Внеурочная деятельность
план-конспект занятия (3 класс)

Киркина Юлия Ивановна

Сценарный план урока по внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарный план

занятия для участия в региональном конкурсе методических разработок «Моё лучшее внеурочное занятие в начальной школе»

Автор: Киркина Юлия Ивановна

МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

Введение

Тема занятия: «Изготовление российского флага – символа России из бисера».

Актуальность: патриотическое воспитание обучающихся, согласно «Закону об образовании» [3], в соответствии со стратегией развития воспитания в РФ реализация направлений воспитания: гражданское, духовно-нравственное [2].

Цель занятия: развитие ценностного отношения к символу России, российскому флагу.

Задачи занятия:

  • расширить знания о символе России Государственном флаге;
  • воспитывать уважительное отношение к государственному символу России;
  • дать возможность осознать обучающимся свою гражданскую идентичность в социокультурном аспекте;
  • изготовить из бисера миниатюры-значка «Российский флаг».

Планируемые результаты:

Предметные: Обучающиеся вспомнят, закрепят и узнают новые сведения о символе России – флаге.

Личностные: У обучающихся формируются основы российской гражданской идентичности, чувство гордости и уважения к Государственному российскому флагу. Развивается самооценка, самостоятельность и личная ответственность.

Метапредметные: Продолжится развитие регулятивных УУД: обучающиеся понимают и принимают учебную задачу, на отдельных этапах планируют и оценивают свою деятельность, выполняют практическое задание по предложенному учителем алгоритму. С усвоением новой информации происходит развитие познавательных УУД, способствует этому смена деятельности. Во время групповой работы проводятся: анализ объектов по отличительным признакам, классификация по критериям (цвету), синтез этих объектов. Обучающиеся проявляют индивидуальные творческие способности при моделировании российского флага – изготовлении из бисера. Продолжится формирование коммуникативных навыков работы в сотрудничестве со сверстниками и учителем.

Форма проведения внеурочного занятия – проект. Время занятия 45 минут.

Форма организации – объединение.

Учёт возрастных особенностей. Занятие по бисероплетению соответствует возрастным особенностям ученикам третьего класса. Обучающимся прививается позитивное отношение к базовым человеческим ценностям, как гражданина России. В этом возрасте развиваются способности к сотрудничеству, критическое мышление, возможность творческой самореализации.

Используемые средства электронной информационно-образовательной среды: компьютер, смартфон с программой «Pliсkers» (для учителя).

Используемые материалы: мелкий бисер белого, синего и красного цветов, тарелочки для бисера, ножницы, проволока для плетения, диаметром 0,3 мм, схема для плетения (на доске).

Методики, применяемые на уроке: технология проектного обучения. Методы обучения – словесный (сообщения одноклассников, инструктаж, объяснение учителя); наглядный (презентация, схема); практическая работа. Подготовительная работа: обучающиеся овладели методом перекрёстного плетения бисера на проволоке (изготовлены фигурки из книги) [1], умеют работать со схемой, навыки групповой работы развиты, ребятами были подготовлены сообщения.

Содержание занятия

Этап урока

Ход урока

Содержание взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный 0,5 мин

Учитель: Здравствуйте, ребята. Проверьте, всё ли у нас готово к занятию? Давайте улыбнёмся друг другу. Надеюсь, наш урок принесёт нам радость от общения друг с другом.

Приветствует детей, проверяет их готовность к занятию.

Организовывают рабочее место.

Приветствуют учителя.

Мотивация

0,5 мин

Учитель: Сядьте удобно. Посмотрите на наши пальчики, и потрите, пожалуйста ладошки друг о друга. Почувствовали тепло? Теперь коснитесь ладошками ладоней своего соседа по парте, поделитесь своим теплом. Предлагаю занятие провести в такой же тёплой атмосфере. Ну что, начнём.

Настраивает детей для активной и плодотворной работы.

Прикасаются ладошками друг к другу, разогревают ручки.

Актуализация знаний

1 мин

Учитель: Посмотрите на слайд, отгадайте загадку:

По ветру вьется полотно, к шесту оно прикреплено, у полотна три цвета. Кто ответит, что же это?

Ученики: Российский флаг.

Учитель: Молодцы. Правильно.

Загадывает загадку.

Дают ответ на вопрос.

Самооценка.

Этап целеполагания

2 мин

Учитель: Ребята, мы с вами живём в прекрасной стране. Когда мы говорим о России, то у каждого возникают определенные представления (символы) о своей родине, то с чем она связана. Какие это символы?

Ученики: Белая берёза, матрёшка, медведь, Кремль и т.д.

Учитель: Кроме этих символов существуют главные символы нашей страны – государственные. Назовите их.

Ученики: Гимн, герб, флаг.

Учитель: Ребята, а зачем нам важно знать о символах России?

Ученики: отвечают.

Учитель: Назовите цель и задачи урока.

Ученики: Цель – уважительное отношение к российскому флагу. Задачи   расширить и углубить знания о российском флаге, изготовить российский флаг из бисера.

Выслушивает ответы детей.

После записанного слова «символ России» на доске ставит вопросительный знак.

Даёт возможность сформулировать детям самим важность знаний о символах государства.

Дети отвечают на вопросы.

Воспринимают, как объект изучения слова «символ России».

Определяют и называют цель и задачи урока.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний

5 мин

Учитель: Сегодня ребята нам напомнят, что мы знаем о российском флаге, как символе государства, а также расскажут об истории появления флагов.

1 ученик: В словаре Ожегова сказано: «Флаг, это прикрепленное к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов». Флаги впервые люди использовали, как опознавательные знаки на кораблях. Встретятся два корабля в открытом море и не знают, к каким странам они принадлежат, а яркий, развевающийся флаг, вверху мачты, расскажет принадлежность корабля к государству.

2 ученик: У слова «флаг» есть синонимы – знамя и стяг. В старину стяг выглядел как шест, с привязанным на верхушке пучком травы, веток, затем материи. Это делали для того, чтобы можно было срочно собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты, например. Отсюда появилось слово «стяг».

3 ученик: История нашего флага насчитывает более трёх столетий. Трёхцветный флаг (бело-сине-красный) появился в России тогда, когда появился морской флот. В первый раз его подняли на корабле «Орёл» в 1668 году. Царь Пётр Первый приказал поднимать этот флаг на всех российских кораблях. В 1918 году в Советской России заменили его красным знаменем. Сначала, на флаге было написано РСФСР, а потом в флаг СССР.

4 ученик: Когда Советский Союз распался, в 1991 году в Москве подняли «триколор». Флаг этот имел три горизонтальные полосы: верхняя полоса белого цвета, средняя – лазоревого цвета и нижняя – алого цвета. В 1993 году Владимир Путин подписал закон «О Государственном флаге Российской Федерации». У флага изменился лазоревый на синий цвет, алый на красный.

5 ученик: Флаг – главный государственный символ, в нём отражается история родины. Флаг объединяет народы России, помогает защитить и укрепить нашу страны, представляет родину среди других стран.

Использует технологию сотрудничества.

Во время рассказа учеников учитель демонстрирует сопутствующие слайды на презентации.

Ученики слушают.

Подготовленные ученики рассказывают об истории возникновении флагов, о российском флаге.

Проговаривают о любви к Родине, о то, что к ней надо бережно относиться.

Проблемная ситуация

1 мин

Учитель: Ребята, у меня есть знакомый первоклассник, Петя Иванов. Я помогала ему выполнить домашнее задание, нужно было правильно раскрасить цвета российского флага:

Правильно ли раскрасил Петя? Давайте обсудим, что он сделал не так?

Ученики: Петя выбрал белый, голубой и розовый, а флаг у нас бело-сине-красный.

Демонстрирует иллюстрацию – создание проблемной ситуации.

Фронтальная работа.

Проводят наблюдение,

Выявляют ошибки.

Рассказывают о цветах российского флага и их расположении.

Первичное усвоение новых знаний (в знакомой ситуации)

2 мин

Мои дорогие ребята, о том почему у нас флаг имеет определённые цвета нам расскажет Марк.

Красно-сине-белый флаг,

Ты – страны родимой стяг.

Сила жизни – красный цвет,

Цвет сражений и побед.

Проливалась красным цветом

Кровь погибших в войнах дедов.

Синий цвет – вселяет веру

В Отчизну, в правильное дело.

В нём – народа постоянство,

Дружба, неразрывность, братство.

Самый верхний – белый цвет –

Неба чистого привет.

Учитель: Что вы можете еще добавить? Какой сделаем вывод? Молодцы!

Использует технологию сотрудничества.

Фронтальная работа.

Слушают, воспринимают.

Формулируют выводы о значении цветов российского флага.

Планирование тактики

1 мин

Учитель: Ребята, сейчас мы разделимся с вами на 3 команды: «белые», «синие» и «красные», соответствующие цветам российского флага. Вам необходимо выбрать предметы, которые могут рассказать о нашей стране в соответствие с предложенными цветами.

Помогает разделиться. Консультирует в определении задания.

Разделяются на группы для выполнения практических заданий.

Творческое применение в новой ситуации

6 мин

Работа в группах: Ребята распределяют и выбирают предметы, имеющие отношение к России.

Вся команда выходит к доске и прикрепляет свой предмет к нужному цвету. Необходимо пояснить, что за предмет он прикрепляет и символом чего является этот предмет.

Учитель: Молодцы!

Посмотрите какой красивый у нас получился флаг России. Он может многое нам рассказать о нашей стране.

Объясняет задания. Напоминает о правилах сотрудничества в группе. Корректируются задачи обучающимся с ОВЗ

Приглашает к доске ребят.

Самостоятельная работа.

Осознают личную ответственность за работу в группе.

Помогают друг другу.

Самооценка.

Динамическая пауза во время групповой работы

Практическая работа

20 мин

Учитель: Наступило время для практической работы. Схема для изготовления миниатюр из бисера на доске. Используем метод перекрёстного плетения. Напоминаю, о соблюдении техники безопасности при обращении с ножницами и острыми концами проволоки. Будьте осторожны.

Консультирует, помогает во время практической работы.

Самостоятельное выполнение практической работы.

Выставка работ

2 мин

Учитель: Ребята, прошу продемонстрировать ваши работы. Давайте устроим небольшую выставку значков, наших российских флагов!

Организует выставку работ.

Проводят оценивание, обобщение знаний.

Этап подведения итогов

2 мин

Учитель: Я хочу прочитать вам такие замечательные стихи:

Триколор России –

Это наша гордость!

Символ нашей силы,

Мужества и твердости!

Понравились стихи?

Давайте вспомним, какая у нас была цель и достигли, ли мы её?

Читает стихи.

Проводит оценивание за устную работу на уроке – отмечает активных на уроке ребят.

Подводят итоги урока.

Отвечают, достигли или нет цели, делают вывод

Высказывают замечания.

Этап рефлексии

2 мин

Учитель: Благодарю всех за работу на уроке. Над чем вы задумались на уроке? Какие открытия сделали?

Прошу рассказать о своём настроении. Выберите ответы с вариантами на карточках: «А» – если урок вам понравился, всё было замечательно;

«В»  если на уроке вам было интересно, и вы узнали много нового;

«С» – если что-то вам непонятно, но вы очень старались;

«Д» – если было скучно, и вы считаете, что всё прошло «так себе».

Спасибо за ответы! Молодцы! Вы очень хорошо поработали.

Благодарит за работу.

С помощью программы Pliсkers проводит опрос для рефлексии. Демонстрирует процентное соотношение настроения класса.

Рассказывают о своих ощущениях.

Проводят самооценивание, взаимооценивание. Аргументируют свои высказывания.

Выводы

Занятие было итоговым в рамках Рабочей Программы внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное искусство» (Бисероплетение), (НОО), реализуемой мной в МОУ ИРМО «Марковская СОШ».

Занятие прошло с положительным эмоциональным настроем, ребята закрепили своё уважительное отношение к государственному символу, российскому флагу. Планируемые результаты достигнуты. Используемая технология проектного обучения позволила решить ряд дидактических задач: формирование личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД обучающихся; развитие ответственности, самостоятельности и предприимчивости в изменяющихся условиях. Продукт проекта – самостоятельно изготовленный из бисера значок «Российский флаг» будет долго напоминать ребятам о занятии и его воспитательной цели.

В доступной форме, с учетом возрастных особенностей детей были решены задачи занятия. Таким образом художественное творчество можно интегрировать с решением воспитательных задач. Работа над патриотическим воспитанием будет продолжена мной в системном направлении.

Используемая литература, ресурсы

1. Лындина Ю. Фигурки из бисера [Текст] / Г. Гаврилова, М. Мартынова : худож. Н. Ильенко, фото И. Алфёров : Культура и традиции, 2001. – 82 с., – 13000 экз. – ISBN 5-864444-095-7

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Официальный сайт Правительства РФ http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf  / (дата обращения: 17.06.2023).

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745 / (дата обращения: 17.06.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....