Моя алая Родина
методическая разработка (4 класс)

Харартия Любовь Владимировна

В современном мире появилась необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны, изучения прошлого и настоящего своей «малой Родины”. Малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Актуальной становится проблема формирования гражданской позиции у современной молодёжи. Воспитание у обучающихся начальных классов чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою страну занимает важное место. Тематические классные часы являются одной из форм работы с обучающимися по формированию чувства патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_alaya_rodina.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный дистанционный конкурс

среди классных руководителей

на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

Тематическое направление:

«Моя малая Родина»

Тема методической разработки:

Автор:

Харартия Любовь Владимировна,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 422

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

 

2022 год

  1. Пояснительная записка.

В современном мире появилась необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны, изучения прошлого и настоящего своей «малой Родины”. Малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Актуальной становится проблема формирования гражданской позиции у современной молодёжи. Воспитание у обучающихся начальных классов чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою страну занимает важное место. Тематические классные часы являются одной из форм работы с обучающимися по формированию чувства патриотизма.

Классный час «Моя малая Родина» предназначен для организации и проведения работы по патриотическому воспитанию и формированию российской идентичности, адресован обучающимся 4 класса (детям 10-11лет).

Сценарий классного часа и презентации к нему могут быть использованы классными руководителями начальных классов в процессе учебной деятельности с интеграцией   в такие учебные дисциплины, как окружающий мир миру, литературное чтение, изобразительное искусство.

  1. Тематическое направление

Основное тематическое направление данного мероприятия: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

  1. Тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора

Тема воспитательного мероприятия «Моя малая Родина» мною выбрана потому, что в настоящее время актуальной становится проблема формирования гражданской позиции у детей. Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою страну должно занимать центральное место. Воспитание гармоничной личности невозможно без формирования ее системы ценностей, мировоззрения, культуры поведения.

  1. Целевая аудитория воспитательного мероприятия

Данная разработка может быть использована для проведения классного часа в 4 классе для учащихся 10-11 лет.

  1. Роль и место воспитательного мероприятия и системы работы классного руководителя

Методическая разработка классного часа «Моя малая Родина» имеет особое значение в системе работы классного руководителя. Формирование патриотизма у обучающихся 4 класса в урочной и внеурочной деятельности ведется по следующим направлениям:

  • Мой дом;
  • Моя семья;
  • Моя малая родина;
  • Моя Родина – Россия.

Данные направления так же тесно связаны с учебными предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», «Изобразительное искусство». Патриотическое воспитание занимает ведущую роль в нашей школе.

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель: создание условий для формирования интереса к   изучению истории малой родины на примере материалов школьного музея как основного источника знаний родного края.

Задачи:

Образовательная:

 Определить вместе с учащимися понятие «Моя малая родина»;

Воспитательная:

1. прививать любовь к родному краю;

2. воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников;

3. воспитывать у учащихся чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

Личностные:  

- готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
- умение продуктивно работать в группе, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;
- умение действовать в интересах группы;
- умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;
- умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды
Метапредметные:

-умение работать с информацией и медиасредствами – умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
- умение оценить степень успешности своей деятельности;
- умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;
- умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ,
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
Предметные:
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
- кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;
- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края.

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия

Оборудование: «волшебный» глобус», фотографии Кронштадта, интерактивная доска.

1.7. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология критического мышления
  • Проектная технология
  •  Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Квест (предварительная работа)

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Одним из основных источников получения информации является интернет.

К материально-техническим относится наличие ноутбука, колонки, проектор, интерактивная доска, наглядный материал (фотографии, книги по истории Кронштадта)

1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Работа по данной методической разработке учит выполнять задания в группах, анализировать, группировать информацию, объективно оценивать свои возможности, знания, проявлять интерес к истории своего города, а также позволяет проявить творческий подход в презентации своих работ.

 Практическая значимость разработки заключается в том, что материалы при незначительных корректировках могут быть использованы для учащихся разного возраста. Помочь учителям в проведении классных часах, во внеурочной деятельности школьников, экскурсиях для школьников, жителей и гостей нашего города.

  1. Основная часть
  1. Описание подготовки воспитательного мероприятия

Учитель выбирает тему и предлагает ее заранее, чтобы учащиеся могли подготовиться. 

Учитель заранее готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы. Распечатывает цветные фотографии. Подбирает задание, музыкальное оформление. Продумывает содержание презентации.

Группы формируются заранее: дети готовятся дома с помощью родителей.

Даёт задание учащимся самостоятельно подготовить информацию для представления её на классном часе.

  1. Описание проведения воспитательного мероприятия «Моя малая Родина»

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Парты в классе расставлены по кругу, чтобы все учащиеся могли друг друга видеть.

  1. Актуализация знаний

«Моя малая Родина» (Объявление темы урока учителем)

Учитель:

Добрый день, дорогие ребята! Наше занятие я хотела бы начать с легенды.

Легенда: давным-давно в одной небольшой деревушке жил очень бедный учитель. Дети его любили. Учитель давал им хорошие знания. И не было в то время на свете учителей равных ему таланту. Все его ученики, окончив школу, уезжали из деревни и становились великими людьми. Однажды Бог взглянул на землю и удивился: откуда там за 50 лет появилось так много знающих людей? И Бог спросил, кто же научил их всему тому, что они умеют. Великие люди вспомнили о своем старом учителе. Бог в награду за его мудрость, терпение и труд исполнил его заветную мечту – путешествовать по земле. Для чего и подарил волшебный глобус. Дотронувшись до глобуса, можно попасть в любую точку земли. Сегодня, ребята, я предлагаю вам с помощью волшебного глобуса совершить путешествие по родной стране, оказавшись на нашей малой родине.

Для того чтобы путешествовать мы будем с вами крутить наш волшебный глобус, который и приведет нас туда, где всё родное, в место, где мил сердцу каждый уголок.

  1. Работа по теме занятия

Учитель: начинаем наше путешествие, крутим волшебный глобус!

 В какой стране мы очутились?

 Предполагаемые ответы детей: в России.

Учитель: да, это наша могучая страна.      СЛАЙД 2

У каждой страны, государства, области, района есть свои отличительные символы. Какие?

Предполагаемые ответы детей: Герб России.  СЛАЙД 3

Учитель: (рассказ о гербе)

 Предполагаемые ответы детей: Флаг России

Учитель: (рассказ о флаге)

Учитель: кто стоит во главе нашего государства? - Как зовут президента России? 

-  Как называется столица нашей Родины?

Предполагаемые ответы детей:

 Учитель: И все это наша Родина.

А теперь мы с вами немного поиграем.

Поработаем в группе.

Задание:

Подберите, пожалуйста, синонимы к слову Родина

 А теперь подберите однокоренные слова и прикрепите их рядом со словом Родина.

Родина


https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_547df3069f652/razrabotka-zaniatiia-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moia-malaia-rodi_1.pnghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_547df3069f652/razrabotka-zaniatiia-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moia-malaia-rodi_2.png

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_547df3069f652/razrabotka-zaniatiia-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moia-malaia-rodi_3.pnghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_547df3069f652/razrabotka-zaniatiia-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moia-malaia-rodi_4.png

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_547df3069f652/razrabotka-zaniatiia-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moia-malaia-rodi_5.pnghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_547df3069f652/razrabotka-zaniatiia-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moia-malaia-rodi_6.pnghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_547df3069f652/razrabotka-zaniatiia-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moia-malaia-rodi_7.png

(Ребята по очереди выходят к доске и прикрепляют однокоренные слова)

Предполагаемые ответы детей:

  • родник,
  • природа,
  • рождение,
  • родня,
  • родной,
  • народ,
  • урожай,
  • родить,
  • родинка

Ученик читает стихотворение А. Прокофьева “ Родина” СЛАЙД 4

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней берега,
Солнце ярче, звёзды всех милее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в лесах стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ, выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже
Надо всё нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду всё в её раздольях - наши,
Отдадим её думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

Учитель:

- Ребята, как вы считаете, человек сможет жить без Родины? Почему?

Предполагаемые ответы детей.
 Учитель : Действительно, человек без Родины жить не сможет. Об этом говорит вековая народная мудрость, отраженная в пословицах русского народа.  Давайте «соберем» пословицы о Родине. Как вы понимаете их значение.

Работа в парах:

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без родины — что соловей без песни.

Родная земля и в горсти мила.

Всякому мила своя сторона.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Чужбина — калина, родина — малина.

Обучающиеся «собирают» пословицы из частей, проверяют по образцу объясняют их значение. СЛАЙД 5

Физкультминутка    СЛАЙД 6

Горы в России высокие (руки вверх)

Реки в России широкие (руки в стороны)

Леса - шумные (махи руками из стороны в сторону)

Дети в России умные (сели на места)

Ребята, скажите, а какая страна является нашей большой Родиной? (Россия)

Действительно нашей самой большой Родиной является Россия. Сейчас мы с вами прослушаем песню в исполнении Стремоухова Алексея и Горбуновой Вики, которая так и называется «Росиночка - Россия»

Учитель: понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
Учитель : Предлагаю  с вами определить, что такое Моя Малая Родина?

Как вы понимаете слово моя? Малая? Родина?

(на доске вывешиваются таблицы с ответами детей)

Предполагаемые ответы обучающихся:

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.    СЛАЙД 7

Учитель: Человек считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Все это и есть родина, то есть родное место.

Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина – город …?

Предполагаемый ответ детей: Кронштадт. СЛАЙД 8

Учитель крутит глобус: Чудо-глобус, мой дружок, приведи в любимый сердцу уголок.

 Учитель: и теперь, ребята, отправимся в путешествие по родному городу Кронштадту.

 Беседа о родном городе. (Кронштадт)

Учитель:

- Как называется город, в котором живете?

- Почему его так назвали?

Предполагаемый ответ детей

Учитель: Ребята, кто из вас знает, как назывался наш город Кронштадт раньше?

Рассказ ученика:    

Датой основания города принято считать 18 мая 1704 года, когда приличном участии Петра I был освещён первый морской флот Кроншлот (Kronslot – коронный город). Маяк был установлен на острове ещё до постройки крепости.  Первоначально город назывался «крепостью на Котлине острове».
Учитель: ребята, дома вы готовили материал о достопримечательностях нашего родного города или о знаменитых людях нашего города.

 Примечание: обучающиеся готовили материал по группам во внеурочное время: проходили квест по городу, в котором необходимо было найти одну из достопримечательностей, узнать историю, составить рассказ для одноклассников.

Какая из групп будет выступать первой?

Первая группа.      

СЛАЙД 9

Героем нашего рассказа является фигура известнейшего русского мореплавателя Фаддея Фадеевича Беллинсгаузена (1778-1852), чьи жизнь и судьба неразрывно связаны с Кронштадтом – колыбелью Военно-морского флота, форпостом западных рубежей Великой России. Память о бесстрашных и мужественных первопроходцах имеет большое значение для автора, родившегося и живущего в Кронштадте – Городе Воинской славы, с удивительной и грандиозной историей, величественной архитектурой и героическим характером.

В 1839 году Фаддей Фаддеевич назначен военным губернатором города Кронштадт. Новую должность он периодически, на время ежегодных летних плаваний, совмещал с должностью командующего Балтийским флотом. Спустя пять лет удостоен звания адмирала. Укрепление Кронштадта как форпоста России на Балтике, его благоустройство пришлись на время губернаторства Беллинсгаузена. При нем появились Екатерининский парк, первая аллея Петровского парка, Инженерный сад. Тогда же расширили территорию Летнего сада и реконструировали находившийся здесь домик Петра. Глава города много сделал для обустройства Александровского и Северного бульваров и других объектов. С отеческой любовью относился к своим подчиненным, заботился, чтобы матросов хорошо кормили. Является основателем морской библиотеки.

Вторая группа.

СЛАЙД 10

Мы хотим рассказать о Морском Соборе, который находится на Якорной площади. Морской собор святителя Николая Чудотворца (Ставропигиальный Никольский Морской собор города Кронштадта) — построенный последним, самый крупный из морских соборов Российской империи, главный военно-морской храм России сегодня.

Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю. Морской Никольский собор задуман был как Храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри него были расположены черные и белые мраморные доски. Черные – с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно. На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море. После революции белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды – электрощиты, ступени, надгробия.

Третья группа.

СЛАЙД 11

Мы сегодня расскажем о памятнике Петру I в центре Петровского парка Кронштадта, который изображает Петра I во весь рост. Петр I основал наш родной город в 1704 году. Петр I изображён в мундире Преображенского полка, со шпагой в руке, с лентой ордена Андрея Первозванного и шарфом, которые были на нём 27 июня 1709 года, в день Полтавской битвы. Величественный и гордый он смотрит на запад и упирается ногой на поверженный шведский флаг. На постаменте выбита надпись: «Петру Первому Основателю Кронштадта».

 Учитель: Молодцы ребята, спасибо за вашу работу.

Учитель: сегодня мы с вами совершили, как мне кажется очень интересное путешествие. Наша малая родина, наш Кронштадт, таит в себе ещё много неизведанного. С помощью волшебного глобуса мы будем продолжать путешествие по нашей малой родине. Вскоре мы отправимся в таинственный путь по Кронштадтским фортам. А пока подведём итоги сегодняшнего путешествия.

Я думаю, что наше занятие не прошло даром и вам было интересно узнать о своей малой родине интересные факты, с которыми мы будем знакомиться на следующих занятиях. А сейчас я хочу, чтобы вы написали пожелания нашей Родине России или своей малой родине. Напишите их на сердечках, которые лежат у вас на столах и прикрепите на доску.

А теперь оцените наше занятие.

«Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Я хочу закончить наше занятие словами:

А малая родина тянет и сердце зовет.

Какой бы она не была, это родина – наша.

Пусть память о нашей малой родине останется как можно дольше в наших сердцах. 

Список литературы и источников Интернет:

  1. https://кронштадт.рф/history/
  2. https://wikiway.com/russia/kronshtadt/morskoy-nikolskiy-sobor-v-kronshtadte/
  3. https://prominf.ru/article/istoriya-dlinoyu-v-300-let
  4. https://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Беллинсгаузен,_Фаддей_Фаддеевич
  5. https://www.culture.ru/s/petr-i/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа класса "Алые паруса"

Опыт разработки и реализации воспитательной программы класса "Алые паруса"....

Рябины-грозди алые

Воспитывать у детей бережное отношение к родной природе, развитию умения эстетического ее восприятия.Совершенствовать навыки работы с природным материалом. Развивать мелкую моторику пальцев рук и...

Сәламәтлек аланы.

Сәламәтлек аланы....

"Сәламәтлек аланы"

"Сәламәтлек аланы"...

Әкият-пьеса. Сәламәтлек аланы

Әкият-пьеса. Сәламәтлек аланы. Укучылар сәламәтлекне саклау, организмны чыныктыру, үзеңне чиста-пөхтә йөртү турында шигырьләр, җырлар өйрәнәләр....

Бисероплетение на уроках труда в начальных классах."Алые розы"(плетение на проволоке).

Презентация знакомит учащихся с историей бисера, видами бисера. Видами работ из бисера. Поэтапно показывается, как сплести розу на проволоке....

Хәрефләр аланы.

Әлифба бәйрәме үткәрү өчен кичә эшкәртмәсе....