Огород на подоконнике
календарно-тематическое планирование
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Огород на подоконнике» предназначена для обучающихся 2-4 классов МБОУ Алексинская СОШ.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю в соответствии с базисным учебным планом. Общее количество часов – 34 часа.
Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобщается к труду через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно – полезный труд. Активное участие детей в общественно – полезной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как общественно полезная.
Программа кружка предназначена для работы с детьми 2 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, углубляет патриотическое и экологическое воспитание младших школьников.
Цель программы:
- приобщить детей к выращиванию растений в условиях средней полосы России, показать возможность применения знаний, полученных занятиях по дополнительному образованию, по внеурочной деятельности ;
вызвать стремление к исследовательской работе в области выращивания культурных растений; формирование системы научных и практических знаний, взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к природе во всех видах трудовой деятельности; укрепление сотрудничества семьи и школы. В основе программы лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
- Создание условий для формирования у младших школьников экологической компетентности, экологической культуры, как составляющих гражданского становления личности.
- Формирование знаний о Родном крае, любви к своей малой Родине.
Задачи программы:
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе у ребёнка происходит становление современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
- формирование позитивной самооценки
- формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование)
- К числу важнейших задач курса относятся также воспитание гордости за свой город, свою Родину, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
- При этом средствами программы целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Для реализации поставленных задач организуется работа на пришкольном участке в весенне-летний периоды, в зимний период работа в в кабинете, где проходят занятия кружка.
Формы работы:
∙ производят закладку опытов;
∙ практическое изучение строения растений
∙ конструирование из разных материалов ;
∙ проектные работы по изучению условий выращивания культурных растений;
∙ коллективная, ∙ групповая ∙ индивидуальная работа.
Формы контроля:
- . Конкурс исследовательских работ
- . Конкурс презентаций
- .Участие юных экологов в заочных конкурсах в интернет.ресурсах.
- Участие в школьной выставке.
Предполагаемые результаты реализации программы.
приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Учащиеся получат знания:
∙ Что такое почва;
∙ Разнообразие культур; (декоративные, полевые, овощные) ;
∙ Что такое части растений;
∙ Способы размножения растений;
∙ Разнообразие культур; (плодовые, овощные, цветов)
∙ Разнообразие видов комнатных растений;
∙ Правила посадки комнатных растений;
∙ Правила ухода за комнатными растениями;
. Учащиеся научатся:
∙ Различать семена, производить калибровку, проверять их всхожесть, производить посев; ∙ Определять части растений; ∙ Проводить работу по размножению и пересадке культурных растений, распознавать их виды;
∙ Проводить простейшие опыты с растениями в комнатных условиях и на учебно-опытном участке, наблюдать и объяснять результаты, анализировать;
∙ приобрести опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; - опыт представления результатов своей работы на школьных и районных научно-практических конференциях;
Учащиеся получат возможность: - приобрести опыт деятельности, направленной на использование полученных знаний и умений по выращиванию растений разными способами; - приобрести опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; - опыт представления результатов своей работы на школьных и районных научно-практических конференциях;
Особенностью данной программы является включение её в школьную программу по озеленению пришкольного участка и организацию зоны Зимнего сада в ОУ
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, на пришкольном участке, в окрестностях села .
Данная деятельность предполагает сбор информации, источником информации могут быть взрослые люди (учитель, родители), СМИ, интернет.
Итоги программы могут быть представлены через создание детьми презентаций, в электронном виде отчётов ,оформление стенда.учатие в конкурсах в интернете.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
∙ Проводить работу по размножению и пересадке культурных растений, распознавать их виды;
∙ Проводить прополку, знать сорные растения;
∙ Проводить механическую борьбу с вредителями растений;
∙ Проводить простейшие опыты с растениями в комнатных условиях и на учебно-опытном участке, наблюдать и объяснять результаты, анализировать;
∙ Изготавливать макеты клумб из разных материалов;
∙ Уважать сельскохозяйственный труд.
Учащиеся получат возможность:
- приобрести опыт деятельности, направленной на использование полученных знаний и умений по выращиванию цветочных и овощных культур разными способами;
- приобрести опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде;
- опыт представления результатов своей работы на школьных и районных научно-практических конференциях;
- взаимодействия со взрослыми.
В результате реализации предусмотренной программы появляется вероятность появления образовательных эффектов:
- формирование коммуникативной, гражданской, социальной компетентности школьников.
Личностные результаты :
1)Формирование основ гражданской идентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину.
2)Формирование картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека.
3)Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4)Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5)Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД Формирование умения определять цель деятельности; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные, пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки; применять практические и интеллектуальные умения в конструктивных работах с учётом замысла, пользоваться различными приёмами самоконтроля, самооценки; решать творческие, нестандартные задачи.
Коммуникативные УУД Проявлять инициативу и сотрудничество в поиске и сборе информации. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь управлять поведением партнера: контроль, коррекция, оценка его действий. Познавательные УУД Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию. . Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Воспринимать необходимый спектр знаний, получать дополнительную развивающую информацию, использовать базовые знания в решении поставленных задач, в поисковой, исследовательской, практической и творческой деятельности
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем | дата | |
план | факт | ||
I.Вводная часть (4 часа) | |||
1.1. | Знакомство с учащимися. Введение в программу «Огород на подоконнике». | 6.09 | |
1.2. | Что такое огород? Что он нам даёт? | 13.09 | |
1.3. | Сбор семян, подготовка земли | 20.09 | |
1.4 | Опытно – экспериментальная деятельность «Строение растений» | 27.09 | |
1.5 | Какие растения живут в классе, школе | 04.10 | |
2 Загадочный мир растений | |||
2.1 | Культурные растения | 11.10 | |
2.2 | Сорняки | 18.10 | |
2.3 | Лекарственные растения - | 25.10 | |
3.Практическая работа. | |||
3.1. | Поделки из овощей | 08.11 | |
3.2. | Театрализованная деятельность, инсценирование русской народной сказки «Репка» | 15.11 | |
3.3. | Сказки об овощах «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю.Тувин «Овощи». | 22.11 | |
3.4 | Разучивание стихов, загадок, поговорок об овощах | 29.11 | |
4 Поисково-исследовательская работа | |||
4.1. | Занятие «Какая земля» | 6.12 | |
4.2. | Занятие «Вода и растения» | 13.12 | |
4.3. | Занятие «Солнце и растения» | 20.12 | |
4.4. | Занятие «Человек и растения» | 27.12 | |
5 Выращивание растений | |||
5.1 | Разновидности цветов. Цветы со всего света (Комнатные растения). Инвентарь для ухода за комнатными растениями. | 10.01 | |
5.2 | «Луковичные растения». Знакомство с различными луковичными (лилии, тюльпаны, гиацинты). Посадка луковичных | 17.01 | |
Определение оптимальных условий для роста и развития растения из семени. | 24.01 | ||
Гранулированные и не гранулированные семена. Сравнение их всхожести при одинаковых условиях. | 31.01 | ||
5.3 | .«Школа овощевода». Правила безопасности при работе с почвой, водой. Подготовка почвы для посева семян овощных растений Посев перцев | 7.02 | |
5.4 | .«Школа овощевода». Правила безопасности при работе с почвой, водой. Подготовка почвы для посева семян овощных растений Посев томатов | 14.02 | |
5.5 | .«Школа овощевода». Правила безопасности при работе с почвой, водой. Подготовка почвы для посева семян овощных растений. Посев огурцов | 21.02 | |
5.6 | «Школа цветовода». Правила безопасности при работе с почвой, водой. Подготовка почвы для посева семян цветочных растений | 28.02 | |
5.7 | Уход и наблюдение за посадками: рыхление, полив, подкормка, пикировка, пересадка (8 часов) (Опыт: «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений. Влияние укрывного материала на развитие растений». Влияние удобрений на развитие растений Мои наблюдения за ростом и развитием растений и фиксирование в дневнике наблюдений. Фотоотчёт) | 6.03 13.03 20.03 3.04 10.04 17.04 24.04 8.05 | |
5.8 | Мои наблюдение. Оформление проекта | 15.05 | |
5.9 | Итоговое занятие | 22.05 | |
| Всего: 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Огород на подоконнике "
Цель проекта :вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию огородных растений в комнатных условиях....
Проект "Огород на подоконнике"
Информационно - экспериментальный проект: "Огород на подоконнике" (старшая группа)...
Тезисы для презентации к проекту "Огород на подоконнике"
Проект подготовлен учащимися 3 А класса и классным руководителем ко 2школьной научно-практичкской конференции в апреле 2015 года. Презентацию смотрите в разделе видео....
Экологический проект "Огород на подоконнике"
Цель:· привлечение учащихся к созданию домашнего уголка природы;· приобщение к тайнам и закономерностям растительного мира;·...
Экологический проект "Огород на подоконнике"
Цель:· привлечение учащихся к созданию домашнего уголка природы;· приобщение к тайнам и закономерностям растительного мира;·...
Проект "Огород на подоконнике"
Огород на подоконнике в детском доме является очень приятным и нужным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или...
Проект по Агробизнесу : "Огород на подоконнике."
В данном материале предоставлен конспенкт работы....