Родительское собрание "Мой ребёнок становится трудным"
методическая разработка (3 класс)
Рассматриваются вопросы :какого ребёнка можно назвать трудным, причины, советы родителям. анкета.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА: МОЙ РЕБЕНОК СТАНОВИТСЯ ТРУДНЫМ
Ход собрания
- Вступительное слово классного руководителя
. Слайд1, 2
Трудные дети…
Что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином?
Трудным ребенком может быть любой. Все люди разные. И все семьи разные. И все дети разные. Это естественно. И то, что является проблемой для одних, может не представлять никаких затруднений для других. Поэтому искать помощи в каких-то общих рекомендациях, не стоит.
Если ваш ребенок никогда не капризничает, после еды всегда моет посуду, самостоятельно убирает свою комнату, хорошо учится, то скорее всего вы не узнаете на этом собрании ничего нового. Наоборот, это мы бы хотели, чтобы такие родители поделились с нами своим опытом.
Но все-таки у большинства из нас периодически возникают трудности в общении с детьми и хорошо, если они быстро проходят. А если они стали постоянными? Что делать? Как изменить ситуацию?
Но прежде, попробуем определить, кто он – трудный ребенок?
II. Работа в группах
Слайд 3 Вопрос Какого ребенка можно отнести к трудным?
(родители работают в группах, обсуждение)
Давайте вместе подумаем над причинами появления трудных детей. Для того, чтобы вам было легче определить эти причины, мне хотелось бы привести материалы тестирования ваших детей по данной проблеме.
Слайды 4-7 Результаты тестирования (Приложение 1)
Слайд 8 Вопрос: Причины трудности ребенка – это результат семейной атмосферы, дурная компания или?
(Работа в группах, обсуждение)
Слайды9-13
Задумывались ли вы над тем, что когда мы говорим о малыше, термин «трудный» не употребляется. Откуда же берутся трудные дети?
Основной причиной, ведущей к появлению тех или иных трудностей в поведении ребенка, психологи считают прежде всего несовершенство человеческих взаимоотношений в коллективе его жизни – в его семье.
Особенности семейного микроклимата определяют поведение самых близких взрослых – мамы, папы, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Ребенок, не осознавая никаких скрытых и даже явных конфликтов, эмоционально воспринимает либо напряженность, либо постоянную тревогу и страх, или благотворное чувство покоя, радости, уюта.
Разумеется, никто из нас не создает эмоционально неблагоприятного климата для своего ребенка. Семья живет так, как она привыкла жить. Бывает, что поругаются, покричат, обидят друг друга. Ничего страшного в этом нет. А ребенок? Ну, ему же придется жить с людьми. Пусть знает, что бывает не все всегда хорошо и приятно. Такая точка зрения – самая распространенная. Большинство из нас не учитывает эмоциональных потребностей своих детей. А ведь ребенку это важно.
Слайд 14 вопрос - В каких же семьях чаще всего вырастают трудные дети?
Есть несколько типов таких семей.
Слайд 15 Первый – это когда на ребенка (особенно на его переживания) не обращают внимания, ограничиваясь лишь необходимым уходом за ним.
Слайд 16 Второй тип – это семья, где отвергающая позиция родителей не так явно выражена. Дети в таких семьях чаще всего нежданные, нежеланные. На эту ситуацию дети реагируют по-разному. Одни замыкаются, отчуждаются от родителей, пытаются найти близкого человека среди других взрослых. Некоторые дети стараются всячески понравиться своим родителям, ведут себя угодливо, льстиво, а при неудаче начинают обращать на себя внимание другими доступными способами – истериками, грубостью, агрессией.
Слайд 17 Есть семьи, где детей вроде бы и любят и внимательны к ним, но воспитывают строго, не учитывая индивидуальных способностей своего ребенка, темпа его развития, способностей, не обращая внимания на его переживания и чувства.
Слайд 18 В так называемых тревожных семьях постоянное напряжение матери, боязнь всевозможных неприятностей, угрожающих ее ребенку, чрезмерное его оберегание создают эмоционально насыщенный, но, к сожалению, совсем не теми эмоциями, климат. Ребенку очень рано передается чувство страха и неуверенности от матери, он становится зависимым от родителей, жить может только «под охраной» близких. Про таких говорят: «маменькин сынок или дочка». Исправлять последствия такого воспитания труднее всего. Если ребенок, обделенный вниманием, любовью, малейшее изменение в лучшую сторону воспринимает как счастье и раскрывается навстречу ему всей душой, то дети, привыкшие к чрезмерной опеке, ослабление внимания, уменьшение суеты вокруг себя воспринимают как потерю любви.
Слайд 19 Еще один тип неблагоприятного семейного климата – беспорядочные, нескоординированные, но достаточно сильные позиции по отношению к ребенку у разных членов семьи. Это могут быть властная, строгая мать, формально относящийся к ребенку отец и мягкая, добрая, чрезмерно опекающая бабушка или, наоборот, суровый отец и мягкая, но беспомощная мать. Сочетаний много, и результаты, естественно, могут быть разными.
Слайд 20 Семейный микроклимат, безусловно, очень важное условие формирования личности ребенка, но полностью определить путь его развития не может. На свете нет такого человека, у которого в жизни всегда было бы все лучезарно, который не испытывал бы сложностей в детстве и родители которого никогда не допускали бы никаких ошибок.
Почему же одни могут выстоять, справиться, а другие ломаются, не выдерживают неблагоприятного стечения социальных, психологических или физиологических воздействий?
Помощь и утешение в беде, трудностях, полное принятие ребенка в семье обеспечивают его благотворное развитие. При этом сильные, но редкие потрясения, неприятности не сломают ребенка, так как запас прочности у него велик.
Губительны для детей постоянные длительные стрессы у взрослых членов семьи, подавленный, агрессивный или тревожный эмоциональный фон. Они даже в слабой форме приносят больше вреда, чем редкие «темные пятна» на радостном фоне в семьях, где микроклимат окрашен положительными эмоциями.
Слайд 21 Вопрос Как себя вести с трудным ребенком – бороться с трудностями или ждать, что ребенок перерастет?
Можно ли дать общие рекомендации по исправлению недостатков в поведении детей, в их характере? Можно, но только лишь самые общие. Конкретные решения должен подобрать каждый из вас сам, исходя из индивидуальных особенностей вашего ребенка.
Слайды 22-24 Рекомендации и советы родителям.
1. Искренняя демонстрация своего огорчения; его понятное объяснение и связь с поступком ребенка; уверение, что вы поняли, чего хотел ребенок, и предложение ему других, более приемлемых путей к цели, выражения уверенности, что ребенок все понял и в подобных случаях поступит иначе.
Помните: ругаем не ребенка, а его поступок.
2. Всегда, когда вы что-то запрещаете ребенку, следует объяснить причину запрета и возможные последствия нежелательного поступка – это первое правило запрещения.
3. Замена нежелательного действия на приемлемое, избегание требований простого отказа от действия – второе правило запрещения.
4. Разумное ограничение количества запретов и предоставление ребенку возможности активно действовать и познавать мир.
5. Запреты должны усваиваться ребенком постепенно и осознанно.
6. Помните: бесцеремонность, грубость, неуважительное отношение к ребенку вызывают у него явный или скрытый протест.
Слайд 25 Итог
Слайд26 Стихотворение индийского поэта Рабиндраната Тагора
Как вы думаете, как стихотворение называется? («Излишества»)
III. Заключительное слово. Слайд 27
Конечно, в чем-то, давая рекомендации, мы уже опоздали, но скорректировать какие-то недостатки сейчас еще можно, а в 12 лет уже будет трудно. Но все-таки это возможно. Главное, что при этом нужно не забывать: трудный ребёнок– это прежде всего несчастный ребенок, которому необходимы понимание, сочувствие и помощь. Он нуждается во внимании и заботе. Это ни в коем случае не испорченный ребенок, достойный лишь неприязни, пренебрежения, осуждения и наказания. При доброжелательном отношении к трудному школьнику у него развивается самосознание, чувство собственного достоинства, а значит и корригируются определенные недостатки. Любите своих детей, будьте внимательны и доброжелательны.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какого ребенка можно назвать трудным?
ТЕСТ Если ты задержишься после школы, то… а) твое объяснение опоздания выслушают - 25 б) на твое опоздание не обратят внимания - 4 в) тебя отругают - 4 Если ты получишь плохую оценку, то: а) ты сразу расскажешь об этом родителям -21 б) ты расскажешь об этом, но дождешься удобной минуты - 11 в) ты вообще об этом не расскажешь - 1
За плохую отметку тебя: а) отругают - 14 б) посочувствуют - 11 в) накажут - 8 Если тебя родители ругают, то ты будешь: а) молчать - 22 б) доказывать свою правоту, даже если ты не прав - 1 в) оправдываться - 10 Если тебя накажут несправедливо, ты: а) согласишься с этим - 9 б) промолчишь - 10 в) будешь доказывать свою правоту - 14
Если тебя обидели, ты своих обидчиков: а) простишь, если они попросят прощения - 24 б) молча проглотишь обиду - 3 в) накажешь своих обидчиков при удобном случае - 6 Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к: а) родителям - 30 б) друзьям – 3/9 в) посторонним людям - 0 Если в доме гости: а) ты вместе со всеми за столом - 24 б) ты в своей комнате – 9/ 6 в) ты получаешь возможность уйти из дома – 0/ 4
Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим: а) соглашаются - 19 б) не обращают на это внимания – 4/ 1 в) не соглашаются – 10/ 1 Ты себя лучше чувствуешь, когда ты: а) дома - 21 б) в школе – 4 / 5 в) среди друзей – 8/ 17
Причины трудности ребенка – это результат семейной атмосферы, дурная компания или?
Причины детской неуправляемости Причина первая- борьба за внимание родителей Непослушание- это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если об этом забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребенку.
Причина вторая – борьба за самоутверждение Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших
Причина третья – жажда мщения окружающему миру, взрослым Ребенок мстит за : Неверие в его способности и возможности Сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами За унижение друг друга в кругу семьи За потерю одного из родителей в результате развода
За появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок За несправедливость по отношению к себе и невыполнение взрослым обещания За родительскую ложь и хамелеонство За чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу
Причина четвертая – неверие в свой успех Причинами неверия могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, изоляция ребенка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения
В каких семьях чаще всего вырастают трудные дети?
типы семей П е р в ы й – это когда на ребенка (особенно на его переживания) не обращают внимания, ограничиваясь лишь необходимым уходом за ним.
В т о р о й т и п – это семья, где отвергающая позиция родителей не так явно выражена. Дети в таких семьях чаще всего нежданные, нежеланные. На эту ситуацию дети реагируют по- разному. Одни замыкаются, отчуждаются от родителей, пытаются найти близкого человека среди других взрослых. Некоторые дети стараются всячески понравиться своим родителям, ведут себя угодливо, льстиво, а при неудаче начинают обращать на себя внимание другими доступными способами – истериками, грубостью, агрессией.
Третий тип - семьи, где детей вроде бы и любят и внимательны к ним, но воспитывают строго, не учитывая индивидуальных способностей своего ребенка, темпа его развития, способностей, не обращая внимания на его переживания и чувства.
Четвертый тип- тревожные семьи, в которых присутствует постоянное напряжение матери, боязнь всевозможных неприятностей, угрожающих ее ребенку, чрезмерное его оберегание. Ребенку передается чувство страха и неуверенности от матери, он становится зависимым от родителей, жить может только «под охраной» близких. Про таких говорят: «маменькин сынок или дочка».
Пятый тип- беспорядочные, нескоординированные, но достаточно сильные позиции по отношению к ребенку у разных членов семьи. Это могут быть властная, строгая мать, формально относящийся к ребенку отец и мягкая, добрая, чрезмерно опекающая бабушка или, наоборот, суровый отец и мягкая, но беспомощная мать.
На свете нет такого человека, у которого в жизни всегда было бы все лучезарно, который не испытывал бы сложностей в детстве и родители которого никогда не допускали бы никаких ошибок.
Как себя вести с трудным ребенком – бороться с трудностями или ждать, что ребенок перерастет?
1. Искренняя демонстрация своего огорчения; его понятное объяснение и связь с поступком ребенка; уверение, что вы поняли, чего хотел ребенок, и предложение ему других, более приемлемых путей к цели, выражения уверенности, что ребенок все понял и в подобных случаях поступит иначе. Помните: ругаем не ребенка, а его поступок.
2. Всегда, когда вы что-то запрещаете ребенку, следует объяснить причину запрета и возможные последствия нежелательного поступка – это первое правило запрещения. 3. Замена нежелательного действия на приемлемое, избегание требований простого отказа от действия – второе правило запрещения.
4. Разумное ограничение количества запретов и предоставление ребенку возможности активно действовать и познавать мир. 5. Запреты должны усваиваться ребенком постепенно и осознанно. 6. Помните: бесцеремонность, грубость, неуважительное отношение к ребенку вызывают у него явный или скрытый протест.
Оказывая поддержку, представь себя на месте ребёнка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе - ребёнку.
Рабиндранат Тагор Отчего погас светильник? Я заслонил его своим плащом, Чтобы спасти его от ветра; вот отчего погас светильник. Отчего завял цветок? Я прижал его к сердцу С мучительной любовью; вот отчего завял цветок. Отчего высох ручей? Я запрудил его плотиной, Чтобы воспользоваться им для себя; вот от чего высох ручей. Отчего лопнула струна арфы? Я пытался исторгнуть из нее звук, Который ей был не по силам, вот отчего лопнула струна арфы.
счастья вам и вашей семье
Предварительный просмотр:
Выбери тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни
- Если ты задержишься после школы, то…
А) твое объяснение опоздания выслушают
Б) на твое опоздание не обратят внимания
В) тебя отругают
- Если ты получишь плохую оценку, то:
А) ты сразу расскажешь об этом родителям
Б) ты расскажешь об этом, но дождешься удобной минуты
В) ты вообще об этом не расскажешь
- За плохую отметку тебя:
А) отругают
Б) посочувствуют
В) накажут
- Если тебя родители ругают, то ты будешь:
а) молчать
б) доказывать свою правоту, даже если ты не прав
в) оправдываться
- Если тебя накажут несправедливо, ты:
а) согласишься с этим
б) промолчишь
в) будешь доказывать свою правоту
- Если тебя обидели, ты своих обидчиков:
а) простишь, если они попросят прощения
б) молча проглотишь обиду
в) накажешь своих обидчиков при удобном случае
- Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к:
А) родителям
Б) друзьям
В) посторонним людям
- Если в доме гости:
а) ты вместе со всеми за столом
б) ты в своей комнате
в) ты получаешь возможность уйти из дома
- Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:
а) соглашаются
б) не обращают на это внимания
в) не соглашаются
- Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:
а) дома
б) в школе
В) среди друзей
Выбери тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни
1.Если ты задержишься после школы, то…
А) твое объяснение опоздания выслушают
Б) на твое опоздание не обратят внимания
В) тебя отругают
2.Если ты получишь плохую оценку, то:
А) ты сразу расскажешь об этом родителям
Б) ты расскажешь об этом, но дождешься удобной минуты
В) ты вообще об этом не расскажешь
3.За плохую отметку тебя:
А) отругают
Б) посочувствуют
В) накажут
4.Если тебя родители ругают, то ты будешь:
а) молчать
б) доказывать свою правоту, даже если ты не прав
в) оправдываться
5.Если тебя накажут несправедливо, ты:
а) согласишься с этим
б) промолчишь
в) будешь доказывать свою правоту
6.Если тебя обидели, ты своих обидчиков:
а) простишь, если они попросят прощения
б) молча проглотишь обиду
в) накажешь своих обидчиков при удобном случае
7.Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к:
А) родителям
Б) друзьям
В) посторонним людям
8.Если в доме гости:
а) ты вместе со всеми за столом
б) ты в своей комнате
в) ты получаешь возможность уйти из дома
9.Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:
а) соглашаются
б) не обращают на это внимания
в) не соглашаются
10.Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:
а) дома
б) в школе
В) среди друзей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 4 классе по теме: «Мой ребёнок становится трудным...»
Разработка родительского собрания с вопросами для дискуссии, с тестом для учащихся....
Родительское собрание в 3 классе на тему "Мой ребёнок становится трудным..."
Задача собрания - познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей, формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребёнка, р...
Методическая разработка родительского собрания в 4 классе "Мой ребёнок становится трудным".
Цель собрания: формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании детей.Форма проведения: дискуссионный клуб....
Родительское собрание в 4-м классе на тему:«Мой ребёнок становится трудным…»
Цель собрания: Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка.Задачи собрания: учить родителей анализировать причины, которые стимулиру...
Методическая разработка родительского собрания в 4 классе «Мой ребёнок становится трудным…»
«Мой ребёнок становится трудным…» родительское собрание...
Доклад на родительском собрании. 3 класс."Мой ребёнок становится трудным".
Перед собранием было проведено анкетирование детей. На собрании родители тоже заполнили анкеты. Затем вместе обсуждали анкеты и проблемы, возникшие в некоторых семьях, и находили нужное их решение....
родительское собрание в 4 классе Мой ребёнок становится трудным
Данный материал поможет педагогу подготовиться к родительскому собранию в 4 классе....