Огород на подоконнике
календарно-тематическое планирование

рабочая программа кружковой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_na_podokonnike.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  кружка  «Огород на подоконнике» предназначена для  обучающихся 2-4  классов  МБОУ Алексинская СОШ.

На изучение предмета отводится 1 час в неделю в соответствии с базисным учебным планом. Общее количество часов – 34 часа.

Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобщается к труду через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно – полезный труд. Активное участие детей в общественно – полезной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как общественно полезная.

Программа  кружка предназначена для работы с детьми 2 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, углубляет патриотическое и экологическое воспитание младших школьников.

Цель программы:

- приобщить детей к выращиванию растений в условиях средней полосы России, показать возможность применения знаний, полученных занятиях по дополнительному образованию, по внеурочной деятельности ;

вызвать стремление к исследовательской работе в области выращивания культурных растений; формирование системы научных и практических знаний, взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к природе во всех видах трудовой деятельности; укрепление сотрудничества семьи и школы. В основе программы лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

  • Создание условий для формирования у младших школьников экологической компетентности, экологической культуры, как составляющих гражданского становления личности.
  • Формирование знаний о Родном крае, любви к своей малой Родине.

Задачи программы:

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе у ребёнка происходит становление современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

  • формирование позитивной самооценки
  • формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование)
  • К числу важнейших задач курса относятся также воспитание гордости за свой город, свою Родину, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
  • При этом средствами программы целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Для реализации поставленных задач организуется работа на пришкольном участке в весенне-летний периоды, в зимний период работа в в кабинете, где проходят занятия кружка.

Формы работы:

 производят закладку опытов;

 практическое изучение строения растений

 конструирование из разных материалов ;

 проектные работы по изучению условий выращивания культурных растений;

  коллективная,  групповая  индивидуальная работа.

Формы контроля:

  • . Конкурс исследовательских работ
  • . Конкурс презентаций
  • .Участие юных экологов в заочных конкурсах в интернет.ресурсах.
  • Участие в школьной выставке.

Предполагаемые результаты реализации программы.

приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

 Учащиеся получат знания:

  Что такое почва;

 Разнообразие культур; (декоративные, полевые, овощные) ;

 Что такое части растений;

 Способы размножения растений;

 Разнообразие культур; (плодовые, овощные, цветов)

 Разнообразие видов комнатных растений;

 Правила посадки комнатных растений;

 Правила ухода за комнатными растениями;

. Учащиеся научатся:

 Различать семена, производить калибровку, проверять их всхожесть, производить посев;  Определять части растений;  Проводить работу по размножению и пересадке культурных растений, распознавать их виды;

 Проводить простейшие опыты с растениями в комнатных условиях и на учебно-опытном участке, наблюдать и объяснять результаты, анализировать;

 приобрести опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; - опыт представления результатов своей работы на школьных и районных научно-практических конференциях;

Учащиеся получат возможность: - приобрести опыт деятельности, направленной на использование полученных знаний и умений по выращиванию растений разными способами; - приобрести опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; - опыт представления результатов своей работы на школьных и районных научно-практических конференциях;

Особенностью данной программы является включение её в школьную программу по озеленению пришкольного участка и организацию зоны Зимнего сада в ОУ

Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, на пришкольном участке, в окрестностях села .

Данная деятельность предполагает сбор информации, источником информации могут быть взрослые люди (учитель, родители), СМИ, интернет.

Итоги программы могут быть представлены через создание детьми презентаций, в электронном виде отчётов ,оформление стенда.учатие в конкурсах в интернете.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

 Проводить работу по размножению и пересадке культурных растений, распознавать их виды;

 Проводить прополку, знать сорные растения;

 Проводить механическую борьбу с вредителями растений;

 Проводить простейшие опыты с растениями в комнатных условиях и на учебно-опытном участке, наблюдать и объяснять результаты, анализировать;

 Изготавливать макеты клумб из разных материалов;

 Уважать сельскохозяйственный труд.

Учащиеся получат возможность:

- приобрести опыт деятельности, направленной на использование полученных знаний и умений по выращиванию цветочных и овощных культур разными способами;

- приобрести опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде;

- опыт представления результатов своей работы на школьных и районных научно-практических конференциях;

- взаимодействия со взрослыми.

В результате реализации предусмотренной программы появляется вероятность появления образовательных эффектов:

- формирование коммуникативной, гражданской, социальной компетентности школьников.

Личностные результаты :

1)Формирование основ гражданской идентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину.

2)Формирование картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека.

3)Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4)Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5)Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД Формирование умения определять цель деятельности; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные, пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки; применять практические и интеллектуальные умения в конструктивных работах с учётом замысла, пользоваться различными приёмами самоконтроля, самооценки; решать творческие, нестандартные задачи.

Коммуникативные УУД Проявлять инициативу и сотрудничество в поиске и сборе информации. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь управлять поведением партнера: контроль, коррекция, оценка его действий. Познавательные УУД Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию. . Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Воспринимать необходимый спектр знаний, получать дополнительную развивающую информацию, использовать базовые знания в решении поставленных задач, в поисковой, исследовательской, практической и творческой деятельности


        

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название разделов, тем

дата

план

факт

I.Вводная часть (4 часа)

1.1.

Знакомство с учащимися. Введение в программу «Огород на подоконнике».

6.09

1.2.

Что такое огород? Что он нам даёт?

13.09

1.3.

Сбор семян, подготовка земли

20.09

1.4

Опытно – экспериментальная деятельность «Строение растений»

27.09

1.5

Какие растения живут в классе, школе

04.10

2 Загадочный мир растений

2.1

Культурные растения

11.10

2.2

Сорняки

18.10

2.3

Лекарственные растения -

25.10

3.Практическая работа.

3.1.

Поделки из овощей

08.11

3.2.

Театрализованная деятельность, инсценирование русской народной сказки «Репка»

15.11

3.3.

Сказки об овощах  «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю.Тувин «Овощи».

22.11

3.4

 Разучивание стихов, загадок, поговорок об овощах

29.11

4 Поисково-исследовательская работа

4.1.

Занятие «Какая земля»

6.12

4.2.

Занятие «Вода и растения»

13.12

4.3.

Занятие «Солнце и растения»

20.12

4.4.

Занятие «Человек и растения»

27.12

5 Выращивание растений

5.1

Разновидности цветов. Цветы со всего света (Комнатные растения). Инвентарь для ухода за комнатными растениями.

10.01

5.2

«Луковичные растения». Знакомство с различными луковичными (лилии, тюльпаны, гиацинты). Посадка луковичных

17.01

Определение оптимальных условий для роста и развития растения из семени.

24.01

Гранулированные и не гранулированные семена. Сравнение их всхожести при  одинаковых условиях.

31.01

5.3

.«Школа овощевода». Правила безопасности при работе с почвой, водой. Подготовка почвы для посева семян овощных растений

Посев перцев

7.02

5.4

.«Школа овощевода». Правила безопасности при работе с почвой, водой. Подготовка почвы для посева семян овощных растений Посев томатов

14.02

5.5

.«Школа овощевода». Правила безопасности при работе с почвой, водой. Подготовка почвы для посева семян овощных растений. Посев огурцов

21.02

5.6

«Школа цветовода». Правила безопасности при работе с почвой, водой. Подготовка почвы для посева семян цветочных растений

28.02

5.7

Уход  и наблюдение за посадками: рыхление, полив, подкормка, пикировка, пересадка  (8 часов)

 (Опыт: «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений.

Влияние укрывного материала на развитие растений».

 Влияние удобрений на развитие растений

Мои наблюдения за ростом и развитием  растений и фиксирование в дневнике наблюдений. Фотоотчёт)

6.03

13.03

20.03

3.04

10.04

17.04

24.04

8.05

5.8

Мои наблюдение. Оформление проекта

15.05

5.9

Итоговое занятие

22.05

 

Всего: 34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Огород на подоконнике "

Цель проекта :вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию огородных растений в комнатных условиях....

Проект "Огород на подоконнике"

Информационно - экспериментальный проект: "Огород на подоконнике" (старшая группа)...

Тезисы для презентации к проекту "Огород на подоконнике"

Проект подготовлен учащимися 3 А класса и классным руководителем ко 2школьной  научно-практичкской конференции в апреле 2015 года. Презентацию смотрите в разделе видео....

Экологический проект "Огород на подоконнике"

Цель:·       привлечение учащихся к созданию домашнего уголка природы;·       приобщение к тайнам и закономерностям растительного мира;·...

Экологический проект "Огород на подоконнике"

Цель:·       привлечение учащихся к созданию домашнего уголка природы;·       приобщение к тайнам и закономерностям растительного мира;·...

Проект "Огород на подоконнике"

Огород на подоконнике в детском доме является очень приятным и нужным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или...

Проект по Агробизнесу : "Огород на подоконнике."

В данном материале предоставлен  конспенкт работы....