Беседа с родителями: " Почему ребенок становится трудным? "
консультация (4 класс)
-Семья с неблагополучной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю;
- Имеются также семьи, где нет эмоциональных контактов между её членами, безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремиться найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
-Семьи с нездоровой атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни. (Л.С. Алексеева)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit_sobr_-_beseda.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
БЕСЕДА
Почему дети становятся «трудными»?
Цель родительского собрания: выяснить причины отклоняющегося поведения у подростков, поиск путей решения этой проблема.
План:
- Сформулировать понятие «трудный ребенок»
- Определить факторы, влияющие на формирование личности подростка.
- Наметить возможные пути решения проблемы.
Подготовка к родительскому собранию.
- Проведение социальным педагогом мероприятий, направленных на выявление подростков с отклоняющимся поведением.
- Беседа классного руководителя с работником социально – педагогической службы с целью выявления подростков с отклоняющимся поведением.
- Подготовить вопросы для обсуждения на родительском собрании.
- Составление таблиц, характеризующих основные причины «плохого» поведения детей.
Ход собрания
- Обсуждение вопросов с родителями.
- Выступление социального педагога.
- Памятка для родителей.
- На доске вывешиваются вопросы, помогающие обсудить тему:
- Как вы понимаете слова «трудный подросток» ? (Желательно на доске нарисовать словесный портрет «трудного подростка»)
- Что, по вашему мнению, влияет на формулирование у подростка отклоняющегося поведения? (Желательно разделить родителей на группы, где в течение 5 минут будет проходить обсуждение, Родители приводят свои аргументы и ситуации, связанные с данным вопросом.)
Итог подводиться классным руководителем: самое большое влияние на ребенка оказывает семья. Поэтому причины следует искать в семье. Психологи различают несколько видов семей, в которых дети склонны к отклоняющему поведению:
-Семья с неблагополучной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю;
- Имеются также семьи, где нет эмоциональных контактов между её членами, безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремиться найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
-Семьи с нездоровой атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни. (Л.С. Алексеева)
«Трудными» чаще бывают подростки, но могут быть и дети любого возраста. Прежде всего о том, что известно далеко не всем родителям, да и педагогам тоже. В число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые.
Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда вывод: «трудный» ребенок нуждается только в помощи – и ни в коем случае не в критике и наказаниях.
Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он «просто не слушается», а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Более того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком. Отсюда вывод: такие причины надо знать.
Первая – борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему необходимо для нормального развития и эмоционального неблагополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.
Родители то и дело отрываются от своих занятий, сыплют замечаниями…Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все – таки получено. Лучше такое, чем никакого.
Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки и власти. Знаменитое детское « я сам» сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда родители общаются с ними в основном в форме указаний, замечаний и опасений. Тогда дети начинают восставать.
Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действием наперекор. Смысл такого поведения ребенка – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.
Третья причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть разными: родители более внимательны к младшему, мама разошлась с отцом, в доме появился отчим, родители постоянно ссорятся и пр.
Много единичных поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок страдает, а на поверхности – все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе.
Смысл «плохого» поведения можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть вам будет тоже плохо!»
Наконец, четвертая причина – потеря веры в собственный успех.
Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой – то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба или вызывающее поведение и т.д.
Но даже в нормальной семье существуют проблемы отклоняющегося поведения детей. Возможны воспитательные ситуации, которые приводят к нежелательному результату. Это, во–первых, отсутствие сознательного воздействия на ребенка; во-вторых, высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту; в-третьих, преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребенка; в-четвертых, хаотичность в воспитании из-за не согласия родителей друг с другом.
Окружающая среда также влияет на формирование личности школьника, как в положительном, так и в отрицательном отношении. Так, появление «трудных» подростков может быть связанно даже с районом проживания. Особенно региональные отличия становятся заметными в больших городах, где преступность в одних районах значительно превышает преступность в других. Успешно занимающиеся учащиеся лучше друг к другу и к учителям, преданны к школе и заинтересованы учебой. В группах слабых учащихся формируется антишкольные настроения и взгляды, достаточно высок процент правонарушений, нередко явление бунта против существующих школьных правил.
Каждому ребенку необходима социализация в разумных пределах, Это важно для психологического развития. Человек – общественное существо. Он формируется под влиянием взрослых и сверстников, утверждается через общественное признание; самое тяжёлое для него наказание – одиночество, изоляция от людей. Важно, чтобы на ребенка не навешивали ярлыков. Часто мы, взрослые люди, говорим ребенку: «Не дружи с ним, он плохой, он двоечник». Ребенок, приходя в класс, сообщает решение своих родителей своему сверстнику, что приводить к серьёзному конфликту между ними.
Для профилактики или ликвидации «трудного» поведения у ребенка важно воспитывать в нем дисциплинированность. В связи с этим возникает вопрос: как применять наказания и поощрения в семье? Значима последовательность в проведении наказаний. Неверно, если за поздний приход один раз наказываю, а в другой раз – нет. Большую роль играет реакция родителей на плохой и хороший поступок детей. Родители часто не понимают важность оценки хорошего поступка. Они редко хвалят ребенка за хорошее поведение, при этом часто и непоследовательно реагируя на плохое. Они не понимают, что подчас отрицательное поведение ребенка есть желание ребенка привлечь внимание к себе. Важны и многие другие факторы: время реакции (лучше быстрая); последовательность и принципиальность дисциплинарных требований, их осознанность детьми; характер отношений родителей с ребенком ( более эффективны воспитательные воздействия любимых и уважаемых родителей); баланс поощрений и наказаний ( первые желательно применять чаще, чем вторые). Ребенку лучше привить немного согласованных правил поведения, чем много несогласованных. Важно сформулировать у него внутренний механизм контроля своего поведения. Для этого требуется создать у ребенка свою собственную систему жизненных ценностей. Тогда он будет вести себя правильно, независимо от одобрений и поощрений со стороны родителей и других людей.
- Выступление социального педагога ( выступление должно характеризовать положение в школе)
- Обсуждение педагогических ситуаций и таблиц, составленных классным руководителем.
Поведение, направленное на привлечение внимания
Характеристика «властолюбивого» поведения
Характеристика « мстительного» поведения
Характеристика поведения, когда ребенок не верит в себя
Вывод: «трудный» подросток – такое определение мы даем детям, которые в своем поведении имеют отклонения от общепринятых норм. Однако эти нормы поведения познают наши дети от нас. Воспитание – это основной фактор формирования поведения ребенка, не менее важны и методы воспитания. И нормы поведения родителей в семье.
Памятка для родителей
- Нужно терпеливо и постепенно приручать детей к системе требований.
- Запреты и требования должны быть гибкими, и их не должно быть слишком много.
- Запреты и требования не должны вступать в противоречия с важнейшими потребностями ребенка.
- Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.
- Запреты и требования должны ребенку разъясняться.
- Запреты и требования должны предъявляются спокойным, доброжелательным тоном.
- Говорите чаще ребенку «Мы тебя любим, мя рядом, мы вместе, мы все преодолеем».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям "Мой ребенок становится трудным"
Сколько человеческого счастья разбилось вдребезги только потому, что кто-то кому-то не сказал: «Извини» ?И. Д. Вильде...
Беседа с родителями "Если ребенок берет чужое"
Материал посвящен проблеме воровства в детском возрасте. В беседе педагог раскрывает причины детского воровства и дает практические советы родителям для борьбы с ним....
Психолого-педагогический всеобуч для родителей «Почему ребенок плохо учится»
Психолого-педагогический всеобуч для родителей «Почему ребенок плохо учится» учитель начальных классов:Дубоделова Нина Ивановна...
Беседа для родителей " Почему дети нас не слышат?"
Почему дети нас не слышат?...
Беседа для родителей «Почему дети лгут?»
3. Беседа по теме «Почему дети лгут?»...
Беседа с родителями "Если ребенок грубит"
Причины грубого обращения детей: возникновение ситуаций грубого поведения детей и их нейтрализация...
Беседа с родителями "Воспитание ребенка в семье"
Беседа с родителями "Воспитание ребенка в семье" ...