03-04
материал
Предварительный просмотр:
МДК 04. 1.Разработка аппарата исследования ВКР по теме (цель, задачи, объект, предмет, база и тд.).
Тема: Дизайн-проекты на уроках технологии как средство формирования учебной мотивации младших школьников
Цель: теоретически обосновать и практически доказать роль дизайн-проектов на уроках технологии как средства формирования мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования;
- выявить условия формирования мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста;
- определить возможности уроков технологии в повышении мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста;
- теоретически обосновать роль дизайн проектов на уроках технологии в формировании учебной мотивации у младших школьников;
- осуществить опытно-экспериментальную проверку влияния дизайн-проектов на формирование учебной мотивации у младших школьников на уроках технологии.
- проанализировать результаты этапов эксперимента по формированию учебной мотивации у младших школьников на уроках технологии.
Объект: формирование мотивации к учебной деятельности на уроках технологии у младших школьников.
Предмет: дизайн-проекты на уроках технологии как средство формирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников.
База: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №38» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.
В современной школе вопрос о мотивации учения можно назвать основным, так как мотив является источником деятельности, вносит в неё смысл и осуществляет функцию побуждения. Мотивированные дети - это самостоятельные дети. Они прикладывают больше усилий, чтобы справиться с заданием, даже самым сложным, потому что сами понимают, зачем им это нужно.
Особый вклад в изучение мотивации внесли такие учёные, как Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М. Аргайл, К. Левин, Ж. Нюттен, П.М. Якобсон и многие другие.
Тем не менее, учителя постоянно сталкиваются с отсутствием у ребенка желания учиться. К сожалению, очень немногие учащиеся получают удовольствие от занятий, большинство детей младшего школьного возраста воспринимает школу как источник либо скуки, либо тревожности. Отсутствие положительных мотивов учения неизбежно приводит к снижению общей успеваемости, снижению самооценки ученика.
Это обстоятельство препятствует дальнейшему освоению полноценной учебной деятельности школьников и противоречит естественному ходу развития познавательных потребностей и интересов. Возникает необходимость и потребность в том, чтобы перевести учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному, осознанному, ответственному.
Таким образом, главная задача, которая сейчас стоит перед педагогом средней общеобразовательной школы, это создание педагогических условий для формирования мотивации учебной деятельности.
Остановимся на уроках технологии. Уроки технологии должны побуждать у детей желание - «хочу узнать», «хочу сделать», вселять уверенность - «могу сделать» и помогать довести работу до конца – «я сделал!». Поэтому они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием увлекательных для детей практических работ. Только такие уроки способствуют формированию у школьников желанию трудиться с охотой, интересом. Такой подход к проблеме развития мотивации требует от учителей затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.
На уроках технологии дети сталкиваются с возможностью работы с разными конструкционными материалами и художественными техниками. В своей работе мы хотели апробировать возможности дизайн-проектов на уроках технологии на формирование мотивации младших школьников. В связи с вышесказанным нами была выбрана тема выпускной квалификационной работы «Дизайн-проекты на уроках технологии как средство формирования учебной мотивации младших школьников».
Исходя из этого, была сформулирована проблема исследования: каковы условия формирования мотивации младших школьников посредством работы над дизайн-проектами на уроках технологии?
Решение данной проблемы является целью исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать роль дизайн-проектов на уроках технологии как средства формирования мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью мы определили задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования;
- выявить условия формирования мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста;
- определить возможности уроков технологии в повышении мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста;
- теоретически обосновать роль дизайн проектов на уроках технологии в формировании учебной мотивации у младших школьников;
- осуществить опытно-экспериментальную проверку влияния дизайн-проектов на формирование учебной мотивации у младших школьников на уроках технологии.
- проанализировать результаты этапов эксперимента по формированию учебной мотивации у младших школьников на уроках технологии.
Объектом исследования является формирование мотивации к учебной деятельности на уроках технологии у младших школьников.
Предмет исследования: дизайн-проекты на уроках технологии как средство формирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников.
Гипотеза исследования: если при проведении уроков технологии активно применять дизайн-проекты, то это будет способствовать формированию учебной мотивации у младших школьников.
При проведении работы нами были использованы такие методы научного исследования, как анализ педагогической литературы, изучение и обобщение отечественной практики, сравнение, теоретический анализ, классификация, анкетирование учащихся, организация тестирования, проведение эксперимента.
Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что нами систематизированы и обобщены взгляды ученых на проблему формирования мотивации к учебной деятельности на уроках технологии; описана система работы с использованием практической работы над дизайн-проектами на уроках технологии в младших классах.
Практическая значимость исследования: материалы педагогического исследования могут быть использованы учителями в ходе организации образовательного процесса на уроках технологии.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках технологии при использовании практических заданий по дизайн-проектам.
Вторая глава посвящена описанию проведения и результатов опытно - экспериментальной проверки влияния работы над дизайн-проектами на уроках технологии на формирование мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Экспериментальной базой являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №38» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
МДК 03. 7.Календарный план воспитательной работы на месяц.
3 класс.
№ | Направление деятельности | Содержание | |
1. | Гражданско-патриотическое, правовое направление | 1.Кл. час «Мои права и обязанности». 2. Посещение скульптурной композиции «Я знаю- город будет». 3.Кл. час «День нефтяника». | 2.09 22.09 03.09 |
2. | Духовно-нравственное направление | 1. Кл. час «Правила поведения в общественных местах». 2. Кл. час «Азбука вежливости». 3.Кл. час «Как семья провела лето». 4. Осенняя неделя добра ( сбор корма для животных). | 04.09 10.09 24.09 Сентябрь |
3. | Спортивно-оздоровительное направление | 1.Первая медицинская помощь. 2.Беседа «Для чего нужно знать и выполнять правила дорожного движения». | Сентябрь Вторая неделя сентября |
4. | Интеллектуальное направление | 1.Практикум-игра «Тренировка памяти». 2.Игра «Веселая математика». 3. Викторина «Животные леса». | 06.09 14.09 29.09 |
5. | Художественно-эстетическое направление, общение и досуг ученика, школьное самоуправление | 1. Запись в кружки и секции. 2.Планирование работы самоуправления в классе. 3.Конкурс поделок из природного материала «Осенний калейдоскоп». 4.Экскурсия в картинный зал краеведческого музея. 5.Встреча с интересным человеком ( Нижнекамская поэтесса Евставьева Н.А.) - Занятия кружка «Вокал». | До 15 сентября Сентябрь 22.09 3 неделя сентября В течение месяца |
6. | Работа по безопасности, трудовое направление | 1.Экологические субботники. | Сентябрь |
7. | Работа с родителями | 1.Организацинно – родительское собрание. | Сентябрь |
8. | Профилактика | 1.3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом. 2.Беседа «« Профилактика табакокурения». | 03.09 Вторая неделя сентября |
МДК 03. 9.Составление программы работы с определенной категорией детей (овз, трудные, тревожные).
Данный индивидуальный план направлен на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами.
Цель: коррекция недостатков в физическом или психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.
Задачи:
- диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации;
- развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно- защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).
Организационно-социальная работа
№ | Содержание | Дата выполнения | Выполнено\не выполнено |
1. | Сбор и анализ информации | сентябрь- октябрь | |
2. | Планирование, организация, координация | октябрь- декабрь | |
3. | Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды | январь, май | |
4. | Регуляция и корректировка | февраль-апрель |
Диагностическая работа
№ | Содержание | Дата выполнения | Выполнено\не выполнено |
1. | Изучение особых образовательных потребностей воспитанников, анализ «Карт индивидуального развития». Проведение психологической диагностики по изучению уровня развития психологических качеств дошкольников. | Май | |
2. | Проведение педагогической диагностики по изучению уровня овладения общеобразовательной программой. | Сентябрь. Октябрь. | |
3. | Проведение углубленного диагностического обследования. | Октябрь Январь | |
4. | Обследование особенностей личностного развития, коммуникативных способностей. | Октябрь Май | |
5. | Диагностика семейной и социальной ситуации развития. | В течение учебного года | |
6. | Динамическое наблюдение за учащимися в рамках деятельности ПМПк | В течение учебного года | |
7. | Проведение повторного обследования, выявление динамики развития учащихся. | Апрель Май |
Коррекционная работа
№ | Содержание | Дата выполнения | Выполнено\не выполнено |
1. | Определение программы индивидуальной траектории развития в рамках деятельности ПМПк Анализ рекомендаций ПМПК. | В течении года | |
2. | Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения. | ||
3. | Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса Динамическое наблюдение за воспитанниками в рамках работы ПМПк. | ||
4. | Индивидуальные консультации специалистов. |