Статья "Развитие креативного мышления младших школьников с трудностями в обучении посредством использования творческих заданий на уроках математики"
статья
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kochetkova_m.m.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Кочеткова М.М.
Учитель начальных классов
МОУ «Ближнеигуменская СОШ»
Белгородского района
Белгородской области.
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Аннотация
Важнейшим компонентом творчества является творческое мышление, без которого немыслимо создание новых образов, представлений. Творческое мышление — основа любого творчества. И именно поэтому творческое мышление необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, сенситивный возраст для развития творческого мышления — это школьное детство. В статье описаны и проанализированы различные виды задач, направленные на развитие креативного мышления младших школьников, а также даны методические рекомендации у их использования.
Ключевые слова
Креативное мышления, виды мышления, задачи, методические рекомендации, дети с трудностями в обучении.
Главная цель использования творческих заданий на уроках математики заключается в том, что задания способствуют интеграции полученных знаний младшимишкольниками, формированию особого креативного мышления.
Этому будет способствовать соблюдение основныхдидактическихпринципов:
- воспитывающего и развивающего обучения;
- научности;
- связи теории с практикой;
- наглядности;
- доступности;
- систематичности и последовательности;
- самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения;
- сознательности и прочности усвоения знаний и умений;
- целенаправленности и мотивации обучения;
- индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся
Креативное мышление можно определить как творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и норм.
Творческим может стать любой из основных видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое
Креативное мышление младших школьников является личностной характеристикой и представляет собой способность порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Так, в общем виде можно выделить две основные группы подходов к изучению проблемы креативности:
1) исследования общепсихологической и концептуальной направленности, рассматривающие основы психологии творчества, а также закономерности и механизмы творческой реализации мышления;
2) экспериментально-эмпирические исследования творчества дифференциально-психологического типа, которые выявляют, описывают, систематизируют личностные характеристики и способности к творческой деятельности. Особую значимость проблема развития креативности приобретает в связи с важностью выявления, поддержки и сопровождения детей, имеющих творческие способности, что неоднократно отмечалось в основных документах, дающих ориентиры развитию системы образования.
Таким образом, креативное мышление рассматривают как способность школьника анализировать, оценивать информацию, самостоятельно выбиратьоптимальные пути решения задач.
К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.
Дети указанной категории имеют негрубые (слабо выраженные) отклонения в функционировании центральной нервной системы (ЦНС), оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка. У детей данной группы педагоги и психологи отмечают в первую очередь недостаточную готовность к школе (интеллектуальную, эмоциональную и социальную).
Особенности формирования креативного мышления младших школьников с трудностями в обучении.
Общие недостатки мыслительной деятельности детей с трудностями в обучении:
- Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам).
Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам.
- Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач
Дети с трудностями в обучении начинают действовать сразу, с ходу. При предъявлении инструкции к заданию многие дети не поняли задания, но стремились побыстрее получить экспериментальный материал и начать действовать.
Дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей.
- Стереотипность мышления, его шаблонность
Дети с трудностями в обучении затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия – все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.
У детей с трудностями в обучении имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:
Анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки);
Сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);
Классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).
Дети с трудностями в обучении испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений.
Творческие задания как средство развития креативного мышления младших школьников с трудностями в обучении.
Задача учителя – активизировать творческую деятельность ученика. Именно она среди всех мотивов учебной деятельности стала самой действенной, в результате которой возникает познавательный интерес в учебном процессе. С ее помощью учитель воздействует на умственную деятельность учащихся в определенный момент, направляя ее к последующим этапам решения творческих задач.
Необходимо создать благоприятные условия для развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения через использование творческих заданий на всех уроках и во внеклассной работе – эти задачи, должен ставить перед собой каждый учитель начальных классов.
Например, на уроках математики предлагаются различные типы заданий и задач:
- задачи с не сформулированным вопросом;
- задачи с недостающими данными;
- задачи с излишними данными;
- задачи с несколькими решениями;
- задачи с меняющимся содержанием;
- задачи на соображение, логическое мышление.
- составление тестов, кроссворды, стихотворения математического характера.
- задачи на сообразительность.
- задания на развитие логики.
Методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию творческих заданий для формирования креативного мышления младших школьников с трудностями в обучении на уроках математики
Для развития креативного мышления младших школьников с трудностями в обучении на уроках математики необходимо:
1) Ориентироваться не на стандарт, а на индивидуальные особенности младших школьников с трудностями в обучении.
2) Использовать на уроках задания с разным уровнем сложности.
3) Обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в поиске креативных решений, не торопиться сообщать учащимся правильный ответ.
4) При возникновении затруднений в решении заданий дать наводящие вопросы, чтобы подвести учащихся к верному решению.
Работая над развитием креативного мышления младших школьников с трудностями в обучении посредством использования творческих заданий на уроках математики даёт свои результаты, если она проводится целенаправленно и систематически, а так же в комплексе осуществляется работа над формированием умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию делать выводы и умозаключения.
Специально подобранные задачи, упражнения и игры, используемые на уроках математики, способствуют развитию креативного мышления младших школьников с трудностями в обучении.
Список литературы
- Выготский, Л. «Мышление и речь» [Текст] / Л. Выготский, Изд.5– Москва: Лабиринт, 1996.
- Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва: 2000.
- Развитие человека есть развитие его способностей [Текст] / Одаренный ребенок // Молодой ученый – №1.5, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие креативности мышления младших школьников посредством использования в процессе обучения дивергентных задач
Известно, что младший школьный возраст является наиболее эффективным периодом для развития многих способностей личности, включая общую способность к творчеству - креативность, творить, создавать, т.е....
Курсовая работа на тему: Использование творческих заданий на уроках иностранного языка для развития креативных способностей младших школьников.
Использование творческих заданий на уроках иностранного языка для развития креативных способностей младших школьников....
Методическое пособие "РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ"
Пособие посвящено разработке и применению в учебном процессе активных методов обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики...
Статья "Формирование креативного мышления младших школьников посредством работы с иллюстративными материалами на уроках литературного чтения в 4 классе"
Данная статья предоставляет возможность учителям начальной школы познакомиться с использованием иллюстративного материала на уроках литературного чтения....
Актуальный педагогический опыт "Формирование познавательного интереса младших школьников посредством использования занимательных заданий на уроках математики"
Автор АПО: Федотова Светлана Александровна. МБОУ СОШ №42 г. Белгорода...
Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования творческих заданий.
Презентация педагогического опыта формирования положительной мотивации к обучению у младших школьником с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Использование творческих заданий на уроках математики как условие формирования критического мышления младших школьников
материал к презентации для семинара...