Классный час "Эхо Бесланской печали"
классный час (3 класс)
Данный классный час может быть использован как в начальной школе, так и в среднем/старшем звене. Рекомендую дополнительно использовать презентацию к данному классному часу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_3_klass_beslan.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Алексеева Юлия Юрьевна
учитель начальных классов
Классный час 3 класс
« ЭХО БЕСЛАНСКОЙ ПЕЧАЛИ »
Цель:
- укрепление ценностных ориентиров учащихся на сочувствие, сопереживание, культуру мира;
Задачи:
- демонстрация на примере реального трагического события, что такое взаимопомощь, взаимовыручка и героизм;
- повышение мотивации учащихся к усилению собственной бдительности;
- воспитание стойкости характера в сложной жизненной ситуации.
Оборудование и материалы:
- проектор и экран
- презентация к сценарию
- принтер/распечатки
- клей
- фломастеры/краски
Здравствуйте, ребята! 1 сентября – это день, которого ребятишки ждут с самого раннего детства. Это день, когда они вступают в новую, интересную, наполненную приятными событиями школьную жизнь. Этот день отмечает вся наша страна.89 субъектов Российской Федерации.
Сегодня у нас не обычный классный час, а классный час памяти. Я расскажу вам об очень трагичных событиях, которые произошли 19 лет назад.
В 2004 году Северная Осетия тоже готовилась к празднику 1 сентября. Это маленькая республика на юге нашей огромной страны. Столица – город Владикавказ. Во всей республике проживает чуть больше 712 тысяч человек. А в городе Беслане (показать на карте), о котором сегодня будет идти речь, жителей всего-то 37 тысяч. Именно об этом городе 1 сентября 2004 года узнал весь мир.
Наш классный час посвящен маленьким жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества, их учителям, наставникам, до последней минуты сердцем прикрывавшим своих учеников, и разделившим тяжесть выпавших на их долю испытаний. Несгибаемым отцам и матерям Беслана – всем тем, кто погиб, и кто выжил в эти страшные сентябрьские дни …
Первое сентября в школе №1 в городке Беслан Республики Северная Осетия стало черным днем. В один момент праздник превратился в трагедию. Что произошло, как могло получиться?
Итак, праздник, 1 сентября. Утром все ученики с красивыми букетами отправились на школьную линейку. Точно так же 1 сентября город Беслан готовился к началу учебного года. Дети пришли на праздник в свою родную школу. В 9 часов утра дети со 2-го по 11-ый класс уже выстроились на торжественную линейку на спортплощадке школы. Ожидался торжественный выход трех первых классов. Многие родители собрались вблизи школьного крыльца с фототехникой в руках в надежде запечатлеть первые школьные шаги своих детей.
Промчалось лето синей птицей,
И мамы юной детворы,
Блеснув слезинкой на ресницах,
С детьми покинули дворы.
Они сегодня встали рано,
С волненьем трепетным в душе,
И в школу города Беслана
Вели за ручку малышей.
Большая, пахнущая краской,
Сияя яркой белизной,
Она казалась детям сказкой,
Прекрасной, светлою страной!
Ничего не предвещало беды! И вдруг во двор школы въехало несколько машин, прозвучали выстрелы…
Группа вооружённых людей в масках подъехала к зданию школы №1 в Беслане на нескольких автомобилях и прямо со школьной линейки захватила в качестве заложников 1128 человек детей и их родителей, загнав их в спортзал школы.
Террористы потребовали от властей освобождения боевиков, ранее задержанных по подозрению в участии в нападении на Ингушетию 21-22 июня 2004 года, и вывода российских войск из Чечни.
Кто-то подумал сначала, что на линейке стали пускать салют, кто-то ругался, приняв происходящее то ли за шутку, то ли за учения по гражданской обороне. А те, кто был в масках, «поясах шахидов» и с оружием, уже били стекла первого этажа, чтобы упрятать в школе больше тысячи учеников, учителей и гостей праздника
Одновременно террористы пригрозили взорвать здание школы в случае штурма и убивать по 50 заложников за каждого ликвидированного террориста, и по 20 - за раненого. В первый день террористы расстреляли 14 мужчин, оказавшихся в числе заложников.
Ужас над головами,
Проволок страшный груз.
Дети кричат глазами:
"Мамочка, я боюсь!!!"
В душном спортивном зале
Время замкнуло круг…
Школьница Сонета Сабанова позднее рассказывала:
“ Первого сентября 2004 года мы с сестрой и дедушкой пошли в школу... Мы оказались в заложниках. Первое время никто не понимал, что происходит, но после того как террористы начали минировать зал, стрелять в потолок и расстреливать людей на наших глазах, мы поняли, что с нами случилась беда”.
В первые часы захвата террористы убили 17 человек. Чтобы не допустить штурма, террористы выставляли в окна школы детей, отказываясь вести переговоры. А в случае начала штурма угрожали взорвать захваченную школу. Время в Беслане остановилось.
Детям велели залезть на подоконник и сказали: тех, кто будет шуметь, по 15 человек будем расстреливать. Они стояли на подоконниках как щит, а из-за их спин стреляли куда попало.
Теракт в Беслане был спланирован тщательнейшим образом. Целью террористов был вывод российских войск из Чеченской республики и признание Чечни независимым государством.
Казалось, выхода нет. Любое неповиновение заложников тут же наказывалось. Но тем не менее, взрослые, оказавшиеся в числе заложников, не оставляли попыток поддержать и спасти детей. После освобождения, дети с особой благодарностью вспоминали своих любимых учителей, которые, не задумываясь о своих жизнях, спасали учеников.
Представители спецслужб передали террористам, что готовы предоставить им возможность безопасного выезда в Ингушетию и Чечню. Кроме того было предложено заменить заложников-детей на взрослых. Ответа на эти предложения не последовало, террористы также отказались принять воду, еду и медикаменты для захваченных в заложники. В ночь на 2 сентября состоялись переговоры террористов с доктором Рошалем.
2 сентября захваченную школу посетил бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. По его просьбе боевики освободили группу заложников из 26 человек (матери с детьми грудного возраста)
Из воспоминаний детей:
Вместе со всеми пришел на школьную линейку и Иван Константинович Каниди, грек по национальности. Он многие годы преподавал физкультуру в этой школе. Когда начался захват заложников, боевики предложили ему уйти, учитывая его преклонный возраст (ему 74 года), но Иван Константинович остался со своими учениками, чтобы попытаться спасти их жизни. Нескольких ребятишек учитель спас еще в первые минуты захвата, когда смог закрыть их в одной из школьных комнат, откуда они позже смогли бежать. В спортзале, куда боевики согнали заложников, он всеми силами пытался облегчить участь детей, добиваясь, чтобы террористы дали им хоть немного воды. Он открыто заявлял боевикам, что они не мужчины, раз воюют с женщинами и детьми, за что был жестоко избит. При нем был убит учитель труда Александр Михайлов, который тоже пытался противостоять террористам, но и это Ивана Константиновича Каниди не остановило. Еще в первый день захвата он перенес сердечный приступ, но продолжал всеми силами поддерживать слабеющих от жары и отсутствия воды детей. По свидетельству выживших, он умудрился обезвредить одно или два взрывных устройства, предварительно закрыв их своим телом, чтобы предотвратить разлет осколков, если произойдет взрыв.
3 сентября начался кошмар. В спортзале прогремели два мощных взрыва. Сработали, как минимум, 7 самодельных взрывных устройств.
Защищая детей, Каниди вступил в схватку с боевиком, который собирался стрелять в школьников из автомата. Он успел схватиться за ствол автомата, и первая очередь ушла не в детей, а в остатки потолка, нависавшего над спортзалом. Схватка была неравной, но какие-то секунды он выиграл, давая возможность детям выскакивать из уже пылающей школы. Говорят, что он так и не выпустил ствол автомата, который до последнего мгновения отводил в сторону от детей. Не сумев в открытом противоборстве справиться с человеком, который по возрасту явно был старше его в несколько раз, боевик выхватил пистолет и несколько раз выстрелил в упор.
Близлежащие дворы затянуло дымом.
Взрывами были выбиты окна и двери спортзала и выжившие заложники бросились на улицу. Боевики открыли по ним огонь. Заложники разбегались кто куда. После первых взрывов смогли убежать около 600 человек. В спортзале начался пожар.
Из воспоминаний очевидцев этого кошмара: “Через окно из спортзала перелезла маленькая девочка и упала возле стены школы. Ей очень тяжело. Она контужена и у нее сломана нога. Ценой неимоверных усилий она поднялась на ноги. Поднялась и стоит. А вокруг стрельба. Спецназовцы ей буквально орали из окон: "Что ты делаешь! Ложись! Ложись на землю!". Но она никого не слышала - она была контужена и ранена, ее буквально качало у стены. И тут она совершила совершенно невероятное: она полезла обратно в спортзал! Ей кричали: “Что ты делаешь! Назад! Ложись!”. Но она залезла в спортзал – у нее там оставалась мама. Позже разыскали эту девочку. Ее зовут Аида Сидакова. Она выжила и выздоровела. Мама тоже жива.”
РАССКАЗ ВЫЖИВШЕЙ ДЕВОЧКИ
Вечером второго сентября я ненадолго заснула. А проснувшись, увидела вокруг себя незнакомых детей… Какой-то мальчик, сидевший рядом со мной, рассказывал историю. И все слушали его как заколдованные. Он рассказал, что видел ангелов. Несколько дней назад вышел на балкон и увидел, как они медленно летят по сиреневому небу. Ангелы были в белых платьях, с розовыми и золотистыми шлейфами, они смеялись и играли на дудочках.
Когда на земле умирает ребенок, Бог забирает его к себе, дает ему крылья и превращает в ангела, - так сказал этот мальчик. Когда он говорил, стояла такая тишина, что я слышала стук своего сердца. Мне вдруг показалось, что умирать совсем не страшно… И когда кто-то сказал, что ангелов не бывает, все на него зашикали. Мы, конечно, уже думали о смерти: заканчивался второй день, мы уже перестали есть и пить, и трудно было дышать… Да, мы думали о смерти… И мальчик тоже думал. Поэтому он и стал рассказывать нам про ангелов. Мне показалось, что так он готовил нас к смерти, давал нам привыкнуть к этой мысли, успокаивал и не давал отчаяться…
Как только раздались взрывы (в 13:03-13:05), сразу же оперативный штаб дал команду на штурм. Штурм был спонтанным, но бойцы подразделений “Вымпел” и “Альфа” действовали по заранее намеченному плану. Первоочередной задачей для них было спасение детей. Они закрывали детей собой. Бой длился примерно 13 часов. При освобождении заложников погибли 10 бойцов из подразделений “Альфа” и “Вымпел. Потери среди заложников: 331 погибший, около 500 раненых.
Почти все школьники были в майках и трусиках – в школе была страшная жара. Несмотря на шок, первое, что просили дети, - пить. С этого взрыва и начался вынужденный штурм. Бойцы спецназа, которые после взрывов пошли в бой, закрывали собой заложников.
А в другой части города в это время стоял плач и причитания. Плакали женщины, когда узнавали своих родных среди убитых, плакал офицер, у которого на руках умерла девочка. На следующий день он сказал: «Все это можно было бы назвать победой, если не знать, какой ценой».
Слезы, ненависть, горе. Такой короткий промежуток от счастья и праздника к своей гибели. По официальным данным в результате террористического акта 1-3 сентября 2004 года в г. Беслан погибли 334 человека, из них 186 детей, 15 учителей, более 900 человек получили ранения…
В память о жертвах Бесланской трагедии объявляется МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
Мне не забыть тех страшных дней :
Потоком кровь с телеэкрана,
Меж пуль свистящих и огней
Мельканье лиц детей Беслана
Мне не забыть плач матерей
В объятьях траурного одеянья.
Их лица выглядят старей
С печатью горя и страданья.
Мне не забыть тех нелюдей
Под маской дьявольского ухмыленья.
Прикрывшись мерзостью идей
Свои творивших преступленья.
Без слов – одна лишь боль,
Убитых горем матерей рыданье.
О, Господи, скажи доколь
Назначил людям ты страданья !
От рук бездушных палачей
Детей загубленных, безгрешных
Но не излечит безутешных.
Не раздается детский смех,
Один лишь плач и боли стон
Останется нам, как на грех –
На память погребальный звон
При проведении спецоперации было спасено 918 человек. В результате теракта с 1-го по 3-е сентября 2004 года погиб и позднее скончался от ранений 331 человек, в том числе 317 заложников, среди которых 186 детей, 15-учителей. Более 900 человек получили ранения.
В Беслане по - прежнему тихо. На улицах пусто, захлопнулись ворота в домах, где уже похоронили погибших заложников. Многолюдно лишь у развалин школы, но и там люди стараются разговаривать вполголоса. Только листва окрестных садов шумит, словно крылья ангелов, носящих над истерзанным зданием души убитых здесь детей …
Памяти жертвам Беслана посвящается …
В небеса поднимались ангелы…
Все прекрасны, невинны, чисты.
Сколько звёзд тогда ярких попадало,
Маскируясь росой на цветы..
Много людей погибло в эти страшные дни, но тем кто выжил предстояло пройти многое, а главное научиться жить с этой трагедией в сердце. Вот несколько историй тких ребят.
Молодому врачу Зауру Козыреву сейчас 29 лет. 1 сентября 2004 года десятилетний мальчик готовился пойти в четвёртый класс. Во время трагедии осколок попал ему в сердце. Неделю Заур проходил с им в сердце, потом была 6 часовая операция. Осколок извлекли. .Заур вернулся в Осетию, окончил школу и медицинскую академию. До теракта он хотел стать полицейским, как отец, или военным лётчиком, но ранения и ожоги сделали такую карьеру невозможной. Ординатуру Заур окончил в 3года назад, а сейчас молодой врач работает в больнице Брянской области. «Я получил специальность сосудистого хирурга и рентген-эндоваскулярного хирурга. Это очень перспективное направление, которое бурно развивается. Я благодарен людям, которые меня учили и учат. Пока мне надо набираться опыта, а что будет дальше — будет видно», — заключает он.
Еще одна история девочки. Сейчас Анастасии Туаевой 30 лет. На момент теракта ей было 11, она переходила в шестой класс, а её сестра Кристина — в восьмой. После трагедии к учёбе Анастасия вернулась в ноябре. Занятия шли в школе №6 в третью смену — не хватало учителей — и были, скорее, не уроками как таковыми, а своего рода реабилитацией, чтобы у детей появилась некая рутина, чтобы они могли преодолеть психологический барьер. Через семь месяцев в Беслане построили две новые школы, и учеников распределили по ним. Настя окончила школу на ул. Коминтерна — между собой дети называют её «первая». После выпуска девушка поступила в Государственный университет управления в Москве, получила специальность менеджера в индустрии туризма, но потом вернулась домой. Впрочем, через три года Анастасия захотела сменить род деятельности и ненадолго вернулась в Москву, где проработала в сфере организации мероприятий. Два года назад она вернулась в Осетию на должность арт-директора большой сети отелей и ресторанов, а сейчас перешла на позицию пиар-менеджера в мебельном производстве. «Все мои работы были очень интересные, с отличными коллективами, и отношения со всеми работодателями до сих пор прекрасные. Мне в этом плане по жизни везёт», — улыбается она.Музыка до сих пор присутствует в жизни Анастасии Туаевой, но уже не профессионально: «Ещё в школе я написала песню про теракт, есть песня про спецназ, есть «Моя Осетия», она довольно популярна в республике, меня иногда даже на улицах узнают. На написание стихов и музыки меня вдохновляют большие потрясения, поэтому песен не очень много и все они грустные. Но что поделать, это моя жизнь, и я о ней пою».
Еще одна история мальчика. 1 сентября 2004 года Заур перешёл в выпускной класс. Ему было 15 лет. После трагедии мальчик стремился поскорее забыть эти страшные события. После окончания школы в Осетии он сначала пять лет проработал финансистом одного из фондов, дошёл до руководящих должностей, потом стал предпринимателем в сфере торговли и развлекательных услуг. Через пару лет уехал по программе для детей Беслана в США. После возвращения домой пошёл в органы власти, став в итоге замглавы администрации Правобережного района родного города. Сейчас он — коммерческий директор одного из крупнейших предприятий — производителей пива и безалкогольной продукции на юге России.
Ребята, сегодня вы узнали страшную историю Бесланской трагедии. Какие эмоции она у вас вызвала? (учитель слушает ответы детей)
Когда в мире происходят такие события, принято зажигать свечи, в память о погибших людях. И я предлагаю вам выполнить небольшую работу своими руками, в виде бумажной свечи. (учитель раздает шаблоны)
Используемые ресурсы:
https://russian.rt.com/russia/article/902618-beslan-deti-zalozhniki
https://ru.wikipedia.org/wiki/Террористический_акт_в_Беслане
https://yandex.ru/video/preview/2584019781273296025?text=история%20беслана&path=yandex_search&parent-reqid=1693715240185816-2586968298411437750-balancer-l7leveler-kubr-yp-vla-48-BAL-8685&from_type=vast
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час 1сентября " Эхо Бесланской печали"
Классный час памяти Бесланской трагедии. Презентация урока. Маленьким жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества, их учителям, наставникам, до посл...
Классный час "Эхо Бесланской печали"
Маленьким жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества, их учителям, наставникам, до последней минуты сердцем прикрывавшим своих питомцев и разделившим тяжесть выпавших ...
Классный час «Эхо Бесланской печали»
СЦЕНАРИЙ классного часа , посвященного событиям в г. Беслане 01.09.2004г....
Классный час"Эхо Бесланской печали"
память о детях погибших в Беслане...
Эхо о Бесланской печали
Классный час о трагических событиях в Беслане...
Эхо бесланской печали
Эхо бесланской печали...
Классный час «Эхо бесланской печали»
Классный час...