Мастер-класс "Изготовление перчаточной куклы"
методическая разработка
Мастер-класс расчитан на взрослую аудиторию. Подойдет как для педагогов, так и руководителей кружков. В мастер-классе дается характеристика разных видов кукол: планшетная тростевая. перчаточная.
Дается поэтапное изготовление перчаточной куклы на основе куклы-скрутки. Такую куклу могут сделать дети 8-10 летнего возраста и показать спектакль. В данном мастер-классе показано как сделать куклу -старушку и куклу- старика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс полное оформление | 32.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №549
С углубленным изучением английского языка
Красносельского района
Г. Санкт-Петербурга
Мастер-класс
Изготовление перчаточной куклы для кукольного спектакля
Автор: Воспитатель ГПД Прокопенко В.Г
Санкт-Петербург
2022-2023 уч. год
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………….. | 3 |
Технологическая карта…………………………………………….. | 5 |
Ход мастер-класса…….………………………………………….... | 7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………. | 8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………. | 13 |
Пояснительная записка
Актуальность мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в школьном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Цель: создать условия для профессионального совершенствования педагогов, при которых формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды, индивидуальный стиль творческой педагогической активности
Задачи:
1. передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действия, методов, приемов и форм использования наглядного моделирования
2. совместная обработка методических приемов и приемов использования наглядного моделирования в образовательной деятельности с детьми
3. рефлексия собственного профессионального мастерства с участниками мастер-класса
Время: декабрь с 9.00 до 12.00
Участники: преподаватели
Минимальное количество участников: 5 чел
Максимальное количество: 10 чел
Ключевые слова: перчаточная кукла, кукольный театр, кукла-скрутка
Вид занятия: рукоделие (активный практикум)
Методы обучения: активный практический
Учебно-методическое обеспечение: для проведения мастер-класса необходимо приготовить материалы:
- Ткань белого или телесного цвета (бязь) 50*50 см
- Ткань цветная или с принтом (бязь, ситец) 50*50см
- Ткань треугольной формы для косынки 40 см по гипотенузе и 30*30 по катетам
- Вата небольшой рулон
- Нитки швейные в тон цветной ткани
- Нитки 100 ЛЛ (суровые, прочные) белые
- Иголка для шитья с игольницей
- Ножницы, которые хорошо режут ткань
- Нитки мулине для вышивания глаз и рта
- Бусина для изготовления носа диаметром приблизительно 1 см. Можно заменить на ватный шарик
- Пряжу для вязания для изготовления волос и бороды
- Линейку, карандаш или мелок
- Кусочек картона не слишком твердого
- Двусторонний скотч (маленький метраж)
- Маркер
Ожидаемые результаты мастер-класса:
На мастер-классе должны быть изготовлены перчаточные куклы бабка и дед
Источники информации
https://www.culture.ru/poems/4450/skazka-o-rybake-i-rybke
Технологическая карта мастер-класса
№ п/п | Этапы, время, | Время (мин.) | Задачи, решаемые на этапе | Содержание этапа | Методы | Средства обучения | Предполагаемый результат |
I. | Организационный момент | 1 | Создание позитивной атмосферы для деятельности | Приветствие. Представление. Проверка готовности к мастер-классу. | Слово преподавателя | Презентация. Слайд 1 | Готовность к работе всех участников мастер-класса |
II. | Актуализация | 3 | Мотивация слушателей к участию в мастер-классе | Актуальность темы. Постановка цели мастер-класса | Беседа | Презентация. Слайд 2-4 | Сформированы представления о понятии «перчаточная кукла», «тростевая кукла». «планшетная кукла», «кукла-скрутка» |
III. | Практическая часть | 40 | Объяснение алгоритма изготовления перчаточной куклы | Демонстрация приемов работы | Практическая работа (деятельность по алгоритму) | Презентация слайд 5-15 | Познавательный интерес к теме мастер-класса, передача педагогического опыта на практике. Осознание участниками эффективности собственной работы |
IV. | Рефлексия | 2 | Подведение итогов мастер-класса. Показ спектакля «Сказка о золотой рыбке» | Самооценка деятельности участников мастер-класса. Заполнение листа рефлексии «цветок» | Беседа | рефлексия «Ромашка» | Высказывание собственного мнения участниками мастер-класса по результатам совместной деятельности Удовлетворенность участников от проделанной работы |
Ход мастер-класса
Организационный момент
До начала мастер-класса участникам при входе раздают на выбор разноцветные квадратики. Столы составлены так, чтобы за ними поместились участники. На столах стоят флажки по цвету розданных квадратиков участники занимают свои места. Красный цвет квадратика- участники делают бабушку. Белый цвет квадратика- участники делают деда. Среди участников проводится жеребьевка на роль старика, старухи и рыбки для спектакля. Об этом участники узнают в конце мастер-класса.
Приветствие
Слайд 1
здравствуйте уважаемые коллеги. Приветствуй вас на мастер-классе, посвященному изготовлению перчаточной куклы для домашнего кукольного театра. Показать кукол, можно сними поиграть.
Слайд 2
Актуальность мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в школьном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Слайд 3
Для постановки кукольный спектаклей используются разные виды кукол: тростевые, планшетные, перчаточные. Тростевая кукла – это вид театральной куклы, которая управляется кукловодом при помощи особых деталей – тростей. Предназначена тростевая кукла для работы за ширмой.
Слайд 4
Планшетная (выводная) кукла — театральная кукла, которая «умеет ходить» по планшету сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол — паркетные куклы создаются в натуральный рост человека и выше и управляются ногами кукловода.
Слайд 5
Простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие для указательного пальца, а большой и средний служат для жестикуляции руками куклы.
Слайд 6
Мы будем делать перчаточную куклу на основе куклы-скрутки. Кукла-скрутка делается без использования иголки на этапах выполнения головки куклы мы будем только завязывать. Сшивать будем только платье
Слайд 7
Для сегодняшнего мастер-класса нам понадобятся: ткань для лица. Вата. Нитки катушечные 100 лл. ножницы, картонная трубочка. Цветные ткани, нитки в тон для шитья, иголка с игольницей, пряжа для вязания. Выкройка платья.
Слайд 8
На картонную трубочку наматываем вату так, чтобы получился шар, напоминающий голову куклы. Закрепляем нитками.
Слайд 9
Берем белую или телесную ткань. Складываем по диагонали в одну сторону. Затем в другую. Находим центр. Ниже центра кладем бусину или ватный шарик. Завязываем. Это будет нос.
Слайд 10
Накрываем ватный шар тканью. Нос стараемся поставить на место. Закрепляем нитками. Остатки ровно срезаем.
Слайд11
По выкройке выкраиваем платье-перчатку, сшиваем. Выворачивать не надо
Слайд 12
С лицевой стороны (лицевая сторона внутри) вставляем голову, закрепляем ниткой туго
Слайд 13
Вырезаем 2 прямоугольника сторонами 7 см на 18 см из них сделаем ладошки. Складываем вдоль пополам, заглаживаем сгиб. К этому сгибу складываем один край и другой край. Складываем пополам. Отступим от сгиба и завязываем. Получилась ладошка. Аналогично выполняем вторую
Слайд 14
Вставляем ладошки в рукава, закрепляем ниткой, завязываем. Выворачиваем готовое изделие
Слайд 15
Вырезаем из светлой ткани треугольник. Длина гипотенузы 29-30 см. сгибаем край косынки и повязываем на голову старухи. Старику надеть шапку (шапку сделать из носка).
Слайд 16
Вышиваем глаза и рот, раскрашиваем щеки. Деду пришить бороду и усы.
Слайд17
Игрушки готовы. Можно показывать спектакль.
Приложение 1
Сказка о рыбаке и рыбке
Автор: Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
Рыбка: «Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
Автор: Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
Старик: «Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Автор: Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
Старик: «Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Автор: Старика старуха забранила:
Старуха: «Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Автор: Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
Рыбка: «Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
Старик: «Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Автор: Отвечает золотая рыбка:
Рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Автор: Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
Старуха: «Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
Приложение 2
Рефлексия «Цветок»
Красный цвет
Мастер-класс прошел плодотворно. Вы получили новые знания, которые будете использовать в работе.
Голубой цвет
Тематика данного мастер-класса для вас знакома, вы давно ее используете и готовы поделиться опытом
Желтый цвет
Мастер-класс для вас был интересен, но использование данной техники в работе с детьми младшего школьного возраста вы считаете неуместны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.
Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....
Кукольный театр (перчаточные куклы)
Куклы – просто загляденье,Взрослым всем на удивленье,Для забавы малышне!Посмотри, как хороши!Коль хотите научитьсяЭтих кукол мастерить,Вам придется не ленитьсяИ старанье приложить!...
Мастер - класс "Кукла - Радость"(изготовление тряпичной куклы)
мастер класс на внеурочную деятельность в начальной школе...
Сценарий праздника «День Матери» с использованием перчаточных кукол.
Данная разработка сценария праздника "День Матери" будет полезна учителям начальных классов....
Мастер-класс "Изготовление перчаточных кукол «Зверята из перчаток»
Результатом проведения мастер-класса по теме «Изготовление перчаточных кукол «Зверята из перчаток» для обучающихся является умение изготавливать из перчаток поделки-куклы, что способ...
"Мастерство актера с куклой" сборник практических материалов по кукловождению перчаточной куклы
Сборник практических материалов содержит секреты управления театральной куклой – правила и первоначальные навыки кукловождения, технику управлени...
Изготовление перчаточных кукол
Предлагаю Вам вместе выполнить творческие задания, которые помогут каждому участнику понять самого себя, а также будут способствовать творческому воображению, повышению позитивной энергии и увер...