Внеурочная деятельность
методическая разработка
Программа внеурочной деятельности "Прекрасное рядом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyat._.docx | 47.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено
Директор МОУ Хмельниковская СОШ
________________Зайцева А.М.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2022 — 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Г. Саратов
Пояснительная записка
План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО образовательная организация обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности (до 1750 часов на уровне основного общего образования).
Нормативно-правовая часть
Программа внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 N. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.2.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»;
- Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
- Приказа Министерства образование и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждение Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Цели и задачи внеурочной деятельности
Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, задач, принципов, содержания, форм и методов деятельности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для выявления и развития способностей обучающихся на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов, учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Основные задачи организации внеурочной деятельности при получении основного общего образования:
- поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде;
- формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы;
- поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Направления внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями:
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности,ф ормирование установок на защиту слабых.
Целесообразность данного направления обеспечивает сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основные задачи направления:
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, показательные выступления, дни здоровья.
2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.
Основными задачами являются:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- развитие умений и навыков в постановке проблем и нахождения способов их решений;
- развитие индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и
действия;
- развитие у ученика коммуникативных умений и навыков.
3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества, проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направлены на развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов. Целесообразность направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на уровне общего образования, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме через проектную деятельность.
Основными задачами являются:
- формирование общей культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
- формирование исследовательских навыков;
- формирование основы культуры межэтнического общения;
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защиты социальных мини-проектов.
По окончании обучения по двум направлениям (проектно-исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность) школьники научатся навыкам проектной деятельности и публичным выступлениям.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. Курсы внеурочной деятельности, создают благоприятные условия для социальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения
Основными задачами направления являются:
- научить способам работы с различными материалами с использованием разных техник;
- развитие творческих способностей и креативного мышления;
- воспитание основ эстетической культуры.
В данном направлении проводятся конкурсы, выставки, участие в школьных, районных и городских конкурсах.
По окончании обучения школьники научатся ставить перед собой творческие задачи и реализовывать их с помощью различных техник и материалов.
6. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления школьников о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
Основными задачами направления являются:
- освоение рациональных приёмов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
- овладение методами аналитико-синтетической переработки информации.
- изучение и использование на практике технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы (подготовка изложений, сочинений, рассказов, презентаций, электронных писем, открыток и т.п.).
7. Интеллектуальные марафоны призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересы и способности к самообразованию.
8. Учение с увлечением. Программа нацелена на зону ближайшего развития ребенка, на помощь в преодолении трудностей, возникших при изучении разных предметов.
Основными задачами этих двух направлений являются:
- формирование навыков научно-интеллектуального труда;
- развитие логического и алгоритмического мышления, воображения;
-формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
- овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования.
В данном направлении проводятся викторины, интеллектуальные игры, конкурсы, виртуальные и реальные экскурсии, опыты и исследования, защита проектных работ.
По окончании обучения школьники научатся находить способы решения логических заданий, соблюдать правила в различных играх, получат опыт коммуникативных навыков.
Внеурочная деятельность организуется через следующие формы:
Экскурсии;
Кружки;
Секции;
Олимпиады;
Соревнования;
Конкурсы;
Фестивали;
Поисковые и научные исследования.
Перечисленные направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ.
Принципы организации внеурочной деятельности.
Модель организации внеурочной деятельности школы — оптимизационная, в ее реализации принимают участие все педагогические работники учреждения (учителя, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, старший вожатый и др.). Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в ОУ, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности опирается на следующие принципы:
- интерес (поможет укрепить контакты педагогов с детьми, будет способствовать формированию в глазах детей позитивного восприятия школы, уменьшит риск их вовлечения в нежелательные, антисоциальные виды деятельности);
- сотрудничество (помогает детям взрослеть, преодолевая свою инфантильность и развивая самостоятельность и ответственность);
- доверие (поможет ему сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым взрослым, к которому дети больше прислушиваются, чьи требования и просьбы воспринимаются позитивнее, чье поведение и жизненные принципы охотнее воспринимаются ими в качестве образцов для подражания);
- неназидательность (содержание внеурочных занятий не должно преподноситься ребенку в форме назиданий, ребенок не должен становиться пассивным потребителем информации, важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на занятиях: спорить, доказывать свою точку зрения, слышать мнения других).
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей (законных представителей), и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, викторин, игр, познавательных бесед, диспутов, занятий по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей, интегрированных курсов, олимпиад, поисковых и научных исследований, проектов, интеллектуальных марафонов, профориентационных бесед, деловых игр, квестов, решения кейсов, изучения специализированных цифровых ресурсов, профессиональных проб, моделирующих профессиональную деятельность, занятий, связанных с освоением регионального компонента образования, посещения ярмарок профессий и профориентационных парков, соревнований, спортивных игр, туристического слета, занятий школьников в различных творческих объединениях, отчетных концертов, конкурсов, выставок, культпоходов в театры, музеи.
Формы внеурочной деятельности сочетают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность.
План внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год
План внеурочной деятельности реализуется в соответствии с запросом обучающихся, их родителей (законных представителей). Занятия внеурочной деятельности осуществляются при наличии рабочих программ, утвержденных педагогическим советом школы.
Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня не менее, чем через 40 минут после окончания учебной деятельности.
Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а также с учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней.
Для обучающихся, посещающих занятия в отделении дополнительного образования образовательной организации, организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и других образовательных организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается, при предоставлении родителями (законными представителями) обучающихся, справок, указанных организаций.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности, продолжительность занятий с учётом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
Внеурочная деятельность осуществляется непосредственно в образовательной организации.
План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Минимальное количество наполняемости в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет до 25 человек.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности учреждений дополнительного образования, выездные экскурсии, походы.
Особенности коррекционных занятий: во внеурочную деятельность входят также коррекционно-развивающие занятия с учащимися VII и VIII вида, детей-инвалидов, OB3: психолого-коррекционные занятия, ритмика, занятия с дефектологом, логопедом.
Годовой план внеурочной деятельности
№ | Название занятия | Руководитель | Количество часов за год | Итого | |||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||
1. Спортивно-оздоровительное | |||||||||
1 | «Спортивные игры» | Классные руководители | 34 | 34 | 34 | 34 | 33 | 169 | |
2 | Основы безопасности жизнедеятельности | Классные руководители | 34 | 34 | 68 | ||||
2. Проектно-исследовательская деятельность | |||||||||
3 | Творческая мастерская | Классные руководители | 34 | 34 | 34 | 106 | |||
4 | Профессия в деталях | Классные руководители | 33 | 33 | |||||
3. Коммуникативная деятельность | |||||||||
4 | Наши школьные традиции | Классные руководители | 34 | 34 | 34 | 34 | 33 | 169 | |
5 | «Разговоры о важном» | Классные руководители | 34 | 34 | 34 | 34 | 33 | 169 | |
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность | |||||||||
7 | Музыкальная палитра | Молчанова И.В. | 34 | 34 | |||||
5. Информационная культура | |||||||||
8 | Компьютерное моделирование | Классные руководители | 17 | 17 | |||||
6. Интеллектуальные марафоны | |||||||||
9 | Шахматы | Классные руководители | 34 | 34 | 68 | ||||
7. Учение с увлечением | |||||||||
10 | Карта – второй язык географии | Классные руководители | 17 | 17 | |||||
11 | Формирование функциональной грамотности | Классные руководители | 34 | 34 | 34 | 34 | 33 | 169 | |
ВСЕГО | 204 | 204 | 204 | 204 | 198 | 1032 |
Недельный план внеурочной деятельности
Направление | Внеурочная деятельность | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Спортивно-оздоровительное | «Спортивные игры» | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Основы безопасности жизнедеятельности | 1 | 1 | ||||
Проектно-исследовательская деятельность | Творческая мастерская | 1 | ||||
Профессия в деталях | 1 | |||||
Коммуникативная деятельность | Разговоры о важном | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Наши школьные традиции | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Художественно-эстетическая творческая деятельность | Школьный театр | 1 | ||||
Информационная культура | Компьютерное моделирование | 0,5 | ||||
Интеллектуальные марафоны | Шахматы | 1 | 1 | |||
Учение с увлечением | Карта – второй язык географии |
|
| 0,5 | ||
Формирование функциональной грамотности | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности: | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | |
КТД, общешкольные образовательные события, досуговая деятельность, экскурсионные поездки, социальные акции и мероприятия | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
ИТОГО | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности:
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- воспитание уважительного отношения к своему городу, лицею;
- получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Ученик получит возможность научиться:
- адекватно использовать речевые средства общения для решения коммуникативных задач;
- допускать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственным мнением;
- строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
Таким образом, план внеурочной деятельности позволяет удовлетворить дополнительные образовательные запросы обучающихся, их родителей (законных представителей) несовершеннолетних, обеспечить развитие личности.
Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности.
Для организации внеурочной деятельности МОУ Хмельниковская СОШ самостоятельно разрабатывает и утверждает рабочие программы курсов внеурочной деятельности.
Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без бального оценивания результатов освоения курса. Оценивание результатов курса по итогам периода обучения (четверть, учебный год) может быть реализовано через проведение творческих вечеров, постановку спектаклей, организацию тематических мероприятий и выставок, а также работу с портфолио обучающегося, что позволяет решать задачи воспитания, выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка, ведет к повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогам:
• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
• оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....