Экологический десант "Первоцветы -улыбка весны"
план-конспект

 Гриценко Елена  Михайловна

В  данном материале представлено мероприятие по формироанию ответственного отношения к природе, бережного отношения к первоцветам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervotsvety_ekologicheskiy_desant.docx404.1 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический десант

"Первоцветы -улыбка весны" 

Направление воспитательной работы

"Обучающийся и его нравственность"

Пояснительная записка

Цель мероприятия: способствовать формированию ответственного отношения к природе, бережного отношения к первоцветам, воспитывать любовь к своей Земле. 

Задачи: 

Обучающие:

- учить детей воплощать в художественной форме своё представление о первоцветах, стараясь передать особенности внешнего вида растения;

- дать представление об изменениях в жизни растений весной и о первых весенних цветах;

- закрепить представления детей о первоцветах, научить определять их по описанию.

Развивающие:

- развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;

- развитие умения анализировать и находить пути решения проблемы сохранения первоцветов.

Воспитательные:

- воспитание социальной активности и бережного отношения к окружающему миру.

Методы проведения::

- наглядный метод (технологические карты), мультимедийная презентация;

- словесный метод (беседа, рассказ);

- практический метод;

- методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов;

- методы мотивации и эмоционального стимулирования: поощрение и эмоциональное стимулирование (поддержка, установка на успех, доброжелательность);

Участники мероприятия: педагог, обучающиеся, родители, жители микрорайона.

Возраст детей: 8-14 лет.

Условия проведения: часть мероприятия (игра "разгадай чайнворд", опрос, беседа, показ практических действий, индивидуальная практическая работа и пр.) проводится в кабинете, а затем участники выходят на улицы города с целью раздачи экологических знаков-магнитиков с призывом о том, "что к природе можно прикасаться только сердцем".

Реквизит и оборудование: аудиозаписи П. И. Чайковский "Времена года" - "весна"," апрель", "подснежники"; Шопен "Нежность"; "Весенний вальс". Презентация "Первоцветы - вестники весны", плакаты о защите первоцветов; загадки о первоцветах; чайнворд "Не рви большие букеты!"; "Не рвите первоцветы"; карточки со смайлами; технологические карточки с последовательностью выполнения; выставка рисунков детей, выполненных в разной технике; наборы для творческой деятельности, вазы с цветами.

Методические советы на подготовительный период:

познакомить детей с произведениями художников по теме "Весна", (А. К. Саврасов "Грачи прилетели", И. И. Левитан "Март", "Большая вода") , просмотреть фотоматериалы "Первоцветы",  научить разгадывать ребусы и чайнворды, подготовить выставку рисунков по данной теме. В период акции работает творческая мастерская по изготовлению магнитов-памяток в форме крокуса для дальнейшей раздачи жителям микрорайона.

Методические рекомендации: для успешного проведения мероприятия большое значение имеет хорошая заблаговременная его подготовка. Подготовка складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа и объяснения педагога.

         Создать атмосферу творчества и сохранение у детей до конца мероприятия  интереса к работе. Эмоциональным моментом может быть рассматривание картин, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, интересного рассказа и т.п.

        Перед тем как приступить к работе, дети должны хорошо уяснить, с чего им следует начинать и как действовать.

        В процессе выполнения детьми самой работы, педагог должен руководить занятием в целом, а также уделять внимание отдельным детям, не упуская из виду ни того, ни другого. После того как педагог убедился, что он наладил работу группы в целом, он может на время перейти к индивидуальному руководству. Однако спешить с помощью особенно не стоит. Так как желательно, чтобы дети приучались самостоятельно разрешать возникшие затруднения. Если же педагог убежден, что ребенок действительно не может сам справиться с трудностью, то следует помочь ему, в основном в форме наводящих вопросов, иногда совета и лишь в редких случаях показом изображения и только на своём материале. Не следует ничего поправлять в детских работах. Педагог должен с уважением относиться к замыслу ребенка.

Следует обращать внимание детей на эстетические качества работы – красоту цветосочетания, на чистоту и аккуратность выполнения.

План проведения мероприятия

I Организационно-мотивационный этап. Приветствие. Создание эмоционального настроения

II теоретический этап

  • Распределение детей на команды посредством разгадывания загадок.
  • Постановка проблемного вопроса. "Какие изменения происходят в неживой природе, и как мы узнаём, что наступила весна?"
  • Ребус (тема мероприятия)
  • Рассказ педагога со слайдовой презентацией.
  • Физкультминутка "Вы, наверное, устали?"
  • Декламирование детьми стихов о сорванных и брошенных цветах.
  • Чайнворд главных правил по охране первоцветов
  • Подведение итогов теоретической части

III Практическая деятельность. (в период акции работает творческая мастерская по изготовлению магнитов-памяток в форме крокуса для дальнейшей раздачи жителям микрорайона)

  • Т/б при работе с ножницами

VI. Подведение итогов 

  • Интервью
  • Рефлексия. Методика "Букет"

Заключительный этап: Выход детей на улицы города с целью раздачи экологических знаков-магнитиков с призывом о том, что "к природе можно прикасаться только сердцем".

Ход первой части мероприятия.

I Организационно-мотивационный этап. Приветствие. Создание эмоционального настроения

Детям заранее прикрепляют цветы из бумаги трёх цветов (в бейджиках), и дети делятся на команды.

Педагог: Здравствуйте ребята. Я надеюсь, все сегодня пришли с хорошим настроением и готовыми к работе? Потому что, чтобы художнику творить ему нужно вдохновение и отличное настроение. Что нам нужно, чтобы наше занятие прошло успешно?

Дети: уметь слушать педагога, быть внимательными, уметь дополнять ответы товарищей, дружно работать.

Педагог: Сегодня мы будем работать командами. Обращаю ваше внимание на слова  работать командами, а не соревноваться.

- Если вы отгадаете загадки, то узнаете название своих команд и своих товарищей по команде.

Дети отгадывают загадки, а педагог ставит карточки (название месяца соответствует цвету команды)

Загадка №1

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март) Голубой

Загадка №2

Яростно река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
(Апрель) Жёлтый

Загадка №3

Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(Май) Зеленый

Педагог: К какому времени года относятся месяца март апрель май? (Весна)

Постановка проблемного вопроса.

Педагог: Какие изменения происходят в неживой природе, и как мы узнаём, что наступила весна?

Ответить на этот вопрос нам поможет информация на доске.

Педагог зачитывает и зачёркивает те фразы, которые не относятся к весне

Стало холоднее.                                    Стало теплее

Образовались проталины.                   Земля покрылась снегом.

День уменьшается.                              День увеличивается.

Река замерзает.                                   Лёд на реке тает.

Листья распускаются.                       Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.                      Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

- Давайте попробуем выделить самый главный признак (День увеличивается и становится теплее).

Педагог: Ребята, чему мы рады зимой? (Снегу.)

А чему мы радуемся весной? (Теплу, яркому солнышку, зелёной травке и цветам.)

Педагог: Вот перед вами ребус. Разгадайте его, и вы узнаете, о каких цветах конкретно мы будем говорить

Ответ: Первоцветы.

 

Рассказ педагога в сопровождении со слайдовой презентацией " Первоцветы - вестники весны"

Слайд 1

Народная пословица гласит:

Зима красна снегами, А весна — цветами.

Слайд 2

Подснежник

        Англичане называют подснежники снежными каплями или снежными сережками. Немцы — снежным колокольчиком.

        Существует легенда, что однажды, когда богиня Флора раздавала всем

цветам костюмы для карнавала, подснежнику она подарила белое платье. Снег тоже хотел принять участие в карнавале, вот только карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Однако никто так и не согласился, потому что все очень боялись холода. И только подснежник укрыл снег своим плащём.

Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.

Почему подснежники не боятся холода?

Растение начинает расти, когда начинается сокодвижение. А у подснежников сок необычайный, он сахарный! А растворы с большим содержанием сахара во время небольших морозов не замерзают.

Слайд 3

Одно из самых милых весенних растений - голубая пролеска.

За красоту и нежность цветков пролеску называют голубой звездочкой.

Слайд 4

Мать-и-мачеха.
        Мать-и-мачеха расцветает под снегом. Пригрело весеннее солнышко и освободило золотоголовых пленников.

 Стебелёк мать-и-мачехи покрыт пушком, как шубкой. Пушок защищает цветок от жаркого солнца днём и от холода ночью. Верхняя сторона листа этого растения на ощупь гладкая и холодная, а нижняя, покрыта белым пухом, мягкая и тёплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулись ласковые руки матери. А приложишь холодной стороной – и станет неуютно, холодно.

Насекомые и первоцветы.

Мать-и-мачеха- это первое растение, которое накормит пчел, шмелей своим сладким соком.

Рано проснувшиеся насекомые испытывают голод, так как цветов еще нет, и счастлива та пчелка, которой удается найти первоцвет.

Слайд 5

Ландыш Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных

листа обхватывают стебли.

Корневище ландыша живет примерно 21 год, а цветет он только от 7 -10 лет, поэтому не следует рвать ландыши, пусть растут в лесу и радуют всех своей красотой.

После отцветания образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты - (цветы используют для приготовления духов) 

Слайд 6

Медуница

Как звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей?

Медуница - лекарственная  

На стебельке этого растения все цветы разные. По окраске цветка пчелы сразу определяют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим.

Слайд 7

Одуванчик - это удивительный цветок. Взойдет солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит. Приблизится к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда. А поседеет, распушится и пустит по ветру пушинки – парашютики. И под каждой по семечку подвесит. Полетят парашютики с именами, увидят хорошую поляну, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит там до весны

Слайд 8

Незабудки 

Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их.

И кто их только выдумал, весёлых, голубых?

Должно быть, оторвали от неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок.

Слайд 9

     Растениям для роста и цветение необходимо питание. У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище  или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми,

                                   

                    луковица                       клубень                    корневище

     Но питательных веществ, запасенных в корнях, не так уж и много – их хватит только на один цветок А потом у растения появляются большие листья, которые вновь начинают образовывать питательные вещества. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.

Педагог: Цветы – требуют охраны. В Красной книге записан наказ людям: ""Не истреби, не сорви, не затопчи"".

Послушайте стихотворение о таких несчастных, сорванных и брошенных цветах.

Сквозь иглы темной хвои
Веселый лился свет.
Я шла лесной тропою
И вдруг нашла букет.
Букет лесных фиалок
Лежал на мшистом пне.
И стало мне их жалко,
И грустно стало мне.
Цветы уже увяли,
Поникли лепестки.
Зачем же их сорвали,
Сломали стебельки?
Казалось мне, я слышу
Фиалок слабый стон,
Он делался все тише,
Но сердце ранил он.


Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Дети, представьте себя каким–нибудь цветком. Кто понимает, что вам (цветам) хочется жить на свободе, расти на земле, а не в банке с водой?

-Кто хочет обняться с другими цветами? Давайте обнимемся!

- А теперь отгадайте следующую загадку. В этом чайнворде зашифровано одно из самых главных правил по охране первоцветов (чайнворд раздаётся каждой команде).

Е

К

Ш

Ь

В

Р

Т

У

И

Л

И

Е

Ы

Б

Е

О

Б

Н

Дети должны прочесть фразу "Не рви большие букеты", "Не рвите первоцветы!"

Задание "Эрудиты"

На столах есть флажки красного цвета, зеленого и желтого. Когда команда решила, что на вопрос нужен ответ "да" - поднимает зеленый флажок, если "нет" - красный, "не знаем" - желтый.

1. Подснежник появляется самым первым и его считают вестником весны среди цветов? (да)
2. Подснежник похож на колокольчик с 6 лепестками? (да)
3. Подснежников в природе очень много и их не надо охранять? (нет)
4. Подснежники нельзя выращивать в палисадниках? (нет)
5.. Цветоводы – люди, собирающие цветы в лесах? (нет)
6 Мать – и – мачеха помогает людям при разных болезнях? (да)
7. У растения мать – и – мачехи цветки красного цвета? (нет)
8 Пролески бывают ярко-синего цвета? (да)

9 Пролески очень любят расти на болотах? (нет)

10 Пролески можно рассаживать луковицами? (да)
11 Пролески занесены в Красную книгу и их надо охранять? (да)

11 Когда медуница цветет, она сначала розовая, потом голубая, а потом синяя? (да)

12 Медуницу не очень любят пчелы? (нет)

VI. Подведение итогов

Педагог: Возьмите карточки человечков, дорисуйте им улыбочку и оцените свою работу этого этапа работы.

  • человечек с улыбкой усвоил новое знание
  • человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужно во многом разобраться.
  • человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего занятия осталась для него непонятной.

Дети осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Педагог: В заключение я хотела бы взять у вас небольшое интервью.

- Вам понравилось наше занятие?

- Что больше всего запомнилось?

- Что было самым запоминающимся?

- Что было необычным, незнакомым?

- Что больше всего удивило, впечатлило?

- Что больше всего понравилось?

- Где вы можете  применить полученные знания?

Педагог: Спасибо за интервью.

Рефлексия. Методика "Букет".

Педагог: Ваши столы украшали вазы с  цветами. 

Моя ваза совсем пуста. Я хочу, чтобы у меня тоже остался букет.

У вас стоят разноцветные цветы. Красный цветок означает, что вам занятие понравилось, желтый – вам было иногда интересно, иногда нет. Синий - вам не понравилось занятие. Вы подумайте и поставьте свой цветок ко мне в вазу цветок.

VII.Заключительный этап:

         

        С плакатами "Берегите первоцветы!",  участники выходят  на улицы микрорайона с целью  пропаганды  бережного отношения к раннецветущим растениям. Здесь же расположили  фотовыставку.

        Созданные детьми экологические знаки-магнитики с призывом о том, что "к природе можно прикасаться только сердцем", ребята раздают прохожим.        

Методические советы на период ближайшего последействия.

        Участникам предлагается  продумать формы работы по пропаганде бережного отношения к природе для сохранения  редких и исчезающих раноцветущих видов природной флоры. 

 .

 Список литературы

1.  Иванова Р. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. Учебно-методическое пособие: - М.: ЦГЛ, 2003 г.

2. Сборник загадок: Пособие для учителя /сост. М. Т. Карпенко. – М.: Просвещение,1988г.

3 Экологические сказки: Пособие для учителя 1-6 классов /сост. Г. А. Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2005 г.

4. С любовью к природе. Запартович Б. Б., Криворучко Э. М., Соловьёва Л. И. – М.: «Педагогика», - 1978 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник на экологическую тему : "Весна-красна!"

Экологический утренник можно проводить со 2 по 4 классы. Подобран очень интересный материал. Главные герои:Леший , Баба Яга, Зима, Весна, звери, птицы. Зима хочет торжественно передать Весне "ключи от...

Сценарий экологического праздника "Здравствуй, Весна - красна!" 2 класс

Формирование стремления у детей принимать участие в празднике; развитие и формирование гуманного отношения к окружающему миру; забота о птицах....

Улыбки весны-первоцветы

Урок-праздник по окружающему миру,  вовлечение учащихся  в активную природоохранную и экологическую деятельность...

Внеклассное занятие. Экологическая сказка "Подарок весне"

В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это нач...

Презентация "Весна. Цветы. Улыбки. 8 Марта…"

Этот красивый праздник в начале весны приходит к нам, когда всё оживает, расцветает и распускается. Пусть ярко светит солнце, пусть поют птицы, пусть дни будут светлыми и безоблачн...

Концерт-сюрприз для мам " В этот день, весной согретый, все цветы. улыбки вам!"

Праздник проводится накануне Международного Женского Дня 8 марта. Дети поют песни и частушки , читают стихи, танцуют, показывают сценку. После выступлений  учеников проводятся весёлые конку...

Участие в творческом Всероссийском экологическом субботнике "Зеленая весна - 2019"

15 мая 2019 г. воспитанники СОГБУ "Демидовский социально-реабилитационный центр для несовершеннодетних "Исток" совместно с воспитателями приняли участие во Всероссийском субботнике &quo...