Методические рекомендации к проведению мероприятия, посвященного празднику весны и труда
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Рекомендации по подготовке к проведению мероприятия в классе, рекомендации по оформлению кабинета, история праздника, лирические произведения на тему 1 мая, рассказ по теме праздника, варианты баннеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_prazdnik_vesny_i_truda.docx | 633.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
к проведению мероприятия,
посвященного празднику весны и труда
Автор:
Тимошева Марина Алексеевна
Санкт-Петербург
2023
Цель
Цель данного мероприятия - заинтересовать детей, привлечь их к чтению, познакомив с литературными произведениями по теме празднования 1 Мая, в том числе, с опорой на реальные исторические события.
Данное мероприятие предполагается проводить для учеников третьих классов общеобразовательной школы.
Содержание
Необходимо подобрать формы организации мероприятия, соответствующие возрасту учащихся.
Заранее нужно оформить помещение в соответствии с тематикой мероприятия: написать на доске / главном слайде презентации название праздника, эпиграф (можно выбрать из приведённых в Приложении вариантов стихотворений по теме); развесить тематические плакаты, баннеры (можно выбрать из представленных в Приложении); заранее на уроках изобразительного искусства с детьми нарисовать рисунки или открытки к 1 мая, чтобы к празднику организовать выставку или использовать их в оформлении помещения; предложить детям выучить короткие (небольшие) стихи по теме для последующего предоставления классу во время мероприятия.
В начале мероприятия, после вводного слова, рекомендуется узнать у детей, что им известно об этом празднике.
При проведении мероприятия учителю рекомендуется ознакомить учащихся с историей возникновения праздника, его назначением, значимостью в России, в мире.
В состав тематического материала рекомендуется включить рассказ об истории праздника в России, его назначении и значимости, упомянуть о том, что праздник проводится и во многих других странах мира; интересные для детей факты о празднике; короткие литературные произведения (стихи, прозу); сопровождающую презентацию, содержащую в себе тематические заголовки слайдов, соответствующие им иллюстрации, фотографии, видеоматериал на 3-5 минут (хроники / клип под музыку), изображения открыток для обсуждения их содержания с детьми; тематическую игровую викторину по представленному материалу, возможно рассчитанную на командное проведение.
Возможно использование реквизита в виде открыток разных годов, посвящённых празднику (открытки должны быть заранее принесены учителем или учениками) в качестве раздаточного материала для детей, чтобы они могли с помощью наглядно отражённой на открытках сути праздника, сравнить, сопоставить сюжеты, настроение, акценты на современных открытках и тех, что издавались много лет назад. Тем самым планируется помочь детям осознать тематику праздника, роль его в жизни народа, исторические перемены в названии и назначении. Или же использовать изображения открыток из презентации. Можно опросить детей, что они видят на открытках, какие чувства испытывают рассматривая их.
В конце мероприятия следует подвести итоги: что нового дети узнали во время проведения праздничного мероприятия, что больше всего запомнилось и понравилось. Кроме того, можно предложить детям поискать дома или спросить у бабушек, знакомых старые открытки ко Дню 1 мая и детские книги советских времён. Выразить пожелание увидеть найденные материалы в классе или же услышать рассказы о том, что детям удалось найти, ознакомиться, рассмотреть, прочитать по данной теме.
Техническое оснащение: в классе желательно наличие интерактивной доски или проектора с экраном, оборудования для прослушивания аудио-материалов, компьютера.
Приложение
Краткий исторический очерк, рекомендуемый для рассказа детям.
Несколько слов об истории Праздника.
“Днем труда этот праздник назван неслучайно. Несколько тысячелетий назад в Древней Италии люди поклонялись богине Майе. Она была покровительницей земли и плодородия. Люди всегда обращались за помощью к богам. И пора начала земледельческих работ не была исключением. В первый день мая в честь Майи (см. на рисунке) устраивали праздник, чтобы богиня своей милостью помогла людям в их весенних трудах на земле (пахота и посев), принесла им богатый урожай. Именно поэтому месяц май назван ее именем” [5].
Обычай устраивать массовые гулянья в первый весенний день был распространен и у наших предков - древних славян.
Но потом этот праздник оказался забыт на долгие века.
Но Первомай возродился в новом виде чуть больше ста лет назад. В Америке началась забастовка рабочих, в которой они требовали сократить рабочий день. В память об этом событии было предложено отмечать 1 Мая как День международной солидарности трудящихся.
Вскоре и в России был впервые отмечен День международной солидарности трудящихся. Тогда за городом начали проводить маёвки - тайные собрания рабочих. Сто лет назад 1 мая стали праздновать открыто.
В нашей стране 1 Мая стал настоящим массовым праздником трудящихся. “Все люди выходили на демонстрацию. По улицам городов двигалась широкая колонна, украшенная цветами, шарами, флагами, транспарантами со словами «Мир! Труд! Май!». Детей всегда брали с собой. Малышей папы усаживали на плечи. Настроение у всех было веселое. Дома каждую семью ждал праздничный стол” [5].
С 1992 года любимый всеми праздник был переименован в Праздник Весны и Труда. Он уже не несет столь политический характер, и каждая семья отмечает его по-своему. Кто-то продолжает выходить на демонстрации, которые проходят во многих городах и сёлах, кто-то проводят тот день в семейном кругу дома. Многие на природе за городом устраивают свои семейные "маёвки". 1 Мая сегодня - отличный повод провести время с семьей на свежем воздухе, порадоваться теплу весеннего солнышка. Для старших поколений, заставших масштабные первомайские демонстрации советской эпохи, этот день - это возможность вспомнить былые времена, атрибуты Первомая советской эпохи, песни, настроение, идеи того времени, когда они были молоды, поделиться своими воспоминаниями, мыслями и переживаниями с подрастающими поколением.
Рекомендации по работе с лирическими произведениями
Учителю рекомендуется прочесть одно из стихотворений, как вступление (эпиграф к мероприятию). Остальные предполагается раздать детям, разделённым на группы, в качестве раздаточного материала с целью прочтения и дальнейшего обсуждения. Желательно подобрать для каждой группы по 2 стихотворения: современного автора и поэта советской эпохи. Детям следует предложить прочитать стихотворения, обсудить в группах, в чём им видится общее в них и в чём - различие. Какие слова, выражения, символы, образы, приёмы использовали авторы и с какой целью. Какие сюжеты используются и почему. Какими предстают перед читателем герои стихотворений, их настроение. Передаётся ли оно читателю и почему. Затем можно предложить каждой группе выбрать наиболее понравившееся и представителям от групп прочитать выразительно перед всеми детьми выбранные лирические произведения.
Стихи советских поэтов и поэтесс на тему 1 мая
ФЛАЖОК (Е. Благинина)
Солнце гладит по щеке...
Нынче праздник Мая!
У меня флажок в руке,
Я теперь большая!
Мой флажок, как огонек,
Светится, играя.
Здравствуй, радостный денек!
Здравствуй, праздник Мая! [2].
ЧЕРЕМУХА (Е. Благинина)
– Черемуха, черемуха.
Ты что стоишь бела?
– Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.
– А ты, трава-муравушка,
Что стелешься мягка?
– Для праздника весеннего,
Для майского денька.
– А вы, березы тонкие,
Что нынче зелены?
– Для праздника! Для праздника!
Для Мая! Для весны! [2].
МАЙСКИЙ ПРАЗДНИК (З. Александрова)
На деревьях к маю распустились почки,
Мама красный бантик завязала дочке.
По Москве весенней улицей зеленой
Все несут на площадь красные знамена.
Ребятишки в школу не пошли учиться
И поют сегодня, как весною птицы.
А Танюша смотрит, как на праздник Мая
"Ястребки" несутся серебристой стаей.
В светлом небе быстро самолеты мчатся,
Но который папин – трудно догадаться.
Таня помахала из окна платочком –
Папа сам увидит маленькую дочку…[2].
ВЗВЕЙТЕСЬ, АЛЫЕ ЗНАМЕНА! (Г. Ладонщиков.)
Взвейтесь, алые знамена!
Громче, музыка, играй!
По земле идет зеленый,
Развеселый Первомай!
Май певучий, деловитый
Разукрасил вербы, липы
И сирень резной листвой,
Скверы – мягкою травой.
Он шагает по деревням
В ярких солнечных лучах.
По Москве проходит древней
В полыханье кумача.
Разливается веселье,
Словно полая вода. . .
Здравствуй, радостный, весенний
Праздник мира и труда! [2].
ПРАЗДНИЧНАЯ ПЕРЕКЛИЧКА (О. Высотская)
Расцвела страна родная!
Песни звонкие слышны.
Здравствуй, праздник, праздник Мая –
Праздник Солнца и Весны!
Нарядились наши села,
Нарядились города.
Здравствуй, праздник наш веселый –
Праздник Мира и Труда!
Белый голубь в небе кружит
В ясном солнечном тепле.
Здравствуй, праздник, праздник Дружбы
Всех народов на земле! [2].
В ДНИ ЦВЕТЕНИЯ (Алексей МАРКОВ)
Я хотел бы в дни цветенья
По стране моей пройти.
Слушать свадебное пенье
Птиц на солнечном пути.
Видеть вымытые крыши,
Словно радуги, мосты,
Затаив дыханье, слышать,
Как трава сверлит пласты.
Как заботливые корни
Под стволом в земле живут,
Хлопотливый и упорный
Слышать их бессонный труд.
Слышать, как весну вдыхает
Всеми легкими земля,
Солнце флагом полыхает,
Проливаясь на поля.
Сторона моя родная,
Край отцов, родимый дом!
С Первомаем, с Первомаем,
С добрым утром, ясным днем!
Я желаю, чтобы тучи
Не ходили стороной,
Дождик летний был покруче,
Был урочный, проливной.
Чтоб отборною пшеницей
Застучал по крышам он,
Лег улыбками на лица
И цветами на газон.
Сторона моя родная.
Край отцов, родимый дом!
С Первомаем, с Первомаем,
С добрым утром, ясным днем! [6].
Стихи современных поэтов и поэтесс на тему 1 мая
Автор: Дементьева Татьяна
С 1-м Мая! С днем весенним!
В жизни пусть царит весна!
Пусть на солнце зеленеет
Изумрудами листва,
Яркой солнечной улыбкой
Этот день одарит вас,
Радость в дом придёт с избытком,
Счастье будет в блеске глаз!
Автор: Татьяна Дементьева
Пусть вам солнце улыбнётся,
Своим лучиком коснётся,
А весенний ветерок
Принесёт вам счастья впрок.
С 1-м Мая поздравляем,
Тёплых светлых дней желаем.
Пусть волнуют вашу кровь
Ласка, нежность и любовь!
ПЕРВОМАЙ (Светлана Янтарина) Протест бездействию и скуке - Шагает снова Первомай! Не опускай, рабочий, руки, В колонны красные вступай! Мы так трудились в поте с вами, И столько сделал человек, Что хватит созданного нами Не на один грядущий век. Страна у кризиса во власти, И что же делать нам теперь? Мы разберем наш мир на части И сложим новую модель. И будет каждому работа, И будет каждому мечта, И будет братство и свобода Под красным знаменем труда! [3]. | ||
Помимо стихотворений, можно включить в содержание мероприятия старые праздничные песни, которые можно прослушать всем классом в записи и затем поделиться впечатлениями. Можно предложить детям спеть вместе понравившуюся песню (слова песни в этом случае следует вывести на экран или интерактивную доску). Детям можно рассказать, что такие песни пели их бабушки и дедушки на первомайских демонстрациях. После прослушивания и (или) исполнения рекомендуется предложить детям поделиться своими впечатлениями, описать настроение, характер песни, рассказать о том, что они представляли во время прослушивания (исполнения) песен.
Песни советской эпохи
(один из возможных вариантов)
МЫ ПЕРВОМАЙ ВСТРЕЧАЕМ
(Слова О. Высотской, музыка Н. Бахутовой.)
1.
Мы идем
И поем,
И флажками машем,
А кругом
Каждый дом
К празднику украшен.
Припев:
Солнышко ясное
Светит всей стране.
Рады мы празднику.
Рады мы весне!
2.
Мы идем
На парад,
Песни распевая.
И глядит
На ребят
Вся страна родная.
Припев:
Солнышко ясное
Светит всей стране.
Рады мы празднику.
Рады мы весне! [2].
Далее следует рассказать детям, что Празднику Первого Мая посвящались не только стихи и песни, о нём писали и в прозе, например, рассказы. Одним из таких писателей являлся Яков Моисеевич Тайц, который в своём рассказе “Воротничок” изложил историю, связанную именно с этим праздником. Причём из рассказа можно узнать и о том, как отмечали этот день 80 лет назад, а как - 100 лет назад, ещё при царе. Рассказ в доступной для детей форме иллюстрирует сложные исторические и социальные аспекты зарождения данного праздника.
Этот рассказ учителю следует прочитать детям на мероприятии, а затем - обсудить его с ними, спросив, осталось ли что-то непонятное (пояснить незнакомые слова, такие как кумач); что они узнали нового для себя; что понравилось и не понравилось; что запомнилось наиболее хорошо; изменилось ли как-то их отношение к Празднику, как именно и почему; хотелось бы им прочитать и другие рассказы писателя и т.п.
ВОРОТНИЧОК
Рассказ школьника
Мне надо было в школу, а всей Москве надо было на Красную площадь. Я долго ждал на углу, а народ всё шёл и шёл — с песнями, с музыкой, с лозунгами и знамёнами… Сияли трубы, гремели барабаны, все пели, смеялись, плясали — и всё вокруг было красное, красное, красное!..
Я смотрел во все глаза. Незаметно прошёл час-другой, я спохватился и сунулся было пройти, но милиционер погрозил мне белым пальцем:
— Куда?
— В школу, дяденька!
— Ой, врёшь, сегодня занятий нет!
— А у нас утренник… Все на демонстрацию, а для младших классов утренник…
Тогда милиционер взял меня за руку и сказал:
— Пропустите младший класс!
И провёл меня через толпу.
И я пришёл в школу.
Там в большом зале тоже всё было красиво убрано. Мы танцевали, играли в жмурки, в каравай и пели… А когда роздали подарки, мы ели. Потом пришла Таня со своей мамой. И все стали смотреть, какая у Тани мама — маленькая, худенькая, седенькая… Потом все посмотрели на Таню и засмеялись:
— Глядите, чего она на шею нацепила!
— Разве такие носят?..
Таня смутилась и спряталась за маминой спиной. А её мама сказала:
— Тут смеяться нечего! Хотите, расскажу? Интересное если — хотим!
Ребята притихли, перестали грызть пряники и размахивать флажками. Танина мама села на подоконник и начала рассказывать про девочку Берту. Как ей было тринадцать лет, и как у неё была подруга постарше, лет шестнадцати, и Берта к ней часто ходила, а когда и ночевала. Вот раз к подруге пришли рабочие с кожевенного завода и стали шептаться: «Май, май…», а что «май» — Берта толком не знала. Она пристала к подруге. Та не хотела говорить, но потом открылась:
— Завтра Первое мая, и кожевники устраивают маёвку!
— Я тоже пойду на маёвку! — обрадовалась Берта.
— Тише! — испугалась подруга. — Тебе нельзя, ты ещё мала.
— Я никому не скажу, — шептала Берта. — Я уже большая… я знаю…
Она всё уговаривала подругу, уговаривала, и та наконец согласилась.
— А что ты наденешь на маёвку?
— А я не знаю, что надо.
— Надо что-нибудь красное.
— А у меня ничего красного нет.
— Приходи ночью, будто ночевать.
И вот Берта пришла к ней ночью и тихонько постучалась. Подруга долго не впускала, спрашивала — кто, потом впустила, плотно завесила окно, крепко заперла двери и достала из подпола кусок красного шёлка.
— Вот, — сказала она, — сшей себе и мне воротнички, а я буду шить знамя.
И так они всю ночь сидели и шили. И чуть где что-нибудь скрипнет, они прятали шёлк и прислушивались. А когда стало светать, у них уже всё было готово. И подруга всё убрала, чтобы никто ничего не заметил, и сказала:
— Ты свой воротничок спрячь, а после гудка приходи на речку, где лес начинается. Там будет патруль, ты ему скажешь пароль, и он тебе покажет, как дальше пройти.
— А какой пароль? — спросила Берта.
Подруга пригнулась к Берте и прошептала в самое ухо:
— Ты ему: «Погодка-то разгулялась», а он тебе: «Да, денёк отменный» — и покажет дорогу.
Берта вышла. Город ещё спал. Берта шла и всё повторяла про себя пароль. Вдруг она остановилась и прижалась к забору. По главной улице ехали жандармы, похлёстывая коней тяжёлыми нагайками. Берте стало немного страшно. Они тоже готовятся к маёвке! А что, если они схватят её и скажут: «А ну, покажи свой красный воротничок! А ну, какой пароль у кожевников?»
Она побежала домой. А когда на заводе прогудел гудок, она выбралась из дому и пошла к реке. Там сидел рыболов с удочкой. Берта догадалась, что это патруль, и сказала:
— Погодка-то разгулялась!
Рыболов ответил:
— Да, денёк отменный! — и показал, по какой тропке идти.
Берта пошла лесом. В траве она увидела ландыши. Она стала их собирать, потеряла тропку и заблудилась. И не знала, куда идти! И вдруг она наткнулась на человека. Она подбежала:
— Погодка-то разгулялась!
Человек посмотрел на неё.
— Да, погода ничего, — сказал он. — А ты что здесь?
Берта не растерялась:
— Я… я цветы собираю… Уже ландыши есть. — Она протянула цветы. — Пахнут как!..
— Ландыши? — Человек погладил её по голове. — А ты, деточка, не видала, рабочие здесь, не проходили?
— Какие рабочие? — спросила Берта. — В лесу разве бывают рабочие?
Она поскорее ушла от этого человека, долго бродила по лесу, потом увидела — на пеньке сидит ещё человек. Она осторожно подошла и тихонько сказала:
— Погодка-то разгулялась!
— Да, — ответил тот, — денёк отменный! — и показал Берте правильную тропку.
Берта вышла к оврагу и там, в самой чаще, нашла маёвку.
Она обрадовалась. На траве сидели и кожевники, и щетинщики, и подруга с красным воротничком, и на всех было что-нибудь красное — ленточка, повязка, бантик…
Тогда Берта достала свой воротничок, расправила и тоже надела.
Она легла на траву около подруги и стала слушать, как шумят деревья и как выступают ораторы на маёвке.
Они говорили про Ленина: что есть такой Ленин, который стоит за всех рабочих. И про фабрикантов: что надо на них работать только восемь часов, а не двенадцать. А некоторые говорили, что надо их совсем долой и даже долой царя!..
Потом тихонько пели «Вы жертвою пали» и «Интернационал», и Берта подтягивала, как большая. Подруга обнимала её, и Берте было хорошо… И вдруг, когда в третий раз затянули припев:
Это бу-у-дет последний и решительный бой! —
сверху прибежал патруль:
— Товарищи! Рассыпайся! Жандармы!..
Песня оборвалась. Все стали срывать с себя красное и разбегаться в разные стороны. Подруга спрятала знамя под кофточку и побежала.
Берта тоже побежала, но растерялась и забыла снять с себя воротничок.
И вдруг из-за дерева выскочил жандарм, увидел на Берте красное и ударил нагайкой по красному… И Берта упала…
Тут Танина мама перестала рассказывать. Она сняла с головы платок и откинула седые волосы:
— Нагайка пришлась вот по этому месту!
Все, вытянув головы, посмотрели. Под ухом синела маленькая полоска, будто шрам. Стало тихо-тихо. Слышно было, как вдали, на улице, играет музыка. Кто-то спросил:
— А воротничок?
— А воротничок, — ответила Танина мама, — от удара разорвался, но я его сохранила… тридцать лет берегла… Вон он, на дочке…
Все с завистью посмотрели на Таню — вот у неё какая мама! Таня гордо поправила на себе воротничок, обняла маму, улыбнулась — и вдруг крикнула на весь зал:
— Погодка-то разгулялась!
И все младшие классы хором, как по команде, ответили:
— Да, денёк отменный!
И бросились к Тане разглядывать старенький, рваный воротничок из полинявшего красного шёлка…[7].
- Баннеры, которые можно использовать для оформления интерактивной доски или презентации:
Библиографический список
1. Дик Н. Ф. Классные часы в начальной школе. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
2. Здравствуй, праздник!: [Электронный документ] (http://callmycow.livejournal.com/9384.html)
3. Литературно-художественный портал Изба-читальня: [Электронный документ] (http://www.chitalnya.ru/work/553864/)
4. Официальный сайт администрации Первомайского района: [Электронный документ] (http://pervomay.orb.ru/news/print:page,1,1039-metodicheskie-rekomendacii-k-provedeniyu-vserossiyskogo-uroka-posvyaschennogo-dnyu-narodnogo-edinstva.html)
5. Сайт для учителей и родителей: [Электронный документ] (http://firstklass.ru/8-1-maya-chto-eto-za-prazdnik.html)
6. Стихи о Первомае. Журнал “Севетский цирк” от мая 1962: [Электронный документ] (http://www.ruscircus.ru/stihiomae123)
7. Тайц Я.М. Книга “Антон и Антоновка”: [Электронный документ] (http://www.e-reading.bz/chapter.php/95524/34/Taiic_-_Anton_i_antonovka.html)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященному празднику 8 марта «Международный женский день».
Данная разработка может быть использована при проведении мероприятия в классе вместе с родителями....
Классный час "Праздник Весны и Труда"
Цель: расширить, систематизировать знания учащихся об истории празднования праздника Весны и труда.Задачи:прививать интерес к труду, рабочим профессиям; показывать важность труда;воспитывать...
Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного году экологии «Встреча весны и птиц»
Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного году экологии «Встреча весны и птиц»...
классный час праздник весны и труда
классный час...
"1 Мая-праздник Весны и Труда".
Методическая разработка внеклассного мероприятия,посвященного весеннему празднику Весны и Труда....
"Праздник Весны и Труда"
На занятии вы познакомитесь с историей праздника, традициями его празднования, узнаете, что такое "профессия" и какие бывают профессии, проявите своё творчество....