Работа с детьми девиантного поведения
консультация
Выступление на педагогическом совете о работе с детьми с отклонившимся поведением в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie.docx | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие «девиантное» произошло от латинского deviatio – отклонение.
Отклоняющееся, девиантное поведение характеризуется отдельными поступками или системой поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. Это уголовно ненаказуемое аморальное поведение.
Возникает девиантное поведение в результате неправильного развития личности, как результат неблагоприятных условий, в которых оказался ребёнок. В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного воспитания: дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда неудачи в игре, в учёбе, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность, что очень сильно отражается на поведении детей.
Ощущение собственной незначимости и ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, незнание или непринятие социальных норм и ценностей, неумение выражать свои чувства, неумение принимать адекватные решения в различных ситуациях и приводит к тому, что ребенок проявляет себя не так, как следовало бы.
Как правило, дети и подростки с отклоняющимся поведением, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, важна система совместных усилий – в первую очередь психолога, социального педагога, классного руководителя, учителей, родителей.
- Необходимо подбирать ключ к вызыванию ребёнка на контакт в общении, чтобы ребёнок ощущал потребность в данном контакте.
- Необходим поиск общего интереса.
- Выяснение предполагаемых положительных для общения и демонстрируемых качеств.
- Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств.
- Установление оптимальных отношений.
Работа с девиантными детьми должна основываться как на симптоматическом подходе (это работа с конкретными симптомами отклонений), так и на профилактическом подходе (снятие причин, фактов и условий, их провоцирующих). Особое значение в силу возрастной динамики отклоняющегося поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.
Целью профилактической работы является изучение психологических особенностей «особых» детей, их интересов и склонностей.
Формы работы:
- Проведение индивидуальных бесед, консультаций для самих детей, их родителей и воспитателей.
- Проведение профилактических бесед с приглашением инспекторов ИДН.
- Постоянный контроль за пропусками занятий, выяснение причин отсутствия.
- Посещение неблагополучных семей, особенно, чьи дети на контроле по поведению.
- Коррекция взаимоотношений трудновоспитуемых учащихся.
С этой целью целесообразно каждому педагогу овладеть системой индивидуальной работы с учащимися девиантного поведения, которая условно включает несколько этапов:
1-й этап - контактный, в ходе которого снимается смысловой и эмоциональный барьер между учащимся и педагогом. В процессе беседы с учащимся педагог сначала задает ситуативные по содержанию вопросы, предполагающие ответ «да» (Ты любишь маму? Ты хотел бы в каникулы отдохнуть в лагере?). Это снижает порог сопротивления. Затем можно поговорить об интересах, увлечениях, при этом подчеркнуть индивидуальность, оригинальность личности учащегося. И только потом можно обсудить отклоняющееся поведение (Непонятно, как человек с такими качествами, интересами, возможностями мог поступить так-то, заниматься этим и т.д.) и предложить выработать общий план действий по изменению ситуации.
2-й этап - диагностический, возможен только при доверительных отношениях. Изучение системы нравственных представлений, мотивов, особенностей развития и т.д. данного учащегося может проводиться со всем классом, чтобы он не чувствовал себя объектом особого внимания. На основе диагностики разрабатывается и составляется программа индивидуальной помощи, рекомендации педагогам, родителям.
3-й этап - коррекционный, на котором педагогическая помощь заключается в создании ситуации успеха, условий для участия в полезной общественно и личностно значимой деятельности, осуществляется контроль и помощь в установлении отношений с окружающими, положительное подкрепление, стимулирование.
4-й этап – самостоятельности, готовности учащегося работать над собой: самоанализ, самокритика, самодисциплина, самоограничение и т.д.
Главное условие успеха – это высокая культура общения и педагогический такт педагога, долготерпение и вера в силы учащегося, постоянная поддержка, стимулирование позитивного поведения и сведение к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения.
Надо делать любые попытки для того, чтобы дети видели в нас свою надежду, ждали от нас помощи, любви, которую явно им не додают родители, чтобы дети видели у нас улыбку и понимание того, что мы желаем им добра.
- Такие дети обязательно должны ставиться на учёт к психологу, социальному педагогу.
- Не утаивать от родителей поступки таких детей.
- Вовлекать во внеурочную деятельность, учитывая его особенности, желание.
- Не ставить на вид при коллективе. Больше индивидуальной работы, бесед.
- Замечать положительные стороны ребёнка. Находить за что его можно похвалить, чтобы он поверил в себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с детьми девиантного поведения
Для педагогов-организаторов подросткового клуба...
Как работать с детьми девиантного поведения
В статье даётся понятие "девиантный",описаны причины девиантного поведения детей,даны этапы индивидуальной работы, рекомендации учителю для работы с детьми девиантного поведения....
Методы работы с детьми девиантного поведения в школе.
В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, уве...
Особенности коррекционной работы с детьми девиантного поведения в условиях развивающего обучения
Выступление на семинаре-практикуме "Организация обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной школы" для учителей города Владимира....
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В современном обществе увеличивается число молодежи с отклоняющимся поведением, что является одной из самых важнейших социально – педагогических проблем. Данная проблема приобретает еще большую значим...
работа с детьми девиантного поведения
освещает работу девиантного поведения школьников...
Социальная работа с детьми девиантного поведения
Статья касается работы с детьми девиантного поведения...