Сценарий родительского собрания в 4 классе
материал (4 класс)

Хамдохова Эльза

Сценарий родительского собрания в 4 классе «Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_roditelskogo_sobraniya_v_4_klasse.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания в 4 классе «Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления»

Дата проведения: IV четверть.

Форма проведения: отчет классного руководителя о проделанной работе.

Цель: формирование у родителей представлений о причинах трудностей адаптационного периода.

Задачи: сделать отчет об итогах проведения адаптационной недели; проанализировать ожидания детей от перехода в среднее звено; наметить пути взаимодействия педагогического и родительского коллектива по преодолению трудностей периода адаптации в 5 классе.

Ход собрания

I. Подготовительный этап

1. Провести анкетирование учащихся в форме сочинения.

2. Совместно с психологом и администрацией школы организовать адаптационную неделю в 4 классе.

3. Пригласить на собрание учителей, которые провели уроки в период адаптационной недели.

4. Составить сравнительную характеристику младшего школьного возраста и подросткового.

II. Организационный этап

Раздать тексты сочинений родителям. Обработать сочинения и сделать сводную таблицу ожиданий выпускников. Составить сравнительную характеристику младшего школьного возраста и подросткового. Раздать распечатки на столы.

III. Проведение педагогического всеобуча

Классный руководитель. Переход из начальной в среднюю школу, т. н. «второй адаптационный период», несет много проблем и огорчений. Снижается успеваемость, у школьников появляются осознанные и неосознанные реакции отторжения школы. А, казалось бы, должно быть все наоборот: ребенок стал физически крепче, психологически устойчивее, расширились его социальные связи. Но почему-то возникают проблемы.

Конечно, это связано с рядом объективных причин: смена одного учителя на нескольких, предметное обучение, увеличение школьной нагрузки, кабинетная система. Однако происходят изменения и внутреннего мира ребенка. Давайте посмотрим, как меняются отношения школьника к окружающему миру, людям, какой вид деятельности вносит наибольший вклад в его развитие, какие физиологические изменения происходят в организме. (Приложение 1.1.)

Таким образом, изменяются социальные отношения (преобладает стремление к общению со сверстниками), критерии оценки успеха, на поведение ребенка оказывают влияние физиологические изменения. В результате этих изменений в 5 классе накапливается целый клубок противоречий, школьных затруднений, что оказывает воздействие на результаты учебы, на отношения со взрослыми и сверстниками. Проблемы, возникающие в 5 классе, являются постоянным предметом изучения педагогов и психологов. Однако пути их решения пока не найдены. Задача взрослых (родителей, педагогов) - постараться создать условия для сглаживания проблем. Взрослые должны пони мать, осознавать причины их возникновения и оказывать всяческую поддержку учащимся.

Поэтому целью сегодняшнего собрания является создание плана мероприятий по предупреждению школьной дезадаптации пятиклассников. Мы провели опрос среди учащихся 5 классов и выявили ряд проблем, возникающих в адаптационный период:

1. Трудности при взаимодействии с учителями.

2. Тревожность при ответах у доски.

3. Страх перед контрольными работами.

4. Неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе.

5. Увеличение учебной нагрузки при выполнении домашних заданий.

Познакомившись с результатами опроса, мы пришли к выводу, что начинать работу по предупреждению проблем надо уже в 4 классе. Поэтому в IV четверти мы организовали следующие мероприятия:

• посещение класса учителями среднего звена;

• знакомство выпускников с будущим классным руководителем;

• ознакомление классного руководителя с психолого-педагогическими картами учащихся;

• посещение будущим классным руководителем наших уроков и внеклассных мероприятий;

• организация и проведение адаптационной недели, на которой уроки в классе давали учителя-предметники;

• проведение классного часа «Я и мои друзья» с приглашением будущего классного руководителя;

• диагностическое педагогическое исследование детских ожиданий от 5 класса.

Сегодня на родительское собрание пришли участники проведенной недавно адаптационной недели - учителя-предметники, классный руководитель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Они поделятся своими впечатлениями, выскажут пожелания, ответят на ваши вопросы.

IV. Выступление учителей

(Учителя рассказывают о требованиях, предъявляемых к выпускникам начальной школы, о своих впечатлениях по итогам посещения уроков, проведения уроков в классе, дают рекомендации, отвечают на вопросы.)

V. Знакомство с результатами педагогического исследования

Классный руководитель. С целью определения ожиданий учащихся от 5 класса мы поручили детям написать сочинение «Скоро я стану пятиклассником». Ребятам были предложены вопросы.

1. Хочется ли тебе перейти в 5 класс?

2. Чего ты ожидаешь от себя в 5 классе?

3. Хочешь ли ты изменить что-либо в себе?

4. Чего ты ожидаешь от своих одноклассников?

5. Чего ты ожидаешь от учителя и куратора в 5 классе?

6. Чего ты ожидаешь от родителей?

7. Чего тебя пугает, чего ты боишься, чего плохого ждешь от 5 класса?

8. Чего хорошего ты ждешь от 5 класса?

Ответы на эти вопросы позволили нам определить наиболее типичные ожидания, проблемы, страхи, опасения. С результатами этого исследования мы хотим вас познакомить.

(Сводная таблица ожиданий вывешивается на доску.) (Приложение 1.2.)

Итак, по итогам исследования, выявилась следующая картина:

• негативные ожидания имеют ...% детей;

• позитивные ожидания имеют ...% детей.

• Среди негативных ожиданий чаще встречаются такие:

• боятся трудностей в обучении ...% детей;

• боятся кабинетной системы ...% детей;

• боятся нового коллектива ...% детей;

• боятся, что будут ругать родители ...% детей.

Проанализировав ответы учащихся с психологом, заместителем директора, учителями, мы составили план действий.

1. Учителям-предметникам разработать единые требования к пятиклассникам, обеспечить щадящий режим в период адаптации.

2. Изготовить и выдать учащимся план кабинетов в школе.

3. Классному руководителю и родителям организовать мероприятия по сплочению вновь созданного детского коллектива.

4. Родителям создать благоприятную домашнюю обстановку для преодоления трудностей в период адаптации.

VI. Подведение итогов родительского собрания

Классный руководитель. Всем взрослым - педагогам, родителям, администрации - необходимо понимать и осознавать проблемы, которые возникают в этот период обучения, и их причины Об этом мы сегодня и поговорили на собрании. В заключение разрешите вручить вам памятки в виде детской ладошки. Пусть они будут вам напоминанием о том, что мама и папа не имеют права выпустить из своей большой ладони детскую, т. е. оставить своего ребенка без поддержки, понимания. (Приложение 1.3.)

(Памятки-ладошки вручаются родителям под песню «Куда уходит детство».)

VII. Анализ итогов родительского собрания

1. Классный руководитель анализирует результаты собрания, составляет план мероприятий адаптационного периода в 5 классе.

2. Психолог проводит занятия с детьми, показавшими высокий уровень тревожности.

3. Члены родительского комитета намечают план внеклассных мероприятий по сплочению вновь созданного детского коллектива на период I четверти следующего учебного года.

Приложения

Приложение 1.1.

Младший школьный возраст (7-11 лет)

Подростковый возраст (11-15 лет)

1

2

Особенности социальной ситуации (отношения ребенка к окружающему миру)

Ребенок стремится к общению со взрослыми. Мир взрослых является для него идеальным миром, он подражает отношениям взрослых

Предпочитает общение со сверстниками. Отношение к миру взрослых меняется. Подростки моделируют отношения со сверстниками, воспроизводя отношения взрослых

 

1

2

Ведущая деятельность

(деятельность, которая вносит наибольший вклад в развитие)

Развитие ребенка происходит в учебной деятельности. Школа является важнейшим социальным пространством

Развитие происходит в процессе общения со сверстниками. Появляется способность переходить от одного вида деятельности к другому

Особенности системы ценностей

Ребенок односторонне судит о способностях сверстников и о себе по школьным отметкам

Подросток оценивает себя и других с различных позиций: сточки зрения способностей в общении, спорте, художественных способностей и т. п.

Физиологические способности

Развитие костно-мышечной системы. Развитие лобных долей головного мозга

Начинается процесс полового созревания, происходят бурные физиологические изменения в организме

Приложение 1.2. Анкета для детей

1. Хочется ли вам перейти в 5 класс?

2. Чего вы ожидаете от себя в 5 классе?

3. Хотите ли вы изменить что-либо в себе?

4. Чего вы ожидаете от своих одноклассников?

5. Чего вы ожидаете от учителя и классного руководителя в 5 классе?

6. Чего вы ожидаете от родителей?

7. Что вас пугает, чего вы боитесь, чего плохого ждете от 5-го класса?

8. Чего хорошего вы ждете от 5 класса?

Обработка анкеты

Составляется сводная таблица ожиданий четвероклассников при переходе в 5 класс. Например:

Ф.И.О. ученика

Ожидания

Позитивные

Негативные

1

2

3

4

1

 

Буду получать хорошие знания, учителя и родители будут помогать

Не хочу, чтобы ребята ушли в другую школу

2

 

Буду получать интересные знания

У нас будет большая нагрузка

3

 

У нас появятся новые школьные предметы

Я боюсь, что в класс придут плохие ребята

4

 

Стану лучше учиться

Родители будут меньше помогать

5

 

У нас появятся новые школьные предметы

Я боюсь проверки техники чтения

6

 

У меня будут хорошие оценки

Боюсь, что не смогу учиться

7

 

Я получу хорошее образование

Нас будут ругать родители и учителя

8

 

Я буду учиться на «4» и «5»

Боюсь, что у меня не получится учиться так, как я хочу

9

 

Надеюсь на помощь от родителей

Боюсь, что не найду нужный кабинет и опоздаю на урок

10

 

Я хочу получить нужные для жизни знания

Боюсь, что появятся новые предметы

11

 

Хочу, чтобы учителя и родители меня понимали

Боюсь трудной программы

12

 

Надеюсь, что получу новые знания и не буду бояться

Боюсь плохих оценок

13

 

Жду интересных учителей

Родители будут ругать

14

 

Хочу, чтобы были новые предметы. Хочу стать умнее

Боюсь, что буду плохо учиться!

15

 

Хочу больше интересных праздников

Мне не нравятся отношения между мальчиками

16

 

Я хочу познакомиться с новыми ребятами. Хочу стать самостоятельнее

Боюсь, что меня будут ругать родители

17

 

Хочу, чтобы были интересные уроки

Боюсь, что не буду успевать писать на уроках

18

 

Люблю походы на природу

Боюсь, что мне не будут помогать родители

19

 

У меня будет интересная работа

Мне не нравятся отношения в классе

20

 

Жду, что у меня все будет хорошо

Будем ходить по разным кабинетам

21

 

Жду от себя и других успехов в учебе

Боюсь, что буду опаздывать из столовой

22

 

Жду от себя старания, жду доброты от одноклассников

Боюсь, что будут плохие учителя

23

 

Жду дружбы от одноклассников

Боюсь, что будет много домашних заданий

Приложение 1.3. Памятка для родителей

1. Каждый день спрашивайте сына или дочку «Как дела?» Пусть ваш голос при этом выражает заинтересованность.

2. Внимательно слушайте ребенка, пусть он видит, что вы уважаете его чувства, цените его мнение.

3. Пусть ребенок самостоятельно делает то, что должен делать, но знает, что вы в любой момент придете на помощь.

4. Чаще обнимайте, целуйте сына или дочку, хвалите их. Не думайте, что ребенок и так знает, что вы его любите.

5. Это неправда, что с возрастом детям все меньше нравятся физические контакты с родителями (объятия, поцелуи). Но уважайте дистанцию, устанавливаемую ребенком.

6. Будьте готовы поговорить с ребенком тогда, когда ему это необходимо.

7. Поговорите с каждым из школьных учителей хотя бы раз в год.

8. Спрашивайте ребенка о проблемах, опасениях, связанных со школой. Он дерется? Ему трудно?

9. Сделайте все, чтобы сыну или дочке было спокойно, комфортно дома, чтобы со своими проблемами они шли домой, а не к чужим людям и в сомнительные компании.