В гостях у сказки
рабочая программа
Программа кружка внеурочной деятельности в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_v_gostyah_u_skazki.docx | 216.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа кружка «В гостях у сказки» составлена на основе
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 "Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 "Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования " (с изменениями);
- Устав МОУ "Татауровская СОШ" Прибайкальского района Республики Бурятия;
- ООП НОО МОУ "Татауровская СОШ" Прибайкальского района Республики Бурятия;
- Учебный план МОУ "Татауровская СОШ" на 2020-2021 уч. год.
Адресована учащимся 1 класса общеобразовательной школы.
Актуальность программы. Современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника – компьютерные игры. Дети не любят читать, не знают сказок, не умеют фантазировать по поводу прочитанного. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. Поэтому целью программы кружка “В гостях у сказки” стало нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.
Цель программы - формирование у учащихся стойкого читательского интереса и стремления к развитию своих творческих способностей и практических навыков поиска необходимой информации.
Задачи программы:
- воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;
- воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;
- формирование активной жизненной позиции;
- развитие прикладных умений и навыков;
- развитие устной речи, навыков общения;
- воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения.
Срок реализации программы2020 – 2021 учебный год1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС
Новизна программы внеклассных занятий «В гостях у сказки» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.
Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу.
Прогнозируемый результат реализации программы.
- Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
- Умение работать с книгой.
- Умение работать с текстом.
- Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.
Диагностические средства.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 1 класса) (см. Приложение 1)
В содержание программы внеклассного чтения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (знания, умения и навыки)
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». Внеклассное чтение нацелено на развитие коммуникативности ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Формы работы с детьми:
- игра
- инсценировки
- объяснение
- рассказ детей
- чтение
- беседы
- просмотр видеофильмов
- разучивание произведений устного народного творчества
- обсуждение
- наблюдения
- словесные, настольные и подвижные игры.
Результаты изучения курса
В результате освоении программы кружка «В гостях у сказки» формируются следующие
Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Осознавать значимость чтения для личного развития;
- Формировать потребность в систематическом чтении;
- Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
- Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
- Познавательные учебные умения:
- Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Универсальные учебные действия:
- Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
- Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
- Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- Пользоваться аппаратом книги;
- Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
В содержание программы внеклассного чтения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». Внеклассное чтение нацелено на развитие коммуникативности ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
2. Работа с детской книгой (знания, умения и навыки)
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев.
Содержание программы
№ | Тема занятия | Содержание | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 | Экскурсия в библиотеку. Книжки-малышки. Книжки-игрушки. | Беседа, чтение книг учителем. Рассматривание, чтение книжек-малышек, игры с книжками-игрушками, раскрашивание рисунков в книжках-раскрасках. | ||
2 | Украинскаянароднаясказка «Колосок». | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. | ||
3 | Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик». | Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Героисказок. | ||
4 | Русская народная сказка «Заяц – хваст». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. | ||
5 | Адыгейская сказка «Кто сильнее» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». | Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица. | ||
6 | Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках. | Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка. | ||
7 | Игра-викторина по прочитанным книгам | Ответы на вопросы, выполнение различных заданий, рисование героев произведений. | ||
8 | Чукотскаясказка «Хвост». | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование. | ||
9 | Удмуртская сказка «Как произошли медведи» | Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки. | ||
10 | Мордовская сказка «Благодарный медведь» Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе. | Чтениесказки. Иллюстрирование. Викторина. | ||
11 | Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» | Чтение сказки. Работа над пересказом. | ||
12 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки. | ||
13 | Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка». | Чтениесказки. Иллюстрирование. | ||
14 | Русскаянароднаясказка «Хаврошечка» | Чтение сказки, придумывание вопросов к тексту. | ||
15 | Сказки про лису. Русская сказка «Думы». | Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки. | ||
16 | Сказки про зайца, лису и медведя. | Выставка книг. Чтение сказок. Викторина. | ||
17 | Игра-викторина по прочитанным книгам | Ответы на вопросы, выполнение различных заданий, рисование героев произведений. | ||
18 | Мордовскаясказка «Разудалыйпетушок». | Чтение сказки. Чтение по ролям. Пересказ. | ||
19 | Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей» | Чтение. Сравнение с мордовской сказкой. | ||
20 | Удмуртская сказка «Синица и старый воробей» | Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. | ||
21 | Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». | Чтениесказки. Анализпрочитанного. | ||
22 | Ингушская сказка «Сокол и ворона» | Чтение сказки. Работа над текстом. | ||
23 | Русская народная сказка «Байка про тетерева» | Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц. | ||
24 | Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев». | Чтение и инсценированиесказки. | ||
25 | Русская сказка «Лиса и тетерев». | Чтение сказки, чтение в лицах. Анализсказки. | ||
26 | Сказкипроптиц. | Выставкакниг. Чтение. Сравнение. | ||
27 | Моя любимая сказка о животных. | Чтение и пересказ любимых сказок. | ||
28 | В.Бианки «Сказки-несказки» | Чтение сказки. Работа над текстом. | ||
29 | Игра-викторина по прочитанным книгам | Ответы на вопросы, выполнение различных заданий, рисование героев произведений. | ||
30 | Книги С.Маршака. Выставка книг. | Выразительное чтение. Обсуждение. | ||
31 | Книги- сборники произведений К.Чуковского. | Выразительное чтение. Обсуждение. | ||
32 | В. Берестов. Аист и Соловей. | Инсценировка. Подготовка к викторине «Путешествие в сказку» | ||
33 | Итоговое занятие. Викторина «Путешествие в сказку» | Литературная викторина |
Планируемые результаты работы по программе
К концу обучения учащиеся должны знать:
- популярные русские народные сказки;
- популярные сказки разных народов;
- сказки отечественных и зарубежных авторов;
- признаки сказки как жанра;
- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
- иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки;
- определять главную мысль сказки и поучительную ценность;
- работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других.
Методическое обеспечение программы
Использование интернет-ресурсов:
- Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru
- Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/
- Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/
- Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1sept.ru/
Использование ресурсов видеотеки:
1) “Бабушкины сказки”, “Бабушкины сказки-3”
2) “Сказки для малышей – В.Сутеев”, “Сказки для малышей-2”
3) “Лесные сказки”
4) “Теремок” – сборник мультфильмов
5) “Малыш и Карлсон” – мультфильмы, сборник № 6
6) “Царевна-лягушка” – мультфильмы, сборник № 34
7) “Карлик Нос” – мультфильм по мотивам сказок В.Гауфа
8) “Трое из Простоквашино” – мультфильмы помотивом сказки Э.Успенского
Список литературы
1 Примерные программы для начальной школы. Ред. Л.П. Савельева, Просвещение.
2. В. Г. Горецкого, М. В. ГоловановойМ., Программа к курсу «Литературное чтение» для 1 класса «Школа России» Просвещение.
3.Яценко И.Ф.Внеклассное чтение 1 класс.
4.Волкова А.И.Внеклассное чтение «Учимся играя»
5 Сборники сказок народов мира.
Приложение 1
Проверка читательских умений в 1 классе.
В работе с книгой первоклассник должен уметь:
использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
пользоваться сносками и примечаниями книги;
отвечать на типовые вопросы о книге;
составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора первоклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
В 1 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
Что мы узнаем о книге с ее обложки?
Что мы узнаем о книге с титульного листа?
Назови писателей - авторов сказок
Скажи, каких поэтов ты знаешь.
Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
Чем отличаются стихи от прозы?
О чем вы любите читать?
Что отличает произведения народного творчества и литературы?
Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " В гостях у сказки" ( загадки по русским народным сказкам)
Загадки по русским народным сказкам можно разбить на три раздела: первый "Узнай сказку по загадке" слайды 3 - 12, второй "Узнай сказочный предмет или персонажа" слайды 13 - 17, третий - "Загадки- обма...
В гостях у сказки! Мы в гостях у Кузи
Данная презентация помогла мен провести внеклассное мероприятие по страницам сказок. Разработки и задания могут быть составлены самим учителям в соответствии со слайдами. Данная презентация расч...
КВН по сказкам "В гостях у сказки".1 класс.
КВН по сказкам " В госях у сказки" .1 класс....
КВН по сказкам "В гостях у сказки".1 класс.
КВН по сказкам " В госях у сказки" .1 класс....
Занятие кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".
На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Задания были следующего содержания: ...
Презентация к занятию кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".
На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Показ презентации с заданиями ...
Презентация проекта "В гостях у сказки" (по мотивам сказки С.Я.Маршака "Теремок")
Театрализованное представление отрывка из сказки Самуила Яковлевича Маршака "Теремок"....