Методические рекомендации педагогам
занимательные факты (3 класс)
Введение
1. Обязательно установите личный контакт с детьми:
- обращайтесь по имени;
- занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
- используйте тактильное прикосновение
2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.
- всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?
- не возникает ли желание его перебить?
- не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?
- проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.
3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь:
- исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;
- обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
- постарайтесь избавиться от слов - "паразитов" ("ну", "значит", "в общем" и т.д.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
.
«Методические рекомендации педагогам по формированию коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1. Обязательно установите личный контакт с детьми:
- обращайтесь по имени;
- занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
- используйте тактильное прикосновение
2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.
- всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?
- не возникает ли желание его перебить?
- не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?
- проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.
3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь:
- исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;
- обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
- постарайтесь избавиться от слов - "паразитов" ("ну", "значит", "в общем" и т.д.)
4. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как "демонстрация расположенности": спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.
5. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой:
- как часто вы улыбаетесь детям;
- способны ли вы смеяться вместе с детьми;
- как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.
6. Учитесь видеть себя со стороны:
- чаще анализируйте собственную деятельность;
- стремитесь ставить себя на место ребенка;
- развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.
7. Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:
- быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
- ясно и понятно излагать доводы детям;
- проявлять выдержку и терпение.
Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.
8. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:
- требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться");
- наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);
- оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну я так и знала, что это сделал опять Петров");
- возмущения ("вы только посмотрите, что вы наделали!");
- предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождешься!");
- вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".
9.Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы:
- предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь");
- ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват");
- выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло");
- разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").
10. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть:
- непонимание психологической ситуации, настроения детей;
- недостаточная саморегуляция;
- несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальной атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе.
Приемы формирования коммуникативных навыков у обучающихся во внеурочное время.
Коммуникация является важнейшим компонентом человеческой жизни. Какой бы образ жизни ни вел человек, чем бы он ни занимался профессионально – в любом случае, определяющим условием его успеха является общение – процесс обмена информацией
В последние годы мы как педагоги и родители с тревогой отмечаем, что многие дети испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Особого внимания в этом плане требуют дети с умственной отсталостью. Они, как никто другой, испытывают значительные трудности при формировании общения, речи.
Успешность подготовки их самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально трудовой деятельности, но и от уровня сформированности коммуникативных умений. Именно развитие коммуникативных умений является необходимым условием не только успешности в учебной деятельности, но и важнейшим направлением социально – личностного развития ребёнка с интеллектуальными нарушениями в развитие.
При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности обучающихся с нарушением интеллекта и, в первую очередь, развивать:
- способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;
- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
- восприятие речи;
- умение подражать;
- умение соблюдать очередность в разговоре;
- умение применять навыки общения в повседневной жизни.
Для более успешной социализации умственно отсталых детей необходимы следующие коммуникативные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому (или сообщать информацию невербальными средствами)
Непосредственная работа по формирование коммуникативных навыков осуществляется мною в процессе внеурочной деятельности и на внеклассных мероприятиях с помощью игровых приемов.
Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются способности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Предварительный просмотр:
.
«Методические рекомендации педагогам по формированию коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1. Обязательно установите личный контакт с детьми:
- обращайтесь по имени;
- занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
- используйте тактильное прикосновение
2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.
- всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?
- не возникает ли желание его перебить?
- не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?
- проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.
3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь:
- исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;
- обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
- постарайтесь избавиться от слов - "паразитов" ("ну", "значит", "в общем" и т.д.)
4. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как "демонстрация расположенности": спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.
5. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой:
- как часто вы улыбаетесь детям;
- способны ли вы смеяться вместе с детьми;
- как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.
6. Учитесь видеть себя со стороны:
- чаще анализируйте собственную деятельность;
- стремитесь ставить себя на место ребенка;
- развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.
7. Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:
- быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
- ясно и понятно излагать доводы детям;
- проявлять выдержку и терпение.
Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.
8. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:
- требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться");
- наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);
- оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну я так и знала, что это сделал опять Петров");
- возмущения ("вы только посмотрите, что вы наделали!");
- предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождешься!");
- вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".
9.Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы:
- предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь");
- ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват");
- выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло");
- разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").
10. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть:
- непонимание психологической ситуации, настроения детей;
- недостаточная саморегуляция;
- несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальной атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе.
Приемы формирования коммуникативных навыков у обучающихся во внеурочное время.
Коммуникация является важнейшим компонентом человеческой жизни. Какой бы образ жизни ни вел человек, чем бы он ни занимался профессионально – в любом случае, определяющим условием его успеха является общение – процесс обмена информацией
В последние годы мы как педагоги и родители с тревогой отмечаем, что многие дети испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Особого внимания в этом плане требуют дети с умственной отсталостью. Они, как никто другой, испытывают значительные трудности при формировании общения, речи.
Успешность подготовки их самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально трудовой деятельности, но и от уровня сформированности коммуникативных умений. Именно развитие коммуникативных умений является необходимым условием не только успешности в учебной деятельности, но и важнейшим направлением социально – личностного развития ребёнка с интеллектуальными нарушениями в развитие.
При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности обучающихся с нарушением интеллекта и, в первую очередь, развивать:
- способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;
- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
- восприятие речи;
- умение подражать;
- умение соблюдать очередность в разговоре;
- умение применять навыки общения в повседневной жизни.
Для более успешной социализации умственно отсталых детей необходимы следующие коммуникативные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому (или сообщать информацию невербальными средствами)
Непосредственная работа по формирование коммуникативных навыков осуществляется мною в процессе внеурочной деятельности и на внеклассных мероприятиях с помощью игровых приемов.
Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются способности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации педагога ДО Калашникова В.И. по теме"Спортивно-воспитательная работа с юными боксёрами"
Данный материал рассказывает о том что наряду с тренировочным процессом в боксёрской секции должен ещё быть и воспитательный аспект...
Методические рекомендации педагога ДО Калашникова В.И. по теме"Возрастные особенности учеников занимающихся боксом"
При занятии боксом педагогу нужно обязательно учитывать возрастные особенности своих воспитанников...
Методические рекомендации педагогу. Урок-исследование
Методические рекомендации педагогуУрок-исследование...
Методические рекомендации педагогам по составлению педагогической характеристики на учащегося для ТПМПК
Для специалистов ТПМПК важным документом, отражающим существенную информацию о ребенке, является педагогическая характеристика. Этот документ заполняется классным руководителем школы, заверяется...
Методические рекомендации педагога-психолога родителям школьников
Актуальной проблемой школьного образования остаётся вовлечение родителей в совместную деятельность по обучению и воспитанию детей. Успешность ребёнка в школе во многом зависит от того, насколько родит...
Методические рекомендации педагогам и специалистам, использующим в работе с детьми с ОВЗ методы и приемы музыкальной терапии
Различные виды арт-терапии рождают у человека новые креативные потребности и способы их удовлетворения, таким образом осуществляется педагогическая и психологическая коррекция человека (создание творч...
Методические рекомендации педагогам образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику
Рекомендации педагогам образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику...