Доклад на краевом семинаре «Актуальные проблемы реализации обученияс расстройствами аутистического спектра в условиях современной образовательной среды».
методическая разработка (2 класс)

Наталия Николаевна Сироткина

Предметная деятельность является первой самостоятельной деятельностью ребенка, которая знакомит его с предметами материального мира, помогает понять их функциональное значение.

Ра

            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на краевом семинаре

«Актуальные проблемы реализации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях современной образовательной среды».                 

 

Тема доклада: «Индивидуальное обучение на дому ребёнка с РАС, через предметно-практическую деятельность и игру».

Докладчик: Сироткина Н.Н., воспитатель ГКОУ школа № 8 г. Лабинск.

Предметная деятельность является первой самостоятельной деятельностью ребенка, которая знакомит его с предметами материального мира, помогает понять их функциональное значение.

Развитие предметных действий необходимо рассматривать в совокупности с психическим развитием. Получение информации из окружающего мира во многом зависит от ощущений и восприятия ребенка. С помощью органов чувств ребенок познаёт окружающие предметы и явления, что в дальнейшем способствует возникновению самостоятельных психических процессов как память, мышление, воображение. Восприятие является основой умственной деятельности, регулятором различных практических манипуляций. Действуя с предметами, ребенок познает не только их значение, способ действия, но и физические свойства, качества.

Цель развития предметно-практической деятельности у детей с РАС заключается в формировании целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Освоение предметно-практической деятельностью даёт:

  • Развитие предметно-практических действий окружающего мира;
  • Умение узнавать и различать предметы по форме, величине, цвету;
  • Умение ориентироваться в схеме собственного тела, в пространстве;
  • Элементарные представления о предметах разной фактуры и их назначений;
  • Восприятие отдельных свойств предметов и явлений;
  • Адекватные предметно-практические действия с предметами и реакции на их воздействия;
  • Развитие экспрессивной и импрессивной речи.

Формирование предметно-пространственной деятельности происходит через игру.

Дети с РАС играют не так, как их нормотипичные сверстники. Их игры однообразны, шаблонны, очень ограниченны по объему действий. Дети данной категории поглощены манипуляциями с одной или несколькими игрушками, игнорируя остальные; надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их действий с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства: вращение колес у перевернутой машинки, звук при перелистывании страниц книжки, шероховатая или гладкая поверхность мячика. У таких детей присутствует своеобразное толкование и реакция на восприятие посредством органов чувств. Это касается восприятия звуков, осязания, ощущения тепловых свойств предметов. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется интерес детей с РАС к предметам.

Однако действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением дети часто отказываются, поскольку сенсорные свойства предмета для них более важны, чем социальное назначение. При этом аутичного ребенка часто удается научить действовать с предметами и игрушками в соответствии с заложенным в них смыслом (собрать мисочки, пирамидку, построить домик из кубиков), но его мало привлекают эти действия, нежели получение аутостимуляции в процессе манипуляций с игрушками.

Опыт показывает, что применение игровых приёмов является наиболее эффективным методом обучения детей с РАС. Особенно тех детей, которые обучаются на дому, так как они лишены коммуникативного взаимодействия в социуме. Предметно-игровая деятельность способствует усвоению ребенком социального опыта посредством овладения способами действий с предметами окружающей действительности и игрушками с помощью взрослого.

  • При обучении ребёнка с РАС предметно-игровым действиям на первом этапе основной упор делается на устранение негативных переживаний, снижение эмоционального дискомфорта. При этом решается задача формирования потребности ребёнка во взаимодействии с педагогом, поддержка интереса и эмоционально положительного настроя ребёнка на учебную деятельность, снятие напряжения. Для привлечения внимания ребёнка эффективно использовать выразительные жесты, песенки, короткие стихи, потешки. Таким образом, создаются условия для формирования привязанности, непосредственного эмоционального контакта со взрослым, что способствует переходу от аутостимуляции к возможности получения ребенком тонизирующих впечатлений во взаимодействии со взрослым.

Примеры игр: «Топни ножкой» (тише-громче), «Испечём оладушки» ( имитация движений) и др.

  • В ходе второго этапа проводится обучение детей действовать с предметами, ориентируясь на оценку взрослого в виде жестов, мимики, речевых высказываний («Правильно», «Неправильно», «Хорошо», «Отлично», «Умница», «Молодец» и др.), а также формирование у детей представления о конечном результате действия.

Примеры игр: «Соберем пирамидку»«Нарисуй дорожку»«Собери игрушку» и др.

  • Формирование поисковых ориентировочно – исследовательских действий с предметами осуществлялось на третьем этапе:

1) проводится знакомство детей с назначением различных предметов и их практическое использование (ориентировка «Что это?», «Что с этим можно делать?»);

2) обучение детей сравнивать предметы в соответствии с их функциональными свойствами, применять одно и то же действие со схожими предметами;

3) формирование и активизация у детей ориентировочной деятельности, сопоставления объектов с их сенсорными свойствами (цвет, величина, форма);

4) обучение умениям осуществлять действия с предметами — заместителями.

Педагог использует игры-упражнения, в процессе которых знакомит ребёнка с проблемными практическими ситуациями, учит анализировать данные ситуации. Такие ситуации можно специально создавать на занятиях или использовать ситуации из повседневной жизни в быту и на прогулках (необходимость достать игрушку с полки, достать мяч, закатившийся под стол).

Примеры игровых заданий: «Сложи фигуру»«Достань мяч» и др.

  • Четвертый этап — формирование орудийных действий в ходе выполнения практических действий с предметами с учетом их постепенного усложнения: введения в игровое задание нового предмета. Для формирования переноса усвоенного способа действия с предметами педагог предлагает детям множество разнообразных предметов – орудий одного и того же типа: веревочки, палочки разной длины, цвета, чашки, воронки, ложки, скамейки разного размера

Примеры игр: «Причеши куклу»«Покатай мишку»«Одеваемся гулять» и др.

Выстраивая простой игровой сюжет, педагог развивает способность ребёнка с РАС к пониманию последовательности событий. Такое понимание следует за яркими эмоциями, интересом, которыми насыщается совместная игра взрослого и ребенка. В ходе решения данной задачи учитывается фрагментарность, конкретность, стереотипность восприятия мира ребенка с РАС, следовательно, на этой основе важно сформировать «каркас» игрового сюжета, который можно наращивать, обогащая различными сюжетами. В дальнейшем, происходит постепенное расширение последовательной цепочки событий в игре. Построение игрового сюжета формирует у ребенка понимание логических, временных и причинно-следственных связей собственной жизни. Например, привычный игровой момент угощаем куклу чаем можно дополнить поделить торт на части или помыть посуду.

При организации учебного процесса на дому следует исходить из индивидуальных возможностей ребенка; задания  должны лежать в «зоне» умеренной трудности, должен соблюдаться охранительный режим, чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, включение на уроке физминуток. Игровой материал подбирается с постепенным усложнением.

Педагогическая техника должна способствовать психо-эмоциональному настрою ученика.

  • Использование интересных и красочных средств наглядности: картинки по методике Г. Домана, иллюстрации, пиктограммы, инструкции, карточки PECS (визуализация режима дня, расписания занятий и урока).
  • Использование игровых приёмов: дидактические игры, игрушки, предметы по теме урока, сюжетные игровые моменты, сказкотерапия, пальчиковый театр.

Для активизации познавательной деятельности целесообразно использовать  на уроках дидактических игр, например:

         На уроках математики. Игра «Накорми зверей в зоопарке», где разбирается по составу число «6». Сторож кормит обезьян: сначала дал 5 бананов (ставлю рисунок с пятью бананами); затем еще 1 банан (ставлю рисунок с одним бананом). Таким образом, 5 + 1 = 6. Дети «записывают» у себя данную задачу на столе с помощью цифр и др.

         На уроках русского языка. Игра “Найди слова в картине”. Игра «Смонтируй букву», «Буквы-сестрички», «Азбука. Пазл».

         На уроках окружающего мира. Игра «Волшебный сундучок», «Ваня собрался гулять» и др.

         На уроках ИЗО. Формирование у детей представления о конечном результате действия. Примеры игр: «Нарисуй дорожку», «Собери игрушку». 

  • Выполнение практических действий: выполнение заданий по образцу, графомоторные упражнения.
  • Словесные приёмы: беседы, пояснения, повторения.
  • Мячи Су-джок, кольца Су-джок, массажные мячики с шипами.
  • Использование подкрепление правильных действий (жетонами, стимулами, вкусными поощрениями).

     Таким образом, индивидуальный подход в обучение ребёнка через предметно-практическую деятельность и игру позволяет установить позитивный эмоциональный контакт с ребёнком, пробудить у ребёнка интерес к сотрудничеству и действиям с предметами, пробудить желание самостоятельно действовать с  игрушками в соответствии с их функциональным назначением. Что в целом активизирует познавательную деятельность, и нормализует психические процессы ребёнка с РАС.

 

Список используемой литературы:

1. Браткова М. В. Ранний возраст: Пути коррекционной помощи по формированию предметных действий (монография). М. : Парадигма, 2015. – 153 с.

2. Лайшева О. А. Ранний детский аутизм. Пути реабилитации: учебно-методическое пособие для студентов / О. А. Лайшева, В. Е. Житловский, А. В. Корочкин, М. В. Лобачева. – М. : Спорт, 2017. – 108 с.

3. Симонова Т. Н. К вопросу о формировании предметно-игровой деятельности у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития / Т. Н. Симонова, Л. В. Кобзарь // Педагогическая наука и образование в диалоге со временем. – 2020. – С. 106-108

4. Щеглова М. И. Использование специальных методов и приемов в процессе обучения детей с РАС. Организация пространства в ДОУ / М. И. Щеглова, М. А. Заиченко // Молодой ученый. – 2021. – № 11.1 (353.1). – С. 96-99.

 5.  Панкова С.Ю. Работа с детьми с ОВЗ. Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО,    2014г.

 6.  Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 2009.

 7.  Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА И СЕМЬИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами социума, то есть с органами культуры и здравоохранения, физической культуры и спорт...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Сегодня дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) лишены возможности учиться с учетом своих особенностей, общаться и дружить со своими сверстниками, быть полноценными участниками общества. От...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования экологической культуры в условиях современной образовательной среды

Данная исследовательская работа изучает  вопрос формирования экологической культуры младших школьников посредством проектной деятельности. В исследовании обобщаются педагогические   осн...

«Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».

Уважаемые коллеги!Хочу представить вашему вниманию выступление на тему: «Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».В своем вы...

Организация работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условиях Образовательного учреждения

Особенности процесса обучения детей с расстройством аутистического спектра в Образовательном учреждении...

Подготовка детей с расстройством аутистического спектра, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, к обучению в школе.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что аутичные дети очень тяжело адаптируются к новым обстоятельствам и условиям, поэтому очень важно, как можно раньше начать подготовку к школе, так как от...