День Конституции
классный час (3 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
учителя начальных классов
МОУ СОШ № 3 филиал в с. Поповка
Сорокиной Татьяны Андреевны
Внеклассное мероприятие: «День Конституции»
Цели:
- формирование у учащихся понимания сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации;
- воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции и символики для нашего государства;
- расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся.-
- План урока:
- I этап – Подготовительный
Задание учащимся:
выучить наизусть гимн Российской Федерации
- II этап – Организация работы
- III этап – Основная часть
Конституция РФ
Государственная символика РФ
Изготовление поделки «Флаг РФ»
- IV этап – Подведение итогов
- Оборудование:
- Презентация
- Наглядное пособие: «День Конституции»
- Рисунки герба РФ (для раскрашивания)
- Аудиозапись гимна РФ
- Образец поделки «Флаг РФ» (настольный, на подставке). Флажки могут быть использованы для украшения класса на любой праздник.
- Литература:
- Конституция Российской Федерации. – М.: «Проспект», 2001. – 48 с.
- Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах)/ Гл. ред. А.М. Прохоров. - Изд.3-е. – М., «Советская Энциклопедия», том 27, 1977. – 624 с.
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 1 марта 2002 г. N 30-51-131/16
Ход мероприятия
I этап – Подготовительный
Задание учащимся:
- выучить наизусть гимн Российской Федерации;
- для выполнения поделки: цветная и белая бумага, клей, ножницы, пустой стержень от авторучки, пробка от пластиковой бутылки, пластилин.
II этап – Организация работы
Воспитатель: Тема нашего мероприятия посвящена малой Родине и празднику, который вся страна отмечает-12 декабря. Знаменательных дат в календаре нашей страны много, но вот некоторые из них. (Показ слайда № 2)
Воспитатель: Давайте послушаем стихи ребят о Родине.
1.Что мы Родиной зовем?
Дом. Где мы с тобой растем,
И березку у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды –
Звезды мира над Кремлем.
2.Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовет.
Выхожу из дома я –
Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я –
Здравствуй, Родина моя!
3.Россия…
Как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют
Одним широким словом Русь.
Воспитатель: Мы прослушали стихотворения о Родине. Что мы называем Родиной?
Вопрос группе: -Как называется страна, в которой выживете?(Россия)
-В каком государстве вы живете? (Российская Федерация)
-Назовите столицу нашего государства. (Москва)
Воспитатель: Мы с вами живем в государстве. Мы – граждане. А кого называют гражданином? (Показ слайдов № 3 -4)
Воспитатель: 12 декабря вся наша страна будет отмечать праздник.
Вопрос группе: Какой это праздник? Что вы о нем знаете?
III этап – Основная часть
Воспитатель: Сегодня мы поговорим об этом празднике и о государственной символике.
День Конституции Российской Федерации – это официальный праздник и отмечается он 12 декабря, потому что именно в этот день всенародным голосованием в 1993 году была принята Конституция Российской Федерации, а с 19 сентября 1994 этот праздник стал государственным. Конституция – это основной закон государства. В нем написаны правила, по которым живут все жители России, и мы с вами тоже. На сегодняшнем занятии мы познакомимся только со второй главой Конституции нашей страны (а всего их 9). Она называется: «Права и свободы человека и гражданина»
Вопрос группе: Как вы думаете, о чем написано в этой главе?
Воспитатель: В этой главе Конституции записаны наши права, свободы и обязанности.
Вопрос группе: Какие права есть у каждого гражданина нашего государства?
Воспитатель: по Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, мы имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь, и все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд;
Вопрос группе: Какие свободы есть у каждого гражданина нашего государства?
Воспитатель: наши свободы – свобода слова, вероисповедания и совести.
По этому закону все права и свободы, данные нам государством, не должны нарушать или ущемлять права и свободы других граждан. Например, свобода слова – мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем право вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.
Также у каждого из нас есть обязанности, записанные в Конституции.
Вопрос группе: Как вы думаете, какие это обязанности?
Воспитатель: наши обязанности – охранять Родину, сохранять природу и окружающую среду. (Показ слайдов с № 5 - 10)
В главе 4 описываются символы нашего государства.
Вопрос группе: Какие символы вы можете назвать?
Воспитатель: Государственные символы России – это флаг, герб и гимн. (Показ слайда №11)
Вопрос группе: Что представляет собой наш государственный флаг?
Воспитатель: Флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине полосами. Верхняя - белая, средняя - синяя, нижняя - красная. Считается, что белый цвет - выражает чистоту устремлений, синий - обозначает волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Государственный флаг РФ был принят в 1991 году.
А флаг России – триколор,
Полотнище в три цвета.
В нём яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной, и изба,
А также девица красна, ведь красный – это красота.
И цвет крови. И цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.
Продолжим экскурс в старину,
Тогда узнаем, почему
У флага есть ещё цвета,
Что значат ещё цвета два.
Синий - Украины цвет,
Белый – Белоруссии.
Народы их объединились,
Чтобы жить в согласии.
День рожденья есть у флага
В середине августа.
Символы страны родной
Помните. Пожалуйста!
Следующий символ – это гимн. Гимн - официально принятая торжественная песнь в честь государства.
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия – любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил,
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Гимн России
Музыка - Георгия Александрова, новый текст - Сергея Михалкова Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года № 2110
Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Припев
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев
Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.
(Учащиеся слушают гимн РФ стоя, с просмотром текста гимна).
Несколько учащихся рассказывают гимн России по одному куплету и припеву.
Следующий символ – это герб.
Вопрос группе: Как выглядит наш герб?
Воспитатель: Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль всё, не шёл чтоб враг,
Следит он обязательно.
В лапах держава, скипетр есть,
Над главами – короны.
И всадник на коне верхом,
И змей копьём сраженный.
Воспитатель: Ребята, а кто возглавляет наше государство? ( Показ слайдов №12 -13)
Государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.
Вопрос группе: Где мы встречаемся с гербом России в нашей повседневной жизни?
Воспитатель: Герб России изображен на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах, космических кораблях. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках.
Вопрос группе: Где мы можем видеть флаг?
Воспитатель: Флаг России изображен государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих, милиции.
В воинских частях, которые несут боевое дежурство, каждый день начинается с поднятия флага и прослушивания гимна России. Честь поднять флаг отдается лучшему военнослужащему.
Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. ( Показ слайдов № 14 -20)
Контрольные вопросы:
- Что такое Конституция?
- Когда была принята Конституция РФ?
- Какие государственные символы вы знаете?
- Сколько полос на флаге России, в какой последовательности они расположены?
- Что символизирует каждая полоса флага?
- Что из себя представляет герб РФ?
- Кто написал текст и музыку для гимна РФ?
Выполнение поделки: «Флаг РФ» (настольный, на подставке)
Материалы: цветная и белая бумага, клей, ножницы, пустой стержень от авторучки, пробка от пластиковой бутылки, пластилин.
Алгоритм изготовления:
- Изготовить из цветной и белой бумаги флаг размером 6х18 см;
- Согнуть его пополам, чтобы получилось двустороннее полотнище размером 6х9 см и смазать клеем;
- Склеить половинки, вложив между двумя сторонами древко (в качестве древка может быть использован пустой стержень от авторучки);
- Подготовить подставку для флага: взять пробку от пластиковой бутылки, наполнить ее пластилином. Вставить флаг в подставку.
IV этап – Подведение итогов
Домашнее задание: Раскрасить герб России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭОР по теме День Конституции РФ. Презентация к классному часу.
Презентация Power Point по теме 12 декабря - День Конституции. Материал рекомендован для учителей начальных классов. Применение в урочной и внеурочной деятельности. Классный час 3-4 класс. ...
12 декабря - День Конституции РФ
Внекласное мероприятие, посвящённое Дню Конституции РФ...
12 декабря - день Конституции
Сценарий проведения линейки ко дню Конституции в начальной школе...
Классный час на тему День Конституции
Классный час на тему День Конституции в 3 классе(конспект)...
День конституции
Разработка классного часа ко дню конституции. На данном уроке рассматриваются символы нашего государства....
"День Конституции" Воспитательная работа в 1 классе
Классный час для учащихся начальной школы по теме "День Конституции"....
День Конституции
Презентация ко дню Конституции РФ...