Программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа разработана учителем начальных классов С.В.Сулимовой на основе программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». Программа адресована учителям начальных классов, реализующих ФГОС начального общего образования во внеурочной деятельности. Программа курса «Умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих заня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy_2_kl._1.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа разработана учителем начальных классов С.В.Сулимовой на основе программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». Программа адресована учителям начальных классов, реализующих ФГОС начального общего образования во внеурочной деятельности. Программа курса «Умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Цели и задачи предмета
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Место курса в учебном плане
Курс включает во 2 классе 34 занятия: 1 занятие в неделю.
Содержание курса
Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно совращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
На последующих этапах предусматривается полный перевод на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя — поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в неё.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, Показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно). Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут.
Планируемые результаты изучения предмета
Метапредметными результатами изучения курса во 2 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
- Ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей.
- Стремление преодолевать возникающие затруднения.
- Готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса во 2 классе являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения, 1 группа | Дата проведения, 2 группа |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Логически - поисковые задания. Закономерности | ||
3 | Тренировка внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. «Звуки». Анаграммы. Расскажи о слове. Логически-поисковые задачи | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». Задачи на развитие аналитических способностей | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру». Логически –поисковые задания | ||
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая одинаковая». Логические задачи | ||
7 | Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. Задания по перекладыванию спичек | ||
8 | Развитие быстроты реакции. Игра «Внимание», «Слоговица», «Так же, как…». Логические задачи.Задачи на развитие аналитических способностей | ||
9 | «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей. Закономерности. Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание», «Слоговица» | ||
10 | Тренировка внимания. «Лабиринт» | ||
11 | Тренировка слуховой памяти «Послушай, вообрази», «Закодированное слово», « Поставь точку» | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. «Ряды чисел», «Найди фигуру». Совершенствование мыслительных операций. Задачи на логику. Закономерности | ||
13 | Развитие логического мышления. «Аналогия», «Первая – одинаковая». | ||
14 | Совершенствование воображ18.1ения. «Изобрази без предмета», «Фантазёр», «Художник». Ребусы | ||
15 | Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. «Так же, как …» Составление ребусов | ||
16 | Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку» | ||
17 | Тренировка внимания. « Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». Совершенствование мыслительных операций | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. «Изобрази выражение», «Найди пару», «Парный звук», «Поставь точку» | ||
19 | Логически-поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти. «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов | ||
20 | Развитие логического мышления. «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность», «Первая – одинаковая». Тренировка слуха | ||
21 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | ||
22 | Развитие быстроты реакций. « Внимание», «Шифровальщик», «Так же, как..», «Многозначные слова» | ||
23 | Развитие концентрации внимания.« Слоговица», «Найди слово». Антонимы | ||
24 | Тренировка внимания. Вопросы-загадки. «Лабиринт», «Найди 7 ошибок», «Слоговица». Пословицы | ||
25 | Тренировка слуховой памяти. «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка | ||
26 | Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуры», «Зарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Графический диктант. Штриховка | ||
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая – одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия». Графический диктант. Штриховка | ||
28 | Совершенствование воображения. «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Изобрази без предмета», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. Штриховка | ||
29 | Развитие быстроты реакции. «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. Штриховка | ||
30 | Развитие концентрации внимания. «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лабиринт», «Лишнее слово». Графический диктант. Штриховка | ||
31 | Тренировка внимания. «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы» | ||
32 | Тренировка слуховой памяти. «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста | ||
33 | Совершенствование воображения. «Внимание», «Числовая закономерность», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | ||
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Конкурс эрудитов |
Учебно-методические средства обучения
- О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 2 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2017.
- О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
тематическое плпнирование на 4 года...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Вежливые ребята» в соответствии с ФГОС II поколения
Духовно - нравственное направлениев соответствии с ФГОС II поколения...
Авторская программа курса внеурочной деятельности для 3 класса "Устное народное творчество"
Прорамма призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного воспитания обучающихся на народных традициях. П...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Здоровячок" (2 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровячок» составлена в соответствии с требованиями Федерального го...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...