Познавательно-исследовательское занятие "Звуки вокруг нас"
рабочая программа

Руденко Марина Владимировна

Знакомство воспитанников с понятием "звук", подводить к пониманию причин возникновения звуков.Развитие слухогого внимания,умение сравнивать и различать звуки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             «Звуки вокруг нас»

«Что такое звуки?»

«Как они получились?»

«Почему их так много, целое море?»

 Гипотеза: Дрожит, значит звучит…

 Цель: Познакомить детей с принципами

образования и улавливания звука

 Задачи: - Воспитывать интерес к звучащему миру

- Развивать наблюдательность

- Развивать изобретательность, эксперементально- опытную деятельность.

Мероприятия - Исследовательская деятельность детей:

по решению задач: «Звуки вокруг нас» (шумы, деревянные,

стеклянные, пластмассовые, шуршащие

звуки)

Беседа с детьми 

-Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки?, почему их так много - целое море?, откуда берутся звуки?

Дети: высказывают свое мнение.

-А вам бы хотелось узнать, откуда берутся звуки? какие звуки нас окружают?

«Что такое звук?», «Как он получается?», «Почему звуков так много – целое море?»

-Дорогие ребята!

Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Начнем с веселой зарядки.

Мы, ребятки, дружно, вместе

Совершаем бег на месте.

Если в сердце не покой,

Громко топнули ногой.

И другой!

А теперь, мои хорошие,

Громко хлопайте в ладоши!

Вы улыбками со всеми поделитесь

И садитесь!

(Дети выполняют действия по тексту).

Что мы сейчас делали?

Дети:

Топали, хлопали, шумели.

Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)

Они называются – шумы.

Давайте минуту помолчим и прислушаемся к миру вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет?

(Дети минуту слушают).

Итак, что вы услышали?

Дети:

Шаги и речь людей за спиной, звонок телефона, топот детей в группе, шум на кухне.

Мы все время что – то слышим, наши уши постоянно в работе, и мир вокруг нас – звучащий.

 А теперь я предлагаю вам заняться исследовательской деятельностью.

Дети, вы попали в Страну чудес, где живут необычные жители – звуки.

Перед вами на столе разложены: деревянные палочки, стеклянные стаканы, ложка, карандаш, пластмассовая коробочка, связка ключей.

Выберите среди лежащих на столе предметов:

- деревянные: - палочки, кубики,

- постучите ими,

- определите свойства звука (сухой, теплый),

- найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать

деревянные звуки.

- стеклянные: - стеклянные стаканы,

- постучите ими друг о друга,

- постучите по ним ложкой,

- определите свойства звука (нежный, прозрачный, чистый,

тонкий),

- найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать

стеклянные звуки (окно, зеркало).

- металлические: - связка ключей,

- позвените ими,

-определите свойства звука (яркий, призывный),

- найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать

металлические звуки.

- шуршащие: - лист бумаги,

- смять ее,

- порвать ее,

- найти в зале предметы, мебель, которые могут издавать

шуршащие звуки (шторы, одежда, когда ее чистят

щеткой),

- определите свойства звука (тихие, незаметные).

-Какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (пошуршать бумагой)

-Шумами называют звуки, которые нас окружают. Иногда они бывают тихие, иногда громкие, иногда очень громкие. Многие шумы существуют сами по себе и зависят от человека. Обычно это звуки природы, например, шум ветра, грохот водопада, крики животных и птиц или раскаты грома. Но есть и шумы, которые производит человек.

-Скажите, пожалуйста, вам приходилось когда – нибудь бросать камешки в воду?

Дети делятся воспоминаниями. Сейчас я предлагаю вам выполнить задания.

Подобрать названия предметов, которые способны издавать указанные шумы и расположите их в правильном порядке.

Деревянные связка ключей

Стеклянные дом

Пластмассовые посуда

Металлические стакан

Музыкальный руководитель:

-Значит, вам легко представить, что звуки – это такие же волны, только воздушные. К сожалению, их не видят наши глаза, зато их прекрасно слышат наши уши.

-А теперь давайте тихонько коснемся стакана чайной ложечкой. Что сразу слышим?

Дети: Звук.

-Откуда же он взялся? Оказывается, при соприкосновении ложечки со стаканом происходит вибрация, начинает дрожать воздух вокруг стакана, поэтому мы слышим звук. Мы не видим, как дрожит стакан, потому что стенки стакана очень тонкие. Они так мелко и часто дрожат, что человеческий глаз этого заметить не может.

-А если тронуть струну гитары, то мы без труда увидим колебание: она дрожит, будто раздваивается.

Значит, если дрожит – то звучит.

Вывод: Из проведенного исследования детям стало известно, подтверждение – «Дрожит, значит звучит»

Материалы:   две одинаковые бутылки с узким горлышком, таз, воронка, воронки, сделанные из плотной бумаги.

- Слышали ли вы как про кого – то говорят «У него ушки на макушке?»

- Где у человека расположена макушка?

- Что у человека находится на макушке?

- Где у человека расположены уши?

- Кого же имели в виду, употребляя такое выражение?

Значит, про человека, который внимательно к чему – то прислушивается, и говорят, что у него ушки на макушке.

- Как вы думаете, зачем зверям нужны такие большие уши?

- В какой сказке девочка интересовалась размерами ушей своей бабушки?

- Что ответил Красной Шапочке волк?

(Дети должны приложить руку к уху, тем самым сделав ухо больше).

Дети подходят к столу, на котором стоит тазик, две одинаковые бутылки с узким горлышком, воронка.

- Видели ли вы, как летом собирают дождевую воду?

- Зачем она нужна?

(ставит в таз одну бутылку и начинает наливать в нее воду).

- Сколько воды набралось в бутылку?

- Что нужно сделать для того, чтобы воды набралось больше?

После обсуждения приходим к выводу, что в бутылку нужно поставить воронку. Количество налитой в обе бутылки воды сравнивается.( Предлагаем каждому ребенку по одной воронке, сделанной из листа ватмана) и предлагает самим догадаться, как ещё ее  можно использовать, чтобы сказанные шепотом слова можно было отчетливо услышать. Дети проводят самостоятельный эксперимент с воронками, после чего делается вывод, что стало лучше слышно, потому что через воронку в ухо попадает больше звука. Делается вывод и о том, зверям большие уши нужны для того, чтобы в них попадало больше звука. Тонкое слышание спасает их от опасности.

- Как же образуется звук?

Дети подходят к столу, на котором лежат металлическая линейка, гитара, расчески по количеству детей.

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы линейка начала издавать звук?

(Линейку одним концом прижимают к столу и дергают за свободный конец – раздается звук).

- Что происходит с линейкой? Она дрожит.

- Заставьте звучать гитару. Что вы для этого сделали?

- Что происходит со струной, когда она звучит? Она дрожит.

Делается вывод о том, что если дрожит – значит звучит.

Давайте сейчас посидим в тишине,

Так тихо, как будто бы это во сне.

Услышим тогда, как звучит тишина,

Хоть кажется нам, что она не слышна.

… Удивителен мир звуков, окружающий нас: вот мяукает кот и тихо позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья и радостно смеются малыши, визжит тормозами машина и тихо шуршит книжка.

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину…

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Дети: (хором)

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Что такое снег? » познавательно – исследовательский 2-ая младшая группа.

Проект «Что такое снег? » познавательно – исследовательский 2-ая младшая группа....

Познавательно-исследовательский, творческий проект: «Ах, ты Зимушка - Зима».

В ходе реализации данного проекта участники имеют возможность получить и расширить индивидуальный опыт общения с природой и навыки взаимодействия в классе. В сфере...

Методическая разработка по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

Данная работа направлена на развитие экспериментально – исследовательской деятельности детей 5-7 лет. Предлагаемая разработка содержит теоретический и практический материал, раскрывающий разнообразны...

Познавательно-исследовательское занятие "Свет, да будет свет!"

Познавательно-исследовательское занятие в рамках Международного года света и световых технологий в целях поддержки инициативы ЮНЕСКО, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций (...

Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»Дошкольный возраст характеризуется развитием познавательной потребности ребенка. В этом возрасте преобла...