Методическая разработка воспитателя ГПД: «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе воспитателя ГПД»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_tema_vospitatelya_gpd_1_klassa_lebedevoy_tatyany_alekseevny.doc | 330.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка воспитателя ГПД
«Здоровьесберегающие образовательные технологии
в работе воспитателя ГПД»
воспитатель: Мальцева Вера Васильевна
Санкт-Петербург
2022-2023 учебный год
Содержание
Введение………………………………………………………………………..….…. 3
Актуальность здоровьесберегающих образовательных технологий ………….… 4
Здоровьесберегающие технологии в ГПД ………………………………………… 7
Значимость здоровьесберегающих технологий в ГПД в рамках реализации ФГОС…………………………………………………………………………..………….... 8
Здоровьесберегающие технологии в ГПД в моей практике…………………....… 11
Заключение…………………………………………………………………..………. 12
Тематическое планирование работы по методической теме ……………………. 13
Список литературы……………………………………………………………….….. 31
Введение
Всем известно, что здоровье – это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Но в то же время школьная среда препятствует укреплению здоровья. Раннее начало обучения, интенсификация учебного процесса, использование педагогических инноваций влекут несоответствие нагрузки возможностям детского организма и приводят к напряжению адаптационных механизмов.
Отрадно заметить, что сегодня образовательная система направлена на сохранение здоровья школьников. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение. А без здоровья это невозможно. Именно поэтому в настоящее время реализуются здоровьесберегающие технологии в школе. А особенно их реализация необходима в группе продленного дня.
Воспитатель может сделать для здоровья ученика даже больше, чем врач. От него не требуется выполнять функции медицинского работника, просто педагоги должны работать так, чтобы обучение не вредило школьникам. В жизни младших учащихся воспитатель занимает одно из главных мест, для них он олицетворяет все важное и новое, в том числе является примером в вопросах здоровьесбережения. Педагог должен обладать профессиональными качествами, которые позволят ему генерировать плодотворные идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты. К таким качествам относятся следующие: способность к развитию и формированию личностных креативных черт; высокий уровень коммуникативной, профессионально-этической и рефлексивной культуры; знание функционирования психических состояний, процессов, свойств личности, творческого совершенствования человека; умение прогнозировать итоги собственной деятельности; способность к формированию индивидуального педагогического стиля; знание основ моделирования и проектирования здоровьесберегающих технологий.
Учителями нашей школы используются здоровьесберегающие образовательные технологии с учетом индивидуальных особенностей учащихся: личностно-ориентированное, дифференцированное и проблемное обучение посредством различных методов и форм работы: привлечение к оздоровительным мероприятиям детей с ослабленным здоровьем, активная пропаганда ЗОЖ и негативного отношения к вредным привычкам, проведение физической зарядки перед первым уроком, физкультминуток, коррекция правильной осанки, организация подвижных игр на переменах, влажных уборок, проветривания классных комнат, озеленение учебных кабинетов, соблюдение температурного режима, основы личной гигиены, организация правильного питания и т. д.
Большое внимание сбережению здоровья учащихся в нашей школе уделяется в группе продлённого дня. Почти 70 % учебного дня учащиеся проводят в школе, и основную часть этого времени они сидят за партами. У детей устают мышцы спины, позвоночник, глаза, пальцы, наступает утомляемость. И в ГПД дети опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п.
Поэтому для поддержания и укрепления здоровья учащихся работу группы продленного дня необходимо спланировать грамотно с соблюдением правил санитарно- гигиенических норм, образовательного и воспитательного процесса.
Здоровьесберегающая технология – это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников – и взрослых, и детей.
Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения, воспитательной работы в ГПД.
Актуальность здоровьесберегающих образовательных технологий.
Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…»
Наше будущее – это наши дети. Состояние здоровья детей – надежный индикатор качества здоровья населения в целом, очень чутко реагирующий на любые процессы, происходящие в жизни страны. В здоровье подрастающего поколения, как в зеркале, отражаются все ошибки «мира взрослых», сделанные в течение исторического периода развития человеческой цивилизации.
По данным медицинских обследований школьников, состояние их здоровья в последнее десятилетие заметно ухудшилось. Прослеживается тенденция к увеличению численности детей с различными хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями (нарушения зрения, осанки, болезни крови, аллергическая, эндокринная и нервно-психическая патологии и т.д.).
Ухудшение здоровья школьников обусловлено также снижением социально-экономического уровня жизни населения, что отрицательно сказывается на качестве питания детей, их отдыхе и физическом развитии, на психологическом климате в семье и школе. Рост заболеваемости детей напрямую связан и с неправильным образом жизни взрослых, который они повседневно наблюдают (дома, на улице, в телепередачах и т.д.).
Проблемы здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Поэтому и обсуждаться эти проблемы стали достаточно часто. Например, распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года, 1202-р была одобрена Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, разработанная Минздравом России и Российской академией медицинских наук с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам сохранения здоровья населения руководствоваться положением Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации.
Здоровьесбережение нации является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики нашего государства. Сейчас целенаправленно решаются стратегические задачи по обеспечению сохранности и укрепления здоровья населения. Сегодня известно, что 40% заболеваний у взрослых были «заложены» в детском возрасте, в 5-10лет.
Вследствие этого образовательное учреждение, работающее с детьми младшего школьного возраста, должно формировать уровень здоровья будущего гражданина нашего государства. Но, к сожалению, анализ педагогической практики позволяет сделать вывод о том, что ГПД в начальной школе из формы организации развивающей работы с детьми после завершения занятий, достаточно часто трансформируется в форму учебно-воспитательной деятельности, оказывающей негативное воздействие на здоровье младших школьников, посещающих группу.
Ученые-физиологи относят к школьным факторам риска, негативно влияющим на здоровье детей: интенсификацию учебного процесса; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактика вредных привычек, полового воспитания, недостаточнее использование средств физического воспитания и спорта и т. п.
В настоящее время все эти факторы могут встречаться в работе ГПД. Нетрудно понять, что причину этого следует искать в неправильной организации учебного труда детей, в неумении отдельных учителей-воспитателей создавать условия для восстановления физических и духовных сил ребенка, как в процессе учебных занятий, так и при их завершении, в их восприятии ГПД как формы организации деятельности, направленной на надзор за детьми и выполнение ими домашних заданий, а детей, посещающих группу, в основном, как объектов надзора, присмотра и выполнения заданий на дом.
Известно, что начальный этап систематического обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья. В числе оздоровительных мероприятий особое значение придаётся системе здравоохранительного образования. С этой целью дети обеспечиваются знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих или же ослабляющих. Большое внимание уделяется воспитанию произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни. С учётом важности проблемы оздоровления общества и каждого его человека в начальном звене школы вводится отдельный предмет – «Здоровый образ жизни», который параллельно с курсом «Физическое воспитание» должен способствовать формированию здорового образа жизни с младшего школьного возраста.
Цель здоровьесбережения: поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
1. Профилактика вредных привычек.
2. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
3.Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
4. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
5.Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Предполагаемые результаты
Здоровьесберегающая педагогика не выражается какой-то конкретной образовательной технологией. Понятие «Здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности гимназии по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, рассматривается как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья учащихся. Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Выполнение данной программы позволит:
- реализовать творческий, интеллектуальный и лидерский потенциал ребенка;
- сформировать у детей навыки безопасной жизнедеятельности;
- оздоровить детский организм, укрепить здоровье, приобщить к культуре здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня (ГПД).
В группе продлённого дня, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками и т.д., а в ГПД дети опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п.. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Школьник, чтобы сохранить баланс двигательной активности должен ежедневно делать от 23-30 тысяч шагов, а в ХХI веке наши дети не выполняют и 1⁄4 этой цифры, между школьными занятиями и подготовкой домашних заданий обязательно делать перерыв.
По данным Российских учёных 51% детей вообще не бывают на улице по возвращению из школы, 73% не устраивают перерыв между приготовлением уроков, около 40% детей имеют избыточный вес.
Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса: внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии; с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся; режимные моменты ГПД; созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах; работают спортивные кружки и секции.
Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.
Приоритетными направлениями здоровьесбережения детей во время их пребывания в ГПД являются:
- здоровье и здоровый образ жизни;
- соблюдение режима дня;
- соблюдение правил личной гигиены;
- санитарно-просветительные мероприятия (беседы);
- питание – завтрак, комплексный обед,
- различные формы физического воспитания:( спортивные часы, подвижные игры, подвижные перемены, физминутки.)
- изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД;
- обязательная часовая прогулка на свежем воздухе с двигательной активностью.
Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.
В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, нужно поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это учитывается, при составлении режима дня, недельной нагрузки и плана работы ГПД.
Занятия в ГПД включают прогулки. На игровых прогулках дети могут играть в хорошо знакомые игры «Море волнуется», «Третий лишний», «Совушка» и т.д. Эти игры динамичны, они позволяют удовлетворить потребность ребёнка в движении. В качестве отдыха можно провести игру «День ночь». Прогулка может быть познавательной, где познания сочетаются с движением по заранее составленному маршруту.
Задача воспитателей – активно внедрять в свою практику здоровьесберегающие технологии.
Значимость здоровьесберегающих технологий в ГПД в рамках реализации ФГОС
Что такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»? Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
• создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса.
• творческий характер образовательного процесса.
• обеспечение мотивации образовательной деятельности.
• принцип целостности.
• осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности.
• рациональная организация двигательной активности.
• обеспечение адекватного восстановления сил.
• обеспечение прочного запоминания.
• комплексная система закаливания детей.
По результатам НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются: падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России; ухудшение состояния здоровья матерей; стрессы; дефицит двигательной активности; массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; неполноценное питание; факторы риска, имеющие место в общеобразовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей от первого к последнему году обучения; нарастающая интенсификация учебного процесса.
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни решается в стенах школьных учреждений.
Надо сказать, что на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы. Например: интенсификация обучения; снижение двигательной активности; увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни; нарушение зрения, осанки; ухудшение нервно-психического здоровья.
Важная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока.
Показателями рациональной организации учебного процесса являются: объём учебной нагрузки – количество уроков, их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; нагрузка от дополнительных занятий в школе; занятия активно-двигательного характера (уроки физической культуры, спортивные мероприятия, динамические паузы).
Решение задачи оздоровления имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. В оздоровительной работе в школе большое значение имеют физические упражнения.
Проведение физкультминуток в ГПД, является обязательным пунктом на каждом уроке. Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном классе. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, следует открыть форточки.
Физкультминутки можно проводить, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физ. минуток включаются: упражнения по формированию правильной осанки, укреплению зрения, укрепления мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, релаксационные упражнения для мимики лица, потягивание, массаж области груди, лица, рук, ног, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Не могу не сказать о пальчиковой гимнастике, её дети тоже очень любят. Такие упражнения, как: гребешок, бабочка, птица, гонки слонов, кошка выпускает коготки.
Последние научные исследования выявили прямую зависимость между развитием мелкой моторики и развитием функциональных возможностей головного мозга. Пальчиковые игры могут помочь: подготовить руку к письму; развить внимание, терпение; стимулировать фантазию; научиться управлять своим телом; активизировать работу мозга.
Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
Итак, здоровьесберегающее обучение: направлено на обеспечение психического здоровья учащихся; опирается на природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации); достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появление и сохранение интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений.
Здоровьесберегающие технологии в ГПД применяемые в моей практике
В учебном процессе активно применяю образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:
Игровые технологии
В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек.
Технологию дифференцированного обучения
Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей снижаю темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от занятия только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.
Технологию личностно-ориентированного обучения
Важно создание благоприятного психологического климата на занятии. Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция воспитателя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор - всё это помогает укреплению здоровья через психологический комфорт.
Часто на занятиях организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.
Физкультминутки на занятиях подбираю в зависимости от вида урока, его содержания, их можно выполнять сидя, стоя. Включаю физические упражнения для осанки, упражнения для глаз, рук, для снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.
Традиционные общешкольные спортивные праздники, в которых принимают участие и мои ученики, способствуют формированию потребности вести здоровый образ жизни.
- «Веселые старты»;
- «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- «Весняночки».
В классе сохраняются высокие показатели охвата учащихся горячим питанием (100%)
Из вышесказанного можно сделать вывод: сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Заключение
В группе продлённого дня, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками и т.д., а в ГПД дети опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п.. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.
В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, нужно поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это учитывается, при составлении режима дня, недельной нагрузки и плана работы ГПД.
Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.
Игра имеет огромное значение в становлении личности и задача воспитателя, контролируя процесс игры, направлять ее в «нужное русло».
В заключении хочется сказать, что задача воспитателей – пополнять свои знания о здоровьесберегающих технологиях, активно внедрять их в свою практику, делиться опытом с коллегами.
Тематическое планирование по методической работе в группе продлённого дня
Дата План | Дата факт | Прогулка | Занятия в помещении | Беседа по ПДД | Примечание | ||||
СЕНТЯБРЬ | |||||||||
Конкурс рисунков на асфальте «Как прекрасен мир» | Игровая программа: Ты и я - мы с теперь с тобой друзья. | Безопасный путь домой. | |||||||
«Сам себе я помогу и здоровье сберегу» | «Лесная аптека на службе человека», занимательная грамматика. | ||||||||
Игры на воздухе, посещение бассейна. | «Умники и умницы» занимательная математика. | Знать правила движения – большое достижение | |||||||
«Красавица осень!» | Посещение школьной библиотеки, развивающие игры, знакомство с профессией пекарь. | О правилах перехода на регулируемом перекрестке | |||||||
Экскурсия на стадион, посещение бассейна | Аппликация: «Осенний букет», внеклассное чтение. Произведения Асеевой | Урок хорошего настроения. | |||||||
Игры с мячом на воздухе | Оригами. «Лебедь», посещение школьной библиотеки , лепка «Слон и слоненок» | Беседа: Мои вредные привычки. | |||||||
В гостях у Неболита. | «Правильное питание». Беседа врача, занимательная грамматика | Школа - пешехода. КВН | |||||||
Игры с мячом на воздухе, посещение бассейна. | Занимательная математика. | Тест «Знаток правил» | |||||||
«Зарница»-игры на свежем воздухе | Посещение школьной библиотеки, развивающие игры. Знакомство с профессией кондитер | Игра« Торопись, да не ошибись» | |||||||
«Правила поведения на улице». посещение басейна. | Аппликация « В гостях у Лесовичка». | Правильный пешеход. | |||||||
Кто обедал на рябине? Прогулка, игры на свежем воздухе | Лепка «Корзинка с грибами» Беседа « В еде знай меру», занимательная грамматика. | Конкурс: Знаешь ли знаки? | |||||||
«Сладкие осенние запахи» Прогулка. | Беседа « В еде знай меру», занимательная математика. | ||||||||
Прогулка ..Посещение бассейна. | Занимательная грамматика | Элементы дорог. Дорожная разметка. | |||||||
Прогулка в парке. | Посещение школьной библиотеки. Развивающие игры. Знакомство с профессией библиотекаря | ||||||||
Подвижные игры, посещение бассейна. | Аппликация из пластилина «Наш сад», посещение городской библиотеки | Запрещающие знаки | |||||||
«Природа вокруг нас» прогулка | Лепка «Овощи», оригами «Стаканчик», игры в спортзале. | ||||||||
«Перелетные птицы» прогулка . | «Веселые загадки», беседа « Твой внешний вид», отгадывание ребусов. | Вернисаж «Транспорт. Улица. Я». | |||||||
«Теплые и холодные краски» прогулка, Посещение бассейна | Занимательная математика | Беседа с учащимися по ПДД «Безопасность на дорогах» | |||||||
Прогулка « Рыжеволосая осень» | Решение головоломок, ребусов, посещение библиотеки, знакомство с профессией модельера | ||||||||
Прогулка «Сезонные изменения в природе», посещение бассейна. | Аппликация « Натюрморт», внеклассное чтение. Произведения А. П. Гайдара « Голубая чашка» | ||||||||
Экскурсия на Каскад прудов. | Лепка « Посуда», оригами « лягушка» | ||||||||
Прогулка в городском парке | Беседа « Болезни грязных рук», «Весёлые горошины»( рус. яз) | ||||||||
Прогулка, посещение бассейна. | Вн. Чтение ( А. П. Гайдар «Горячий камень Занимательная математика. | Правила поведения пассажиров в общественном транспорте. Где и как ожидать транспортное средство? беседа | |||||||
Прогулка «Птичья столовая» | Посещение школьной библиотеки, знакомство с профессией повара, «Думай, решай, отгадывай» | «Дорога и её элементы» .игра. | |||||||
Прогулка «Сезонные изменения в жизни животных», Посещение бассейна | Аппликация из природного материала, Внеклассное чтение «Детские журналы» | ||||||||
Экскурсия в парк (в зоопарк) | Лепка « Чашка из жгутиков», оригами «Самолётик» | ||||||||
Подвижные игры на воздухе | Беседа «Витамины», занимательная грамматика | ||||||||
Прогулка на каскад прудов , посещение бассейна | Занимательная математика, | Безопасный маршрут. Что такое светофор? Для чего он необходим? беседа | |||||||
Прогулка, игры на свежем воздухе | Аппликация из пластилина и бисера «Волшебная бабочка», посещение библиотеки | ||||||||
Прогулка, посещение бассейна | Внеклассное чтение , знакомство с профессией фармацевта | ||||||||
Прогулка | Лепка «Мебель», посещение школьной библиотеки, оригами « Тюльпан» | «На наших улицах». (Правилам дорожного движения) | |||||||
Прогулка | Беседа « Для чего нужны прививки?», занимательная грамматика. | Викторина «Вопросы дядюшки Светофора». | |||||||
«Трафаретные чудеса» прогулка, посещение бассейна | Занимательная математика» | Викторина «Вопросы дядюшки Светофора». | |||||||
Прогулка «Первые морозы» | Посещение школьной библиотеки, « Умники и умницы», знакомство с профессией дизайнера | ||||||||
Подвижные игры на воздухе, посещение бассейна. | Чтение произведений С. Михалкова, аппликация «Коврик для куклы». | ||||||||
Прогулка «Лесная аптека на службе человека» | Посещение школьной библиотеки. Лепка «Урожай фруктов», оригами « Кораблик» | ||||||||
Прогулка «Читаем следы братьев наших меньших.» | «Уход за зубами» Беседа .Занимательная грамматика. | ||||||||
Прогулка «Где, какое дерево?», посещение бассейна | Занимательная математика «Смекай, решай, отгадывай» | Как перейти улицу, если нет светофора?» | |||||||
Подвижные игры | Посещение школьной библиотеки, развивающие игры, знакомство с профессией учителя | «Какой я пешеход?» .фильм | |||||||
Прогулка «Осень – непогодушка», посещение бассейна | «Как хорошо уметь читать» посещение библиотеки, аппликация из природного материала | Правила поведения пассажиров в общественном транспорте. Где и как ожидать транспортное средство? беседа | |||||||
Прогулка «Одеться по погоде – как это?» | Лепка « Белочка», оригами « Лодочка», знакомство с творчеством Г. Тукая | ||||||||
Игры на воздухе | « Интересные слова» (знакомство со словарём иностранных слов), Советы стоматолога, | . | |||||||
Прогулка «О чем шепчутся деревья?», посещение бассейна | Занимательная математика | Наиболее безопасный путь – самый лучший. Где и как надо переходить дорогу? | |||||||
«Первый снег» Прогулка | Посещение школьной библиотеки, Развивающие игры по русскому языку, знакомство с профессией продавца | «Знай и выполняй сигналы регулировщика» .викторина | |||||||
Прогулка «Птичья столовая», посещение бассейна | Аппликация « Волшебный город». Внеклассное чтение (по произведениям Дж. Родари) | ||||||||
Прогулка. Игра «Футбол» | Лепка «Несуществующее животное», оригами « Чашечка». посещение школьной библиотеки. | ||||||||
Прогулка« Красота вокруг тебя». | Советы окулиста, занимательная грамматика | ||||||||
Прогулка. Посещение бассейна. | Занимательная математика. | Запрещающие знаки. | |||||||
Прогулка. «Первый морозец!» | Посещение школьной библиотеки, знакомство с профессией хирурга, викторина « Отгадай сказку! | Особенности движения пешеходов и транспорта по скользкой дороге. Снег, гололед - препятствие для движения. Беседа | |||||||
Игры на воздухе «Салочки», посещение бассейна. | Аппликация из ватных дисков. Чтение произведений К. И. Чуковского | ||||||||
Прогулка. «Морозы.. Дорога. Опасность». | Лепка « Домашнее животное». Оригами «Парашют» | . | |||||||
Прогулка. «Как одеты люди?» | Веселые грамотеи» Конкурс по русскому языку. Профилактика гриппа. | ||||||||
Прогулка. «Найди животных среди облачков», посещение бассейна | « Путешествие по стране Смекалии» | Особенности движения пешеходов и транспорта по скользкой дороге. Снег, гололед - препятствие для движения. Беседа | |||||||
Прогулка. «Какие загадки приготовила нам Осень?» | Посещение школьной библиотеки, « По страницам сказок» викторина, знакомство с профессией водителя. | ||||||||
Прогулка- наблюдение за животными. Посещение бассейна. | Аппликация « Облака» | ||||||||
Прогулка. «Снежинка-красавица».(наблюдение) | Лепка «Снежинка», оригами « Кошечка» | ||||||||
Прогулка. «Почему меняется погода?» | Занимательная грамматика «Поиграем в слова.» знакомство с профессией строителя. | ||||||||
Прогулка, посещение бассейна | Великие математики (беседа) | Особенности движения пешеходов и транспорта по скользкой дороге. Снег, гололед - препятствие для движения. Беседа | |||||||
Прогулка | Посещение школьной библиотеки. «Как вести себя за столом», знакомство с профессией парикмахера | . | |||||||
Прогулка. «Почему не греет солнышко?», посещение бассейна. | Чтение рассказов о животных, аппликация « Ёлочка» | ||||||||
ДЕКАБРЬ | |||||||||
Прогулка. « Первые сосульки» | «Хохлома и чудеса» , посещение школьной библиотеки, оригами «Шишка» | ||||||||
Прогулка. Подвижные игры на свежем воздухе | «Помоги себе сам.», (обморожение), «Что такое лексика» | ||||||||
Прогулка. «Салки», «Коршун»-игры | Занимательная математика | Загадки о ПДД | |||||||
Прогулка. «Чем пахнет зимний воздух» | «Наши земляки-герои Советского Союза», знакомство с профессией стоматолога, отгадывание ребусов, загадок, кроссвордов. | ||||||||
Прогулка. Подвижные игры на свежем воздухе, | Произведение В. Катаева «Цветик-семицветик». Аппликация из ватных шариков | ||||||||
Прогулка на каскад прудов. (наблюдение за водоемом). | Посещение школьной библиотеки, лепка «Ёлочка», оригами «Звёздочка» | ||||||||
Прогулка. Помощь птицам. Развесим кормушки. | Задания Деда Буквоеда, беседа «Что значит правильное питание?» | Просмотр мультфильмов по ПДД. | |||||||
Прогулка. «Чьи следы?» (наблюдение). | « Путешествие в Цифроград» | Викторина «Правила дорожного движения». | |||||||
Прогулка. «Кто прилетел к нашим кормушкам?» | Рисование пальчиками «Мы фантазеры», посещение школьной библиотеки, знакомство с профессией архитектора. | ||||||||
Прогулка «Тучки зимой». | Чтение фантастических рассказов Аппликация из геометрических фигур. | Просмотр фильма по ПДД. | |||||||
Прогулка. «Зимний пейзаж». | Чтение рассказов зарубежных писателей, лепка «Снеговик», оригами «Снежинка» | ||||||||
Прогулка. Подвижные игры на свежем воздухе | «Мы сочиняем сказку» занимательная грамматика, «Берегите глаза» беседа. | ||||||||
Прогулка – наблюдение за птицами. | «Клуб весёлых математиков» | Разрешающие знаки | |||||||
Прогулка. Подвижные игры на свежем воздухе | «Откуда пошла традиция встречать Новый год», посещение школьной библиотеки. | ||||||||
Прогулка. «Первые морозы». | Чтение рассказов зарубежных писателей. Инсценировка. Объёмная аппликация «Снежинка на ветке» | ||||||||
Прогулка. «Узоры Дедушки Мороза» | Разучивание песен к Новому году. Лепка «Новогодние игрушки», оригами «Вертолёт» | ||||||||
Прогулка. «Наш любимый дед Мороз - в город стужу нам привез» | Первая помощь при поражении электрическим током, занимательная грамматика, | ||||||||
Прогулка. Подвижные игры на свежем воздухе. | «В стране выученных уроков» конкурс инсценировок. | Беседа: «Нерегулируемые и регулированные пешеходные переходы и перекрестки». | |||||||
Прогулка. «Зимняя одежка деревьев». | Посещение школьной библиотеки, знакомство с профессией юриста, «Этикет за столом». | ||||||||
Игры на воздухе. | Чтение произведений русских поэтов о зиме, аппликация «Избушка» из газетных трубочек. | Инструктаж по ПДД в каникулярное время. | |||||||
ЯНВАРЬ | |||||||||
Прогулка. «Поможем пернатым» | Лепка. «Герои любимых мультфильмов», оригами «Самолётик», посещение школьной библиотеки | ||||||||
Прогулка. «Угощаем уточек» | Беседа «Оказание первой помощи при порезах, ссадинах, ушибах.». «Чудесные превращения слов» | ||||||||
Прогулка. «Как же появляются снежинки?» | «Спасательные круги» занимательная математика | Закрепления. Наиболее безопасный путь – самый лучший. Где и как надо переходить дорогу? | |||||||
Прогулка. Подвижные игры на свежем воздухе | Посещение школьной библиотеки, знакомство с творчеством М. Джалиля. Знакомство с профессией воспитателя, беседа «Ежели вы вежливы.» | ||||||||
Прогулка. «Кто гости в нашей кормушке?» | «Волшебное слово», аппликация из гафрированной бумаги «Бабочка». | ||||||||
Прогулка. «Что случилось с водоемом?» | Оригами «Уточка», лепка «Мишка», посещение школьной библиотеки. | ||||||||
Прогулка. «Почему хрустит снежок?». | Викторина: «Как сохранить и укрепить зрение» | ||||||||
Подвижные игры на свежем воздухе. | Стихи-задачи З.А Михайловской | Просмотр фильма по ПДД. | |||||||
Прогулка. «К нам прилетели снегири» наблюдение. | Посещение школьной библиотеки, Логические цепочки, знакомство с профессией художника | ||||||||
Прогулка. «Как помочь брошенным животным?», | Аппликация «Корзинка с шишками», чтение произведений М Пришвина | ||||||||
Прогулка Подвижные игры на свежем воздухе | Лепка: «Украсим стол фруктами»Ю посещение школьной библиотеки, оригами «Птичка» | ||||||||
Прогулка. «Чьи следы на за снеженных тропинках». | Буква заблудилась, беседа «Лекарственные травы». | ||||||||
Прогулка. Наблюдение за птицами. | «Волшебные цепочки», | Школа пешехода | |||||||
Прогулка. «Как изменилось небо зимой». | Посещение школьной библиотеки, Конкурс головоломок, ребусов. «Ум, смекалка, быстрота, знакомство с профессией фотографа. | ||||||||
Игры на воздухе, | Аппликация из ватных дисков «Снеговик», чтение татарских народных сказок. | ||||||||
ФЕВРАЛЬ | |||||||||
Прогулка Подвижные игры на свежем воздухе | Лепка. «Мебель для куклы, посещение школьной библиотеки. Оригами « Куб» | ||||||||
Прогулка. «Как мы одеты? Почему?» | «Священные знаки», беседа «Мой внешний вид» | ||||||||
Прогулка. « Зимние забавы». | «Математические гонки», | Беседа: Движение по дороге в группах и колоннах. | |||||||
Прогулка. Наблюдение за клестами. | Чтение сказок о животных., знакомство с профессией плотника, «Тучки с выражениями» математический конкурс. | . | |||||||
Прогулка Подвижные игры на свежем воздухе, | Аппликация из одноразовых ложек «Кувшинка» чтение произведений В. Бианки. | ||||||||
Прогулка. «Почему лесные птицы прилетают в город?» (наблюдение) | Лепка «Дикие животные », оригами- изготовление кубика для игры. | ||||||||
Прогулка «Что же случилось с погодой?». (наблюдение) | Беседа о правильном питании, «Возникновение нашей письменности» | ||||||||
Прогулка: «Почему снег резко потемнел?». | Путешествие в Цифроград. | Урок творчества «Новый знак ПДД». Защита предложенных знаков. | |||||||
Прогулка. «Кто посещает наши кормушки?» | Конкурс чтецов стихотворений о зиме, знакомство с профессией программиста. «Волшебные слова» | ||||||||
Прогулка «Как изменяется погода?». | Чтение произведений А. С. Пушкина, Аппликация « Фрукты» | Беседа «Как вести себя при ДТП». | |||||||
Подвижные игры на свежем воздухе | Лепка «Зайчонок», оригами « Пилотка», посещение школьной библиотеки. | ||||||||
Прогулка. «Что такое проталинки?» | «Доктора природы» беседа, «Чудесные превращения продолжаются» | ||||||||
Прогулка. «Что так птицы расшумелись?» (наблюдение). | Кто изобрёл первую энциклопедию | Беседа «Водители и пешеходы. Будьте взаимо- вежливы | |||||||
Прогулка. «Как изменилось настроение Солнца?» (наблюдение) | Посещение школьной библиотеки, знакомство с профессией экскурсовода, история моего города (презентация) | ||||||||
Подвижные игры на свежем воздухе | Аппликация из спичечных коробков, чтение произведений С. Я. Маршака. | ||||||||
Прогулка. «Как изменилась жизнь животных с появлением солнца?» | Грамматическая арифметика. «Как помочь при носовым кровотечении». | ||||||||
Прогулка. «Как изменился наш пруд?» (наблюдения), | Путешествие по стране Смекалии. | Конкурс проектов «Как сделать дороги безопасными». | |||||||
Прогулка. «Кто исчез из нашей кормушки?» | Школа этикета. «Как правильно вести себя в гостях?», посещение школьной библиотеки, Знакомство с профессией рыбака. | Беседа «Значение автомобильного транспорта для экономики страны». | |||||||
Подвижные игры на свежем воздухе. | Аппликация « Отдых у костра», чтение произведений Г. Х. Андерсена. | ||||||||
МАРТ | |||||||||
Прогулка «Сезонные изменения в природе». | Лепка « Одуванчик», оригами «Тюльпан» | Оказание первой медицинской помощи при травмах. | |||||||
Прогулка. «Вот и первые вестники весны!» | «Весёлая переменка». Оказание первой медицинской помощи при травмах. | ||||||||
Прогулка. «Что произошло с деревьями?» (наблюдение) | «Думай, смекай, отгадывай» | Экскурсия на перекрёсток | |||||||
Подвижные игры на свежем воздухе | «История празднования 8 Марта», посещение школьной библиотеки, знакомство с профессией актёра. | ||||||||
Прогулка. «Кто лучше?» | Аппликация «Подарок маме» оригами «Жаворонок» | ||||||||
Прогулка «Что случилось с вербой?» (наблюдение) | Правила поведения при ледоходе, отгадывание кроссвордов | ||||||||
Прогулка. «Почему потемнела вода в пруду?» | Игровой тренинг на развитие внимания «Числа»- «Алфавит» | Беседа: Движение на загородной дороге. Правила движения на загородной | |||||||
Прогулка. «Чем опасен лед?» | Беседа «Путешествие в мир профессий». Посещение школьной библиотеки, «как появились числа» | ||||||||
Подвижные игры на свежем воздухе | Аппликация сказочные персонажи к сказке «Репка», чтение сказки «Золушка» Инсценировка. | ||||||||
Прогулка. «Куда пропали снегири?» | Лепка «Отдых у костра»(кол.работа),оригами «Колосок» | ||||||||
Прогулка. Куда исчезает снег? (наблюдение) | «Стихи о знаках препинания», | Беседа: Движение на загородной дороге. | |||||||
Прогулка. «Почему снег такой хрупкий» (наблюдение. | «Волшебные цепочки» | Беседа «У дорожных правил каникул нет | |||||||
Подвижные игры на свежем воздухе | Лепка «Корзина с цветами», оригами «Сова». | ||||||||
Прогулка. «Как изменилась жизнь животных с приходом весны?». | Разгадывание ребусов, головоломок, | Инструктаж по мерам безопасности на каникулярный период. | |||||||
АПРЕЛЬ | |||||||||
Прогулка. «Краски весны» | Весёлые перевёртыши, беседа « В еде знай меру» | ||||||||
Прогулка. «Зеленые цвета весны». | «Думай, считай, отгадывай» | Беседа «Ролики, скейтборды и дорога». | |||||||
Прогулка. Подвижные игры на свежем воздухе. | Посещение школьной библиотеки, «Ежели вы вежливы». Знакомство с профессией полицейского. | ||||||||
Прогулка. Наши пернатые гости. (наблюдение). | Аппликация« Птичка на веточке», чтение произведений А.Фета. | ||||||||
Прогулка. Как изменилось небо и все вокруг? (наблюдение) | Плетение бисером, посещение школьной библиотеки, лепка «Жаворонок», оригами «Ёжик» | . | |||||||
Прогулка. Что случилось о снегом? ( наблюдение) | «Торопись, да не ошибись» Игра –викторина, беседа медсестры о необходимости прививок. | . | |||||||
Прогулка. «Первоцветы». | «Весёлая переменка» | Что делать, если ты стал свидетелем ДТП | |||||||
Прогулка. «Новая одежда деревьев» | Чтение татарских народных сказок., знакомство с профессией швеи, «Накрываем стол» | ||||||||
Прогулка. «Что за маленькие чудеса?» (наблюдение)посещение бассейна | Аппликация «Букет первоцветов» | Чтение произведений Е. Чарушина. | |||||||
Подвижные игры на свежем воздухе. | Посещение школьной библиотеки, лепка « Посуда из жгутиков», оригами « Стаканчик» | ||||||||
Прогулка. «Почему же стало тепло?» (наблюдение) | Учимся рифмовать, беседа м/сестры о правильном питании, | ||||||||
Прогулка. Как изменилась жизнь нашего пруда с приходом весны? Посещение бассейна | «Как люди научились писать?» | Беседа «Мотоциклист на дороге», | |||||||
Прогулка. Первые листочки(наблюдение) | Посещение школьной библиотеки, знакомство с профессией сверловщика. , «Этикет за столом» | ||||||||
Прогулка. Первые насекомые, посещение бассейна | Аппликация « Уточка с утятами» | ||||||||
Прогулка. Весеннее солнышко | Лепка « Сова», оригами « Цветок». | ||||||||
. Игры с мячом на воздухе | Первая помощь при порезах, ссадинах, ушибах. «Грамматическая арифметика» | ||||||||
Прогулка. « Красота вокруг тебя», | Математические загадки. | ПТБ « Не играй с огнем!» Викторина | |||||||
Прогулка. «Весна в природе» | Беседа: «Г. Тукай – татарский поэт», знакомство с профессией фотографа, «Как научится говорить нет» | ||||||||
Прогулка. «Голоса весеннего леса». | Аппликация «Весеннее дерево», чтение «Воробьишко» М. Горький |
Список литературы
1. Воробьёв, В.И./Слагаемые здоровья/Москва: Просвещение, 2015. – С. 13- 21.
2. Гордин, А.Л./Короткие будни продлённого дня/Москва: Просвещение, 2014.-С.15-32.
3. Гайдина, Л.И., Кочергина А.В./Группа продлённого дня. 3-4 классы/М: ВАКО,2009 г.
4. Дереклеева, Н.И./Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья/М: ВАКО, 2007г.
5. Закон/О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения/(ст.26). М: Эксмо, 2008г.
6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: Аркти, 2003 г.
7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: Academia АПК и ПРО, 2002 г.
8. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, 2003 г.
9. Яковенко Г.В. Группа продленного дня как феномен педагогической практики современной начальной школы // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах. – Сочи: РИО СГУТиКД, 2005 г.
10. http://www.syl.ru/article/203522/new_zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-shkole-po-fgos.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем 21 века, и как сово...
Методическая разработка - 2012 год "Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов".
· Цель и задачи·...
Методическая разработка по теме Использование здоровьесберегающие технологий в обучении детей в классах с нарушениями ОДА и лёгкой умственной отсталостью.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...
«Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе воспитателя ГПД»
Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе воспитателя ГПД.Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии в режиме ГПД – задач...
Методическая разработка по теме "Здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня, с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Работа воспитателя группы продленного дня направлена на оздоровление ребенка с ограниченными возможностями здоровья, через формирование культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно ...