«Современные требования к организации группы продленного дня в начальной школе»
статья

В статье затронута тема организации группы продленного дня в начальной школе, особенности построения работы и основные моменты выполнения домашнего задания. Так же представлен сборник подвижных игр на свежем воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovr.treb_._k_org._gpd_v_nachalnoy_shkole.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 186

Калининского района Санкт-Петербурга

Статья на тему

«Современные требования к организации группы продленного дня в начальной  школе»

Составитель:

Гурбанова Рамила Рустамовна

Санкт-Петербург

2022 год

Выбирая школу, папы и мамы часто интересуются, есть ли в школе группа продленного дня. Это связано с тем, что занятость взрослых не позволяет забирать школьника младшего возраста сразу после уроков. Многие родители меняют работу, подстраивают свой график под школьный режим. Все это допустимо, когда есть возможность. В основном родители работают и не могут забирать ребенка из школы в обеденное время. Очень часто на помощь приходят бабушки и дедушки, для которых такой процесс становится своеобразной работой. Вопрос с кем и где оставить ребенка во второй половине дня для многих стоит очень остро. С одной стороны, оставить ребенка без контроля одного на целый день дома — рискованно. С другой стороны, в группе продленного дня большое количество детей, и ребенок не может отдохнуть и расслабиться, побыть немного один в тишине.

Что хорошего дает продленка и чем она может помочь? Плюсов у групп продленного дня много. Основное преимущество — ребенок находится под присмотром до прихода родителей с работы. О нем заботятся педагоги, которые и проконтролируют и помогут в случае чего. Немаловажный фактор, это социализация юного члена общества, которым посещается продленка в начальной школе. В группе сверстников ребенок приобретает опыт общения, который пригодится ему во взрослой жизни. Продленка в начальной школе также может обеспечивать детей кружками и секциями по интересам. Это важно для гармоничного развития личности. Также в школах работает детский психолог. Если у ребенка возникли проблемы, психолог всегда поможет разобраться во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Педагог-воспитатель организует выполнение режима дня учащихся, оказывает им помощь в учении, организации самоподготовки и досуга, а также в получении дополнительного образования, вовлекая в спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.

При выполнении домашних заданий в группе продленного дня следует отметить некоторые важные моменты:

  • начинать самоподготовку не раньше 15–16 часов;
  • ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч, в 4 — 5 классах — 2 ч;
  • предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;
  • предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам.

Стоит отметить, что временные затраты на выполнение домашних заданий школьников не только в группе, но и дома не должны превышать указанных нормативов. Самым сложным направлением деятельности воспитателя в группе продлённого дня является организация самоподготовки. Успех самоподготовки в значительной мере зависит от проведенного на уроке закрепления, поэтому воспитателю необходимо узнать у учителя информацию о том, как усвоили воспитанники изучаемый материал, что значительно облегчит им эту работу.

Лучше, если в группе продленного дня установлен следующий порядок выполнения заданий:

  • начинать с самого сложного задания;
  • чередовать виды деятельности;
  • заканчивать более легкими заданиями.

Воспитатель организует работу детей во время самоподготовки, следит за дисциплиной, берет под свою опеку школьников, отстающих в учебе.

Работники и воспитатели ведут документацию о посещении детьми группы продленного дня.

Так же очень важно, чтобы дети проводились время на свежем воздухе. Представляю для Вас сборник подвижных игр для детей в группе продленного дня.

Игра «Волна»

Ход игры: с помощью считалки выбирается водящий. Остальные игроки (не менее 10 человек) становятся в круг и берутся за руки. Круг из игроков будет представлять собой море, а водящий — «кораблик». Игроки начинают делать «волну», то есть, не расцепляя рук, выполнять плавные волнообразные движения руками. При этом они то поднимают, то опускают руки. Выполнять эти движения надо произвольно: важно, чтобы водящий не мог предугадать, где «волна» будет выше, а где ниже. Задача водящего-«кораблика» — проскочить под «волной», то есть быстро пробежать сквозь просвет между любыми двумя игроками в тот момент, когда их руки будут подняты. Если ему это удается, он занимает место в круге, а вместо него выбирают другого водящего, если же нет, он повторяет попытку до тех пор, пока она не станет удачной.

Игра «Подтянулись, подросли»

Ход игры: количество игроков не ограничено. Ведущий объясняет правила. Они просты: игроки должны декламировать вместе с ведущим стихотворение, повторяя при этом его движения.

Ветер дует нам в лицо (Машем руками, повернутыми ладонями внутрь, по направлению «к себе».)

И качает деревцо. (Руки поднимаем вверх, делаем наклоны вправо и влево, руки при этом не напряжены.)

Ветер тише, тише, тише, (Амплитуда наклонов постепенно уменьшается.)

Деревца растут все выше. (Поднимаем руки вверх, приподнимаемся на цыпочки и тянемся изо всех сил.)

Игра «Лови-бросай!»

Инвентарь: мяч

Ход игры: на игровой площадке дети образуют круг, стоя на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга стоит ведущий, который по очереди бросает мяч детям, а потом ловит его от них, произнося при этом рифмовку: «Лови, бросай, Упасть не давай!..» Игру начинают с небольшого расстояния (радиус круга 1 м), а потом постепенно это расстояние увеличивается до 2—2,5 м.

Примечание: при проведении игры ведущий произносит текст не спеша, чтобы за это время ребенок успел поймать и бросить обратно мяч. Учитель отмечает детей, ни разу не уронивших мяч.

Игра «Удочка»

Инвентарь: веревка (скакалка)

Ход игры: Из общего числа играющих выбирается водящий. Остальные игроки встают в круг диаметром 3—4 м. Водящий становится в центр крута. У него в руках веревочка длиной 2 м с привязанным к концу мешочком с песком. Водящий вращает веревочку так, чтобы мешочек с песком летел над уровнем пола на высоте 5—10 см. Каждый из играющих должен подпрыгнуть и пропустить летящий мешочек. Тот, кого водящий задел летящим мешочком, получает штрафное очко.

Подсчитывается общее число штрафных очков после того, как мешочек совершит 8—10 полных кругов. Побеждает тот, кого веревочка ни разу не задела по ногам.

После смены водящего игра начинается сначала.

Игра «Ловишки»

Ход игры: на игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—10 м. Играющие дети стоят у одной линии. Между линиями — зона «ловишки». В начале игры роль «ловишки» выполняет воспитатель, показывая, как нужно ловить. Потом ловишкой становится кто-то из детей. Ведущий подает сигнал: «Бежим!..» (это может быть свисток, хлопок в ладоши и т. п.). После этого дети стремятся перебежать от одной линии до другой, а «ловишка» в это время их ловит по одному, и пойманный ребенок отходит в сторону. Он больше не принимает участия в игре. Таким образом, игра продолжается несколько раз, до тех пор, пока на игровой площадке останется один ребенок или «ловишка» не переловит всех.

Примечание: существует еще несколько вариантов игры:

1)дети не перебегают от черты к черте, а у каждого из играющих на игровой площадке есть свой «домик» (например, нарисованный круг), в котором нельзя ловить;

2)можно оговорить, что нельзя ловить детей, успевших присесть или остановиться на одной ноге, поджав другую ногу и обхватив ее обеими руками. При смене положения — игра продолжается;

3)одним из вариантов является, что первый же пойманный играющий ребенок становится «ловишкой», а «ловишка» входит в число играющих детей.

Игра «Мышеловка»

Ход игры: играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг — мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая: «Ах, как мыши надоели, Развелось их просто страсть. Все погрызли, все поели, Всюду лезут – вот напасть. Берегитесь же, плутовки. Доберемся мы до вас. Вот поставим мышеловки, Переловим всех за раз!» По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу ведущего: «Хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают — мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (и размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей будет поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.

Примечание: во время игры воспитатель одновременно с детьми проговаривает стихотворение.

Игра «Команда быстроногих»

Инвентарь: палка, обруч ( или нарисованный мелом круг)

Ход игры: Играющий делятся на две-три команды и строятся с разных сторон площадки. Обозначается стартовая линия, на которую становится по одному игроку от каждой команды. В 15-20 шагах от каждой команды обозначен кружок, в которой кладут палочку. По команде ведущего «Марш!» игроки бегут к кружкам, берут палочки и стучат ими три раза по полу, кладут палочки в кружки и бегут обратно. Прибежавший первым приносит своей команде одно очко, вторым - два очка и т.д. Выигрывает команда, набравшая меньшее количество очков.

Примечание: количество ударов палки по полу можно менять, также можно добавить дополнительные действия (оббежать круг до/после ударов, перепрыгнуть через круг и т.д.)

Игра «День и ночь»

Ход игры: игра начинается с выбора водящего, который отворачивается от остальных игроков и произносит слово "День". В это время все игроки бегают-прыгают-веселятся. Главное условие - нельзя оставаться на месте. Дальше водящий произносит слово "Ночь". В это время все должны сразу "заснуть" (замереть в тех позах, в которых на тот момент были). Водящий в этот момент оборачивается, если он заметил игрока, который не "спит", то громко говорит об этом (в том числе и называет, какое именно он движение заметил), и игрок выбывает из игры (либо становится водящим, зависит от количества игроков). Самым "интересным" является продолжать двигаться за спиной у водящего (чтобы он не заметил) даже "днем" или рассмешить игрока напротив, вынудив его проиграть, опять же так, чтобы не заметил водящий. Водящий же может называть" День и Ночь "в любой последовательности и в любом порядке, путая игроков и заставляя их ошибаться.

Игра «Прыгуны»

Ход игры: все участники игры должны разделиться на две команды. Каждая команда встаёт на противоположных сторонах площадки. Нужно обозначить начало движения или линию старта для каждой команды. Таким образом, получится, что линия старта одной команды будет линией финиша для другой команды и наоборот. Первые игроки каждой из команд выполняют прыжок с места толчком двух ног. После прыжка первого игрока по пяткам отмечается результат его прыжка. Второй участник выходит к линии, оставленной первым игроком, и так же выполняет прыжок с места с отметкой приземления, затем прыгает третий и так далее до последнего играющего. Если последнему игроку удалось перепрыгнуть через финишную линию, его команда побеждает в этой игре-эстафете.

Примечание: можно организовать 4–5 команд (или соревнование между мальчиками и девочками).

Игра «Чай-чай, выручай!»

Ход игры: среди играющих с помощью считалочки выбирается водящий. Водящий остаётся в центре игровой площадки, а остальные игроки разбегаются в разные стороны. Водящий догоняет играющих и осаливает их. Осаленные игроки останавливаются на том месте, где были осалены, раскидывают в стороны руки и произносят «чай – чай, выручай». Игроки, которых не поймали могут «выручить» пойманных, дотронувшись до них рукой. Задача водящего поймать как можно больше игроков и не подпустить остальных к уже пойманным. Игра требует от детей колоссальной выносливости.

Примечание: игра требует от детей большой выносливости. Нужно контролировать время игры (7-10 минут). При игре в помещении не стоит собирать большое количество игроков.

Игра «Северный и южный ветер»

Инвентарь: синяя и красная ленточки для водящих

Ход игры: Среди играющих выбирается два водящих (скорее всего с помощью считалочки) – одному одевается синяя лента – он северный ветер, а другому – красная – он южный ветер. «Северный ветер» по правилам игры догоняет играющих и «замораживает» их, осаливая. Игрок, до которого дотронулся северный ветер, должен замереть как вкопанный. «Южный» же ветер наоборот размораживает игроков, дотрагиваясь до «замороженных». Тот, до кого дотронулся южный ветер, продолжает двигаться по площадке. Задача северного ветра «заморозить» как можно больше игрока и не дать южному ветру «разморозить» участников игры.

Примечание: при большом количестве игроков количество «ветров» можно увеличить.

Игра «Скакалки»

Инвентарь: скакалка

Ход игры: игры со скакалкой могут быть очень разнообразными. Например: «Кто быстрее» (перегонки) – дети прыгают через скакалку, продвигаясь вперед до условленного места. «Кто дольше» – дети прыгают через скакалку на месте, пока не делают ошибку. «Кто как умеет» – каждый играющий придумывает свои движения. Для того, чтобы дети могли играть в подобные игры, их надо научить хорошо прыгать через скакалку, постепенно усложняя задание.

Примечание: игры со скакалкой могут быть очень разнообразными. Эта подвижная игра отличается большим количеством вариантов ее проведения.

Игра «У медведя во бору»

Инвентарь: обозначение берлоги (стул, обруч и т.д.)

Ход игры: перед началом игры нужно создать «берлогу» медведю. Это может быть стул, обруч, меловой круг на площадке – все, что угодно. «Медведь-ведущий» находится в своей берлоге. Он там спит. 19 остальные играющие отправляются в лес по ягоды. Детки двигаются по площадке, имитируя сбор ягод в корзинку, постепенно приближаясь к «берлоге». Собирая ягоды, дети произносят такие слова: У медведя во бору Грибы ягоды беру А медведь не спит И на нас рычит! После слова «рычит», медведь «просыпается» и с рычанием начинает ловить детей. Кого поймал – тот становится медведем и игра повторяется. Можно разметить «домик» для детей – черта на площадке, попав за которую ребята находятся в безопасности – там «медведь» не имеет права их ловить.

Примечание: Зачастую дети очень хотят стать «медведями» и стараются сами попасться. От этого игра теряет свою прелесть и динамичность. Тогда можно немного изменить правила – пойманный «медведем» ребенок отправляется в «берлогу» и не принимает участия в игре. После того как в «берлоге наберется 3-4 пленника, считалкой выбирают нового медведя, и игра начинается заново

Игра «Поезда»

Инвентарь: ориентир стойки (любой предмет среднего размера)

Ход игры: Две равные команды выстраиваются в колонну по одному, обхватив руками впереди стоящего или взяв за пояс. Колонны стоят параллельно одна другой на расстоянии 3-5 шагов. Перед колоннами проводят стартовую линию, а напротив соревнующихся команд на расстоянии 7-10 метров (расстояние можно менять в зависимости от площадки) ставят стойку или другой предмет. По сигналу игроки в колоннах бегут вперед до стойки, огибают ее и возвращаются назад. Выигрывает команда, игроки которой пробежали всю дистанцию, не разъединившись, и раньше пересекли стартовую черту всей колонной.

Примечание: можно условиться, что игроки присоединяются друг к другу по очереди, т. е. сначала стойку обегает первый номер, затем к нему присоединяется второй (и обегают вдвоем), далее - третий и т. д. Поскольку в этом варианте игра требует выносливости, при ее повторении игроки в колоннах располагаются в обратном порядке. Для ребят младшего школьного возраста можно проводить оба варианта игры, условившись, что бегать будут, держась не за пояс друг друга, а за руки.

Игра «Тру-ля-ля»

Играющие начинают счет вслух от одного до ста, по очереди называя числа. Задача игроков — вместо чисел, которые делятся на 7 или включают слово «семь» в свое название, говорить слово «тру-ля-ля» (можно придумать любую другую смешную фразу; а вместо 7 выбрать другую цифру, например, 4). Тот, кто ошибается — выбывает из игры. Оставшиеся участники начинают счет сначала. Вести счет надо быстро, тогда промахи случаются часто, и игра получается очень веселой. Победителем становится тот, кто ни разу не ошибся.

Игра «Земля, воздух, вода, огонь»

Интересная словесная игра для детей на быстроту мышления. Участники игры образуют круг, в середину которого встает водящий. Он бросает по очереди мяч или воздушный шарик игрокам, называя одну из стихий: земля, воздух, вода или огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», то тому, кто поймал мяч, нужно быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы или водного животного; на слово «Воздух!» – названием птицы (летающего насекомого). При слове «Огонь!» все должны помахать руками. Тот, кто ошибается или не может назвать животное – выбывает. Повторять названия животных, рыб и птиц нельзя.

Игры на прогулках

Игры, которые не стареют

Есть игры, на которых выросло не одно поколение детворы в городских дворах и на сельских околицах. Кажется, что они были всегда, в них любили играть еще бабушки и дедушки. Но, к сожалению, оказывается, что многие дети нашего компьютерно-телевизионного времени не знают таких игр. Их стоит разучить и обязательно часто играть в них.

Казаки-разбойники

В эту игру можно играть в течение всей прогулки, и она не только не наскучит, а, напротив, ее участники не заметят, как время пролетит. Играть можно в школьном дворе, в сквере — везде, где найдутся укромные места для прятания.

Участники игры договариваются о границах территории, где будут прятаться и куда убегать. Это очень важное условие должно быть обсуждено всеми детьми вместе еще до начала игры. Затем дети делятся на две команды: на «казаков» и «разбойников». Делать это лучше по жребию. Члены команд вводят свои знаки отличия: повязывают, например, красные ленточки на рукава или цепляют бумажные жетоны с определенной символикой. (Понятно, что о знаках различия стоит позаботиться заранее.)

Игра начинается по сигналу воспитателя: он должен громко декламировать какую-либо считалку, но длинную или с повторами, чтобы она продолжалась не менее 2—3 минут. За это время «разбойники» разбегаются и прячутся, а «казаки» должны быстро соорудить «темницу», куда будут приводить пойманных «разбойников», попросту очертить небольшую территорию где-то возле дерева или скамейки, в углу у забора.

Прошли подготовительные 2—3 минуты, и игра начинается. «Казаки» расходятся по площадке, чтобы выследить «разбойников», а если обнаруженный пустится убегать, то догнать его, запятнать и привести в «темницу» под охрану кого-то из «казаков». Вести пленного не так уж просто, потому что «разбойники» могут напасть на конвой и, запятнав «казака», отбить у него товарища.

Действия «разбойников» в игре состоят не только в том, чтобы хорошо прятаться и убегать от «казаков», но и в том, чтобы выручать товарищей, попавших в плен. Если, например, кого-то из «разбойников» ведут в «темницу», то любой свободный «разбойник» может подбежать и запятнать «казака». Тогда «казак» должен отпустить пленного, и оба «разбойника» убегают прятаться снова. Из «темницы» пленников освобождать лучше всего группой: одни «разбойники» отвлекают внимание «казаков»-сторожей, другие в это время пятнают... пленных. Кого запятнали, тот свободен.

Важное условие игры: «разбойник» не имеет права перепятнать поймавшего его «казака», если «казак» до него дотронулся, — все, ступай в «темницу». При нарушении этого условия у детей чаще всего возникают споры. А множество других правил дети сами придумают и установят, потому что эта игра создает большие возможности для импровизации.

Игры-эстафеты

Детям стоит рассказать, что означает слово «эстафета». Оно происходит от итальянского staffa — стремя. Так называли в древней Европе срочное донесение, которое посылали с нарочным, обычно конным.

В давние времена и у нас в России, когда не было ни железных дорог, ни автомобилей, ни самолетов, письма и другие срочные бумаги доставлялись эстафетной почтой. От одной почтовой станции к другой ямщик гнал тройку лошадей. На станции лошадей перепрягали, и новая почтовая тройка мчалась дальше. Люди так и говорили: «Отправить бумаги эстафетой», «Письмо градоначальнику из столицы доставлено эстафетой».

Теперь эстафетой называют командные соревнования или игру, где нужно преодолевать дистанцию, разбитую на этапы, и в конце определенного этапа один участник команды передает другому какой-нибудь предмет (эстафетную палочку, флажок, мяч) или выполняет какие-то действия, движения, стараясь опередить в скорости соперников из других команд.

Для участия в игре-эстафете создаются две команды, равные по числу участников и примерно равные по силам. Команды выстраиваются в параллельные колонны по одному на расстоянии 2—3 метра одна от другой. Для наблюдения за строгим соблюдением правил участниками команд (не выбегать из строя раньше времени, не заходить за стартовую черту, класть все предметы на свои места и др.) воспитатель может назначить помощников, которые прикрепляются к каждой команде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные требования к организации группы продленного дня в начальной школе

С группой продленного дня у родителей связано много вопросов. Каким образом организована вторая половина дня у учащихся начальной школы, посещающих ГПД? Есть ли дополнительные круж...

Статья:Современные требования к организации группы продленного дня в начальной школе.

Выбирая школу, папы и мамы часто интересуются, есть ли в школе группа продленного дня. Это связано с тем, что занятость взрослых не позволяет забирать школьника младшего возра...

Статья: «Современные требования к организации группы продленного дня в начальной школе».

В статье рассматриваются требования к организации группы продленного дня в начальной школе....

Организация группы продленного дня в современной школе

Выбирая школу, папы и мамы нередко интересуются, есть ли в школе группа продленного дня. Это связано с тем, что занятость взрослых не позволяет забирать школьника младшего воз...

Статья «Организация группы продленного дня в современной школе»

В статье затронута тема организации группы продленного дня в начальной школе, особенности построения работы....

Организация группы продленного дня в свете современной школы

Организация группы продленного дня в свете современной школы...

Современные требования к организации группы продленного дня в начальной школе

Современные требования к организации группы продленного дня в начальной  школе...