Родительское собрание "Воспитание ответственности у ребёнка"
статья (3 класс)
Сегодня мы хорошо понимаем, насколько необходимым является формирование у ребенка чувства ответственности. Заглянув в любой толковый словарь, можно узнать, что ответственность — это способность понимать последствия своих поступков и отвечать за них, исполнять взятые обязательства. И сегодня мы поговорим именно об этом...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_otvetstvennosti_u_rebyonka.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Мероприятие: Родительское собрание
Тема: «Воспитание ответственности у ребёнка»
Аудитория: для родителей учащихся 3 класса
Учитель: Жданова О. П.
Воспитание ответственности у ребёнка
Сегодня мы хорошо понимаем, насколько необходимым является формирование у ребенка чувства ответственности. Заглянув в любой толковый словарь, можно узнать, что ответственность — это способность понимать последствия своих поступков и отвечать за них, исполнять взятые обязательства. Многие родители мечтают воспитать ответственного, собранного, пунктуального ребенка, но в то же время спешат все делать за малыша и быстро исправлять любые его промахи. Как же тогда он узнает, что у поступков есть последствия? Как научится делать что-то самостоятельно?
Ответственность бывает разной: за поступки и действия, за слова и обязанности, за принятие решений и взятие обязательств. Это качество не дается ребенку от рождения, оно развивается с годами. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у подрастающего ребёнка, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет. Некоторые дети становятся ответственными очень легко, другим для формирования этого качества требуется много времени и родительского терпения.
Ответственность тесно связана с самостоятельностью, хотя это не одно и то же. Вначале возникает самостоятельность — ребенок учится сам одеваться, относить грязные вещи в корзину, помогать маме на кухне. Постепенно он понимает, что у него есть обязанности.
Важно понимать, что ответственность — это не исполнительность. Пытаясь воспитать ответственного ребенка, родители иногда воспитывают послушного. Но исполнительный человек не всегда готов принимать решения. Он может ожидать, что ему укажут правильный вариант, а если что-то пойдет не так — виноват будет указавший.
Быть ответственным - значит уметь самостоятельно принимать решение и осознанно его выполнять.
Четыре принципа формирования ответственности
1. Личный пример родителей. Наши слабости дети копируют чаще, чем сильные стороны. Если родители не выполняют свои обещания (пусть даже по уважительной причине), ребенок учится делать то же самое и свои причины считает важными.
2. Право на свободный выбор. Чтобы нести ответственность за поступок, ребенок должен сам этот поступок выбрать и понимать, почему он делает так, а не иначе.
3. Терпение и осознанный подход. Нельзя воспитать самостоятельного и ответственного ребенка за один день, сказав ему: «Дальше ты сам делаешь уроки и собираешь портфель в школу». Это долгий путь, который начинается с небольших шагов.
4. Важно не ругать ребенка за ошибочный выбор, если у него что-то не получилось, и тем более не исправлять ошибки вместо него. Это может полностью отбить желание проявлять самостоятельность. Если за каждый промах ребенок получает выговор, он либо начинает врать родителям, либо принимает решение ничего не делать без прямых указаний. Лучше вместо этого обсудите, как исправить ошибку, и наметьте конкретные шаги.
Как воспитать ответственность у ребенка: советы психологов
1. Дать ребенку личное пространство
Нельзя отвечать за то, что вы не контролируете — например, за чистоту соседской квартиры. Чтобы сформировалось ответственное отношение к вещам, у ребенка должно быть место, где он чувствует себя полноправным хозяином — своя комната или хотя бы письменный стол, свой ящик в шкафу. Вначале порядок в детских вещах наводят родители, но постепенно нужно передать эти обязанности ребенку. И не спешить исправлять недочеты — лучше потерпеть несколько дней бедлам, чтобы он сам заметил, как трудно найти в хаосе нужную вещь.
2. Не запрещать, а объяснять
Еще в раннем детстве важно подчеркивать связь между поступком и последствиями. Не ругать за испачканную одежду, а рассказать, что теперь не в чем пойти на прогулку, а мама должна потратить время на стирку, а не на чтение сказки. Подросток же вовсе не будет слушать запреты — с ним можно договориться только объяснением и убеждением.
3. Выполнять обещания. Чтобы научить ребенка ответственности, нужно самому быть ответственным. Каждый раз, не получив обещанного, дети все больше убеждаются в том, что не обязательно держать слово. Не удалось выполнить обещание — объясните ребенку, почему так случилось. Важно также единство между всеми членами семьи. Если кто-то из родителей игнорирует свои обязательства, ребенок может подумать: «Почему ему можно, а мне нельзя».
4. Не навязывать свои желания
Все мы хотим для детей только лучшего, но наше понимание может не совпадать со взглядами подростка. Если его желания не выходят за рамки законности, пусть у него будет шанс реализовать их без критики со стороны родителей. Дайте ребенку право на самоопределение — нет другого способа научиться принимать решения и отвечать за них.
5. Постепенно увеличивать обязанности
Домашние обязанности могут быть даже у детей 4–5 лет — убирать свои игрушки, ставить на место обувь, помогать маме готовить или мыть посуду. Ребенок будет делать что-то неправильно или неловко, но не спешите взять у него из рук тарелку. Дайте ему почувствовать себя самостоятельным и взрослым.
6. Верить в ребенка и его силы
У родителей часто бывают опасения, что ребенок не справится с какой-то бытовой задачей — упадет со стремянки, порежется, а в магазине недосчитается сдачи. Возможно, так оно и будет. Но придется рискнуть, ведь ребенок, которого все время опекают, становится пассивным (особенно если речь о будущем мужчине). Как же воспитать в мальчике ответственность, если не давать ему проявить себя самостоятельным и сильным?
7. Не обесценивать поступки
Первые попытки стать ответственным и самостоятельным могут быть слабыми — это нормально. От родителей в такой момент нужна поддержка. Ни в коем случае не обесценивайте его поступки словами «можно было бы сделать лучше».
Хвалите даже за небольшой успех. Пусть он купил не все продукты в магазине или разбил вазу, протирая пыль, — отметьте, что он все же помог вам, и это важно.
Топ-10 вредных фраз, которые нельзя говорить детям, если хотите воспитать ответственность у ребенка
- А я тебе говорил(-а)…
- Все равно ничего не получится…
- Вот я в твои годы…
- Да откуда у тебя руки растут…
- Не трогай, лучше я сама…
- У всех дети как дети, и только ты…
- Сделаешь, потому что я так сказал(-а)...
- Твоего мнения никто не спрашивал…
- Вот вырастешь, тогда и поговорим… (вместо обсуждения проблемы)
- Твоего здесь ничего нет… (если это касается личных вещей ребенка)
Для воспитания в ребенке ответственности,
родителям необходимо выполнить определенные условия
- Прежде чем приучать ребенка к ответственности, помогите ему развить самоуважение и позитивную самооценку. Тогда приступая к выполнению какого-то задания, ребенок сможет быть уверен, что он с ним справится и, не смотря ни на что, добьется результата.
- Вводите в жизнь ребенка разумные ограничения. Они обеспечат чувство защищенности и безопасности. Но правила и ограничения не должны вступать в явные противоречия с естественными потребностями ребенка. Ограничения и требования должны быть согласованы родителями между собой.
- Проявите терпение, будьте готовы к тому, что дети становятся ответственными не сразу. Должно пройти определенное время (зависит от темперамента ребенка, его характера и типа ваших взаимоотношений) для развития ответственного поведения. Старайтесь всегда учитывать возрастные особенности и накопленный детский или подростковый опыт.
- Приучая ребенка к ответственности, не вмешивайтесь в дела, которые уже не требуют Вашего участия. Часто бывает, что кто-то из семьи не готов к принятию нового, более взрослого поведения ребенка, не может передать ему ответственность за то или иное дело. Договоритесь все вместе о тех обязанностях, которые под силу малышу, исполнение которых пойдет на пользу его развитию или социализации. И после этого уже не меняйте решений.
- Если ребенок не справляется с чем-то сам, тогда позиция «Наблюдателя со стороны» не годится. Если ребенку нужна помощь, ни в коем случае не отказывайте ему. Окажите помощь в том, с чем у ребенка возникли реальные трудности. Однако, постарайтесь не делать того, что малыш в состоянии выполнить сам, так как он может привыкнуть всегда делить обязанности «на двоих».
- Передавайте ответственность ребенку за его дела постепенно, медленно наполняйте его жизнь новыми обязанностями, поддерживая его похвалой. Если ребенок получает какой-то негативный опыт от исполнения им (либо неисполнения) каких-то заданий, объясните причину этого, обсудите вместе, каких ошибок можно было избежать.
- Ребенок в любом возрасте хочет видеть в родителях, прежде всего - друзей. Помните о том, что теплая эмоциональная поддержка, искренняя заинтересованность успехами и результатами, уважение к проделанному ребенком труду, даже не всегда удачному, все это - залог того, что ребенок будет стараться, преодолев все переживания и страхи, становиться самостоятельным и ответственным.
Для каждого возраста — своя зона ответственности
Как воспитать ответственность у ребенка 10 лет
Позвольте ему самостоятельно:
- распоряжаться карманными деньгами;
- выбирать секцию и/или хобби;
- выбирать, какую носить одежду и прическу;
- решать, как провести время после школы;
- определять время для домашних заданий;
- планировать празднование дня рождения;
- готовить несложные блюда;
- убирать в своей комнате;
- заботиться о домашних питомцах.
Ответственность появляется из мелких повседневных вопросов, которые подросток вправе решить сам — без помощи и непрошенной подсказки взрослых.
Как бы ни было сложно, ради будущего нужно дать ему эту свободу и позволить в чем-то набить свои шишки. Ведь дети, выращенные в тепличных условиях, рано или поздно все равно выйдут в самостоятельную жизнь. Но лучше, чтобы это произошло вовремя, пока ошибки еще простительны и рядом есть надежное родительское плечо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей"
План родительского собрания, цель которого: повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.К конспекту в сопровождение предлагается п...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ»
Задачи:Определить значение ответственности, самооценки, самоконтроля для детей;Дать советы, как помочь детям их сформировать....
Родительское собрание "Ответственность: как воспитать.
На собрании учитель рассказывает, что такое ответственность детей, как её воспитать, от чего она зависит. А так же родители отвечают на тест и получают результат его....
Родительское собрание "Ответственность"
Материал о том, как нужно воспитывать ответственность у детей....
Родительское собрание "Ответственность"
Как воспитать в детях ответственность...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ»...
Родительское собрание "Ответственность и правонарушение"
Данное собрание разработано для классных руководителей начальной школы. На нем рассматриваются вопросы правовой ответственности как родителей, так и детей при совершении правонарушения....