Классный час "С детства дружбой дорожить учат в школе"
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Касаткина Алена Анатольевна

Классный час в начальной школе "С детства дружбой дорожить учат в школе…" 

дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся.

При подготовке к внеклассному мероприятию охвачены учащиеся. С ними разучены стихотворения. Остальные ребята самостоятельно отыскивали пословицы и поговорки о дружбе. Использованный материал подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час в начальной школе "С детства дружбой дорожить учат в школе…"


Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся.

При подготовке к внеклассному мероприятию охвачены учащиеся. С ними разучены стихотворения. Остальные ребята самостоятельно отыскивали пословицы и поговорки о дружбе. Использованный материал подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса.

Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке  положительных эмоций.

На занятии необходимо придерживаться следующих принципов:

  • уважать и принимать мир другого;
  • относиться к ученикам с абсолютным доверием;
  • акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;
  • избегать оценочных суждений в отношении к детям;
  • безусловное принятие ребенка.

Тема:    «С детства дружбой дорожить учат в школе…»

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.

Форма работы: разговор-рассуждение с презентацией.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организация класса. Эмоциональный настрой

Звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе»

Крепко – накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Приложение, 1-й слайд.

II. Сообщение темы и цели занятия

– Пусть каждый из вас задумается и сам себе ответит  на вопрос: «А есть ли у меня друг?»
– Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем об этом.

III.  Беседа о значении слова «дружба»

Учащиеся читают стихотворение «Дружба» по ролям в костюмах героев.

– Что такое дружба?– спросила я у птицы.
– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете: и
звери, и птицы, и дети.

Произнесите слово «дружба».
– Что вам вспоминается?
– Какой я? Какой мой друг?
– Каким бы я хотел быть?
– Каким бы я не хотел быть?
– Каким бы я не хотел видеть своего друга?
– Какую черту характера вы больше цените в своём друге? А в себе?

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

Приложение, 2-й, 3-й слайды.

– В чем состоит значение, ценность дружбы в жизни?

 IV. Чтение и обсуждение стихотворения «Если б капли не дружили»

М. Садовский

Если б капли не дружили,
Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?

Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать?
Как бы солнышку вставать?

Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!

– Задумаемся над тем, что дружба нужна  и детям, и взрослым в разных жизненных ситуациях.

– Какого друга можно назвать настоящим? (Выполнение заданий на слайде)

Приложение, 4-й слайд.

V. Пословицы о дружбе

Приложение, 5-й слайд.

– А какие пословицы о дружбе знаете?

Игра «Закончи пословицу»

Приложение, 6-й слайд.

Физминутка (дети выполняют в парах)

Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга
(обнимаются).

VI. Продолжение беседы

– А с кем вы дружите?
– Дружите ли вы со своими родителями?
– Должны ли родители быть друзьями детства? (Расспросите их дома об этом.)
– Как, по-вашему, можно ли сохранить друзей детства?
– Хотели бы вы, чтобы ваши друзья были с вами в течение всей жизни?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

VII. Викторина «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый
Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

– Книг о дружбе  много. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.

VIII. Показ книг с рекомендацией прочитать их 

  • Л. Воронкова «Солнечный денек» («Подружки идут в школу»);
  • А. Гайдар «Тимур и его команда»;
  • В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;
  • Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;
  • Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;
  • В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васек Трубачев и его товарищи».

Приложение, 7-й слайд.

IX. Ощущение и эмоциональное переживание состояния дружелюбия

– С чего начинается дружба?

 Звучит песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

… С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.

Приложение, 8-й слайд.

X. Мимическая гимнастика

– Улыбнитесь друг другу.
– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
– А какое выражение должно быть у враждебно настроенного человека?

Приложение, 9-й слайд.

– Могут ли руки помочь подружиться?
– Какими бывают наши руки?
(Добрыми, злыми.)
– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?

Приложение, 10-й слайд.

XI. Повторение правил речевого этикета

– Покажите, как надо приветствовать друга, выражать одобрение, прощаться и т.п.
–  Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
–  Как «пахнет» дружба? (ваши ощущения)
– Какая она на ощупь?
– На вкус?
– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
– С какими животными можно связывать слово дружба?
– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?

XII. Подведение итогов занятия

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

Приложение, 11-й слайд.

Исполнение песни «Когда мои друзья со мной».

Там, где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму,
Разберусь с друзьями!
Что мне
снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!

– Вот и подошёл к концу наш классный час. Давай те встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!

Классный час на тему "Золотые ключики к сердцам"


Цели.

  • формировать нравственные знания;
  • развивать у детей чувство товари щества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям;
  • воспитание стремления совершать добрые дела;
  • развитие самооценки.
  • .Ход классного часа

1. Организационный момент.

Учитель.

Итак, друзья, внимание –
Ведь позвенел звонок.
Садитесь по-удобнее?
Начнём скорей урок!

2. Объявление темы классного часа.

Учитель. Прочитайте тему нашего классного часа. (Дети читают.)

3. Беседа по теме классного часа.

Учитель. В каждом из нас есть маленькое солнце — доброта.

– Что такое добро? (Это всё хорошее, доброе, красивое. Например, мама, весна, улыбка, солнце, учитель, …. .

Добрый человек — это тот, кто любит людей и помогает им. (Ученики читают стихотворение Николаенко “Доброта”.)

Ученик.

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра
Было доброе вчера.

Ученица.

И откуда спросишь, ты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я отвечу тебе прямо:
Это — мама, мама, мама!!!

Учитель. Мама — мир подарила, жизнь подарила тебе и мне! И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её тёплый взгляд. А как вы заботитесь о своей маме? (Дети рассказывают о своих отношениях со своими мамами.)

На доске надписи:

  • “Добра и зла исток — в душе у нас, а не во сне” (Китайская мудрость)
  • “Не одежда красит человека, а его добрые дела”,
  • “Скромность украшает человека”,
  • “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”.

Учитель. Ребята, подумайте и скажите, как вы понимаете смысл этих пословиц. (Рассуждения детей)

— Какого же человека можно назвать добрым?

Дети. Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми?

Дети. Нет, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.

Неприятно смотреть, когда человек хвалит себя, выставляет перед всеми. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.

Учитель. Ребята, какие добрые поступки вы совершили? (Ответы учащихся).

— Подумайте, и скажите, пожалуйста, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?

Ученик.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.

Ученица.

И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

Учитель. Доброта — стремление человека дать счастье всем людям.

Ученик.

Понять и исполнить
Желание другого —
Одно удовольствие —
Честное слово!

Ученица. Добро, сделанное втайне, отплатится явно. Делать людям хорошее — хорошеть самому. Красоту уносят годы, доброту не унесут.

Ученик.

Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.

Учитель. Ребята, все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас, мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.

— А на кого героя вы хотели бы быть похожим? Почему?

(Ответы учащихся.)

Учитель. Много славных дел ждёт нас, но прежде вы должны вырасти настоящими людьми — добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радует людей и делают их стойкими и весёлыми.

“Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром”. (Священное Писание)

Учитель. Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:

  • расстроенная подруга плачет;
  • приятель в компании беззастенчиво врёт;
  • родители несправедливо сердятся;
  • брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.

Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, какого человека можно назвать вежливым? Вежливым человек должен быть определённое время, или он всегда и везде должен быть вежливым?

Дети. Вежливость — умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.

Ученик. А знаете и вы вежливые слова? Какие именно?

Дети. Здравствуйте, до свидания, спасибо, извините, простите и т.д.

Учитель. Молодцы! Теперь я хочу прочитать стихотворение, начало читаю я, а вы заканчиваете.

— Растёт даже ледяная глыба, от слова тёплого ….

Дети. Спасибо.

Учитель. — Зазеленеет старый пень, когда услышит ……

Дети. Добрый день.

Учитель. — Если больше есть мы не в силах, скажем маме мы …

Дети. Спасибо.

Учитель. — Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече ….

Дети. Здравствуйте!

Учитель. — Когда нас бранят за шалости, говорят ….

Дети. Простите, пожалуйста!

Учитель. — И во Франции, и в Дании на прощание говорят …

Дети. До свидания!

Учитель. — Что за слова вы добавляли?

Дети. Вежливые слова.

Ученик читает стихотворение Антонова “Вежлив Витя или нет?”

Ученик.

Малыша обидел Витя.
Но пред школою в строю
Витя просит:
“Извините, я, ошибку признаю!”
На урок пришёл учитель,
Пожил на стол журнал.
Следом Витя:
“Извините, я, немного опоздал!”
Спор давно ведётся в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.

Учитель. — Как вы ответите на вопрос, прозвучавший в стихотворении?

Дети. Мало уметь говорить вежливые слова, надо себя правильно вести.

Учитель. — Какого человека можно назвать честным и справедливым?

Дети. Который не обманывает.

Учитель. — У какого человека больше друзей: у честного или того, кто часто обманывает?

Дети. У честного человека должно быть больше.

Учитель. — Какие пословицы о дружбе вы знаете? (Ответы учащихся.)

Учитель. — Прочитайте две пословицы, которые я выбрала для урока. (На доске)

  • “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”.
  • “Старый друг лучше новых двух”.

— Как вы понимаете их смысл? (Ответы учеников.)

Учитель. Поработав немного, давайте поиграем в игру “Волшебный круг”

(Дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза, слушают своё дыхание и дыхание соседа, ощущают прикосновение рук. После рассказывают о своих ощущениях.)

Учитель. — Продолжаем наши игры.

Игра 1: “Добрые слова”. Сказать, как можно больше добрых слов в адрес своей мамы (одноклассника).

Игра 2: Закончите предложение. “Я могу простить другого человека, если ….”, “Мне было одиноко, когда ….”, “Я раздражаюсь, если …”, “Я страдаю, когда ….”.

Игра 3: Устное размышление.

1) “Откажешься ли ты от игрушки или от развлечения в пользу своего друга?”;

2) “Всегда ли красивый человек - добрый?”;

3) “Что важнее: сопереживать или порадоваться?”

Игра 4: Закройте глаза, представьте, что сострадание, любовь — это цветы. Расскажите, какого они цвета, какие у них лепестки.

Если бы лепестки были волшебные, какие желания вы хотели бы загадать?

Игра 5: Вы превратились в маленького беззащитного муравьишку и ползёте по камню. Какая поверхность у камня: гладкая или шершавая, тёплая или холодная? Почему муравьишка чувствует себя беззащитным? Поделитесь своими впечатлениями.

Учитель. — Теперь представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце — доброта. Она очень нужна и вам самим и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

Может быть нам помогут это узнать старинные весы? На одну чашу будем класть “зло” (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь.)

— Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром”.

(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу “капельку” (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре, чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)

Учитель. — Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.

Учитель. — Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?

Дети. Делать добро очень приятно и радостно.

Учитель. —

Учитель. — Наш классный час подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. С сегодняшнего дня мы с вами будем записывать все добрые дела в “Тетрадь добрых дел”, постепенно она превратится в “Книгу добрых дел”. Ведь делать добро — это здорово!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 3 «А» классе "С детства дружбой дорожить учат в школе…" (с презентацией)

Классный час в 3 «А» классе "С детства дружбой дорожить учат в школе…" (с презентацией)Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает жела...

Классный час «С детства дружбой дорожить учат в школе…»

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими....

Классный час "С детства дружбой дорожить учат в школе…"

Классный час в 3 классе"С детства дружбой дорожить учат  в школе…"...

Классный час в начальной школе "С детства дружбой дорожить учат в школе…" Афанасьева Татьяна Константиновна учитель начальных классов

Данный классный час  воспитывает жизнестойкость учащихся, даёт возможность понять, что в жизни есть друзья. с которыми всегда можно поделиться своими проблемами, попросить их о помощи....

Классный час "С детства дружбой дорожить учат в школе..."

Раскрыть сущность понятия "дружба", показать какими качествами должен обладать настоящий друг....