Конспект занятия в начальной школе на тему "Дружба"
план-конспект занятия (1 класс)
Тема: «Дружба»
Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности
Задачи: 1) помочь формированию представлений о дружбе;
2) показать важность друзей в жизни человека;
3) способствовать воспитанию уважения друг к другу.
Предметные результаты:
-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие.
Метапредметные результаты:
-участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;
-уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;
-формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.
Личностные результаты:
- развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.
Виды деятельности: беседа, словарная работа, самостоятельная работа, работа со справочной литературой, работа в группах, игра.
Основные термины и понятия: дружба, друг, взаимопомощь, взаимопонимание.
Оборудование: толковые словари, плакат «Солнышко», карточки, ручки, маркеры, конверты, презентация о своём классе, проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_1.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дружба»
Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности
Задачи: 1) помочь формированию представлений о дружбе;
2) показать важность друзей в жизни человека;
3) способствовать воспитанию уважения друг к другу.
Предметные результаты:
-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие.
Метапредметные результаты:
-участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;
-уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;
-формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.
Личностные результаты:
- развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.
Виды деятельности: беседа, словарная работа, самостоятельная работа, работа со справочной литературой, работа в группах, игра.
Основные термины и понятия: дружба, друг, взаимопомощь, взаимопонимание.
Оборудование: толковые словари, плакат «Солнышко», карточки, ручки, маркеры, конверты, презентация о своём классе, проектор.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Живя в обществе, человек постоянно находится в каких-либо отношениях с людьми.
- Как только человек появляется на свет, у него начинается общение с родителями – это семейные отношения.
- У всех есть соседи по дому, по квартире – это соседские отношения.
- Каждый учится или работает – это служебные отношения.
Все эти отношения должны строиться на уважении, понимании, взаимопомощи. Но даже, если отношения оказываются именно такими, человек может чувствовать себя одиноким.
- Как вы думаете, почему?
- Ответы детей.
На доске:
«Тот, кто лишён искренних друзей, поистине одинок»
(Фрэнсис Бэкон)
2. Объявление темы урока и постановка задач.
- Сегодня тема нашего урока «Дружба».
- Послушайте стихотворение и подумайте, какие задачи мы перед собой можем поставить, на какие вопросы хотелось бы получить ответы?
- Чтение стихотворения Измайлова «Монолог дружбе»
(читает учитель или заранее подготовленный ученик)
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово «Дружба» что обозначает?
Может быть, поход в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, и молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?» -
Оба дружно начинают врать.
Ну, а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою, пересыпая лестью,
И не скажет резко никогда?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
- Беседа по тексту стихотворения и формулировка задач.
На доске:
- Что такое дружба?
- Что такое дружеские отношения, их отличительные черты?
- 3. Что помогает и что мешает дружбе?
- Зачем нужна дружба?
3. Работа над понятием «Дружба».
- Так что же такое дружба? Ответ начните со слов
«Дружба – это…» (обсуждения в группах, ответы детей).
- Мы услышали много мнений о значении слова «Дружба», а теперь давайте обратимся к словарям С. И. Ожегова и В.И.Даля
4. Словарная работа.
- Найдите в словаре значение слова «Дружба». (Чтение словарной статьи, работа в группах).
«Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». С. И. Ожегов
«Дружба – это взаимная привязанность двух или более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении». В.И.Даль
- После выступлений представителей групп и обсуждения слово даётся ученику, заранее готовившему материал,
- Откуда появилось слово «дружба»?
- В Библии понятие «Дружба» связано со словом «филиа» в переводе с греческого языка «дорожить»
- А как же отличить дружбу от других отношений между людьми?
5. Работа с новым материалом.
1. ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ
- В народе говорят:
«Родителей не выбирают»
«Свой своему поневоле друг» (одноклассники, коллеги)
- Подумайте, подходят ли эти высказывания к понятию «Дружба»?
- Ответы детей.
Конечно, в отличии от родителей или одноклассников каждый из вас может выбирать себе друзей. Первая отличительная черта дружбы – избирательность (на доске).
Работа в группах «Собери высказывание»
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу , кто ты.
- анализ высказывания
- историческая справка
Впервые эта мысль встречается у древнегреческого драматурга и поэта Еврипида. Но в настоящей, широко известной афористической форме она стала популярной благодаря испанскому писателю Мигелю Сервантесу де Сааведра (1547—1616), который использовал ее в своем романе «Дон Кихот» (полное авторское название романа «Славный рыцарь Дон-Кихот Ламанчский», 1615). Смысл выражения: о человеке, его характере, устремлениях, моральных качествах, принципах можно многое сказать, если знать, с кем он дружит, с кем близок и т. д.
2. БЕСКОРЫСТИЕ
- Послушайте стихотворение (читает наизусть подготовленный ученик)
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
- Можно ли считать одного из героев стихотворения другом? Почему?
- Ответы детей.
Вторая отличительная черта дружбы – бескорыстие (на доске).
- Владимир Иванович Даль: «Дружба - … это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
3. Взаимная симпатия и общие интересы.
- Послушав это стихотворение, вы сможете разгадать третью отличительную черту дружбы. (читает наизусть подготовленный ученик)
Мы с приятелем вдвоем замечательно живем!
Мы такие с ним друзья - куда он туда и я.
Мы имеем по карманам две резинки, два крючка
Две больших стеклянных пробки,
Двух жуков в одной коробке,
Два тяжелых пятачка.
Мы живем в одной квартире
Все соседи знают нас
Только мне звонить четыре,
А ему двенадцать раз
И живут в квартире с нами два ужа и два ежа,
Целый день поют над нами два приятеля чижа,
И про наших двух ужей, двух ежей и двух чижей
Знают в нашем новом доме все двенадцать этажей!
- Ответы детей
Третья отличительная черта дружбы – взаимная симпатия и общность интересов (на доске).
Не зря говорят: «Друзей выбирают по себе и своим интересам».
- Давайте повторим отличительные черты дружбы.
6. Закрепление.
1. Ещё с древних времён люди задумывались, как прожить в мире и согласии:
- Одна из заповедей гласит: «Да, любите друг друга, как я возлюбил Вас».
- Ученики знаменитого учёного и философа Пифагора считали, что дружба должна быть основана на честности и верности. Нельзя отрекаться от друга ни из-за несчастий, ни из-за болезней или беды, постигшей его. В наши дни их дружба служит примером.
- Русский полководец А.Суворов сказал: «Сам погибай, а товарища выручай!».
Огромное количество пословиц и поговорок унаследовали мы, посвящённых дружбе.
Блиц-турнир пословиц.
2. Как же найти настоящего друга и самому быть таковым? Каждый ли умеет дружить? Какие качества нужны для этого? Давайте попробуем разобраться.
На доске плакат «Солнышко» (без лучиков).
Игра «Помогает и мешает».
(каждой группе выдаются карточки с положительными и отрицательными качествами человека, разноцветные ладошки, конверт с грустным смайликом).
В ходе работы карточки с положительными качествами приклеиваются на ладошки, а затем на общий плакат. Карточки с отрицательными качествами складываются в конверт, заклеиваются и выбрасываются.
- Какими качествами должен обладать настоящий друг? (ответы по очереди).
3. Оказывается.
Дружбе есть место в любом народе и в любое время. И есть смысл задуматься над этим в Международный день друзей 9 июня. Этот день как будто специально создан для того, чтобы, независимо от жизненных обстоятельств и различных перипетий, мы напомнили своим друзьям о том, как они нам дороги и важны.
- Подведение итогов.
Работа в группах «Заполни проталинки».
- Заключение.
Показ презентации «Наш дружный класс» (используются материалы, собранные за 4 года).
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
- Рефлексия.
У вас на столах лежат кружки, нарисуйте своё настроение, которое у вас осталось после сегодняшнего урока.
- Домашнее задание.
Составить синквейн на тему «Дружба» (выдать памятки).
Памятка:
1 строка – 1 существительное, связанное с темой
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – фраза из 4 слов
5 строка – ассоциация с первым словом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник конспектов внеклассных занятий для начальной школы
1. План-конспект ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ "БЕРЕГИ глаз как алмаз" (беседа из тематического цикла бесед «Твое здоровье в твоих руках»)2. План-конспект ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ...
конспект занятия для начальной школы
Конспект открытого занятия . Разработан учителем логопедом для открытого занятия ....
конспект занятия для начальной школы
Конспект занятия для начальной школы....
Конспект воспитательного занятия в начальной школе "Осенние занятия"
Конспект воспитательного занятия в начальной школе "Осенние занятия"...
Конспект психокоррекционного занятия в начальной школе VIII-вида "Солнце дружбы"
(Конспект логопедического занятия по формированию личности школьника, с развитием таких качеств как ответственность, честность, дружелюбие.)...
Конспект занятия в начальной школе "Мой Междуреченск"
Расширять представление о родном городе Междуреченске. Закрепить знания о родном городе. Воспитывать интерес к своему городу, чувство любви и гордости за свой город. Познакомить с основным...
Конспекты занятий для начальной школы
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей с раннего возраста в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений:...