программа внеурочной деятельности в начальной школе "Я гражданин России"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Людмила Ушакова

           Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

                                                           «Я гражданин России»

___________________________

(название )

______                               Духовно-нравственное _________________________

(название направления)

Составитель: Ушакова Людмила Геннадьевна

Высшая квалификационная категория

              Срок реализации программы: 4 года

п. Бохан 2021 г.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе:        

-Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373;

-   Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.

     Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.                Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

         Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

          Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  

           Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

           Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

          Программа   включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности  “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка “Операция Поиск”;  а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

Цель программы:

создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

         Цели и задачи программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному  направлению «Я гражданин России» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МОУ  средней общеобразовательной школе №1.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

-  становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- постижение понятий гражданственности, патриотизма обогащение представлений учеников о мире, обнаружение связи и соотношения морального общественного сознания и индивидуального нравственного сознания;    

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

       

                                   

Предполагаемая результативность курса

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России»  является формирование следующих умений:

  • внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
  • положительная мотивация учебной деятельности;
  • самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
  • сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
  • формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных  задач;  
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
  • способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
  • совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

           2. Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
  • перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
  • овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
  • знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
  • устанавливать причинно-следственные связи.

           3.Коммуникативные УУД:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.

           4. Личностные УУД:

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка.

         Планируемые результаты программы внеурочной деятельности:

         Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

         Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

          Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,  неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

            Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

           У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

Содержание изучаемого курса

«Я гражданин России»

                  Раздел 1. Маленькие Россияне (33 ч.)

1 класс        

1.“Я и я”(4ч) 

Я, ты, мы. Мой сосед по парте. «Кто я? Какой я? Что такое личность?» Правила поведения в школе.

2.“Я и семья”(6ч) 

Моя семья – моя радость. Забота о родителях – дело совести каждого. Семейные традиции. Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Папа, мама, я – дружная семья.

3.“Я и культура”(5ч) 

Дары природы.  История моего города.  Встреча с творческими людьми. Экскурсия в музей.  Конкурс поделок из природного материала.  

4.“Я и школа”(8ч) 

Беседа о школьном уставе. Мои права и обязанности. Конкурс рисунков «Моя школа».  Мой школьный дом. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Самое сильное звено. Укрась территорию своей школы.

5.“Я и мое Отечество”(6ч) 

Беседа о государственной символике страны, малой родины. Маленькие герои большой войны. Мои родные – защитники Родины. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Конкурсы стихов и песен.

6.“Я и планета”(4ч).

Планета просит помощи. Маленькая страна. В гости к зеленой аптеке. Я – житель планеты земля.

Итоговый тест №1.

             Раздел 2.  Моя Малая Родина (34 ч.)

2 класс        

1.“Я и я”(4ч) 

Я – ученик. Мой портфель.

Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

 2.“Я и семья”(5ч) 

Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков « Моя семья».

3.“Я и культура”(4ч) 

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Экскурсия в музей.        

4.“Я и школа”(6ч).

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Конкурсы сочинений «Моя школа».

5.“Я и мое Отечество”(9ч)

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Конкурсы рисунков.

6.“Я и планета”(6ч) 

Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  

Итоговый тест №2.

              Раздел 3. Россия – Родина моя  (34 ч.)

3 класс        

1.“Я и я”(4ч) 

Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Что значит, быть человеком!

2.“Я и семья”(5ч) 

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мамины помощники.  

3.“Я и культура”(4ч) 

 Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Встреча с местными поэтами. Экскурсии в  музей.  

4.“Я и школа”(6ч) 

Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.

Вежливая улица.  Конкурс рисунков о школе.

 5.“Я и мое Отечество”(9ч) 

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.

Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории. Они служили в Армии.  Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время. Конкурс рисунков о войне.

6.“Я и планета”(6ч) 

Осень в родном городе. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены.

Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба. Конкурсы сочинений, рисунков.

Итоговый тест №3.

              Раздел 4.  Я – гражданин России  (34 ч.)

4 класс        

1.“Я и я”(4ч) 

Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов

2.“Я и семья”(5ч) 

День пожилого человека. Забота о родителях – дело совести каждого. Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.      

3.“Я и культура”(4ч) 

Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

4.“Я и школа”(6ч) 

Продолжаем изучать Школьный Устав. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурс рисунков о школе.

5.“Я и мое Отечество”(9ч) 

Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика  России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.

Права ребенка.  Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети».

Я – гражданин России. Есть такая профессия – Родину защищать. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Города – герои. Конкурс рисунков о войне.

6.“Я и планета”(6ч) 

В ответе за тех, кого приучили. Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Конкурс экологических сказок, стихов.

Итоговый тест №4.

.  

 

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов программы внеурочной деятельности

и их место в учебном плане

       Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю:                          

 1 класс — 33 часа в год,

2-4 классы -34 часа в год.

Итого: 135 часов.

                                             1 класс «Маленькие Россияне»  - 33ч

Раздел  программы

Кол-во часов

Теория

Практика

Тесты

1.

«Я и я»

4

1

3

2.

« Я и семья»

6

1,5

4,5

3.

« Я и культура»

5

1,5

3,5

4.

« Я и школа»

8

2,5

5,5

5.

« Я и моё Отечество»

6

1,5

4,5

6.

« Я и планета»

4

1

3

Итоговый тест

               Итого:

33

9

24

2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч

Раздел  программы

Кол-во часов

Теория

Практика

Тесты

1.

«Я и я»

4

0,5

3,5

2.

« Я и семья»

5

1

4

3.

« Я и культура»

4

1,5

2,5

4.

« Я и школа»

6

2

4

5.

« Я и моё Отечество»

9

3

6

6.

« Я и планета»

6

1,5

4,5

Итоговый тест

Итого:

34

9,5

24,5

3класс «Россия – Родина моя» - 34ч

Раздел  программы

Кол-во часов

Теория

Практика

Тесты

1.

«Я и я»

4

1,5

2,5

2.

« Я и семья»

5

1,5

3,5

3.

« Я и культура»

4

1

3

4.

« Я и школа»

6

1,5

4,5

5.

« Я и моё Отечество»

9

2

7

6.

« Я и планета»

6

1,5

4,5

Итоговый тест

Итого:

34

9

25

4 класс «Я – гражданин России» - 34ч

Раздел  программы

Кол-во часов

Теория

Практика

Тесты

1.

«Я и я»

4

1,5

2,5

2.

« Я и семья»

5

2

3

3.

« Я и культура»

4

1,5

2,5

4.

« Я и школа»

6

2,5

3,5

5.

« Я и моё Отечество»

9

2,5

6,5

6.

« Я и планета»

6

2

4

Итоговый тест

Итого:

34

12

22

Приложение

Проверочные тесты.

Проверочные тесты.

Критерии оценки знаний учащихся.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальная сумма баллов – 12.

10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;

8-9 баллов –   курс в целом усвоен хорошо;

6-7 баллов -    курс усвоен удовлетворительно;

менее 6 баллов – курс не усвоен.

                                Тест №1

1. Закончи предложение:

Наша страна называется….

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Столица России – город:

а) Москва;                                  б) Санкт- Петербург;

в) Омск;                                      г) Новосибирск.

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Главой нашего государства является:

а) король;                                     б) губернатор;

в) мер;                                           г) президент.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Главный закон страны называется:

а) Конституция РФ;                                 б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека;    г) Устав школы.

 5. Закончи предложение:

Гимн, флаг, герб – это ….

 6. Раскрась российский флаг в его цвета:

7.  Выбери и отметь правильный ответ:

       Документ, защищающий права ребёнка называется:

а) Конституция РФ;                               б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека;    г) Устав школы.

8. Обведи  правильный ответ:

Человек считается ребёнком до:   а) 14 лет;      б)16 лет;      

                                                          в) 18 лет;      г) 20 лет.

9. Закончи предложение:

Я имею право на  …..

10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. На встречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел  мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул.  Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?

11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Как должны сделать люди в зале?

12. Соедини линиями дату и название праздника:

23 февраля                                                            День согласия и примирения

   1 мая                                                             День защитника Отечества

  4 ноября                                                                День России

  12 июня                                                             День солидарности трудящихся

                                                   Тест №2

1. Выбери и отметь правильный ответ:

Как называется наша страна?

  а) СССР;             б) Россия;           в) США;            г) Англия.

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто является главой нашего государства?

      а) президент;                                   б) царь;

      в) губернатор;                                 г) премьер-министр.

3.  Выбери и отметь правильный ответ:

     Чем являются герб, флаг и гимн?

      а) символами государства;

      б) символами праздника;

      в) символами  власти

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Что значит быть гражданином?

      а) иметь права;

      б) выполнять законы, иметь права;

      в) выполнять законы.

5. Обведи  границу  и  столицу  нашего  государства.  Допиши полное  название:

Р ___________________

Ф ___________________                                                                                                

Владивосток

6. Выбери правильный ответ:

Что такое законы?

      а) правила, обязательные для всех жителей страны;

      б) документ, защищающий права человека;

      в) документ.

7. Отметь знаком «+» правильные утверждения:

Государственные праздники – это нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.

1 января, 8 Марта, 1 апреля – это государственные праздники.

Государственные праздники напоминают о важнейших событиях прошлого и настоящего нашей Родины.

8. Выбери и отметь правильный ответ:

Какой день стал Днём победы?

 а) 1 мая;           б) 7 января;       в) 7 ноября;                г) 9 мая.

9. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России …..

10. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России ….

Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина  с маленьким ребенком на руках.             

            Как ты поступишь в данной ситуации?

12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, что ты будешь делать во время прогулки.

                                                    Тест №3

1. Впиши  пропущенные  слова.

Главой  нашего государства является __________________________,

а законы создаёт  ___________________________________.

2. Выбери и отметь правильные утверждения:

                                                    а) государство - это все люди,

                                                        живущие в стране;

Что   такое                                 б) государство - это механизм                                              

государство?                                  управления людьми,

                                                        живущими в стране;

                                                    в) государство устанавливает законы,  

                                                       которые  нельзя  нарушать;

                                                    г) государство – это правительство,  

                                                         армия, милиция, законы.                                                                                                                                              

 3. Выбери и отметь правильный ответ:

     Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?

      а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;

      б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;

      в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;

      г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

      Что такое герб?

      а) нагрудный знак;

      б) отличительный знак города, государства;

      в) эмблема;

      г)  рисунок.

5. Выбери и отметь правильный ответ:

   До какого возраста человек считается ребёнком?

      а) до 14 лет;                       б) до 18 лет;

      в) до 20 лет;                       г) до 25 лет.

6. Выбери и отметь правильный ответ:

    Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке?

      а) если остался без семьи;      

      б) если проживает в семье;

      в) если проживает с мамой;    

      г) если проживает с бабушкой.

7. Обозначь столицу нашего государства и город, в котором (или недалеко от которого) ты живёшь:

8. Закончи предложение:  

Каждый человек  имеет право на …….

9. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России?

Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный флаг России, и он падает в грязь. Что ты сделаешь?

Ты опоздал на урок и заходишь в класс. Твои действия:

а) поздороваешься и сядешь на место;

б) поздороваешься и извинишься за опоздание;

в) поздороваешься, извинишься за опоздание, спросишь разрешения сесть на своё  место.

10. Объясни названия праздников.

Праздники

Событие, которое дало название празднику

9 Мая – День Победы

12 июня – день независимости России

12 апреля – день космонавта

Тест №4

1. Выбери и отметь правильный ответ:

В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из  нас:

         а) Всеобщая декларация прав человека;

         б) Конвенция о правах ребёнка;

    в) Конституция Российской Федерации;

    г) Устав школы.

2. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб:

                     

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто утверждает важные законы  нашей страны?

      а) президент России;

      б) правительство Российской Федерации;

      в) государственная дума;

      г) народ.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

С какого возраста человек может пойти на выборы и голосовать за какого-либо кандидата?

      а) с 14 лет;                                       б) с 16 лет;

      в) с 18 лет;                                       г) с 20 лет.        

5. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников.

(Если сможешь, заполни все листки календаря):

январь

февраль

март

май

июнь

ноябрь

6. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России….

7. Выбери и обведи флаг России:

                                   

8. Соедини линиями  название документа и его основное назначение:

                

        

         

9. Выбери и отметь правильный ответ:

Какова основная мысль Конвенции о правах ребёнка?

      а) дети имеют право на заботу и помощь;

      б) каждый человек имеет гражданские и политические права и    

          свободы;

      в) каждый человек имеет право на образование;

      г) каждый ребёнок имеет свои обязанности.

10. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России….

11. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга - Вася, Миша и Митя - принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили.

Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася… .Напиши как должен был поступить Вася.

12. Если ты остался дома без взрослых:

а) Никому не откроешь двери;

б) Откроешь только тому, кто скажет, зачем он пришел;

в) Откроешь дверь только близким людям.

       



Предварительный просмотр:

       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

                                                           «Я гражданин России»

___________________________

(название )

______                               Духовно-нравственное _________________________

(название направления)

Составитель: Ушакова Людмила Геннадьевна

Высшая квалификационная категория

              Срок реализации программы: 4 года

п. Бохан 2021 г.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе:        

-Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373;

-   Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.

     Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.                Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

         Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

          Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  

           Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

           Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

          Программа   включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности  “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка “Операция Поиск”;  а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

Цель программы:

создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

         Цели и задачи программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному  направлению «Я гражданин России» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МОУ  средней общеобразовательной школе №1.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

-  становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- постижение понятий гражданственности, патриотизма обогащение представлений учеников о мире, обнаружение связи и соотношения морального общественного сознания и индивидуального нравственного сознания;    

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

       

                                   

Предполагаемая результативность курса

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России»  является формирование следующих умений:

  • внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
  • положительная мотивация учебной деятельности;
  • самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
  • сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
  • формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных  задач;  
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
  • способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
  • совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

           2. Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
  • перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
  • овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
  • знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
  • устанавливать причинно-следственные связи.

           3.Коммуникативные УУД:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.

           4. Личностные УУД:

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка.

         Планируемые результаты программы внеурочной деятельности:

         Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

         Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

          Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,  неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

            Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

           У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

Содержание изучаемого курса

«Я гражданин России»

                  Раздел 1. Маленькие Россияне (33 ч.)

1 класс        

1.“Я и я”(4ч) 

Я, ты, мы. Мой сосед по парте. «Кто я? Какой я? Что такое личность?» Правила поведения в школе.

2.“Я и семья”(6ч) 

Моя семья – моя радость. Забота о родителях – дело совести каждого. Семейные традиции. Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Папа, мама, я – дружная семья.

3.“Я и культура”(5ч) 

Дары природы.  История моего города.  Встреча с творческими людьми. Экскурсия в музей.  Конкурс поделок из природного материала.  

4.“Я и школа”(8ч) 

Беседа о школьном уставе. Мои права и обязанности. Конкурс рисунков «Моя школа».  Мой школьный дом. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Самое сильное звено. Укрась территорию своей школы.

5.“Я и мое Отечество”(6ч) 

Беседа о государственной символике страны, малой родины. Маленькие герои большой войны. Мои родные – защитники Родины. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Конкурсы стихов и песен.

6.“Я и планета”(4ч).

Планета просит помощи. Маленькая страна. В гости к зеленой аптеке. Я – житель планеты земля.

Итоговый тест №1.

             Раздел 2.  Моя Малая Родина (34 ч.)

2 класс        

1.“Я и я”(4ч) 

Я – ученик. Мой портфель.

Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

 2.“Я и семья”(5ч) 

Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков « Моя семья».

3.“Я и культура”(4ч) 

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Экскурсия в музей.        

4.“Я и школа”(6ч).

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Конкурсы сочинений «Моя школа».

5.“Я и мое Отечество”(9ч)

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Конкурсы рисунков.

6.“Я и планета”(6ч) 

Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  

Итоговый тест №2.

              Раздел 3. Россия – Родина моя  (34 ч.)

3 класс        

1.“Я и я”(4ч) 

Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Что значит, быть человеком!

2.“Я и семья”(5ч) 

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мамины помощники.  

3.“Я и культура”(4ч) 

 Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Встреча с местными поэтами. Экскурсии в  музей.  

4.“Я и школа”(6ч) 

Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.

Вежливая улица.  Конкурс рисунков о школе.

 5.“Я и мое Отечество”(9ч) 

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.

Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории. Они служили в Армии.  Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время. Конкурс рисунков о войне.

6.“Я и планета”(6ч) 

Осень в родном городе. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены.

Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба. Конкурсы сочинений, рисунков.

Итоговый тест №3.

              Раздел 4.  Я – гражданин России  (34 ч.)

4 класс        

1.“Я и я”(4ч) 

Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов

2.“Я и семья”(5ч) 

День пожилого человека. Забота о родителях – дело совести каждого. Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.      

3.“Я и культура”(4ч) 

Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

4.“Я и школа”(6ч) 

Продолжаем изучать Школьный Устав. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурс рисунков о школе.

5.“Я и мое Отечество”(9ч) 

Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика  России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.

Права ребенка.  Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети».

Я – гражданин России. Есть такая профессия – Родину защищать. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Города – герои. Конкурс рисунков о войне.

6.“Я и планета”(6ч) 

В ответе за тех, кого приучили. Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Конкурс экологических сказок, стихов.

Итоговый тест №4.

.  

 

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов программы внеурочной деятельности

и их место в учебном плане

       Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю:                          

 1 класс — 33 часа в год,

2-4 классы -34 часа в год.

Итого: 135 часов.

                                             1 класс «Маленькие Россияне»  - 33ч

Раздел  программы

Кол-во часов

Теория

Практика

Тесты

1.

«Я и я»

4

1

3

2.

« Я и семья»

6

1,5

4,5

3.

« Я и культура»

5

1,5

3,5

4.

« Я и школа»

8

2,5

5,5

5.

« Я и моё Отечество»

6

1,5

4,5

6.

« Я и планета»

4

1

3

Итоговый тест

               Итого:

33

9

24

2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч

Раздел  программы

Кол-во часов

Теория

Практика

Тесты

1.

«Я и я»

4

0,5

3,5

2.

« Я и семья»

5

1

4

3.

« Я и культура»

4

1,5

2,5

4.

« Я и школа»

6

2

4

5.

« Я и моё Отечество»

9

3

6

6.

« Я и планета»

6

1,5

4,5

Итоговый тест

Итого:

34

9,5

24,5

3класс «Россия – Родина моя» - 34ч

Раздел  программы

Кол-во часов

Теория

Практика

Тесты

1.

«Я и я»

4

1,5

2,5

2.

« Я и семья»

5

1,5

3,5

3.

« Я и культура»

4

1

3

4.

« Я и школа»

6

1,5

4,5

5.

« Я и моё Отечество»

9

2

7

6.

« Я и планета»

6

1,5

4,5

Итоговый тест

Итого:

34

9

25

4 класс «Я – гражданин России» - 34ч

Раздел  программы

Кол-во часов

Теория

Практика

Тесты

1.

«Я и я»

4

1,5

2,5

2.

« Я и семья»

5

2

3

3.

« Я и культура»

4

1,5

2,5

4.

« Я и школа»

6

2,5

3,5

5.

« Я и моё Отечество»

9

2,5

6,5

6.

« Я и планета»

6

2

4

Итоговый тест

Итого:

34

12

22

Приложение

Проверочные тесты.

Проверочные тесты.

Критерии оценки знаний учащихся.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальная сумма баллов – 12.

10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;

8-9 баллов –   курс в целом усвоен хорошо;

6-7 баллов -    курс усвоен удовлетворительно;

менее 6 баллов – курс не усвоен.

                                Тест №1

1. Закончи предложение:

Наша страна называется….

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Столица России – город:

а) Москва;                                  б) Санкт- Петербург;

в) Омск;                                      г) Новосибирск.

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Главой нашего государства является:

а) король;                                     б) губернатор;

в) мер;                                           г) президент.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Главный закон страны называется:

а) Конституция РФ;                                 б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека;    г) Устав школы.

 5. Закончи предложение:

Гимн, флаг, герб – это ….

 6. Раскрась российский флаг в его цвета:

7.  Выбери и отметь правильный ответ:

       Документ, защищающий права ребёнка называется:

а) Конституция РФ;                               б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека;    г) Устав школы.

8. Обведи  правильный ответ:

Человек считается ребёнком до:   а) 14 лет;      б)16 лет;      

                                                          в) 18 лет;      г) 20 лет.

9. Закончи предложение:

Я имею право на  …..

10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. На встречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел  мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул.  Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?

11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Как должны сделать люди в зале?

12. Соедини линиями дату и название праздника:

23 февраля                                                            День согласия и примирения

   1 мая                                                             День защитника Отечества

  4 ноября                                                                День России

  12 июня                                                             День солидарности трудящихся

                                                   Тест №2

1. Выбери и отметь правильный ответ:

Как называется наша страна?

  а) СССР;             б) Россия;           в) США;            г) Англия.

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто является главой нашего государства?

      а) президент;                                   б) царь;

      в) губернатор;                                 г) премьер-министр.

3.  Выбери и отметь правильный ответ:

     Чем являются герб, флаг и гимн?

      а) символами государства;

      б) символами праздника;

      в) символами  власти

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Что значит быть гражданином?

      а) иметь права;

      б) выполнять законы, иметь права;

      в) выполнять законы.

5. Обведи  границу  и  столицу  нашего  государства.  Допиши полное  название:

Р ___________________

Ф ___________________                                                                                                

Владивосток

6. Выбери правильный ответ:

Что такое законы?

      а) правила, обязательные для всех жителей страны;

      б) документ, защищающий права человека;

      в) документ.

7. Отметь знаком «+» правильные утверждения:

Государственные праздники – это нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.

1 января, 8 Марта, 1 апреля – это государственные праздники.

Государственные праздники напоминают о важнейших событиях прошлого и настоящего нашей Родины.

8. Выбери и отметь правильный ответ:

Какой день стал Днём победы?

 а) 1 мая;           б) 7 января;       в) 7 ноября;                г) 9 мая.

9. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России …..

10. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России ….

Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина  с маленьким ребенком на руках.             

            Как ты поступишь в данной ситуации?

12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, что ты будешь делать во время прогулки.

                                                    Тест №3

1. Впиши  пропущенные  слова.

Главой  нашего государства является __________________________,

а законы создаёт  ___________________________________.

2. Выбери и отметь правильные утверждения:

                                                    а) государство - это все люди,

                                                        живущие в стране;

Что   такое                                 б) государство - это механизм                                              

государство?                                  управления людьми,

                                                        живущими в стране;

                                                    в) государство устанавливает законы,  

                                                       которые  нельзя  нарушать;

                                                    г) государство – это правительство,  

                                                         армия, милиция, законы.                                                                                                                                              

 3. Выбери и отметь правильный ответ:

     Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?

      а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;

      б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;

      в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;

      г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

      Что такое герб?

      а) нагрудный знак;

      б) отличительный знак города, государства;

      в) эмблема;

      г)  рисунок.

5. Выбери и отметь правильный ответ:

   До какого возраста человек считается ребёнком?

      а) до 14 лет;                       б) до 18 лет;

      в) до 20 лет;                       г) до 25 лет.

6. Выбери и отметь правильный ответ:

    Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке?

      а) если остался без семьи;      

      б) если проживает в семье;

      в) если проживает с мамой;    

      г) если проживает с бабушкой.

7. Обозначь столицу нашего государства и город, в котором (или недалеко от которого) ты живёшь:

8. Закончи предложение:  

Каждый человек  имеет право на …….

9. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России?

Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный флаг России, и он падает в грязь. Что ты сделаешь?

Ты опоздал на урок и заходишь в класс. Твои действия:

а) поздороваешься и сядешь на место;

б) поздороваешься и извинишься за опоздание;

в) поздороваешься, извинишься за опоздание, спросишь разрешения сесть на своё  место.

10. Объясни названия праздников.

Праздники

Событие, которое дало название празднику

9 Мая – День Победы

12 июня – день независимости России

12 апреля – день космонавта

Тест №4

1. Выбери и отметь правильный ответ:

В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из  нас:

         а) Всеобщая декларация прав человека;

         б) Конвенция о правах ребёнка;

    в) Конституция Российской Федерации;

    г) Устав школы.

2. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб:

                     

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто утверждает важные законы  нашей страны?

      а) президент России;

      б) правительство Российской Федерации;

      в) государственная дума;

      г) народ.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

С какого возраста человек может пойти на выборы и голосовать за какого-либо кандидата?

      а) с 14 лет;                                       б) с 16 лет;

      в) с 18 лет;                                       г) с 20 лет.        

5. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников.

(Если сможешь, заполни все листки календаря):

январь

февраль

март

май

июнь

ноябрь

6. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России….

7. Выбери и обведи флаг России:

                                   

8. Соедини линиями  название документа и его основное назначение:

                

        

         

9. Выбери и отметь правильный ответ:

Какова основная мысль Конвенции о правах ребёнка?

      а) дети имеют право на заботу и помощь;

      б) каждый человек имеет гражданские и политические права и    

          свободы;

      в) каждый человек имеет право на образование;

      г) каждый ребёнок имеет свои обязанности.

10. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России….

11. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга - Вася, Миша и Митя - принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили.

Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася… .Напиши как должен был поступить Вася.

12. Если ты остался дома без взрослых:

а) Никому не откроешь двери;

б) Откроешь только тому, кто скажет, зачем он пришел;

в) Откроешь дверь только близким людям.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Игры народов России»

Модифицированная программа внеурочной деятельности. Программа содержит приложения: бессюжетные игры; игры - забавы; народные игры; любимые игры детей; считалки....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в начальных класах " Проектная деятельность".

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальных классах....

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу « Я - гражданин России»

Программа является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания  на ступени начального образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной деятельности обучающихся....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс.

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...