Методическая разработка на тему: «Мы за здоровый образ жизни»
методическая разработка
3
Введение
«Я не боюсь еще и еще раз сказать:
забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. С у х о м л и н с к и й
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов
человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека,
одно из условий успешного социального и экономического развития любой
страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права –
право на здоровый рост и развитие. Нормой жизни и поведения каждого
человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к
здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и
продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во
многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной
из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры
здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как
жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему
здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
4
1. Основная часть
1.1. Актуальность проблемы
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников
образовательного процесса в школе является особенно актуальной на
современном этапе развития общества. Современные условия жизни
предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека,
особенно детей школьного возраста.
Я и моя коллега стали замечать, что в своих играх наши воспитанники
стали имитировать жесты табакокурения. А ведь дети, словно губка
впитывают в себя и не только слова, но и поступки. Многие сюжеты своих
игр они копируют из реальной жизни. Поэтому мы предположили, что
имитацию жестов табакокурения воспитанники видят по телевизору и
наблюдают в своей семье. И на основании наших наблюдений нами было
решено провести среди родителей (законных представителей) воспитанников
небольшое анкетирование «Здоровый образ жизни» (Приложение №1), в
которое мы включили вопросы по употреблению табакокурения.
В опросе приняло участие 23 семьи (92 %) из 25. При обработке анкет
были выявлены следующие проблемы:
- 40 % опрошенных, ведут здоровый образ жизни;
- 40 % опрошенных прививают здоровый образ своим детям;
- 55 % опрошенных родителей (законных представителей) воспитанников не
употребляют средства табакокурения;
- только 40 % опрошенных ответили, что их дети проводят свой досуг гуляя
на улице
Полученные данные анкетирования, были представлены на
родительском собрании, после обсуждения данного вопроса совместно с
родителями (законными представителями) воспитанников, было принято
решение в течении учебного года организовать целенаправленную работу с
5
воспитанниками и их родителями (законными представителями ) по теме
«Мы за здоровый образ жизни» .
В современной литературе, на сайтах педагогических сообществ
представлены методические разработки по обучению детей основам
здорового образа жизни. Например:
- Методическая разработка «Здоровый образ жизни школьника дома
и в школе» Чикал Тамары Олеговны (https://nsportal.ru/detskiy-
sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/10/27/metodicheskaya-razrabotka-zdorovyy-
obraz-zhizni).
- Методическая разработка « Здоровый образ жизни школьников»
(https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-razrab...
zhizni-.html).
Однако данные методические разработки, как правило, рассчитаны на
непродолжительное время (от 1 месяца до 3). За такой короткий временной
промежуток нельзя сформировать у детей устойчивых отношений к
здоровому образу жизни. Так же вышеперечисленные методические
разработки не предполагают взаимодействия с родителями. Поэтому, для
того чтобы работа по данному направлению была эффективной и
систематичной, возникла необходимость создания методической разработки
« Мы за здоровый образ жизни», которая включает в себя план психолого –
педагогической работы на весь учебный год.
Цель методической разработки: создание единой системы
взаимодействия педагогов и родителей в области приобщения дошкольников
к здоровому образу жизни.
Задачи:
Для воспитанников:
1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка
привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и
играх;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_zozh.docx | 61.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему
«Мы за здоровый образ жизни»
3
Введение
«Я не боюсь еще и еще раз сказать:
забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. С у х о м л и н с к и й
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов
человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека,
одно из условий успешного социального и экономического развития любой
страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права –
право на здоровый рост и развитие. Нормой жизни и поведения каждого
человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к
здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и
продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во
многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной
из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры
здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как
жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему
здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
4
1. Основная часть
1.1. Актуальность проблемы
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников
образовательного процесса в школе является особенно актуальной на
современном этапе развития общества. Современные условия жизни
предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека,
особенно детей школьного возраста.
Я и моя коллега стали замечать, что в своих играх наши воспитанники
стали имитировать жесты табакокурения. А ведь дети, словно губка
впитывают в себя и не только слова, но и поступки. Многие сюжеты своих
игр они копируют из реальной жизни. Поэтому мы предположили, что
имитацию жестов табакокурения воспитанники видят по телевизору и
наблюдают в своей семье. И на основании наших наблюдений нами было
решено провести среди родителей (законных представителей) воспитанников
небольшое анкетирование «Здоровый образ жизни» (Приложение №1), в
которое мы включили вопросы по употреблению табакокурения.
В опросе приняло участие 23 семьи (92 %) из 25. При обработке анкет
были выявлены следующие проблемы:
- 40 % опрошенных, ведут здоровый образ жизни;
- 40 % опрошенных прививают здоровый образ своим детям;
- 55 % опрошенных родителей (законных представителей) воспитанников не
употребляют средства табакокурения;
- только 40 % опрошенных ответили, что их дети проводят свой досуг гуляя
на улице
Полученные данные анкетирования, были представлены на
родительском собрании, после обсуждения данного вопроса совместно с
родителями (законными представителями) воспитанников, было принято
решение в течении учебного года организовать целенаправленную работу с
5
воспитанниками и их родителями (законными представителями ) по теме
«Мы за здоровый образ жизни» .
В современной литературе, на сайтах педагогических сообществ
представлены методические разработки по обучению детей основам
здорового образа жизни. Например:
- Методическая разработка «Здоровый образ жизни школьника дома
и в школе» Чикал Тамары Олеговны (https://nsportal.ru/detskiy-
sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/10/27/metodicheskaya-razrabotka-zdorovyy-
obraz-zhizni).
- Методическая разработка « Здоровый образ жизни школьников»
(https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-razrabotki-zdorovyi-obraz-
zhizni-.html).
Однако данные методические разработки, как правило, рассчитаны на
непродолжительное время (от 1 месяца до 3). За такой короткий временной
промежуток нельзя сформировать у детей устойчивых отношений к
здоровому образу жизни. Так же вышеперечисленные методические
разработки не предполагают взаимодействия с родителями. Поэтому, для
того чтобы работа по данному направлению была эффективной и
систематичной, возникла необходимость создания методической разработки
« Мы за здоровый образ жизни», которая включает в себя план психолого –
педагогической работы на весь учебный год.
Цель методической разработки: создание единой системы
взаимодействия педагогов и родителей в области приобщения дошкольников
к здоровому образу жизни.
Задачи:
Для воспитанников:
1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка
привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и
играх;
6
2. Обобщение и расширение знаний о здоровом образе жизни;
3. Приобщение к общечеловеческим ценностям.
Для родителей:
1. Повышать педагогическую компетентность родителей в
воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную
деятельность.
2. Повышение педагогической культуры родителей путем их
просвещения о совершенствовании функций организма, повышение его
защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения,
дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.
3. Поддержка у родителей уверенности в собственных
педагогических возможностях.
Методическая разработка составлена с учетом следующих принципов:
- принцип личностно-ориентированного подхода;
- принцип доступности (усвоение материала с учетом возрастных и
психологических особенностей воспитанников);
- принцип наглядности (облегчение процесса зрительного восприятия и
запоминания информации с помощью ярких образов).
Методы отслеживания результатов:
1. Беседа с детьми «Здоровый образ жизни».
2. Дидактическая игра «Что с начало, что потом».
3. Наблюдения.
4. Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни».
Основная часть
План психолого – педагогической работы составлен с учетом
возрастных, психических и индивидуальных особенностей детей старшего
школьного возраста, а так же с учетом задач основной образовательной
программы школы.
7
Ежемесячно с детьми проводились игры (Приложение №2)
(дидактические, сюжетно - ролевые, подвижные), беседы (Приложение №3)
решения проблемных ситуаций, чтение и обсуждение программных
произведений разных жанров, рассматривание и обсуждение предметных и
сюжетных картинок, развлечение, просмотр мультфильмов, демонстрация
презентации, продуктивная деятельность по данной тематике.
Родители воспитанников ежемесячно получали консультации по теме
(Приложение №4), в «Уголке для родителей» вывешивались информативные
листы (приложение №5). Так же они были активными участниками
спортивных мероприятий (Приложение№6), родительских собраний по
данной теме и «Дней здоровья» проводимых в детском саду. Совместно с
воспитанниками и их родителями ходили на экскурсии и посещали «Тропу
здоровья».
№
Дата проведения
Название мероприятия
1
Октябрь
1.Беседа «Привычки и здоровье»
2.Чтение пословиц и поговорок
3.Сюжетно – ролевая игра «Мы
спортсмены»
4. Анкетирование на тему: «Что вы
знаете о вреде курения?»
5. Консультация для родителей:
ИТОГ: Семинар-практикум для
родителей и педагогов «Губительная
сигарета»
2
Ноябрь
1.Беседа «Здоровье – главная ценность
человеческой жизни»
2. Игра – «Разложи по порядку!»
3.Чтение сказки «Об Иване и змеином
8
логове»
4. Спортивные соревнования совместно с
родителями «В здоровом теле —
здоровый дух».
5. Консультация для родителей: «Роль
матери и отца в воспитании ребенка»,
6. Показ презентации родителям
7.Участие воспитанников в викторине в
международной викторине «Мир спорта»
ИТОГ: Создание мультфильма из
рисунков детей.
3
Декабрь
1.Беседа «Значение занятий
физкультурой и спортом для сохранения
здоровья»
2.Дидактическая игра «Что сначала, что
потом?»
3.День здоровья
4. Консультация для родителей: «Права
ребенка — соблюдение их в семье»,
5.Просмотр мультфильма «Об Иване и
змеином логове».
ИТОГ: Организация и проведение
родительского клуба по сохранению и
укреплению здоровья детей,
формированию здорового образа жизни:
«Здоровый малыш»
4
Январь
1.Беседа «Мифы о пользе курения»
2. Ситуативная - игра «Мой день»
3. Консультация для
9
родителей: «Психология
взаимоотношений в семье»,
4. Выпуск стенгазеты «Здоровейка».
5.Участие детей в городских
мероприятиях по формированию ЗОЖ
ИТОГ: Показ кукольного театра с
воспитанниками старшей группы «
Курение-зло»
5
Февраль
1.Беседа «Спорт и курение. Истории
спортсменов»
2.Игра «Хорошо- плохо»
3. Консультация для
родителей: «Вредные привычки и их
влияние на ребёнка».
4.Участие в конкурсе совместных
рисунков «Я и моя семья за здоровый
образ жизни»;
ИТОГ: Флешмоб «Мы за здоровый образ
жизни»
6
Март
1.Беседа «Рядом опасный человек»
2.Неделя подвижных игр на улице с
привлечением родителей
3. Консультация для родителей: «Курить
- здоровью вредить!?».
4. Оформление папки – передвижки «Мы
заздоровый образ жизни»
5.Подвижная игра «Собери в корзину»
ИТОГ: Физкультурный совместный с
родителями досуг «Вперед к здоровому
10
образу жизни»
7
апрель
1.Беседа «Модно быть здоровым»
2. Консультация для родителей: «О вреде
курения»,
3.Анкетирование итоговое
4. Участие воспитанников в викторине в
международной викторине «Вредные
привычки»»
ИТОГ: мероприятие «Наши спортивные
выходные
11
Заключение
В результате, эффективность психолого – педагогической работы
подтверждается знаниями детей по теме «Мы за здоровый образ жизни». При
проведении дидактических игр, наблюдений и бесед воспитанники показали
результативность проведенной с ними работы, у них расширились знания о
последствиях вредных привычек, вреде табакокурения, расширились знания
о значимости здорового образа жизни, расширилось представление
о оздоровительных мероприятиях. У воспитанников повысился интерес к
участию в спортивных мероприятиях. Родители воспитанников отметили, что
дети не только рассказывают о полученных знаниях на занятиях, но и
используют их в быту. Совместное творческое задание для детей и родителей
(конкурс семейных фотографий «Моя семья за здоровый образ жизни»)
способствовало укреплению взаимоотношений в семьях.
После проведения запланированных с родителями мероприятий было
проведено повторное анкетирование родителей.
Таблица 1
Сравнительный анализ результатов начального и итогового
анкетирования родителей (законных представителей)
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
вопрос 1 вопро 2 вопрос 3 вопрос 4
первоначальное
анкетирование
повторное анкетирование
12
Сравнительный анализ результатов начального и итогового
анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников
показывает, что во всех семья изменилось отношение здоровому образу
жизни, родители стали придерживаться основных правил ведения здорового
образа жизни. А кто-то из родителей даже бросил пагубную привычку,
табакокурение.
Методическую разработку «Мы за здоровый образ жизни» можно
использовать воспитателям при организации образовательной деятельности в
разные режимные моменты, в свободной игровой деятельности и родителям
при домашнем обучении.
Источники информации и список литературы:
1. Коняева Л. Будь здоров, малыш.// школьное воспитание, №11, 2004.
2. Кулик Г.и., Н.Н. Сергиенко. школа здорового человека. Программа для
ДОУ. М., ТЦ «Сфера», 2008г.
3. Махонева М. Воспитание здорового ребенка. //Дошкольное
воспитание, №6, 2002
4. Научно практический журнал «Управление ШКОЛЫ» №1 2004, стр. 32,
Планирование оздоровительной работы.
5. Уроки здоровья. Для детей дошкольного и школьного возраста.
Москва, 2004
6. Портал «Все о наших детях» http://for-children.ru/zdorove-rebenka/516-
pitanie-detey-v-detskom-sadu.html
7. «НС – портал» http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-
roditeley/2013/01/05/konsultatsiya-dlya-roditeley-zdorovoe-pitanie
8. Сайт «Все о питании ребенка» http://pitanierebenka.ru/zdorovoe-pitanie-
v-detskom-sadu.
Приложение №1
Анкета для родителей
«Здоровый образ жизни»
1. Вы ведёте ЗОЖ
а) да
б) отчасти
в) нет
г) затрудняюсь
2. Вы прививаете ЗОЖ своим детям
а) да
б) затрудняюсь ответить
3. Вы курите?
а) нет
б) да
4. Как дети проводят досуг
а) у бабушки
б) гуляют во дворе
в) смотрят телевизор
Приложение №2
Дидактический игры
Разложи картинки по порядку
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе
жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня
Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал
картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.
Воспитатель подводит итог высказываниям детей.
Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.
Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы
зарядку делаем.
Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение,
показать и всем вместе выполнить его.
Мой день
Цель: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку
зрения; учить находить нарушения закономерностей в последовательном
ряду.
Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных
моментов.
14
Ход игры: Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с
режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить
детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.
Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».
Вариант2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать
последовательность, а ребёнок продолжает.
Вариант3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю
последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах,
дети находят и исправляют ошибки.
Сюжетно-ролевые игры
Мы – спортсмены
Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом,
совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание.
Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений,
глазомер, ориентировку в пространстве.
Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации
количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки,
кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.
Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным
видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов
соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно
выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи
присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается
награждением победителей.
Подвижные игры
«Вышибалы»
Цель: совершенствовать умение детей прицеливаться, делая бросок точно и
быстро. Развитие глазомера детей. Воспитывать умение стойко переносить
боль от попадания мяча.
Ход игры: Перед началом игры все игроки делятся на две равные команды .
Игроки первой команды делятся еще раз на две группы и встают в две линии
на расстоянии 7-10 метров лицом друг к другу. Эта команда – вышибалы.
Игроки второй команды занимают место между двумя линиями.
Один из игроков команды вышибал берет в руки мяч и бросает мяч таким
образом, чтобы он попал в кого-нибудь из игроков второй команды. Тот
15
игрок второй команды, в которого попал мяч, выбывает из игры. Задача
игроков второй команды – увернуться от мяча.
Игрок, к которому попал мяч, совершает следующий бросок. Игра
заканчивается, когда все игроки второй команды будут «выбиты». После
этого команды могут поменяться ролями и начать игру заново.
Есть правило, которое позволяет немного усложнить и разнообразить игру:
Любой из игроков второй команды может попытаться поймать и
зафиксировать брошенный мяч. Сделать это нужно до того, как мяч коснется
пола или земли (то есть поймать его налету до отскока от земли). Если это
удается, игрок поймавший мяч на свое усмотрение может вернуть любого из
ранее «выбитых» игроков в игру. Если попытка не удалась – игрок выбывает.
Еще одно дополнительное правило позволяет вернуть в игру всех ранее
выбывших игроков: последний «невыбитый» игрок команды должен
увернуться от бросков мяча столько раз, сколько было игроков в его команде.
« Перепрыгни через ров»
Цель: способствовать умению детей выполнять прыжки через ров, не
бояться. Воспитывать умение радоваться успехам товарищей.
Ход игры: Игроки распределяются на две команды, которые выстраиваются
одна против другой. На площадке перед каждой командой воспитатель
рисует две параллельные линии на расстоянии 50 см одна от другой — это
ров. Ведущий произносит стихотворение:
Если хочешь ловким быть,
Если хочешь сильным быть,
Если хочешь быть здоров, —
Перепрыгни через ров!
С последними словами все прыгают, и выигрывает та команда, в которой
больше детей сумели перепрыгнуть через ров, не наступив на черту. Игра
продолжается. Проигравшие дети под те же слова победителей делают
вторую попытку перепрыгнуть через ров. Активизировать игру можно
прыжками с закрытыми глазами.
16
Приложение №3
БЕСЕДА ЗОЖ
Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья.
Цели: Закреплять, уточнять и пополнять знания о значении физкультуры и
спорта; укреплять потребность в занятиях физкультурой; вызвать уважение
к людям, занимающимся физкультурой.
Ход беседы.
Воспитатель: Зачем мы занимаемся физкультурой? Какие физкультурные
занятия нравятся вам больше всего? Что такое физкультура и что такое
спорт? Чем физкультурники отличаются от спортсменов? Кто из вас хочет
стать спортсменом? Что для этого нужно? Как вы думаете, легко ли стать
спортсменом? Как вы думаете, нужно ли заниматься физкультурой тому,
кто собирается стать не спортсменом, а продавцом, поваром, водителем?
Конечно, да. Ведь занятия физкультурой укрепляют здоровье; человек
меньше болеет, становится бодрым, энергичным, стройным, подтянутым.
Дети рассказывают о том, как они и их родители занимаются
физкультурой в зимнее и летнее время. Рассматривают фотографии из
семейных альбомов. Проводится беседа о физкультурных мероприятиях в
детском саду: утренняя гимнастика, физкультурные занятия,
физкультурные досуги, спортивные праздники, конкурсы, спартакиады.
Эстафета «Сильные, ловкие, быстрые».
Дети делятся на 2 команды. Педагогом подбираются 5-6 спортивных
упражнений на скорость и ловкость. Игра с мячом «Лови, бросай, упасть не
дай». Воспитатель бросает мяч, ребенок ловит и, бросая обратно, называет
слово, относящееся к физкультуре и спорту, например «коньки», «футбол»,
«хоккей», «мяч», и т.д. Умывальников начальник И мочалок командир. - Ну-
ка, ребята, дайте ответ, есть среди вас грязнули? Скажите мне, какие места
на вашем теле пачкаются больше всего? - Вы знаете: для того чтобы смыть
грязь и привести себя в порядок, нужны специальные предметы. Какие – вы
вспомните, когда отгадаете загадки. Хожу, брожу не по лесам, А по усам, да
волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и у мышей. (Расческа)
Дождик теплый и густой, Этот дождик не простой Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (Душ) Ускользает, как живое, Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло) Мойдодыр хвалит
детей, спрашивает их, умеют ли они правильно мыть руки и лицо.
Предлагает всем пройти в умывальную и показать, как правильно
пользоваться мылом и т.д. Мойдодыр дарит детям игрушки для пускания
мыльных пузырей. Играют все вместе в группе или на прогулке.
17
БЕСЕДА ЗОЖ
Здоровье – главная ценность человеческой жизни
Цель: Воспитывать потребность в организации правильного образа
жизни; способствовать формированию желания сохранять и укреплять
свое здоровье путем выполнения физических упражнений, соблюдения
режима дня и т.п.
Ход беседы. Воспитатель: Как люди приветствуют друг друга при
встрече? Давайте поговорим о слове «здравствуйте». Что оно означает?
Здороваясь, один человек как будто желает другому здоровья. Ведь
здоровье – самая главная ценность, данная человеку. Опишите здорового
человека. Какой он? (Ответы детей.) Когда мы здоровы, нам хочется читать,
учиться, играть; у нас доброе приветливое настроение, нам просто хорошо.
Давайте теперь подумаем, как чувствует себя заболевший человек.
Вспомните, что чувствовали вы, когда болели. (Ответы детей.) Когда
человек болен, ему ничего не хочется делать; у него плохое настроение;
иногда он плачет. О чем думает больной человек? Что он хочет? (Ответы
детей.) Конечно, больному хочется как можно скорее вылечиться. Для того
чтобы вылечиться, нужно принимать горькие лекарства, делать уколы.
Вспомните, как вас лечили ваши близкие или врач. (Ответы детей.)
Взрослые часто винят себя как в своей болезни, так и в болезни своих детей.
18
Приложение №5
Консультация «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»
Основные международные документы, касающиеся прав детей.
Декларация прав ребенка (1959).
Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
(1990).
В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.
Семейный Кодекс РФ (1996).
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Закон «Об образовании».
В перечисленных документах провозглашаются основные права детей:
на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение,
социальную защиту и возможность получать образование, развиваться
физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое
место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен
своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного
отношения, жестокости и эксплуатации.
Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от
расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений,
национального, этнического и социального происхождения – юридическое
право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества.
Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других
лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.
Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не
могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение
интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом
основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав
взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью
детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны
исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое
достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и
международного права, обладает следующими правами и свободами в
области семейных отношений:
- жить и воспитываться в семье;
- знать, кто является его родителями;
- на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это
противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;
- на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении
родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским
учреждением;
- на всестороннее развитие;
- на уважение человеческого достоинства;
19
- на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами,
иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в
экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор,
больницу и т.д.;
- на защиту;
- на выражение собственного мнения;
- на получение фамилии, имени, отчества;
- на получение средств, к существованию и на собственные доходы.
Советы родителям.
• Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на
свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не
оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил
ваши проблемы.
• Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И
решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы
не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь,
изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
• Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его
упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.
• Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что
вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать
его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от
него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста
или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.
• Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее,
что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее
непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических
невзгодах.
Ребенок учится тому, чему его учит жизнь
(Барбара Л.Вульф)
Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить
любовь.
Если к ребенку относиться враждебно, он учится драться.
Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.
Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.
Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.
Если ребенка хвалят, он учится благодарности.
Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.
Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.
Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.
20
Приложение№6
Памятка для родителей
21
Приложение №7
Сценарий спортивного досуга
для детей старшего дошкольного возраста
«Я и моя мама - спортивная пара»
1. Создать положительный эмоциональный фон, атмосферу благополучия и
доброжелательности.
2. Совершенствовать двигательные умения и навыки, полученные на
физкультурных занятиях.
3. Способствовать эмоциональному общению детей с родителями, участию
родителей в совместной с детьми двигательной деятельности - эстафетах,
аттракционах и т.д.
4. Развивать у детей внимание, ловкость, координацию движений, чувство
коллективизма, дружбы и взаимопомощи между детьми.
Оформление зала и музыкальное сопровождение: фонограмма песни
А.Пахмутовой и Н.Добронравова "Мы верим твёрдо героям спорта", музыка
В.А.Лаптева, слова Бакалдина В.Б. "Песня о родной земле", музыка Тома
Спенсера "Воздушная кукуруза", музыка Римского-Корсакова "Полёт
шмеля"; "Берлинская полька".
Инвентарь: флаги 8 шт, обручи 16 шт, гимнастические купальники 8 шт.,
дуги 6 шт, ребристая дорожка 2 шт, скамейка гимнастическая 2 шт, лестница
гимнастическая 2 шт, маты 2 шт, фитболы 4 шт, ориентиры 2 шт, факелы 2
шт, кегли 10 шт, длинная лента на палочке, силуэт солшышка 2 шт, ленточки
16 шт. мольберты 2 шт, ватман и фломастеры.
Ход досуга
Под фонограмму песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова "Мы верим
твёрдо героям спорта" выходят в зал дети группы "Пчёлки" и "Семицветики"
с флагами и обручами, выполняют упражнения, перестроения. По окончании
упражнений флаги ставят в большую вазу на полу, обручи выкладывают по
кругу, садятся на скамейки.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня
вся наша страна отмечает замечательный праздник - День Матери! На целом
свете этот праздник самый добрый и светлый. Слушайте мамы, слушайте -
Вас прославляют дети!
Мама - это небо!
Мама - это свет!
Мама - это счастье!
Мамы лучше нет!
Мама - это сказка!
22
Мама - это смех!
Мама - это ласка!
Мамы любят всех!
Мама улыбнётся
Мама погрустит
Мама пожалеет
Мама и простит
Мама - это доброта
Мама выручит всегда
Мама - нет тебя дороже
Мама всё на свете может!
Ведущий: Наши мамы не только нежные, добрые, ласковые, красивые,
но и любят заниматься спортом! Сегодня мы проведём необычный
спортивный праздник, где участниками будут ребята и их мамы. Давайте их
поприветствуем!
(в зал входят команды, проходят круг почёта и выстраиваются в две шеренги)
Ведущий: Представляем наши команды: команда "Метеоры"
Девиз: Максимум радости
Максимум света,
Вот как мы можем
Добиться успеха!
Речёвка: Спорт, друзья, нам очень нужен
Мы со спортом крепко дружим!
Вместе с мамой в эстафете
Победим мы всех на свете!
и команда "Позитив"!
Речёвка: Наш отряд - "Позитив"!
Наш девиз - "Позитив"!
Наш весёлый коллектив
Излучает позитив!
Прежде чем мы начнём соревноваться, познакомимся с жюри: главная
мама нашего сада, по совместительству председатель жюри - Ирина
Андреевна. Помогают главной маме Раиса Григорьевна и Елена
Александровна! Надеемся, наше жюри будет честным, справедливым, и в то
же время снисходительным!
Итак, мы приступаем и первое наше соревнование
"С мамой в детский сад" . По команде "На старт, внимание, марш!"
игроки парами подбегают к дугам, ребёнок подлезает под дугами, мама его
страхует, затем, добежав до ребристой дорожки, поехали на трамвайчике,
23
зацепившись друг за друга, затем по скамейке мама идёт на носочках, руки
на поясе, а ребёнок подтягивается по скамье, добежав до лестницы, ребёнок
влезает наверх, звенит колокольчиком, мама страхует, спускается, после чего
возвращаются быстрым шагом в свои команды, передают эстафету вторым
игрокам касанием ладони о ладонь. Побеждает команда, быстрее
выполнившая задание и допустившая меньше ошибок.
Оценка жюри.
Следующая эстафета "Весёлые лошадки" Мама и ребёнок прыгают на
фитболах до ориентиров, огибают их и возвращаются назад.
Оценка жюри.
Следующий наш конкурс "Освети дорогу маме факелом": факел в
руках у ребёнка. По сигналу игроки прыгают 4 раза на двух ногах из обруча
в обруч, затем мама огибает кегли, а ребёнок впереди освещает ей
дорогу, добегают до ориентира, затем по прямой возвращаются к линии
старта, передают факел следующему в колонне игроку. Побеждает команда
быстрее выполнившая задание.
Оценка жюри.
Ну что ж, я думаю, нужно дать время нашим игрокам отдохнуть и
посмотреть музыкальный номер "Песня о родной земле" в исполнении
группы поддержки.
Отдохнули, расслабились, а теперь переходим ко второй части наших
соревнований. И, думаю, они покажутся немного сложнее. Как вы чувствуете
себя после музыкальной паузы, ваши силы восстановились?
Пришло время нашим капитанам померяться силами, точнее ловкостью
рук. Приглашаются только капитаны. Вам предстоит свернуть ленту.
Победит тот, кто к центру доберётся быстрее.
Оценка жюри.
Следующий конкурс "Украшение солнышка лучиками" Вокруг
солнышка надо выложить лучики из ленточек. Первым выкладывает мама,
затем ребёнок. Оценивается не только быстрота выполнения, но и красота,
симметричность лучей.
Оценка жюри.
И последнее наше состязание - конкурс рисунков "Солнце, небо, мама,
я!" Игроки все вместе рисуют картину на ватмане фломастерами. Нужно
успеть нарисовать картину, пока звучит песня. ( "Солнечный круг").
Оценка жюри.
Пока жюри подсчитывают итоги, группа поддержки читают стихи мамам.
Предоставляется слово жюри, подведение итогов, награждение команд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира "Формирование здорового образа жизни. Фрукты и овощи на нашем столе."
На данном уроке учащиеся вспомнят овощи и фрукты, познакомятся с основными витаминами, узнают об их влиянии на здоровье человека. Для этого в урок включены загадки об овощах и фруктах, некоторым...
Методическая разработка. Внеклассное мероприятие в ГПД "Здоровый образ жизни"
Цели:раскрыть понятие здоровый образ жизни,определить условия сохранения здоровья,формировать у учащихся убеждения о пользе здорового образа жизни ио здоровье как самой главной ценности....
Сценарная разработка тематического мероприятия по пропаганде здорового образа жизни на тему: «В гостях у Мойдодыра».
Сценарная разработка тематического мероприятия по пропаганде здорового образа жизни на тему: «В гостях у Мойдодыра». Цель: Формирование у учащихся сознательного отнош...
Учебно- методическое пособие к спортивно-интеллектуальной игре «Здоровый образ жизни»
Учебно- методическое пособие к спортивно-интеллектуальной игре «Здоровый образ жизни», 2 варианта проведения....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по формированию здорового образа жизни ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ
ЦЕЛИ: в игровой форме формировать интерес к здоровому образу жизни и ценностное отношение к собственному здоровью. развивать коммуникативные навыки и навыки самоконтроля; продо...
Методическая разработка классного часа для 7-9 классов на тему: « Я выбираю здоровый образ жизни!»
Актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни; дополнить представления суворовцев о вредных привычках; способствовать воспитанию отрицательного отношения к табакокурению, алкоголю, наркомании...
Методическая разработка к занятию по основам здорового образа жизни "Семья"
Конспект занятия и презентация помогут провести как урок, так и внеурочное занятие на тему "Семья"....