Культурно-воспитательная деятельность с детьми и молодежью. Основные термины и понятия.
электронный образовательный ресурс

Наталья Павловна Мукшицкая

Материал содержит информацию об основных терминах и понятиях в направлении КВД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КВД с детьми и молодежью.105.57 КБ

Предварительный просмотр:

Вопрос

Ответ

1. Как вы сформулируете понятие детство?

Этап онтогенетического развития индивида между рождением ребенка и началом подросткового периода. Исторически возрастные границы детства изменяются преимущественно в сторону удлинения, что объясняется прежде всего усложнением содержания и задач обучения и воспитания детей, которые, в свою очередь, являются следствием прогресса экономических и соц. технологий.

До XIX в. детство  находилось на периферии общественных интересов; оно в основном воспринималось как неразвитость, не выраженность взрослых черт и качеств. В своем современном понимании детство было открыто Ж.-Ж. Руссо и немецкими  романтиками «штурма и натиска» (напр., Гёте), впервые заговорившими о само ценности детской жизни и детской личности. Позднее (с середины XIX и особенно в XX в.) детство становится особым предметом изучения искусства (литературы, живописи, кино) и науки (в т. ч. детской психологии).

В психологии детство обычно разделяется на следующие  периоды: младенческий возраст  (0–1 год), ранний возраст  (1–3 года), дошкольный возраст  (3–6/7 лет) и младший школьный возраст  (6/7–11/12 лет). В современной цивилизации детство отделено от взрослости специальными переходными периодами – подростковым возрастом  и юношеским возрастом и рассматривается от 0-18 лет.

2. На основании чего президент России В.В.Путин в 2020 году подписал закон, в котором повысил возраст молодежи в стране до 35 лет?

С увеличением возраста молодежи меры господдержки, предназначенные для молодых, будут получать большее количество граждан. Это скажется на количестве получателей пособий, которые единовременно выплачиваются при рождении ребенка из местного бюджета. В большинстве регионов при этом ограничивают возраст молодых родителей 30 годами. А теперь - платить будут до 35 лет включительно. Другой пример - программа "Молодая семья", в рамках которой государство вносит за семью часть стоимости квартиры. Это субсидия - деньги возвращать не надо. Теперь во всех регионах на такую поддержку от властей смогут претендовать граждане до 35 лет. И третий пример - поддержка талантливой молодежи. Возраст соискателей при назначении именных стипендий молодым ученым по ряду программ ограничен 30 годами, а гранты некоторых научных фондов определяют предельный возраст соискателей в 33 года. Таким образом, новый закон позволит закрепить единые права молодежи независимо  от региона проживания. Документ также прописывает основные понятия в данной сфере, устанавливает основные направления молодежной политики. Среди них формирование патриотизма, поддержка молодежи в трудной жизненной ситуации, содействие в трудоустройстве и многое другое. 

1.Раскройте понятие конструктивно-прогностической функции реализуемой в ходе культурно-просветительской деятельности.

Конструктивно-прогностическая функция выражается в умении педагога определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты, особенности изменений в развитии личности. При этом, результаты педагогической деятельности часто удалены во времени от непосредственно воздействия на личность ребенка. Поэтому педагог должен уметь прогнозировать свою деятельность на несколько шагов вперед, видеть варианты решения одной и той же задачи с учетом конкретной ситуации, видеть возможные последствия своих профессиональных действий.

2.Раскройте сущность понятия потребностно-мотивационный компонент.

Этот компонент процесса обучения имеет важное стимулирующее значение. Для учащихся важно не только понимать, чего они должны достичь, но и иметь внутреннее стремление к активной учебно-познавательной деятельности.

А.Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…»

На формирование потребностей и мотивов активной учебно-познавательной деятельности учащихся оказывают влияние многочисленные факторы.

Психологический механизм воздействия этих факторов и приемов состоит в том, что они должны возбуждать у учащихся переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться, и стимулировать их активность, стремление к овладению знаниями. Известный дидакт М.А.Данилов по этому поводу писал: «Движущей силой учения является противоречие между знанием и незнанием. В процессе обучения надо создавать условия, чтобы у учащихся возникало переживание этих внутренних противоречий и появлялась потребность в овладении изучаемым материалом».

В качестве важнейших условий формирования у учащихся потребности в овладении изучаемым материалом и возбуждения их познавательной активности выступают:

  1. постановка познавательных задач и создание проблемных ситуаций;
  2. оказание помощи учащимся в создании условий переживания ими радости успехов в овладении изучаемым материалом;
  3. эрудиция учителя и его педагогическое мастерство;

Задание 2. Опираясь на концепцию персонализации А.В. Петровского (см. выше) и собственный опыт, проиллюстрируйте жизненными примерами три эпохи в развитии личности. 

Название эпохи

Пример

Детство

Жизненные примеры эпохи ДЕТСТВО.

ДНТСТВО _ это лазить на акацию и есть смолу. Гулять весь день во дворе и не реагировать на крики «Света, домой!». Умолять мам друзей еще чуть-чуть погулять. Принести домой кошечку, унести обратно и взять над ней шефство. Строить халабуду из стульев и подушек и наслаждаться своим маленьким мирком в тишине.

Лето в деревне у дедушки. В саду спелые вишни, в огороде умопомрачительного вкуса помидоры, дыни, арбузы. Каждое утро на завтрак в алюминиевой кружке парное молоко от соседской Зорьки. Потом жаренная на сале картошка на завтрак, обед и ужин! Бабушка учит печь оладьи. Дед держит в своих больших, горячих руках петушка на палочке. Руки, которые искорежены фронтовыми ранениями и кажутся похожими на двух неуклюжих крабов. Рассказывает про маленького папу, угощает петушком на палочке. Полуденный зной, купание в речке и волшебный сон на ароматном сене. А вечером лепим вареники. Соседский мальчишка такой загорелый, и ты отчаянная через всю деревню с ним на мопеде в клуб! На индийское кино! Вот это жизнь! Сказка!

Детство – это когда забываешь все обиды, радуешься первому снегу, катаешься на ранце с учебниками с  горки, любишь маму до страха, что вдруг она умрет. Каждый день навстречу счастью.

Отрочество

Ты умеешь мечтать? Хотелось бы тебе поделиться своими мечтами со сверстниками? Случалось ли с тобой то же самое, что с твоим сверстником — героем романа Ф. М. Достоевского «Подросток » «Я... порешил уйти в свою идею окончательно... Она создавалась у меня ещё с шестого класса гимназии. Она поглотила всю мою жизнь. Я и до неё жил в мечтах, жил с самого детства в мечтательном царстве, но с появлением этой главной и всё поглотившей идеи мечты мои скрепились и разом отлились в известную форму; из главных сделались разумными».

Это действительно так: подросток любит мечтать. Он уже умеет заглядывать внутрь себя, прислушиваться к своим чувствам и ощущениям, замечать в окружающем мире то, что ещё вчера оставалось вне его внимания. Вот высказывания твоих сверстников: «Вчера я задумался и вдруг услышал пение птиц, которого раньше не замечал, обратил внимание на бегущие облака — вот это похоже на корабль, а это — на старика с длинной косматой бородой...» (Миша, 11 лет.)

«Когда я читаю, то обращаю внимание не только на сюжет, но и на характер героев, их настроение. Придумываю, как бы я повела себя, если бы была этой героиней». (Мила, 12 лет.)

Подростки задумываются над своим будущим, строят планы, кем быть, где учиться. Планы быстро меняются, но это и понятно, ведь с каждым днём школьники приобретают всё больше знаний о труде людей и профессиях, о различных сторонах окружающей жизни.

Подростки понимают юмор, острое слово, сами не прочь пошутить. Для подросткового возраста характерна целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата в том деле, которое вызывает острый интерес. С одной стороны, подросток стремится к независимости, а с другой — испытывает необходимость в построении отношений с родителями, учителями, сверстниками. Он находится на границе между детством и взрослостью.

Подросток хочет освободиться от опеки взрослых, наставничества и контроля со стороны старшего поколения. Но в то же время он боится полного освобождения, поскольку осознает, что пока не имеет возможности полноценно о себе заботиться и жить самостоятельно. Трудные возрастные особенности подростка: неравномерный рост внутренних органов и несбалансированность гормональной системы вызывают чувство повышенной усталости, крайней нервозности, мучительных душевных переживаний, девиантных форм поведения.

Юность

 Легко ли быть юным? На этот вопрос нет однозначного ответа. Юность — прекрасная, яркая пора, пора мечтаний, открытий. Мы с лёгкостью можем поменять вид деятельности, ведь поиск себя и своего предназначения — главная задача молодых людей. Можем бросить всё и уехать в путешествие, и для этого нам совсем не обязательно летать первым классом и останавливаться в пятизвёздочных отелях, ведь мобильность — черта молодости. Пока мы молоды, нас не затронула повседневная рутина и серьёзные проблемы. Пока мы молоды, мы мечтаем, творим.

Именно так, по моему мнению, возможно пронести через всю жизнь ту неиссякаемую энергию, тот позитив, которые помогают справиться со всеми трудностями. Для одних молодость — это труд, нужно доказать, что ты что-то значишь. А для других —время развлечений, праздник каждый день.

Но время для радости и разочарования существует в любом возрасте. Молодость — пора познания мира, первой любви, новых встреч и неожиданных поворотов судьбы. «Добрый день, моя юность. Боже, до чего ты прекрасна», — писал Иосиф Бродский, и я полностью согласна с ним.

Всё-таки не стоит делить молодость на «сложно» и «легко». Для каждого человека она своя. Не просто сказать, как обернётся завтрашний день и где ты окажешься, но ты молод, и у тебя обязательно всё получится. Главное, верить в себя!

Мир меняется, мода задаёт новые требования, появляются другие тренды, веяния, которым приходится следовать, чтобы оставаться в социуме. И всё это происходит под влиянием стрессов, школьных нагрузок и попыток найти себя.

А в сущности, как определить, «легко» или « трудно» быть молодым? Это просто жизнь, это просто момент времени, который каждый определяет по-своему. Нельзя даже сказать, когда заканчивается юность.

Юность — это не возраст, это состояние. Разница, скорее всего, лишь в том, что молодые более энергичны и восприимчивы к новому, поэтому им проще адаптироваться, жить и творить в новой среде.

Задание 3. Заполните таблицу:

Канал передачи

социальной информации

+

-

традиционная (бытовая) культура;

 Традиционная бытовая  культура «демократична», потому что она обращена ко всем людям без исключения. Упорядочивает жизнь человека. Создает строгий иерархический порядок жизненных форм и ситуаций.

С другой стороны, традиционная культура направлена на производство «массового человека» , заимствующего образцы своего поведения из многовековых традиций, человек становится простым исполнителем заданных ролей. Существует риск обезличивания человека. 

литература;

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Художественная литература создает словесные картины человеческой жизни. Поступки, чувства, мысли людей, их отношения, события, которые с ними происходят, предметы которые их окружают – все это воспринято писателем, пережито им и отображено в слове.

Вместе с пользой литература  может нести и скрытую угрозу. Книги могут стать способом скрыться от одиночества, влияют на формирование стереотипного мышления, а в некоторых случаях и толкнуть человека на необдуманные поступки, связанные с сюжетом произведения. 

СМИ

Окружающая нас реальность находится в постоянном развитии: новые знания и навыки, новая информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные ранее структуры, либо образуют новые. СМИ, через воздействие на общество, влияют на каждого человека в отдельности, формируя положительные эмоции и действия как ответ на здоровое поле информационного потока, которое оно может формировать.

СМИ освещают различные актуальные общественные проблемы, тем самым влияя на мнения и поведение людей, как в обществе, так и личностно. Отрицательное влияние СМИ проявляется в навязывании стереотипов поведения и возбуждая ненависть к определенным странам и народам, социокультурным проявлениям и т.д.

Интернет-ресурс

……Возможность покупки товаров или услуг по всему миру. Современные люди, в отличие от предыдущих поколений, могут позволить себе купить практически любую вещь, даже если она не продается в том городе, где они проживают. Сейчас купить в интернете можно абсолютно все, начиная от канцелярских скрепок поштучно, заканчивая крупной техникой…Интернет расширяет круг общения.упрощает все процессы, вплоть до поиска компании на вечер, друзей по узким интересам или партнера на всю жизнь. Это отличный способ поиска новых знакомых и выгодных контактов. Несомненно, общение через Интернет способно наполнить жизнь людей новыми эмоциями, а кого-то даже избавить от одиночества.  ….Быть в курсе последних новостей. В сети Интернет всегда публикуются самые свежие новости со всего мира. Сегодня пользователи могут не только узнавать о событиях и происшествиях мирового масштаба, но и просматривать температуру воздуха за окном в своем городе или уточнять состояние трафика на дорогах.

Угроза персональным данным пользователем.

Спам к сожалению,  из безобидных писем со временем превратился в настоящий черный пиар. Например, одна компания может оклеветать другую, разослав пользователям интернета, сообщения, порочащие репутацию конкурента. С помощью таких рассылок рекламируется порнография, наркотики и многое другое, а это находится под запретом нашего законодательства.

Вирусы-здесь обнаруживается отрицательная сторона массового общения в социальных сетях. Это проблема вирусов. Она появилась довольно давно – в самом начале компьютерной эры. А с появлением интернета опасность распространения вирусов существенно возросла. В тоже время, социальные сети дали новый всплеск вирусной активности. Активное расширение круга пользователей сетей, не имеющих знания об опасностях из интернета, увеличило риск заражения вирусами персональных компьютеров, планшетов и смартфонов.

Опасность для детей

Опасность интернета для детей в том, что при таком изобилии весьма легко наткнуться на сайт с  порнографическим содержанием или видео, на котором будут запечатлены жестокость и насилие.

Воздействие электромагнитного излучения.

Воздействие на зрение.

Сидячее положение.

Появление туннельного синдрома. Туннельный или кистевой синдром развивается при воспалении запястного канала, в котором проходит срединный нерв. Набор больших объемом текста или длительная работа с компьютерной мышкой связана с однотипными движениями кистей, что способствует развитию патологии. Ухудшается моторика пальцев, и это способно привести к их частичному обездвиживанию.

учреждения и мероприятия досуга и просвещения: клубы, дома культуры, театры, музеи, библиотеки, городские праздники;

Формирование гармонично развитой личности возможно лишь в условиях взаимодействия всех компонентов культурно-образовательной среды. Влияют на творческое развитие личности. Происходит развитие социально-ценностных норм личности.. Снижение уровня правонарушений. Повышение коммуникативной культуры личности..

В современных экономических условиях учреждениям ДО и развития необходимо выживать за счет посещаемости, поэтому частым отрицательным фактором является платная основа и дороговизна услуг.

общение;

Общение с ровесниками дает  возможность померяться силами – физическими и духовными – с равными себе, ощутить и оценить себя и других. Оно делает жизнь ребенка  эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают незаменимый опыт социального общения; практику жизни в коллективе. В общении происходят важнейшие для формирования человеческой личности процессы: выделение критериев оценки поступков и отношений, усвоение морально-этических норм, законов общественно правильного поведения. Общение способствует формированию познавательных интересов, дает толчок к самообразованию.

Плохие отношения с одноклассниками, моральные и физические издевательства Стресс, который может продлиться несколько лет, формирование депрессии, чувство ущербности, ненужности, закомплексованность.

образовательные программы

Коммуникация, развитие личности, профориентация, всестороннее образование, широкий спектр услуг.

Требования превышающие образовательные возможности детей, наличие материалов, которые трудны для реализации в семьях, нарушение здоровьесберегающих технологий.

Задание 4. Вы – классный руководитель 3 класса. Обозначьте проблему классного коллектива, требующую разрешения посредством культурно-воспитательной деятельности. Из материалов встречи № 2 выберите не менее 7 функций педагога, реализуемых в ходе КВД и проиллюстрируйте их жизненными примерами (конкретными действиями педагога).

Проблема: Класс разделился на микро группы. Между микро группами сформировался конфликт на почве личностного неприятия детьми друг друга. Примириться самостоятельно дети не желают. Противостояние усиливается.

Функции

Действия педагога

(какие меры предпринимаются в рамках данной функции

для решения заявленной проблемы)

диагностическая

Учитель изучает причины сформировавшихся взаимоотношений; личностные индивидуальные психологические особенности каждого из участников конфликта; особенности семейного воспитания;

ориентационная

Учитель ставит цель по преодолению конфликта и примирению детей в коллективе; к дальнейшей совместной деятельности в классном коллективе.

конструктивно-прогностическая

Учитель с опорой на поставленную задачу планирует  систему действий по преодолению конфликта, прогнозирует дальнейшие взаимоотношения между участниками классного коллектива на уровне школы и во внешкольной деятельности.

проектировочная

Учитель составляет последовательный план действий/стратегию по преодолению конфликта и сближению детей в коллективе под началом общей деятельности по выбору детьми и родителями (родители вовлечены классным руководителем в процесс разрешения конфликта).

организационная

Учитель вовлекает детей и родителей в совместную деятельность ( серию мероприятий) , направленную на устранение конфликта и налаживанию отношений в классном коллективе.

коммуникативно-стимулирующая (мотивационная)

Учитель старается учесть мнение и потребности/пожелания каждого участника группы/класса, эмпатическое восприятие каждого обучающегося, внимательное отношение к просьбе каждого ребенка в классе. Умение прийти к обоюдному согласию между участниками классного коллектива по спорным вопросам.

деятельностная

Для налаживания отношений учитель использует все необходимые формы взаимодействия на сближение детей в группе. Приглашает специалистов школьного уровня – психолога, педагога- организатора, членов РДШ, родителей.

Задание 5. На основании теоретического материала выберите 1 вид образовательных потребностей и составьте перечень из 10 пунктов для ее реализации в рамках реализации КВД с учащимися 2 класса.

Потребность связи. Потребность связи проявляется в том, что ребенку необходимо чувствовать себя в коллективе «на своем месте» т.е. нужным и востребованным. С этой целью классный руководитель должен запланировать в плане ВР серию мероприятий на укрепление взаимоотношений в детском коллективе, сплочение членов класса, взаимное сближение по интересам.

10 пунктов в рамках КВД для реализации потребности связи.

Самореализация личности и сплочение классного коллектива через ученическое самоуправление ( классные поручения)

Ежедневные добрые дела для учителей и учащихся школы

«Двенадцать ежедневных добрых дел» для поддержания хорошего микроклимата в классе

Оформление отрядног (классного) уголка

Классные, коллективные традиции

Совместная проектная деятельность 

Аукционы талантов или необычных (фантастических) идей

Акции: «Подарок...» или «Помоги...» (другу, ветерану, младшим, детям детского дома, родителям и т. д.);

«Живая» газета – помоги природе.

Экологический десант

 

Задание 6. А) В сети Интернет найдите программу культурно-воспитательной деятельности / воспитательную программу школы / класса. Запишите ее цель.

 Цель: Повышение  уровня творческого развития детей в направлении – искусство, через формирование едино образовательной среды, включающей информационные ресурсы, современные средства обучения и развития, организационно-экономические и финансовые механизмы, кадровое обеспечение, методическую поддержку педагогов ДО, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Б) Проанализируйте формулировку в соответствии с методикой «SMART» (см. выше).

S

 цель сформирована достаточно четко и конкретно, включает в себя все аспекты деятельности по достижению ее конечного результата.

M

Measurable(измеримый, значимый, мотивирующий)

Оценка качества образования и развития осуществляется посредством:

системы внутреннего контроля;

анализа качества образования и развития ;  лицензирования;

государственной аккредитации; 

государственной итоговой аттестации выпускников;

мониторинга качества образования.

A

Attainable, Achievable (достижимый, согласованный, ориентированный на конкретные действия)

достижение цели предполагает:

развитие единой образовательной среды для воспитанников,

использование информационных ресурсов,

использование современных средств обучения,

подключение к процессу организационно-экономических и финансовых механизмов учреждения ДО,

организация методической поддержки педагогов,

взаимодействие всех участников образовательного процесса.

R

Relevant (Актуальный)

повышение качества образования-одна из основных задач современной системы образования включающей взаимодействий образовательных учреждений и учреждений ДО.

Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации УДО, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение ДО для достижения результата.

T

Time-bound (ограниченный во времени, своевременный, отслеживаемый)

Период освоения программы развития 2016-2020г.

В) Перечислите 5 наиболее ярких / актуальных для Вас мероприятий из найденной программы (форма+название).

 Акция в течение года «Друзья пернатых» - организация кормушек для птиц, подкормка птиц в зимнее время года.

Беседа с элементами игры « Азбука дорожного движения»

Благотворительная ярмарка « Помоги тем, кто нуждается»

Осенний вернисаж- выставка картин участников кружковой деятельности на тему « Осень»

Квест для учащихся 2-4 классов « По следам бабы Яги»

Г) Выберите 1 форму мероприятия из предыдущего задания и произведите ее SWOT-анализ.

Благотворительная ярмарка « Помоги тем, кто нуждается»

Сильные стороны

Слабые стороны

Вовлечение большого количества обучающихся, вовлечение педагогов и работников школы, привлечение спонсорских средств. Воспитание милосердия, сочувствия, нравственное становление личности учащегося, воспитание духовных качеств личности.

Малое привлечение спонсорских средств, невысокая  активность участников ярмарки, финансовая ограниченность мероприятия.

Возможности

Угрозы

Расширение круга подопечных, нуждающихся в помощи. Выход за пределы школы, в более широкую область деятельности. Расширение круга участников.

Угроза защите персональных данных участников сторон.

Д) Вспомните основные виды рефлексии (см. выше), подберите для мероприятия, проанализированного выше (в пункте Г) по 1 приему проведения на каждый вид (можно скриншотами конкретные методики).

__

Коммуникативная рефлексии. Выступает в качестве важнейшей составляющей коммуникативного акта, межличностного восприятия и характеризуется как специфическое качество познания человека человеком.

Эльфы, волшебники и великаны

Эмоция по кругу

Язык телодвижений

«Ключевое слово»

«Рефлексивный круг» см. описание ниже.

«Рефлексивная мишень»

«Рефлексивное слушание»

«Ресторан»

Слово-импульс

«Цепочка желаний»

Выставка плаката

Все у меня в руках!

Видео-репортаж

Личностная рефлексия. Методы и упражнения данной группы формируют способность и потребность в анализе собственных поступков субъекта, образов собственного «Я» как индивидуальности, апробирование и переосмысление личностных стереотипов (шаблонов действия).

«Взаимоконтроль»

Групповой обмен впечатлениями

Зарядка «Дюжина вопросов»

Коллективное письмо

Лотерея плюс-минус

Луковица и монополия см. ниже описание

«Мини-сочинение»

Облако и солнце

Палитра

«Рефлексивный ринг»

Рынок мнений

«Футбольное поле»

Температура + совет

Термометр настроения

Интеллектуальная рефлексия. Данная группа упражнений направлена на решение проблем организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения решению типовых и оригинальных задач.

«Все у меня в руках!»

«Вопросник»

Голодный или сытый

«Дерево настроения»

Дорожный знак

Зарядка «Дюжина вопросов»

«Если бы я был…»

«Заверши фразу»

«Зарядка»

«Заключительная дискуссия»

Звезда сбывшихся ожиданий

Итоговый круг

Картина по кругу

«Комплимент»

«Мухомор»

«Острова»

Слово-импульс

«Телеграмма»

«Таблица готовности»

«Цветные фигуры»

«Чемодан, корзина, мясорубка»

Что я хочу узнать?

ОПИСАНИЕ МЕТОДИК

.РЕФЛЕКСИВНЫЙ КРУГ

Все участники педагогического взаимодействия садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии:

  • расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу занятия и в его конце;
  • что нового вы узнали, чему научились;
  • каковы причины вашего успеха ли неуспеха?
  • как вы оцениваете свое участие в занятии?

Затем        все        участники        педагогического        взаимодействия        поочередно        высказываются        в соответствии с заданным алгоритмом.

Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг.

ЛУКОВИЦА И МОНОПОЛИЯ

Время: 10 мин. на подготовку; 5 мин. на объяснение; по 5 мин. на диалоги пар по каждому вопросу; 1–5 мин. на прочтение вслух и комментирование карточек.

Материал: лист большого формата с подготовленными вопросами, разноцветные карточки, фломастеры, игральные кости.

Проведение:

Половина группы сидит во внутреннем кругу лицом наружу, другая половина образует внешний круг лицом к центру, так что каждые двое участников образуют пару для диалога. Им дается задание в течение 5 минут обсудить определенный вопрос работы семинара, например, психологический климат в группах, и дать свою совместную оценку этого вопроса, написав ее на цветной карточке. Затем «луковичная шелуха» сдвигается, каждый-участник пересаживается на одно место вправо – так составляются новые пары, которые ведут диалог уже по другому вопросу, дают ему оценку, записывают ее на новую карточку (другого цвета). Вопросы для обсуждения должны быть указаны на карточках соответствующего цвета, вывешенных на доске или листе большого формата.

  • Количество диалогов определяется количеством вопросов, которые требуется обсудить, в целом не должно быть более пяти вопросов, иначе возникнут сложности при дальнейшем обсуждении – «Монополии».
  • Затем все карточки одного цвета (т. е. по одному вопросу) складываются

в одну стопку, стопки нумеруются. Номер шесть получает сувенир. Кроме того, преподаватель может подготовить для релаксации еще несколько карточек с небольшими заданиями, их он складывает в стопку «Прочее».

  • Все участники по очереди бросают кость и вытаскивают карточку из стопки с соответствующим номером. Собственные карточки кладутся назад в стопку, вместо них вытягивается еще одна. Карточки зачитываются вслух и комментируются, карточки с заданиями также зачитываются, после чего выполняется задание.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ

Проводится с целью ретроспективного анализа изученной темы, индивидуальной и групповой рефлексии прошедших учебных занятий. Использование техники наиболее эффективно на заключительном учебном занятии. Названия тем–разделов записываются в таблице на доске. В тетради в такой же таблице учащимся предлагается проранжировать данные темы– разделы с позиции «Успех», «Радость».

  1. Таблица в тетради.

Название темы

Успех

Радость

  1. Таблица на доске.

Название темы

Успех

Радость

Руководитель активизирует процесс ранжирования при помощи вопросов «Почему именно этот ранг присвоен этому разделу?». Далее предлагается представить ранг темы–раздела при помощи кружка с порядковым номером темы на доске в общей таблице. Производится подсчет рангов и анализ полученных результатов с выборочными ответами учащихся на вопрос: «Почему данный раздел набрал большее количество баллов с позиции «успеха» или

«радости»?».

Задание 7. На основании изученного теоретического материала написать эссе-миниатюру (не более 1 страницы, шрифт Times New Roman, требований к кеглю и интервалам нет) на тему «Культурно-воспитательная деятельность с детьми и молодежью: роль педагога». Обязательное условие: включить в творческую работу не менее 10 терминов (не определений, а именно терминов, т.е. единичных слов), встретившихся в тексте выше. Чем больше терминов включено, тем больше баллов за задание (просьба выделить термины желтым цветом). Также на выставленный балл будет влиять глубина раскрытия темы, правильная композиция творческой работы и логичность изложения.

Базовая модель академического текста и три аспекта риторики и композиции -  Академическое письмо: процесс, продукт и практика

На основании полученных за курс баллов (а всего их будет можно набрать 100), будет принято решение о возможности получения автоматизированного экзамена по результатам работы. Файл со всеми выполненными заданиями высылаем на указанный в начале документа адрес электронной почты. Крайний срок выполнения: 19 октября.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоги регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

Завершен региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»30 мая 2016 года в ГБОУ ДПО ИРОСО завершен р...

Конспект занятия по теме: "Основные термины и понятия по правилам дорожного движения"

Ознакомление детей с основными терминами и понятиями правил дорожного движения.Обучение правильному поведению в различных дорожно-транспортных ситуациях.Формирование культуры поведения на дорогах....

Тест "Термины и понятия на уроке технологии"

Тест создан в конструкторе тестов в МS Power Point А.Н.Комаровского...

Основные термины и понятия для проверки приобретенных знаний.

Основные термины и понятия для проверки приобретенных знаний....

Вводное занятие. Основные термины и понятия.

Вводное занятие. Основные термины и понятия....

основные термины и понятия Правил дорожного движения

основные термины и понятия Правил дорожного движения...

Словарь терминов и понятий по экологическому образованию младших школьников

Словарь терминов и понятий по экологическому образованию младших школьников....