«Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников»
статья (3 класс)

Наталья Сергеевна Кашина

По определению, игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В современной школе, делающей ставку на активизацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения); как технологии внеклассной работы.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                    Кашина Наталья Сергеевна

                                                                                                Воспитатель ГПД ГБОУ школа 199

                                                                          Приморского р-на СПб


«Игровые технологии как средство развития

познавательных интересов младших школьников»

Одним из способов развития познавательной активности учащихся может служить использование игровых технологий в образовательном процессе. Игра наряду с трудом и учением— один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В современной школе, делающей ставку на активизацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения); как технологии внеклассной работы.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Для младшего возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются не имитационные игры.

Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, должно уделяться внимание на всестороннее развитие личности ученика и преследоваться определенные цели: выявление талантливых учащихся; активизация учебного процесса; формирование у учащихся интереса к научной работе; формирование навыков публичного выступления; профессиональной ориентации учащихся старших классов; повышение уровня научной и методической работы.

Для учащихся игра — увлекательное прежде всего занятие. Этим она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Характерная черта игры в том, что она одновременно ставит человека в несколько позиций

В процессе изучения и использования на практике дидактических игр можно применять игры по уровню деятельности учащихся:

1.Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

К ним можно отнести игры «Я-учитель», «Контролер», в которых учащиеся выполняют проверку чьей-то работы. Детям раздаются карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если пример совпадает с номером автобуса , значит он пассажир;, на уроках русского языка карточки со словами – дети должны объяснить орфограмму и вписать букву. Например, автобус с буквой А и слова «малина», «машина», «пальто», «платок»

2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка», « Кот-буквоед», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля».

3. Игры, требующие от детей преобразующей деятельности. С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счетом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру, подобную данной.

4. Игры, требующие от детей преобразующей деятельности. В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые примеры».

5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь»

Результаты:

  1. Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключений.
  2. Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.
  3. Дети больше всего любят групповую форму игр. Это объясняется стремление к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.
  4. Учащимся может не нравится игра, в случае. Если при организации игры же их не учитываются их интересы.
  5. Большинству детей нравится в игре побеждать, а также их привлекают интересные и занимательные задания.

Можно выделить следующие рекомендации для проведения игровых технологий:

  1. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
  2. Необходимость включения в игру педагога. Он является участником и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не указывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
  3. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение, проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру из превращает форма их проведения – эмоциональность, ловкость, непринужденность.
  4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
  5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
  6. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьниковПонятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературеОсобенност...

Статья "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников"

Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способно...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изуч...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики....

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

В статье раскрывается проблема развития познавательных интересов младших школьников...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

Понятие «познавательный интерес» Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрастеИгровые технологии как средство развития познавательных интересов детей...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

Игровые технологии — одна из уникальных форм обучения, которая позволяет не только работать с детьми интересно, увлекательно на творческом, поисковом уровне, но и совершать повседневные шаги в и...