Подготовительный этап | -Здравствуйте ребята. Встаньте ровно. Покажите готовность к занятию. Присаживайтесь. Проверьте свои рабочие места. Всё лишнее должно быть убрано, а учебные принадлежности находятся на углу парты. Сегодня мы с вами поговорим на очень интересную и важную тему. Прежде чем мы начнём, посмотрите на слайд. Здесь расположились буквы, но среди них спряталось слово, нам очень знакомое.
УЦХСЕМЬЯШГНТ -Что же это за слово? -Верно. Это слово «семья», которое связано с нашей темой разговора. А кто мне может сказать, что такое «семья»? -Вот какое определение даётся в словаре Ожегова. Прочитайте пожалуйста, что же значит это слово. Группа живущих вместе родственников. -Верны были ваши ответы?
-Я с вами согласен. А скажите из чего состоит семья? -Верно. Семья состоит из родителей, детей, близких и дальних родственников. Ребята, скажите, по утрам в будние дни дети и их родители собираются по делам. Вы идёте в школу. А куда идут родители? -Правильно. А для чего родителям ходить на работу? -А зачем семье нужны деньги? -Верно. На доске я подготовил для вас ребус. В нём зашифровано очень интересное слово, которое также связано с нашей сегодняшней темой.
-Какое слово у вас получилось? -Правильно. Кто знает значение слова «финансы»? -Вы были близки. В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но это слишком простое определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, это и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и др. финансовые инструменты.
-Исходя из всего выше сказанного, сформулируйте тему нашего сегодняшнего занятия. -Верно. «Семья и финансы». -Какую цель мы можем перед собой поставить?
-Верно, молодцы. Сегодня мы узнаем, как связаны семья и финансы, а также узнаем, что такое семейный бюджет, что такое расходы и доходы и узнаем, как правильно составить семейный бюджет.
| Слушают учителя. Показывают готовность к занятию. Настраиваются на работу.
-Семья. -Семья – это наши родные и близкие люди.
(ответы детей)
-Родители, братья и сёстры, дедушки и бабушки.
-На работу. -Чтобы зарабатывать деньги. -Чтобы было что кушать и во что одеваться.
-Финансы. -Это деньги.
-Семья и финансы.
-Узнать, как связаны семья и финансы. |
Основной этап | -Итак, мы уже узнали о таком понятии как «финансы». А знаете ли вы, откуда взялось это слово? Этот термин finansia возник в XIII-XV вв. и переводится с латинского как наличные средства, доход. В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. -Предположите, как связаны семья и финансы? -Верно. В мире, где деньги являются неотъемлемой частью комфортной жизни, каждой семье нужны финансы. Но деньги имеют свойство приходить и уходить, поэтому каждому человеку, а тем более семейству необходимо понимать на что тратить деньги, как тратить и откуда их брать. Для всех этих задач есть определение, а какое именно вы узнаете, открыв конверты, лежащие у вас на партах. -Прочитайте, что написано в записке из конверта. -Верно. Семейный бюджет — это план доходов и расходов семьи. Как мы уже сказали семье необходимо заботиться о том откуда брать деньги и как их тратить. -У вас на партах лежат памятки, которые в ходе занятия мы будем заполнять. Запишите определение семейного бюджета. -Хорошо. Теперь скажите мне как вы думаете, что такое доходы семьи?
-Приведите примеры доходов. -Верно. Запишите примеры себе в памятку. -А что такое расходы семьи?
-Приведите пример расходов. -Молодцы. Запишите примеры расходов в свои памятки.
-Теперь давайте выполним задание на планшетах. Работать вы будете в парах. Вспомните как вы должны работать в парах? -Верно. Итак, разблокируйте планшет. Как вы видите задание уже появилось на экранах. Ваша задача распределить доходы и расходы по двум колонкам. Если задание понятно, можете начинать. -Ребята давайте посмотрим всё ли вы правильно распределили. Оцените свою работу в паре. Молодцы.
Физкультминутка -Давайте немного отдохнём. Встаньте со своих мест. Итак, сейчас мы поиграем в игру. Если вы услышите, что я назвал доходы, то хлопайте в ладоши. Если расходы, то топайте. (зарплата, питание, пенсия, проезд, стипендия, развлечения, одежда, доход от магазина, пособие на детей).
-Хорошо. Сейчас я предлагаю вам научиться подсчитывать семейные доходы и расходы. Для этого вы будете работать в группах. Но сначала вспомните правила работы в группе. -Молодцы. Теперь послушайте, как вы будете работать. У вас на партах лежат листы с доходами и расходами некой семьи. Ваша задача внимательно прочитать и подсчитать месячные доходы и расходы. Если всё понятно, можете приступать.
1группа – семья Синичкиных Папа работает на заводе, получает зарплату | 9000 руб. | Мама работает поваром, получает зарплату | 7500 руб. | Бабушке платят пенсию | 6200 руб. | Старший сын учится в институте, получает стипендию | 3000 руб. | На младшего сына выплачивают пособие | 250 руб. |
Каков месячный доход этой семьи? __________________________25950 руб.
На продукты данной семье необходимо | 5000 руб. | На обновки членам семьи приходится затрачивать в месяц | 3500 руб. | Расходы на транспорт | 3000 руб. | Для лекарства для бабушки | 4000 руб. | На учебники | 1000 руб. | На игрушки для малыша | 700 руб. | Оплата проживания в квартире. | 4400 руб. |
Подсчитай расход семьи за месяц? ______________________________21600 руб.
(также 2 и 3 группа)
-Давайте теперь проверим, что у вас получилось. Посмотрите на экран. (учитель кладёт под документ камеру эталон задания каждой группы поочерёдно) -Верно ли выполнили задание? -Давайте теперь поговорим более детально. -Какой состав семьи? Все ли члены семьи приносят доходы? Расходы превышают доходы? На сколько? Экономно ли члены семьи тратят деньги? Чтобы вы могли посоветовать данной семье?
-Ребята как же правильно составить семейный бюджет? -Запишите это правило в свои памятки.
-Молодцы.
| Слушают учителя.
-В семье люди тратят и зарабатывают деньги.
(открывают конверты и читают определение)
(записывают определение) -Это поступление средств в семью из разных источников. -Зарплата, пенсия, стипендия. -Затраты средств на товары и услуги. -Питание, коммунальные платежи, покупка одежды.
(ответы детей)
(выполняют задание на планшетах) (проверяют выполненную работу и оценивают работу в паре)
(выполняют физкультминутку)
(проговаривают правила работы в группе)
(выполняют задание)
(проверяют выполненную работу)
(отвечают на вопросы)
-Планируемые расходы не должны превышать доходов семьи. |
Заключительный этап | -Итак, ребята наше занятие подходит к концу, поэтому предлагаю вам подвести итоги. -Давайте вспомним какая же была тема нашего разговора? -Какую цель мы перед собой ставили.
-Удалось нам достичь цели? Как же связаны семья и финансы?
-С какими понятиями мы познакомились?
-Как же правильно составлять семейный бюджет? -Верно. У вас на партах лежат листы с лестницей успеха. Вам сейчас нужно нарисовать себя на той ступени, которая соответствует вашей работе на занятии. Первая ступень – было непонятно и скучно, я не работал. Вторая ступень – было интересно, но у меня остались вопросы. Третья ступень – было интересно, понятно и я активно работал. -Поднимите вверх свои листы. -Довольны ли вы своей работой? (учитель спрашивает нескольких учеников)
-Хорошо. Вы молодцы. -Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства. Поэтому не обижайтесь, если вы слышите от родителей в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке - они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких-то покупок. А может быть, родителям даже придётся занимать деньги. Поэтому, прежде чем обижаться и требовать что-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет. И не забывайте про свои памятки, которые вы составили сегодня на уроке.
-Занятие окончено. Всего доброго.
| Слушают учителя.
-Семья и финансы. -Узнать, как связаны семья и финансы. -Семье необходимо рассчитывать свой бюджет, чтобы комфортно жить.
-Финансы, семейный бюджет, доходы и расходы. -Планируемые расходы не должны превышать доходов семьи.
(выполняют рефлексию)
Прощаются с учителем. |