Снятие блокады города Ленинграда
методическая разработка

Кузьмичева Ксения Юрьевна
Задачи: воспитывать у учащихся чувства патриотизма, гордости, любви к Родине; способствовать формированию гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины; расширить знания военной истории страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_blokada_leningrada.docx37.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

проведения внеклассного мероприятия

с обучающимися 9-11 класса в форме ретровзгляда

по теме: «Снятие блокады города Ленинграда».

Форма проведения: ретровзгляд (путешествие в прошлое)

Цель: способствовать гражданско-патриотическому воспитанию суворовцев, чувству гордости за Родину, расширению кругозора.

Задачи: воспитывать у учащихся чувства патриотизма, гордости, любви к Родине; способствовать формированию гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины; расширить знания военной истории страны.

Дата проведения: __  января  201_ года

Время проведения: 40 минут

Место проведения: 2 рота класс № 4

Материальное обеспечение: интерактивная доска, компьютер, презентация, фонограмма песни «Вставай, страна огромная…», блокадные нормы хлеба по 125 граммов, весы, звук Метронома.

Этапы внеклассного мероприятия:

I. Организационный момент и постановка цели – 5 мин.

II. Основная часть – 30 мин

- приемы, способствующие развитию техники чтения – 3 мин;

- первые дни блокады, жизнь города;

- проведение физкультминутки

- «Дорога Жизни»;

- проведение физкультминутки

- прорыв блокады;

- выступление суворовца ___    – стихотворение «Война, блокада, санный путь…»

III. Заключительный этап. Рефлексия – 5 мин.

Ход мероприятия:

Слайд 1. «Тема»                                              

                                                                  В холода, когда бушуют снегопады,
                                                                              В Петербурге этот день особо чтут, –
                                                                              Город празднует День снятия блокады,
                                                                              гремит в морозном воздухе салют.
                                                                              Это залпы в честь свободы Ленинграда!
                                                                              В честь бессмертия не выживших детей

                                                                                Беспощадная фашистская осада

                                                                                Продолжалась девятьсот голодных дней.

                                                                                                                                Т. Варламова

Звучит фонограмма «Вставай, страна огромная…»

  1. Вступительное слово педагога-организатора:

…Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна…

Здравствуйте, ребята! Эти строчки из стихотворения Ольги Берггольц, человека редкого мужества и таланта. Она сумела пережить страшные 900 дней, сумела пережить блокаду  и запечатлеть её в стихах.

Сегодня, в канун Ленинградского дня Победы,  как вы поняли, мы поговорим об этих страшных днях – блокаде города Ленинграда.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов навсегда останется как тяжелое и страшное воспоминание в истории нашей страны, время испытаний, героизма, самоотверженности, стойкости русского человека.

Слайд 2,3,4 «Блокада Ленинграда»

Одной из страниц этой истории является блокада города Ленинграда, которая длилась без малого 900 дней (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года) и закончилась победой русского народа, выстоявшего и не отдавшего врагу город – символ Российского государства.

22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза. Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3 - 4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли.

  1. Основная часть.

Педагог-организатор:      Прежде, чем начать нашу беседу, давайте послушаем, какие скороговорки вы знаете и как правильно их произносить.

      Численность – весь класс. Время – 3 минуты.

Педагог-организатор:      Вопрос: Ребята, кто знает, что такое «День воинской славы России»? Кем этот день учреждается? И сколько таких дней в нашей стране есть?

Ответы учащихся:…. (Дни воинской славы России (Дни славы русского оружия) — дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России. Перечень этих дней был установлен в феврале 1995 года Федеральным законом Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России». Всего 17).

         Слайд 5 «День воинской славы»

И, так, 27 января в РФ отмечается День воинской славы России - День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками.

Слайд 6-9  «Блокада 871 день».

      Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.

Суворовец: ФИО

Жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. Женщины рыли окопы вокруг города. Солдаты устанавливали противотанковые укрепления. Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной.

Слайд  10-13  «Тучи над городом встали»

Учащийся: ФИО

Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты. Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город. Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище. Чтобы как-то обезопасить людей, предупредить их, на стенах домов делали надписи: «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле».

Педагог-организатор:  прервемся на физкультминутку!

Учащийся: ФИО

Ленинград называют музеем под открытым небом. Трудно представить его без граненых шпилей Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Инженерного замка, без круглого златоглавого купола Исаакиевского собора. Они радуют глаз даже в ненастный осенний день. Но когда фашисты так близко, эти яркие шпили стали прекрасными ориентирами для вражеских артиллеристов и летчиков. Решили тогда их срочно замаскировать.

Купол Исаакия и шпиль Петропавловского собора решили покрыть серой краской. Многие памятники не успели снять с пьедесталов и спрятать. Тогда решили обложить их мешками с песком и обнести толстыми досками, как памятник НиколаюI и ПетруI – основателю города.

Слайд 14-19 «Город жил»

Ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить!

Слайд 20-26 «Хлеб»

Учащийся: ФИО

Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод. В блокированном городе оказалось более 2,5 млн. жителей, в том числе 400 тыс. детей.

На 12 сентября наличие основных продуктов питания составляло:

- Хлебное зерно и мука на 35 суток;

- Крупа и макароны на 30 суток;

- Мясо и мясопродукты на 33 суток;

- Жиры на 45 суток;

- Сахар и кондитерские изделия на 60 суток.

Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей. Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить до ноября, жидкого топлива до конца сентября. Введенные по карточной системе нормы продовольствия начали снижаться.

Пиком голода в блокадном Ленинграде стал период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года, когда нормы выдачи хлеба для бойцов на передовой линии обороны были снижены до 500 г в день, для рабочих горячих цехов - до 375 г, для рабочих остальных производств и инженеров - до 250 г, для служащих, иждивенцев и детей - до 125 г. На 50 процентов данный хлеб состоял из несъедобных примесей, заменявших муку. Выдача других продуктов в этот период фактически прекратилась. 

Педагог-организатор: Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г! (показать и раздать каждому 125 гр. черного хлеба).  Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда. …Кроме хлеба есть было нечего!  Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберать на середину ладони крошки и прильнуть к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

В Ленинграде начался голод.   Число жертв голода стремительно росло - каждый день в Ленинграде умирали более 4 тыс. человек, что в сто раз превышало показатели смертности в мирное время. Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.

Учащийся: ФИО

Слайд 27-28 «Таня Савичева»

Ленинградская школьница Таня Савичева, начала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже в эвакуации. Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны.

Педагог-организатор:  прервемся на физкультминутку.

Слайд 29-33  «Дорога жизни»

Учащийся: ФИО

Дети ждали хлеба. Есть разные дороги - магистральные, городские, деревенские, разбитые и ухоженные, есть даже гоночные и кольцевые, но была и есть одна дорога, цена которой - жизнь ленинградцев, и не вспомнить о ней нельзя.

Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы  (ноябрь-декабрь 1941 – январь 1942 года) трасса, названная «Дорогой жизни» по Ладожскому озеру стала проходить по льду. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз с хлебом. Чуть позже по ледовой «Дороге Жизни» пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, «Дорога Жизни» жила сама и

дарила жизнь великому городу.

Лютует беспощадная зима

Снарядов гул висит над Ленинградом

И, словно люди, падают дома

Лежат в снегу дома и люди рядом

Но далеко, за лесом, там,

Где белый лед сомкнулся с белым небом

Уже идут, идут машины к нам

Идут по Ладоге машины с хлебом.

      Учащийся: ФИО

Война, блокада, санный путь,
Бредет старуха за водицей.
Шаль прикрывает плат и грудь.
А взгляд ночами этот снится.

Дорога длинная к Неве-
Полжизни прямо и обратно.
Все предоставлено судьбе,
И добредет ли непонятно.

Слеза от холода бежит,
По изможденной черной коже.
Она голодна, не спешит,
Быстрей она уже не может.

Ведет тропинка через мост,
Чернеет трупик из сугроба.
Для многих здесь такой погост,
А вон и два! Замерзли оба.

А дома холод, пустота…
В буржуйке дотлевает пепел.
Сгорела мебель. Нищета.
Лишь лик вождя все так же светел.

А завтра хлебушка дадут,
Но добредет ли я не знаю,
Но знаю выстоят! Сомнут-
Фашистов эту злую стаю!

        Слайд 34 – 38  «Прорыв блокады Ленинграда»

Учащийся: ФИО

18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии с Балтийским флотом блокада была прорвана, и враг был отброшен от города. Операция под кодовым названием «Искра» проводилась в ходе общего наступления Советской Армии, развернувшегося зимой 1942-1943 годов после окружения немецко-фашистских войск под Сталинградом. 

Весь мир узнал – блокада прорвана!

А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады! Много пришлось пережить жителям блокадного Ленинграда. Многие погибли под бомбёжками и обстрелами, многие умерли от голода, но кто выжил, никогда не забудет этих тяжёлых дней. А ещё эти люди не забудут голос, который раздался из всех репродукторов. Говорила Ольга Берггольц: «Говорит Ленинград! Блокада прорвана! Мы давно ждали этого дня! Мы верили, что он будет!»

Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях, который

Выстоял. Сражался. Победил.

        Слайд 39 «Количество погибших»

Блокада Ленинграда  стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. За годы блокады погибли, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн. человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тыс. человек. Только 3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов, а остальные 97% умерли от голода.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград получил звание Города-героя за героизм и мужество, проявленные жителями во время блокады. 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Учащийся: ФИО

За залпом залп. Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось…

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе  -  салют!

Сегодня ленинградцы плачут…

III. Заключительная часть.

Слайд 40-43 «Мемориалы»

Заключительное слово педагога-организатора:

    Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится! 

      Ребята! Стойкость и героизм жителей и защитников блокадного Ленинграда будет вечно храниться в истории России. Память о всех погибших и умерших, взрослых и детях, солдатах и мирных жителях прошу почтить минутой молчания. (Все встают, минута молчания под звук Метронома).

Рефлексия:

      Скажите, пожалуйста, что такое «День воинской славы»? Сколько дней длилась блокада Ленинграда? Когда была прорвана блокада Ленинграда (18 января 1943 г.)? Когда был полностью освобожден город от вражеской осады (27 января 1944 г.)?

Что нового вы узнали сегодня, о чем задумались?

Всем спасибо за внимание и участие, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Линейка, посвященная полному снятию блокады города Ленинграда

Линейка посвящена полному снятию блокады города Ленинграда от фашистских захватчиков...

Сценарий ко дню снятия блокады города Ленинграда

Внеклассное мероприятие, посвящённое дню снятия блокады города Ленинграда...

Единый урок Мужества " 27 января 1944 г.-День снятия блокады г.Ленинграда"

Единый урок по теме: 27 января -день снятия блокады ЛенинградаЦель:урока совершенствование духовно - патриотического развития учащихся, сохранениеи развитие чувства гордости за свою страну, воспитыват...

Проектная работа по теме"Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-герой, получивший орден "Красной звезды"за снятие блокады Ленинграда"

quot;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Васнецов Проектная работа по теме "Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-...

Презентация : "День в истории: 27 января – День снятия блокады города Ленинграда и Международный День памяти жертв Холокоста»

Автор презентации:Учитель начальных классов, Спивакова Алла Николаевна, МКОУ «Скороднянская СОШ»2018-2019 уч.год...

75 лет полного снятия блокады города Ленинграда.

Презентация " Петербург, Петроград, Ленинград...", посвящённая 75-летию полного снятия блокады Ленинграда....