Экологическое воспитание младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружающую среду, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать хотя бы элементарными экологическими знаниями. Опыт показывает, что взрослого человека с уже сформировавшимися взглядами трудно переубедить и перевоспитать. До сих пор у нас природа часто оценивается только с точки зрения пользы или вреда для человека. Я считаю, что сформировать человека с новым, экологическим типом мышления можно только с раннего детства. Поэтому крайне важным звеном системы непрерывного экологического воспитания и образования является работа с младшими школьниками. Именно в этот период у человека формируются представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали и понимание существующих в природе связей. Так как все изменения природной сферы, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни и здоровье населения, то рассмотрение этой взаимосвязи осуществляется через систему знаний о значении отдельных компонентов и природы в целом для жизни и хозяйственной деятельности человека, о необходимости рационального использования природных ресурсов и их восстановления.В своей статье я описываю систему работы по экологическому воспитанию младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.docx | 52.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Екатериновка
Екатериновского района Саратовской области
Конкурс «Десятилетие детства»
Номинация: «Всестороннее развитие, обучение, воспитание детей»
Конкурсная работа:
«Экологическое воспитание
младших школьников»
Работу подготовила:
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Спасова Наталия Юрьевна
Екатериновка, 2023
Содержание:
- Введение …………………………………………………………. 3
- Экологическое воспитание на уроках…………………………….. 5
- Экологическое воспитание во внеклассной работе…………….…13
- Роль семьи в воспитании экологической культуры
младших школьников……………………………………………..17
- Организация сотрудничества…………………………………..… 19
- Заключение……………………………………………………….....21
- Источники информации………………………………………….....22
Введение.
К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность.
В. А. Сухомлинский
В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружающую среду, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать хотя бы элементарными экологическими знаниями. Опыт показывает, что взрослого человека с уже сформировавшимися взглядами трудно переубедить и перевоспитать. До сих пор у нас природа часто оценивается только с точки зрения пользы или вреда для человека. Я считаю, что сформировать человека с новым, экологическим типом мышления можно только с раннего детства. Поэтому крайне важным звеном системы непрерывного экологического воспитания и образования является работа с младшими школьниками. Именно в этот период у человека формируются представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали и понимание существующих в природе связей. Так как все изменения природной сферы, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни и здоровье населения, то рассмотрение этой взаимосвязи осуществляется через систему знаний о значении отдельных компонентов и природы в целом для жизни и хозяйственной деятельности человека, о необходимости рационального использования природных ресурсов и их восстановления.
С 2017 года на базе нашего образовательного учреждения работает муниципальная инновационная площадка: «Формирование экологической компетентности школьников как способ организации их эффективного взаимодействия с образовательной средой и местным социо - природным окружением». Планируя работу нашей площадки, администрация нашего образовательного учреждения поставила следующие цели и задачи:
Цели:
- Формирование знаний учащихся об экологических законах и принципах жизни (экологическое мышление) – экологического мировоззрения.
- Реализация учебных программ общего и дополнительного образования, обеспечивающих формирование экологических компетенций.
- Обеспечение междисциплинарной интеграции в изучении экологии.
- Развитие у детей нравственно-этических качеств личности, ценностных установок, обеспечивающих готовность к решению экологических задач и проблем (экологическое мировоззрение).
- Формирование социально-экологической компетентности и развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через включение в активную исследовательскую и преобразовательную деятельность по охране окружающей среды.
Задачи:
- повысить интеллектуальный потенциал учащихся через включение в активную исследовательскую и преобразовательную деятельность по охране окружающей среды;
- развитие у учащихся чувства причастности к решению экологических проблем, через включение в различные виды практико-ориентированной деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в родном крае;
- создание условий для самореализации творческой и социально-значимой практической деятельности;
- формирование ценностной ориентации в отношении экологии человека и цивилизации в целом;
- создать условия для приобретения опыта решения учебных проблем на основе всестороннего переноса, интеграции, синтеза и применения знаний и умений.
- способствовать становлению активной жизненной позиции ученика, его готовности участвовать в будущем в решении личностных, профессиональных и социально значимых проблем современности комплексного характера.
В соответствии с поставленными целями и задачами мы разработали план мероприятий, включающий в себя воспитание экологической культуры на уроках, на внеклассных мероприятиях, сотрудничество с общественными организациями района и родителями.
Экологическое воспитание на уроках.
Этапы школьного обучения, возрастные возможности учащихся, реальные условия социального и природного окружения - все это обусловливает характер формирующихся отношений школьников к природе, их деятельность по сокращению и уменьшению окружающей среды.
Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется воспитание человека.
На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у учеников в курсе "Ознакомление с окружающим миром". Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.
Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания, как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.
Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия. Поэтому не удивительно, что многие учителя стараются во время экскурсий дать детям экологические знания и привить нормы экологического поведения. Я считаю, что формирование у учащихся ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Учитель должен тщательно готовиться к экскурсии и приводит подробный план подготовки.
1. Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.
2. Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии.
3. Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать
маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся.
4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала,
подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.
5. Продумать методику проведения экскурсионного занятия.
6. Спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.
7. Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как
оценить их воспитанность и дисциплинированность.
8. Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план.
Перед экскурсией учителю необходимо давать детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями.
Такое задание развивает у ребенка большое внимание и повышение познавательной активности учащихся на экскурсиях. Для развития познавательного интереса служат дидактические игры, такие как:
"Узнай дерево по листу" или "Что изменилось?",
Я считаю, что успех экскурсии в лес в основном зависит от умения учителя
строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные. От класса к классу материал, излагаемый в учебнике усложняется, если в первом классе дети знакомятся с понятием, то в четвёртом классе ребенок делает выводы, обобщает информацию, изучает дополнительные источники, исследует и анализирует. Множество рисунков растений и животных были нарисованы за время работы площадки, дети показывали и рассказывали об уникальности каждого вида. Дети знакомятся с понятие «Красная книга», изучают редкие виды растений и животных, делают выводы о том, почему эти виды исчезли или оказались на грани уничтожения. Именно здесь важно сделать упор на взаимосвязь человека и природы. Растения и животные не могут защититься от рук человека, именно человек решает, будет ли он жить в гармонии с природой или будет безжалостно её использовать.
Именно предмет «Окружающий мир» становится для детей путеводителем в мир природы.
Одной из важных ступенек воспитания экологической культуры является мир литературы и русского языка.
Экологическое воспитание на уроках литературного чтения – это составная часть нравственного воспитания. Духовная, эмоциональная неразвитость, наряду с экологической необразованностью, является одной из причин равнодушного и варварского отношения к природе.
Литература отражает и формирует взгляд на природу, прежде всего как чудесную и возвышающую организованность, как на общечеловеческую ценность, ее гармония, красота раскрываются в произведениях П. Бажова, И. Тургенева, Ф. Тютчева, И. Никитина, К. Паустовского, Н. Заболотцкого, В. Астафьева, Е. Носова и многих других писателей, чье творчество изучается в школе.
Русская литература дает возможность увидеть школьникам глубокую закономерность, заключающуюся в том, что в русском языке мир – общество, мир – не война, мир – Вселенная – слова-близнецы, а слово РОДНИК, ПРИРОДА, РОДИНА, НАРОД – одного корня. Конкурсы чтецов стихотворений о родной природе, инсценировка отрывков произведений, создание экологических рассказов и сказок позволяет учителю раскрыть не только творческий потенциал ребёнка, но даёт возможность интеграции предметных областей.
Использование интересного, содержательного естествоведческого материала о жизни животных и растений нашей страны позволяет сделать обучение обеспечивающим интеллектуальное и личностное развитие учащихся. Ввести элементы экологии в процесс преподавания русского языка несложно, для этого необходимо объединить две взаимосвязанные, но разные по задачам части:
-дать детям основы науки о языке, научиться пользоваться родным языком;
-вовлечь учащихся в процесс всестороннего познания мира и повышения общего уровня знаний об окружающей действительности, о человеке, природе, обществе.
Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений, животных. Можно предложить детям рассказать, что они знают о том или другом живом объекте природы, установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами. Учитель предлагает и другие задания: объяснить значение пословиц («Много снега - много хлеба», «Лес и вода - брат и сестра»); вспомнить и рассказать, как ведется на полях снегозадержание; составить рассказ по картине. Эти задания помогают повторить знания о природе, о мерах по ее охране, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться природным явлениям и передавать эти впечатления с помощью слова, то есть формируются мотивы охраны природы. Для развития орфографической зоркости используются скороговорки с экологической направленностью. Например: « Лягушки любят лакомиться ломтиками лососины и лавровыми листиками», «Жутко жуку жить на суку» и другие.
Для осуществления экологического образования на уроках русского языка так же большую роль играет работа с текстом и заданиями учебника, которые дают возможность повторить и систематизировать знания учащихся об объектах природы, их признаках, свойствах. В процессе работы с текстовым материалом с детьми проводятся беседы о значении леса, о правилах поведения в лесу, о значении диких и домашних животных, причинах сокращения или исчезновения того или иного растения. Работая с текстом учебника, ребята задумываются, о чем этот текст, отвечают на вопросы, рассказывают о каждой прилетевшей к кормушке птице. После беседы делается обобщение. При обучении детей написанию изложений учитель учит детей подробно рассматривать пейзажи, замечать смысл заложенный автором. Через описание дети учатся восхищаться природой родной страны.
Написание сочинений по картине это отдельный вид деятельности, ученик не только излагает увиденное , но и передаёт его ощущения и чувства.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, вполне реально также на уроках математики формировать у учащихся экологическое воспитание. Содержание многих текстовых задач, включенных в учебник математики, дает небольшой материал для экологического образования учащихся. Так, например, перед знакомством с задачей : «Школьник собрал в коробку пауков и жуков - всего 8 штук. Если пересчитать, сколько всего лапок в коробке, то окажется 54 лапки. Сколько в коробке пауков и жуков, если известно, что у жука -6, а у паука - 8 лапок?» - можно загадать загадку:
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Покупайте, мухи, шелк!
При отгадывании этой загадки ребята вспомнят о количестве лапок у паука. После знакомства с задачей проводится беседа: «Для чего нужны природе насекомые? Верно, они опыляют растения, служат пищей для птиц. Кроме того, насекомые поедают мелких вредителей, служат санитарами природы: пауки-короеды спасают деревья от гниения, поэтому исчезновение даже одного вида насекомых может повлечь серьезные изменения в природе. Чтобы этого не случилось, некоторые жуки и пауки занесены в Красную книгу и охраняются человеком. Посмотрите на тоненькие лапки паучка (учитель показывает рисунок), как искусно он плетет ими паутинку небывалой красоты. Каждый узор паутинки подобен кружевам».
После беседы я прошу вспомнить, кто из ребят видел искусство паучков. Ответы могут быть различными: «У нас на даче я видела паутинку, она была такая ровная»; «А я видела капельки росы на паутине, было очень красиво».
Экологическое образование и воспитание призваны привить молодежи правильный взгляд на взаимоотношения человека с природой, научить видеть последствия каждого своего шага, содействовать выработке экологического мышления и сознания.
Использование на уроках технологии природного материала является одним из важнейших аспектов экологического воспитания школьников. Это путь приобщения к природе, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту этих материалов. Выполнение различных поделок из природных материалов развивают творческие способности, образное мышление, глазомер, аккуратность, моторику рук. Постепенно, шаг за шагом, обучающиеся начинают осмысливать роль человека в сохранении природы, да и самой жизни на земле, проникается идеей глубинной связи всего живого и неживого.
Природа дает самый разнообразный материал, возможности использования которого, поистине безграничны. На сегодняшний день большую ценность имеют поделки, изготовленные своими руками. А вследствие экологичности поделки из природных материалов особенно популярны.
В необычном камешке, в шишке, в красивом осеннем листочке дети учатся находить образы фантастических и сказочных героев, реальное воплощение мыслей, мечты. Именно поэтому труд с природными материалами так привлекает к себе детей всех возрастов. Во всех работах дети должны видеть значительно больше, чем просто игрушку, забавную поделку. Поиск идей, замысла будущих работ – исключительно важный этап в развитии у детей наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления.
Наряду с природными учащимся предлагается широкий спектр материалов, которые в своем многообразии составляют нетрадиционные, так называемые бросовые. Именно из них создается большое количество бытового мусора, который, находясь в природной среде, загрязняет ее, портит внешний вид и создает экологические проблемы. Эти материалы становятся объектом изучения на уроках труда. Одним из условий сохранения чистоты окружающей среды является снижение количества бытовых отходов, которые в настоящее время окружают нас повсюду. На уроках технологии реально создать условия для творческого подхода учеников к созданию изделий декоративно-прикладного искусства из вторичного сырья. Спектр применяемых материалов из вторичного сырья необычайно широк. Это и обрезки, остатки материалов, пряжи, ниток, бумаги, тесьмы… Традиционно мы используем декорирование использованных банок, бутылок, одноразовой посуды, компакт-дисков и т.д. У детей формируется понятие о том, что такие изделия при утилизации разлагаются очень долго, что вредит окружающей природе, поэтому «вторая жизнь» старых вещей улучшит экологическую обстановку. Все уроки обязательно сопровождаются просмотром видеофильмов, презентаций о технологии производства ткани, бумаги, пластмассы… Это способствует формированию у школьников бережного и экономного отношения к материалам. Ведь вторичное использование бумажной продукции поможет спасти не одно дерево, остатков ткани и пластика – сохранить воздух и воду более чистыми. Экологическому воспитанию учащихся на уроках технологии способствует включение учащихся в проектную деятельность.
Экологическое воспитание во внеклассной работе.
Внеклассная работа определяется учителем как деятельность, которая выполняется во внеурочное время на основе интереса младших школьников учащихся. При определении содержания внеклассной работы нужно исходить из принципов: связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов.
Ведущим принципом внеклассной работы по формированию экологической культуры младших школьников является краеведческий принцип. Особую ценность имеет месторасположение нашего образовательного учреждения. Мы живем в шаговой доступности от различных природных объектах. В виде экскурсий мы можем прогуляться по парку и услышать и увидеть различных птиц, на лужайке возле школы изучить растения, многие из которых считаются лекарственными. Дети с удовольствием делятся рассказами о животных, с которыми они встречались в нашем районе.
Исследование школьниками реальной жизни во внеклассной работе, экологическое краеведение дает материал для обсуждения жизненных ситуаций в природе, поведения людей, где результат не соответствует желанному.
Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение.
Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать квартиры дикорастущими растениями; как ходить по лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если вдруг встретится дикое животное.
Важна роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течение длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах. Все это делает исследования природной среды, ее охраны привлекательными и интересными.
Экологическое воспитание младших школьников возможно при условии взаимосвязи типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простым умениям по охране природы .
На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить младших школьников с предметами, созданными деятельностью человека, со средой населенных мест.
Несмотря на то, что младшие школьники не знают достаточно глубоко промышленного и сельскохозяйственного производства, не могут судить в о физическом и химическом загрязнении окружающей среды, отдельные знания должны быть в занятиях кружковой работы по экологическому воспитанию.
Например, при знакомстве с дорогами и транспортом есть возможность показать, что дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье людей; при изучении водоемов ⎯ влияние деятельности человека на чистоту вод.
Факты загрязнения вод, чистого воздуха вызывают у детей тревогу и стремление сохранить их красоту и качества, важные для жизни организмов и человека.
Таким образом, внеклассная работа по экологическому воспитанию младших школьников позволяет актуализировать учебные знания по следующим направлениям:
- человек ⎯ природное существо и член общества;
- многообразие природного и социо-культурного окружения человека;
- экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;
- труд и поведение человека в окружающей среде.
Успех внеклассной работы по экологическому воспитанию зависит от того, как учитель сочетает деятельность учащихся в стенах школы с изучением природной среды вне школы или населенного пункта.
В формировании экологической культуры младших школьников большую роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, ролевые игры на экологические темы. В работу площадки включаются праздники посвященные временам года и государственным праздникам. На праздниках посвященным временам года дети рассказывают стихи, поют песни, представляют поделки и рисунки на конкурс. Международные дни животных и птиц сопровождаются классными часами, изготовлением поделок и рисунков, участием в дискуссиях, викторинах и олимпиадах.
Таким образом, внеклассная работа по экологии позволяет использовать большое многообразие форм, методов и средств работы. Одним из средств является игра. В игре младший школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.
Младшие школьники с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает необходимость его сохранения.
Разнообразные виды внеклассной работы по экологическому воспитанию взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.
Одной из форм работы в урочное и внеурочное время является – проектная работа.
Проектная деятельность основана на развитии у младших школьников умений осваивать окружающий мир на основе научной методологии. Учебный исследовательский проект позволяет:
- выделить в работе младших школьников цели деятельности;
- сформулировать гипотезу о возможных способах решения проблемы и результатах исследования;
- определить процедуру сбора и обработки необходимых данных;
- провести анализ полученных результатов;
- подготовить отчет и провести обсуждение применения полученных результатов. Проектная деятельность позволяет учителю учить детей быть не только наблюдателями, но и исследователями. Учащиеся нашей школы представляют и защищают свои проекты не только на школьном, но и на более высоких уровнях. Были подготовлены и представлены проекты? «Растения красной книги нашего края», «Животные красной книги», «Почему некоторых птиц называют водоплавающими?», «Аптека под ногами», «Почему все снежинки разные?» и многие другие.
Таким образом, методы и формы экологического воспитания могут быть успешно использованы как в учебной, так и во внеурочной работе с младшими школьниками. Причем внеклассная работа предоставляет большие возможности для развития у младших школьников познавательного интереса, творческих способностей в свободной исследовательской деятельности.
Роль семьи
в воспитании экологической культуры младших школьников.
Воспитание у учащихся экологической культуры не может быть целостным и всеобъемлющим без участия семьи, представителей старшего поколения, являющихся живой энциклопедией природы родного края. Им есть что рассказать своим детям и внукам, порой вызвать удивление и сожаление. В семье закладываются основы личности, формируется отношение к миру природы, развивается система ценностей, потребностей, интересов и привычек. В семье будущий гражданин получает основы экологического воспитания и впоследствии в течение всей жизни корректирует своё поведение, своё отношение к экологическим проблемам, опираясь на опыт семьи. Семья – хранительница и передатчик экологической культуры и традиций, которые существенно влияют на формирование стереотипов поведения. Отношение родителей к природе как в зеркале отражается в поведении детей.
В семье через родительский опыт ребёнок приобретает первые навыки различного рода деятельности, в том числе и по охране природы. Содержание дома, квартиры, двора в чистоте, порядке и уюте влияют на стремление содержать среду обитания, рабочую зону в достойном состоянии, озеленять и благоустраивать окружающую территорию, созидать и творить. Включение детей с раннего возраста в хозяйственно-бытовую жизнь семьи воспитывает чувство заботливого, рачительного хозяина дома, страны, Земли. Культура поведения ребёнка, в том числе на природе, во многом определяется семейными традициями. Пример родителей служит тем социальным образцом, опираясь на который ребёнок овладевает способом отношения к окружающей среде, создаёт образ собственного видения мира природы и поведения в нём.
Своим примером родители утверждают здоровый образ жизни и демонстрируют нормы поведения в природе и обществе. Правила поведения в природе должны быть осознаны, прочувствованы, а многие и открыты младшими школьниками с помощью родителей. Они должны постепенно становиться их собственными убеждениями, а основные из правил перейти в простую и естественную привычку, подобно говорить «спасибо» и вытирать ноги перед входом в квартиру.
Хорошо, если природа и её объекты входят в круг семейных интересов, а забота о живых организмах – в семейные отношения. Когда животные становятся членами семьи, а выращиваемые растения – семейной гордостью, тогда и формируется отношение ко всему живому. Как правило, дети вырастают отзывчивыми, доброжелательными в тех семьях, где есть животные и растения, и равнодушными, эгоистичными – в семьях, где проявляется неприязнь к природе. Выращивание комнатных растений и содержание домашних питомцев способствуют развитию разнообразных познавательных интересов, формированию ответственного отношения к природе.
В знакомстве с животным миром и развитии интереса к нему трудно переоценить роль экскурсий в зоопарк, в зоологический или краеведческий музеи, где происходит расширение границ познания ребёнком окружающей среды, осознания её неповторимости и хрупкости. Экскурсии в природу – это не только восстановление физических сил, это также познание окружающего мира, умение видеть красоту. Зимой можно вместе с детьми организовать подкормку птиц, оборудовать кормушки, провести сбор плодов и семян.
Большое воспитательное значение имеют семейные походы, походы за грибами, ягодами, на рыбную ловлю. Здесь родители показывают, как рационально, умело использовать дары природы, бережно относиться к природным богатствам. Прививая детям экологические правила и формируя на их основе убеждения в необходимости следовать этим правилам, родители могут надеяться, что последующие поступки ребят не будут наносить вред природе. Огромная роль в формировании познавательных интересов и экологической культуры младших школьников принадлежит семейному чтению. Совместное чтение произведений о природе, жизни животных и растений даёт возможность обсудить прочитанное, вовлечь ребёнка в беседу, обменяться мнениями и переживаниями. Для семейного чтения можно посоветовать произведения И. Тургенева, Н. Лескова, М. Пришвина, И. Бунина, Ф. Тютчева, Г. Скребицкого, К. Паустовского, В. Бианки, Е. Чарушина и др., раскрывающие перед читателем мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.
Формированию заботливого отношения к окружающей среде способствуют совместные игры на природе, коллекционирование марок, открыток, постеров с изображением явлений и объектов природы, совместное участие в природоохранных мероприятиях, конкурсах.
Таким образом, благодаря влиянию взрослых членов семьи дети должны понять и научиться рационально использовать богатства природы и беречь её несравненную красоту, так как любовь и бережное отношение к природе отличают истинно культурного человека.
Организация сотрудничества.
Роль семьи и учителя в воспитание экологической культуры бесценна и очень важна. Но экологическое воспитание будет наиболее эффективным, если в этот процесс будут вовлечены и другие организации района. Таким образов в работу нашей площадки были вовлечены детская организация дополнительного образования, районная библиотека. Посещая дом детского творчества, дети участвуют в мероприятиях и конкурсах, становятся активными участниками экологических акций:
-«Зёрнышки добра» - сбор корма для птиц;
-«Лапа помощи» - сбор корма для животных приютов;
- «Водорослям крышка» - сбор пластиков крышек для последующей утилизации;
- « Сдаём вместе» - сбор отработанных батареек.
Роль и значение библиотеки в организации экологического воспитания учащихся очень велика. Библиотека способствует развитию целостной системы экологического просвещения и образования, создаёт необходимое условие формирования экологического мировоззрения, активной нравственной позиции по отношению к живой природе у подрастающего поколения. Работники районной библиотеки проводят для младших школьников экологические чтения и квесты. Рассказывают детям о людях, внесших в клад в развитие и охрану природы нашего района. Подбирают литературу для знакомства и изучения экологических объектов.
Одной из интересных форм сотрудничества стала высадка деревьев и кустарников на территории детской площадки возле школы с участием работников ЛПУ МГ «Югтрансгаз».
Под руководством учителя было подготовлено множество стенгазет и листовок на экологическую тему: «Не проходите мимо!», здесь дети продемонстрировали природные объекты нашего края нуждающиеся в помощи и защите. На фотографиях были запечатлены свалки мусора образованные в неположенных местах. «Голос земли!», «Вода- источник жизни» - в данной газете дети рассказывают о экологических катастрофах связанных с добычей полезных ископаемых и работой промышленных предприятий. «Берегите березку!»- ребята постарались показать проблему добычи берёзового сока.
Огромное количество информационного и конкурсного материала предоставляет областной экологический центр с которым осуществляет сотрудничество наша школа.
Заключение.
За 5 лет работы экологической площадки очень трудно перечислить все мероприятия, которые были организованы для воспитания экологической культуры, но планируя работы на каждый последующий год, мы стараемся учитывать не только возрастные особенности участников, но и затрагивать актуальные проблемы и современные способы организации работы.
Работая над экологическим воспитанием детей, применяем современные направления развития: педагогические технологии; комплексные экскурсии; этические беседы; экологические сказки; дидактические и ролевые игры; творческая и практическая деятельность, задания и задачи по организации многообразной деятельности учащихся — всё это в комплексе влияет на экологическое развитие младших школьников.
На данный момент экологическая ситуация – это результаты безответственной деятельности людей по отношению к природе.
Поэтому экологическое воспитание молодого поколения - одна из важнейших, актуальнейших задач образования. Начальная школа – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ученика с природой.
Насколько эффективна наша работа проследить очень трудно, очень важно, что бы ниточка, проходящая через всю начальную школу протянулась в среднее и старшее звено. Для себя лично считаю, что каждый несорванный цветок, мусор, выброшенный в урну, закрытый кран во время чистки зубов уже маленькая победа. Значит, многолетняя работа проделанная педагогами нашей школы была не напрасной.
Грамотное экологическое воспитание даст возможность в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте дети получают основы знаний; именно в этот период формируются и развиваются особенности его характера, воли, духовного облика. Экологическое воспитание формируется в процессе становления осознанного и правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её разнообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, созидающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также восприятие себя частью природы, осознание ценности жизни и здоровья и их прямой зависимости от состояния природной среды.
Источники информации:
- https://multiurok.ru/files/vospitaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-mladshikh-sh.html
- https://infourok.ru/obrazovatelnyj-proekt-ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-4381626.html
- https://urok.1sept.ru/articles/312830
- https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4511
- htthttp://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7699/2/Nyrieva.pdfps://proteacher.ru/2014/11/17/Rabota_Ekologicheskoe_vospitanie.doc
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2016/06/07/ekologicheskoe-vospitanie-mladshih
- http://chrio.cap.ru/Content2018/orgs/GovId_121/ekologicheskoe_vospitanie_mladshih_shkoljnikov_na_urokah_literaturnogo_chteniya.pdf
- https://pedsovet.su/load/140-1-0-3478
- https://infourok.ru/obobschenie_opyta_realizaciya_ekologicheskogo_vospitaniya_na_urokah_russkogo_yazyka_1-4_kl.-427320.htm
- https://multiurok.ru/index.php/files/ekologicheskie-aspekty-vospitaniia-na-urokakh-tekh.html
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2011/09/29/semeynye-traditsii-i-ikh-rol-v-vospitanii-ekologicheskoy-kultury
- http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7699/2/Nyrieva.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса
Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...
Экологическое воспитание школьников и их родителей в ГПД
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы.Земля - это наш единственный и общий для всех родной дом, которы...
Программа курса экологического воспитания школьников начальной школы 3-4 классов
Предлагается проект курса экологического воспитания детей младшего школьного возраста 3-4классов. Очень важно познавать экологию с самого раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают еще и...
Презентация "Экологическое поведение школьников"
Материал посвящен правилам экологического поведения....
Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.
Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.Чтение и письмо отнюдь не составляет образования,если они не помогают людям быть добрее ко всем тваря...
Опыт работы по экологическому воспитанию школьников
Презентация...
Экологическое воспитание школьников
Недалёк тот день, когда будущее планеты окажется в руках наших детей. От того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. Вот почему так в...