Программа по доп. образованию
методическая разработка (4 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БАЗОВАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
Пронято на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор МАОУ БСОШ №7
Протокол №…..
От «…..»…………..2022г. Корнаева Т.Л._________/ /
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
«МЫ ЭКОЛОГИ»
Составитель:
учитель начальных классов Дзодзаева Е.В.
2022 – 2023г
г. Владикавказ
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования в 1-4 классах по ФГОС “МЫ ЭКОЛОГИ ” составлена на основе авторской программы Шпотовой по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
Актуальность программы «МЫ ЭКОЛОГИ» обусловлена тем, что влияние человеческого общества на окружающую среду и техногенное давление на биосферу - важнейшие проблемы современности. Одним из выходов из сложившейся ситуации является воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально – культурной ситуации начала 21 века. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, река, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
Программа «МЫ ЭКОЛОГИ» предназначена для начальной школы и рассчитана на 4 года (135 часов): 1 класс – 33 ч., 2 класс- 34 ч, 3класс- 34 ч, 4 класс- 40 ч класс. (1 занятие в неделю). Преподавание основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.
Программа составлена по двум направлениям: в 1-2 классах - познавательно-экологическое; в 3-4 классах - исследовательско-экологическое.
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?
Цель программы: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к окружающей среде.
Задачи программы «МЫ ЭКОЛОГИ»:
1. Формирование у школьников знания основ экологии;
2. Научить использовать полученные знания об экологии;
3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;
5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие представлений о различных методах познания природы (научные методы);
- вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Организация деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
–– осознание места и роли человека в биосфере;
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
–
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
В результате реализации программы учащиеся должны:
- Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
- Овладеть основными экологическими терминами;
- Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
- Научиться делать заключение на основе наблюдений;
- Уметь работать индивидуально и в группе;
- Выполнять правила поведения в природе;
- Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
- Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
- Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
- Уметь изготовлять экологические памятки.
Формы и методы обучения
В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
К концу изучения программы учащиеся научатся:
- классифицировать природные тела на живые и неживые;
- выделять связи живого организма со средой обитания;
- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;
- осознавать значение воды для человека;
- сравнивать морской водоём с пресным;
- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;
- выделять связи птиц с жизнью человека;
- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;
- изготавливать простейшие кормушки;
- соотносить внешний вид птицы с названием;
- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;
- объяснять значение хищников в лесу;
- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;
- сравнивать северных и южных животных;
- пояснять значение растений в жизни человека;
- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;
- работать компасом, определить температуру;
- ориентироваться на местности;
- определить возраст деревьев по годичному кольцу;
- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;
- осознать роль “родного” в жизни человека;
- знать свои права и обязанности;
- составить свою родословную.
Тематическое планирование занятий (40часаов)
Содержание программы для 4 класса
“Этот мир придуман не нами”
“Люди! Будьте бдительны! Я вас люблю!”.
Юлиус Фучик
1 раздел. “Мы живем на Земле”. (4 ч.)
Что такое Галактика? Планеты, звезды, самые яркие звезды. Созвездия. Солнце и Солнечная система. Луна - спутник Земли. Лунный календарь (лунные фазы). Влияние лунного календаря на здоровье человека
Демонстрация: видеофильм “Наша Вселенная”. Книга “Атлас Земли”, “Только факты”. Практическая деятельность: наблюдение за Луной.
2 раздел. “Земля - планета Солнечной системы”. (5 ч.)
Размеры Планеты Земля. Что внутри Земли? Строение Земли. Вулканы и землетрясения. Сокровища недр. День и ночь. Экология планеты земля.
Демонстрация: картина “Последний день Помпея”. Раздаточный материал - полезные ископаемые.
Практическая деятельность: викторина “В гостях у хозяйки медной горы”.
3 раздел. “И на север и на юг …”. (5 ч.)
Стороны света: север, юг, восток, запад. Глобус, карта. Экватор. Полюсы. Определение сторон света по звёздам.
Демонстрация: глобус, карты разного типа, компас. Глобус.
Практическая деятельность: “Если ты заблудился в лесу” (как можно ориентироваться на местности при отсутствии компаса). Составление схемы карты своего района.
Исследовательская работа: “Исследуем ночное небо”.
4 раздел. “Воздушная подушка нашей планеты”. (3 ч.)
Атмосфера Земли. Слои атмосферы. Защитная способность атмосферы. Озоновой слой и влияние его на экологию нашей земли. Атмосферные явления - полярное сияние, радуга. Космическое пространство. Первые шаги в космосе. Человек в космосе. Притяжение земли. Наши космонавты. Если жизнь на Марсе. Фантастика и реальность.
Демонстрация: видеофильм “Человек в космосе”. Альбом про космонавтов.
Практическая деятельность: конкурс рисунков “Самая, самая…радуга”.
5 раздел. “У природы нет плохой погоды”. (6 ч.)
Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времён года. Изменения в природе. Температура воздуха. Откуда берутся снег и дождь? Вода - наше богатство. Живая и мёртвая вода. Запас питьевой воды. Экология водных ресурсов. Гром и молния. Облака. Ветер и шкала Бофорта. Ураганы и торнадо. Как уберечься от бедствий?
Демонстрация: таблица смены времён года, термометр. Дневник наблюдений прогноза погоды. Телевизионный просмотр прогноза погоды.
Экскурсия: лыжный поход в зимний лес.
Практическая деятельность: творческая работа – сочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка – зима!”. Проведение акции “Птичья столовая”.
6 раздел. “Мы - земляне”. (3 ч.)
Земля - единственная планета во Вселенной, где существует жизнь. Происхождение жизни на Земле. Эволюция человечества. Наши предки. Современный человек. Происхождение рас. Народность и нация. Родной язык. Двуязычие.
Демонстрация: генеалогическое древо человека (таблица). Политическая карта мира. Карта Ярославской области.
Практическая деятельность: работа по картам. Игра-КВН “Ребята, давайте жить дружно!”
Творческая работа: письмо другу “Я вам пишу….”.
7 раздел. “Человек - это звучит гордо!”. (4 ч.)
Самое разумное существо на земле. Строение тела человека. Познания мира. Защитный покров организма. Гигиена человеческого тела. Индивидуальное развитие. Человеческие возможности. Человек - часть природы, социальный продукт. Место каждого в обществе. Каждый имеет права, у всех имеется обязанности. Декларация прав человека. Правила дорожного движения. Конституция – Основной закон жизни.
Демонстрация: макет скелета человека. Презентация “Что может человек?”. Папка “Всё о человеке”.
Экскурсия в школьный медпункт “Ищем ответы на вопросы”.
Практическая деятельность: составление режима дня (индивидуальный). Выполнение норм по физической культуре.
8 раздел. “Я - сын своего народа”. (5 ч.)
Моя страна – Россия. Гимн. Герб и Флаг. Мой народ. История народа. Культура и быт моих предков. Мой адрес – город Гаврилов-Ям.
Экскурсия в краеведческий музей города.
Практическая деятельность: проведение народных праздников. Встреча с пожилыми людьми, сбор материалов по истории города.
9 раздел. “Моя родословная”. (4 ч)
Семья, члены семьи. Информация обо всех родственниках. История происхождения имен и фамилий в вашей семье. Традиции семьи. Генеалогическое древо. Лента времени жизни.
Практическая деятельность: сбор информации обо всех родственниках, составление таблицы. Конкурс “Моя родословная”.
Поисковая работа: “Тайны наших имён”.
Заключительное занятие
Учебный план
№ | Наименование раздела | Всего часов | В том числе занятия | |
Теор. | Практ. | |||
1. | Вселенная и наша планета | 4 | 1 | 3 |
2. | Земля - планета Солнечной системы | 5 | 2 | 3 |
3. | И на север, и на юг | 5 | 2 | 3 |
4. | Воздушная подушка Земли | 3 | 2 | 1 |
5. | У природы нет плохой погоды | 6 | 1 | 5 |
6. | Мы - земляне | 3 | 1 | 2 |
7. | Человек - звучит гордо! | 4 | 1 | 3 |
8. | Я - сын своего народа | 5 | 2 | 3 |
9. | Моя фамилия - моя гордость! | 4 |
| 4 |
| Заключение | 1 |
| 1 |
| Итого | 40 | 10 | 34 |
Тематическое планирование занятий (40 часа)
№ | Раздел. Тема занятия | Кол. | Из них. | Виды деятельности | |||||
Теор. | Практ. | Экск. | |||||||
| Вселенная и наша планета | 4 | 1 | 2 | 1 |
Просмотр видеофильма “Наша Вселенная”.
| |||
1 | Что такое Галактика? Планеты, звезды, самые яркие звезды. Созвездия. Солнце и Солнечная система. |
| 1 |
|
| ||||
2. | Луна - спутник Земли. Солнечный и лунный календари. Осенние и весен-ние работы в саду в огороде. |
|
| 1 |
| ||||
3. | Влияние лунного календаря на здоровье человека |
|
| 1 |
| Определение лунных фаз, новая и старая Луна
| |||
| Земля - планета Солнечной системы | 5 | 2 | 1 | 2 | Планетарий Просмотр видеофильма «Солнечный круг, небо вокруг»
Изучение полезных ископаемых “Откуда берется нефть?”.
| |||
1. | Размеры планета Земля. |
| 1 |
|
| ||||
2. | Строение Земли. Вулканы и землетрясения. Сокровища недр. Экология планеты земля. | 1 | |||||||
2 | Экологические проблемы нефтяной промышленности |
|
|
| |||||
4. | Игра-викторина “В гостях у хозяйки медной горы” |
|
| 1 |
| ||||
| И на север и на юг… | 5 | 1 | 3 | 1 |
Составление памятки Домашнее наблюдение звездного неба
| |||
1. | Глобус - макет планеты Земля. Краткое ознакомление с мифами о сотворении мира. |
| 1 |
|
| ||||
2. | Экскурсия в лес. “Если ты заблудился в лесу” (ориентация на местности без компаса) |
|
|
| 1 | ||||
3. | Практическое занятие. Составление карты своего края |
|
| 1 |
| ||||
4. | Исследовательская работа “Звездочка моя, ясная” |
|
| 1 |
| ||||
| Воздушная подушка нашей планеты | 3 | 2 | 1 |
|
Просмотр видеофильма “Человек в космосе”; альбом про космонавтов. Виртуальная экскурсия на космодром.
| |||
1. | Озоновой слой и влияние его на экологию нашей земли. |
| 1 |
|
| ||||
2. | Космическое пространство. Первые шаги в космосе. Человек в космосе. Притяжение земли. Наши космонавты. |
| 1 |
|
| ||||
3. | Атмосферные явления - полярное сияние, радуга. Конкурс рисунков “Самая, самая ….радуга-дуга”. |
|
| 1 |
| ||||
| У природы нет плохой погоды | 6 | 1 | 4 | 2 |
Практическая деятельность: “Если ты заблудился в лесу” (как можно ориентироваться на местности при отсутствии компаса); Участие в акции «Птичья столовая»
| |||
1. | Смена времён года. Откуда что берётся? |
| 1 |
|
| ||||
2. | Прогноз погоды на сегодня (практ. занятие). Влияние погодных условий на развитие народного хозяйства. |
|
| 1 |
| ||||
3. | Поисковая работа “Народные приметы о погоде”. (Сравнение с приметами своего края) |
|
| 1 |
| ||||
4. | Экскурсия в зимний парк. Проведение акции “Птичья столовая” |
|
|
| 2 | ||||
5. | Вода - наше богатство. Экология водных ресурсов. Живая и мёртвая вода. |
| 1 |
| |||||
6. | Творческая работа-сочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка-зима!”. Публикации на страницах газеты |
|
| 1 |
| ||||
| Мы - земляне | 3 | 1 | 2 |
| Составление генеалогического древа человека Практическая деятельность: работа по картам; написание письма другу “Я вам пишу….”. | |||
1. | Происхождение жизни на земле. Игра «Знаете ли Вы?» |
| 1 |
|
| ||||
2. | Политическая карта мира. Карта РСО-АЛАНИИ. Творческая работа: письмо другу “Я вам пишу….”. |
|
| 2 |
| ||||
| ...Человек – это звучит гордо! | 4 | 1 | 3 |
| Демонстрация: макет скелета человека. Презентация “Что может человек?”. Составление режима дня (индивидуальный) | |||
1. | Самое разумное существо на земле (ознакомление со строением тела человека). Человеческие возможности. |
| 1 |
|
| ||||
2. | Гигиена человеческого тела. Составление режима дня. Экскурсия в школьный медпункт “Ищем ответы на вопросы”. |
|
| 1 |
| ||||
3. | Декларация прав человека. Конституция – Основной закон жизни. |
|
| 1 |
| ||||
4. | Интеллектуальная игра: «Каждый человек имеет право….!» |
|
| 1 |
| ||||
| Я - сын своего народа | 5 | 2 | 2 | 1 | Экскурсия в краеведческий музей города. Встреча с пожилыми людьми, сбор материалов по истории города. | |||
1 | Мой адрес - Россия, Символика района, города ВЛАДИКАВКАЗА | 1 |
|
|
| ||||
2 | История народа. Культура и быт моих предков. |
|
| 1 |
| ||||
3 | Экскурсия в краеведческий музей |
|
|
| 1 | ||||
4 | Исследовательская работа “Без прошлого нет будущего”. (Сбор материалов по истории города.) |
|
| 1 |
|
|
| Моя фамилия - моя гордость | 4 | 1 | 3 |
Сбор информации обо всех родственниках. История происхождения имен и фамилий в вашей семье. Традиции семьи. Генеалогическое древо. Конкурс “Моя родословная”
| ||
1. | Это моя семья. Информация обо всех родственниках. |
|
| 1 | |||
2. | Поисковая работа “Что в имени твоём?” |
|
| 1 | |||
3. | Составление генеологического древа своей семьи |
|
| 1 | |||
| Подведение итогов. Викторина «Берегите природу!» | 1 |
| 1 |
| ||
| Итого | 40 | 10 | 20 | 4 |
|
|
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Информационные ресурсы
Для педагога:
- Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975..
- Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.
- Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.
Для учащихся:
- Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.
- Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.
- Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.
- Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.
- Детские развивающие и познавательные журналы.
- Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.
- Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.
- Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.
- Лях В. И. Физкультура - мой друг. . “Идель-Пресс”. 2006.
- Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.
- Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.
- Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.
- Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.
- Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008
- Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.
- Хасанов Г.Х. “Времена года” (повести и рассказы) К.: Тат. книжное издательство, 1991.
- «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова,
Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.
Литература
- Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Книга для учащихся нач. классов. М. Изд-во “Вита-Пресс”. 1996.
- Шакирова Т.Р. Птицы. 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества на...
РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на основе федераль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку для 4 класса разработана на основе стандартов начального образования второго поколения, примерной программы начального общего образования по иностранному языку с учетом планируемых результатов начального общег
Рабочая программа по английскому языку для 4 класса....
РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования.
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на осн...
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Обществознание. Естествознание» разработан на основе фе...