко – попытаюшко. Ушки долги, ножки коротеньки. Пустите меня на подворье.
Все: Приходите, приходите! Угощения берите. Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте! (Музыка 4) (Уходят все в терем, забирают с собой и зайца)
Появляется Лиса. В руках веер. Танцует.(Музыка 3)
Лиса: Вот так терем – теремок. Ладный да нарядный. Чую ягодный пирог… Где здесь вход парадный? Кто в терему, кто в высоком?
Все герои отвечают, выглядывая из – за терема :«Муха-горюха, Блоха-поскакуха, Комар-пискун, Таракан-шеркун, Мышь - колоколенка, Горносталюшко-чирикалюшко, Заюшко-попытающко... Ты кто?»
Лиса: «Я лиса - краса... Пустите меня!»
Все герои «Поди! Живи!»
ВСЕ: Вот живем мы и играем,
И печали мы не знаем,
Не грозят нам шум и гам,
Спим спокойно по ночам.
Появляется Волк. В руках гитара. Играет на гитаре. (Музыка 5)
Волк: - Вот хоромы, так хоромы.
Здесь простора хватит всем,
Что молчите?
(Волк прислушивается, стучит в дверь.)
Есть кто дома?
Да не бойтесь, вы, не съем !
ВСЕ герои отвечают из терема:«Муха-горюха, Блоха-поскакуха, Комар-пискун, Таракан-шеркун, Мышь - колоколенка, Горносталюшко-чирикалюшко, Заюшко-попытаюшко, Лиса - краса.. А ты кто?»
Волк: «Я волчище - большой ротище... Пустите меня!»
Все: Поди – живи! В тесноте да не в обиде!
Появляется Медведь. В лапах – бочонок с медом. Кушает мед. (Музыка 3)
Медведь: Я за медом лазил в улей,
Так трудился, так устал.
Злые пчелы покусали
Нос, и уши, и глаза!
Не могу найти покоя,
Нос огнем вот так и жжет…
Терем? Что такое?
В теремочке кто живет?( стучится)
Кто-кто в терему живет?
Кто-кто в высоком живет?
Все герои выходят из терема : «Муха-горюха, Блоха-поскакуха, Комар-пискун, Таракан-шеркун, Мышь - колоколенка, Горносталюшко-чирикалюшко, Заюшко-попытаюшко, Лиса - краса, Волчище - большой ротище... А ты кто?
Медведь: Я медведище - толсты пятища»
Все: Иди к нам жить!
Медведь: » В дом не пойду, у крыльца посижу, дом сторожить буду. Садится на пенек , берет балайку и играет. (Музыка 1)
ВСЕ: Мы теперь здесь все друзья!
Всем гостям мы рады! (Музыка 4)
Действие 3
Под музыку выскакивают скоморохи. (Музыка 1) (Спортивное упражнение – колесо)
Скоморох -1:Хорошо живут зверята.
Всем довольные ребята.
Скоморох -2: Дружно живут звери в теремочке! Никто никого не обижает. Все друг другу помогают .
Выходит Махонька с тремя детьми.
Махонька и 3 детей:
Сказке наступил конец,
А кто слушал, молодец!
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спектакля по мотивам русской народной сказки "Теремок"
Данный сценарий ориентирован для постановки спектакля учениками 1-го класса. Постановка требует наличия музыкальног сопровождения....
Сценарий новогоднего спектакля по мотивам сказки "Снежная Королева"
Сценарий для класса с небольшой численостью учеников (10-15 чел.)....
План-конспект занятия (3 класс) на тему: "Сценарий новогоднего спектакля по мотивам сказки "Снежная Королева"
Сценарий для класса с численностью учеников 15 человек...
Сценарий спектакля по мотивам сказки "Гуси-лебеди"
Сценарий составлен по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди" и может быть использован для постановки в театральном кружке или в рамках внеурочной деятельности по ФГОС....
Сценарий спектакля по мотивам сказки Г.Х.Андерсена "Снежная королева"
Предлагается сценарий спектакля по мотивам сказки Г.Х.Андерсена "Снежная королева". Сценарий расчитан для учащихся 2-3 классов....
Сценарий музыкального спектакля по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»
Сценарий музыкального спектакля по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»...