Конспект внеклассного мероприятия на тему: «Народы России. Мы разные, но мы вместе»
план-конспект занятия (3 класс)
В нынешних условиях поиска путей духовного возрождения России важно обращение к народной культуре, концентрация в себе национального характера, воспитание в детях личности, которая сможет в будущем развивать и сохранять народные традиции своего родного края и всей России. В детях закладывается понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе, семейным ценностям – всё это нравственные основы, выработанные веками на протяжении всего развития человека. Накапливание и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_narody_rossii._my_raznye_no_my_vmeste._surova_ts.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного мероприятия на тему:
«Народы России. Мы разные, но мы вместе»
Подготовила: Сурова Татьяна Сергеевна,
учитель начальных классов
МОУ «Средняя школа №37» г. о. Саранск
Саранск, 2023 г.
Внеклассное мероприятие (виртуальная экскурсия) на тему: «Народы России. Мы разные, но мы вместе»
Цель:
- формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их столицах, национальных костюмах, традициях, праздниках; пробуждать у детей стремление узнать историю своей страны; воспитывать чувство патриотизма;
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с многообразием народов России;
- раскрыть особенности национальностей;
- обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов России
- способствовать пониманию единства народов России;
- способствовать развитию связной речи, памяти, внимания;
Развивающие:
- Ознакомить с играми различных народов (стран СНГ).
Воспитательные:
- воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей;
- воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, изображение государственных флагов и гербов, аудиозапись гимна РФ, грустный и весёлый смайлики у каждого на столе для рефлексии.
Ход мероприятия:
I .Организационный момент
На слайде показана карта Российской Федерации. (1слайд)
Вступительное слово
Учитель: Здравствуйте ребята, мы открываем наше мероприятие «Народы России. Мы разные, но мы вместе».
Учитель: Как называется наша страна?
Дети: Россия
Учитель: Как называется столица нашего государства?
Дети: Москва
Учитель: Чем особенна наша страна?
Дети: Самая большая по площади
II. Основная часть
Учитель: Посмотрите на слайд. На нем вы видите несколько государственных флагов и гербов. Мне нужны двое ребят для того, чтобы выбрать среди этого количества флаг и герб Российской Федерации. А остальные ребята оценят ваш выбор. Правую руку поднимают те, кто согласен, а левую – не согласен. (2 слайд)
Учитель: Я предлагаю вам послушать гимн нашей страны.
Звучит аудиозапись гимна РФ.
Учитель: Скажите, ребята, как вы понимаете слова в припеве «братских народов союз вековой»?
Дети: Наша страна многонациональна, в ней проживают люди разных национальностей.
Учитель: Что такое национальность? Национальность – принадлежность человека к определенной общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, традиций, обычаев, образа жизни. (3 слайд)
Учитель: Какие национальности вы знаете?
Дети: Русские, мордва, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, украинцы, армяне.
Учитель: Как вы думаете, достаточны ли ваши знания о народах России? Знаете ли вы, на какой территории живет каждый из народов? Какие у них костюмы и национальные праздники?
Учитель: Чтобы узнать лучше некоторые народы, проживающие на территории России, мы с вами сегодня отправимся на экскурсию, но не обычную, а виртуальную. И проходить наша экскурсия будет по всей территории нашей страны. Мы побываем в столицах некоторых народов, узнаем, какие обычаи им присущи, их праздники и национальные костюмы.
Учитель: Посмотрите на экран, какая огромная наша страна! С Центральной России мы и двинемся в путь. (4 слайд)
Учитель: Чтобы наша экскурсия прошла быстро и весело, и чтобы мы могли посетить как можно больше столиц и районов некоторых народов, отправимся мы с вами по нашей стране вот на таком поезде. (5 слайд)
Учитель: Ну что отправляемся в путь!
Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть
1 станция. Москва
Учитель: Ребята, посмотрите, мы приехали с вами в Москву! Столицей какого народа считается Москва? (6 слайд)
Дети: Русские
Учитель: Верно! Русские – самый многочисленный коренной народ, проживающий на территории России. В Российской Федерации проживает более 110 (почти 80% от всего населения страны) миллионов русских. Посмотрите, на русский народный костюм. (7 слайд)
Учитель: На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйство и основные занятия народа. Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия. Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло и на особенности национального костюма.
Основным отличием национального костюма была многосоставность / многослойность. Цвета в основном были яркими, радостными. В русском народном костюме существовало чёткое деление на повседневный и праздничный наряд. Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов.
Стоит сказать о праздниках, которые на Руси составляли важную часть семейной и общественной жизни. На протяжении многих веков народ свято хранил и чтил свои традиции, которые передавались от одного поколения к другому. (8 слайд)
Учитель: Какие русские народные праздники вы знаете? Давайте распределим их на четыре группы, в зависимости от времени года, в котором проходит этот праздник.
Летние: Иван Купала, Праздник Петра и Февронии (день любви, семьи и верности); (8 слайд)
Зимние: Рождество, святки, крещение, масленица; (9 слайд)
Весенние: Вербное воскресенье, Пасха; (10 слайд)
Осенние: Покров день. (10 слайд)
Рождество
Рождество Христово – это второй, по значимости, праздник в православном календаре. Отмечается 7 января не только на церковном, но и на государственном уровне. Один из самых древних праздников, дошедших до наших дней. За минувшие века празднование Рождества обросло множеством традиций, обрядов и ритуалов. Во все времена на Рождество было принято дарить подарки.
Святки
Святками называют двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января). По традиции, в первые дни празднества принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки также в эти дни принято было вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях. По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые — колядующие. Святки праздновались всеми, в них участвовали и стар и млад. Были разные игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья.
Крещение
Заканчиваются Рождественские святки 19 января — Праздником Крещения. В церквах в этот день освящают воду, которую называют крещенской и хранят как святыню целый год. А еще люди окунаются в прорубь, чтобы быть здоровыми весь год.
Масленица
Народный праздник, который известен своим раздольным весельем. В этот период, который длится целую неделю перед Великим постом, происходило прощание с зимой. На Масленицу ходили в гости и пекли блины, катались на санках и санях, сжигали чучело зимы, наряжались и устраивали застолья. Чаще празднуется в конце зимы начале весны.
Пасха
Древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскрешения Иисуса Христа. Традиции: освящение крашеных яиц и куличей.
Покров день
С давних времён и по сей день в октябре, зачастую совпадая с выпадением первого снега, православными христианами празднуется Покров Пресвятой Богородицы. Некоторые традиции, связанные с этим праздником, сохранились до наших дней, но многие затерялись в веках. По современному календарю праздник выпадает на 14 октября. Этот день важен для верующих ещё с давних времён и по сей день, множество людей поют песни в знак своего почтения защитнице своей – Пресвятой Богородице.
Иван Купала
Празднуется 7 июля. В день Иван Купалы все люди плели венки и накидки из цветов, водили хороводы, пели весёлые песни и жгли костры.
День любви, семьи и верности (день Петра и Февронии)
8 июля — православный праздник семьи. В России в 2008 году был учрежден всероссийский праздник «День семьи, любви и верности», получивший официальный статус.
Вербное воскресенье
Вербное воскресенье – праздник предшествующий Пасхе, отмечается христианами в шестое воскресенье Великого поста. Сопровождается продолжительной службой, а основная традиция в России — освещение веточек вербы. Веточки вербы — главный атрибут праздника. Православные хранят освящённые веточки вербы целый год. Есть традиция украшать ими иконы.
2 станция. Казань
Учитель: А пока нам нужно дальше отправляться в путь! Наш поезд отправляется в Поволжье. И следующее место, в которое мы с вами приехали – это Республика Татарстан, центром которого является город Казань. Какой народ здесь проживает? (11 слайд)
Дети: Татары
Учитель: Татары являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Это особенный народ со своей яркой и удивительно древней историей, со своими традициями и культурными ценностями. (12 слайд)
Учитель: Посмотрите на татарский костюм. (13 слайд)
В татарском национальном костюме преобладают белые, красные, синие, зеленые цвета. Татарские девушки надевали на голову бархатный калфак, расшитый бисером или жемчугом.
Основа мужского костюма это штаны и рубаха, которую шили очень свободной, длинной до колен. Штаны шили из полосатой ткани.
Учитель: Какой самый знаменитый праздник татар?
Дети: Сабантуй
Учитель: Это праздник Сабантуй. Отмечается он в июне в честь завершения весенних посевных работ. Это мероприятие является национальным и любимым, в его праздновании принимают участие и дети, и взрослые. Это праздник труда, здоровья, силы и ловкости. Он имеет свои обычаи, обряды, состоит обычно из различных состязаний, сопровождается многочисленными песнями и плясками. На Сабантуе принято проводить различные состязания и игры для демонстрации силы, ловкости и просто для развлечения народа. (14 слайд)
3 станция. Республика Бурятия
Учитель: Едем дальше! Наш поезд направляется в Республику Бурятию. Какой народ там проживает? (15 слайд)
Учитель: Столицей бурятов считается Республика Бурятия (центром которой является г.Улан-Удэ), потому что большая часть проживает именно здесь. Как и у других народов у бурятов есть свой национальный костюм, традиционные праздники и обряды. (16 слайд)
Учитель: Посмотрите на фотографию, на которой запечатлен бурятский национальный праздник Сурхарбан. Он проводится в первое воскресенье июля после окончания сельскохозяйственных работ. Мужчины соревнуются в стрельбе из лука, скачках и борьбе. (17 слайд)
4 станция. Северная Осетия
Учитель: Из республики Бурятии наш поезд направляется на Кавказ в Республику Северная Осетия (18 слайд), потому что здесь проживают осетины. (19 слайд)
Их дома – это побеленные хаты или мазанки. А иногда стены дома складываются из камней без цемента. Главная часть дома – это большая комната – кухня. (слайд 21)
Целый день здесь идет стряпня, потому что у осетин нет определенного времени для еды. И члены семьи едят не вместе, а сначала старшие, затем младшие. Основные занятия осетин, где есть пастбища – это скотоводство и земледелие.
5 станция. Чукотский АО
Учитель: Двигаемся дальше на крайний Север, а именно, в Чукотский Автономный Округ (слайд 22), ведь здесь проживает такой народ как чукчи. Люди, занимающиеся оленями, так себя и называют. Летом они спускаются поближе к морю. Национальная чукотская одежда – это удобное и теплое одеяние. (23 слайд)
Мужчины носят двойную меховую рубаху, двойные меховые штаны, также меховые чулки и сапоги. Женская одежда также состоит из двух слоев, только штаны и верхняя часть сшиты между собой. А летом чукчи одеваются в более легкие одежды – балахоны из оленей, замши и других ярких тканей. На этих нарядах зачастую встречается красивая обрядовая вышивка. Маленьких деток, новорожденных, одевают в мешок, сшитый из оленей шкуры, в котором есть прорези для рук и ног.
Конечно, нельзя не сказать о празднике оленя, который называется Кильвэй. (24 слайд) Он устраивался в весенний период. Все начиналось с того, что оленей пригоняли к людским жилищам, а женщины в это время разжигали костер. Причем огонь нужно было добыть, как и много веков назад – трением. Чукчи встречали оленей восторженными криками, песнями и выстрелами для того, чтобы отогнать от них злых духов.
III Подведение итогов (25 слайд)
Учитель: Ребята, на самом деле в России проживает еще очень много разных народов: буряты, евреи, карелы, калмыки, коми и другие. Помимо различий во внешности, одежде, традициях и обычаях, народы отличаются еще и религией. Из многих религий в нашей стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм.
Учитель: Как вы думаете, но что связывает все народы России друг с другом?
Дети: В единую семью народы России связывает общая Родина, история, уважение и дружба.
Учитель: Этот вывод я хотела бы еще дополнить строчками из стихотворения Владимира Степанова:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина - Россия,
У нас у всех одна.
Учитель: Давайте вспомним еще раз, о каких народах России мы сегодня говорили на уроке и в каких столицах побывали. Для этого посмотрите на экран, на котором изображена территория нашей страны. Ваша задача - распределить народы, стоящие внизу по их столицам проживания. (26 слайд)
IV. Рефлексия
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Кому понравилась наша работа поднимите веселый смайлик, а если кому не понравилась – грустный.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие: Школа пожарной безопасности « Друзья бывают разные, бывают и опасные» для учащихся 3-4 классов
Данный материал предназначен для ведения профилактической работы по предупреждению несчастных случаев при пожарах. Целью является популяризация знаний с...
Внеклассное мероприятие «Как празднуют Новый год в разных странах» для учащихся 1 класса
Игра-путешествие....
конспект внеклассного мероприятия "Я живу в России"
Цель данного внеклассного мероприятия: познакомить учащихся с символами России, с историей своего края, воспитывать гражданственность и патриотизм...
Конспект внеклассного мероприятия в 4-х классах «О ПРОФЕССИЯХ РАЗНЫХ – НУЖНЫХ И ВАЖНЫХ»
Внеклассное мероприятие для обучающихся 4 классах .Цель : познакомить обучающихся с разнообразием профессий....
Внеклассное мероприятие по толерантности на тему: " Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"
Это занятие способствует формированию всесторонней и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе н...
Конспект внеклассного мероприятия «Новый год в разных странах»
Цели: ознакомление обучающихся с обычаями и традициями празднования Нового года в разных странах; расширение кругозора обучающихся; воспитание чувства уважения к традициям и обычаям других стран...
Конспект внеклассного мероприятия "Новый год в разных странах"
Цели: ознакомление обучающихся с обычаями и традициями празднования Нового года в разных странах; расширение кругозора обучающихся; воспитание чувства уважения к традициям и обычаям других стран.Обору...