Рабочая программа по внеурочной деятельности "Имя тебе-победитель"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Имя тебе-победитель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 45.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании школьной кафедры учителей начальной школы МБОУ гимназии №7 Им. Д. П. Яковлева Протокол № 1 от 29.08.2022 г. Руководитель: Угримова К.В./______/ | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ гимназии №7 им. Д. П. Яковлева Силачёва О.И./____________/ 30 августа 2022 г | Утверждено приказом директора МБОУ гимназии №7 им. Д. П. Яковлева Приказ № 82 от 31.08.2022 ___________/Иванова М.А./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Имя тебе-победитель»
для 4 класса
на 2022- 2023 учебный год
Разработали:
Балашова Е.М.- учитель начальных классов.
Сафина Л.А.- учитель начальных классов первой квалификационной категории.
Штин М.М.-учитель начальных классов.
г.о. Красногорск,
2022 г.
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Имя тебе - победитель»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Имя тебе-победитель» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС НОО п. 19.5) и Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Имя тебе-победитель» обучающиеся реализуют личностные, метапредметные, предметные результаты:
В программе внеурочной деятельности в концепции гражданско - патриотического воспитания граждан Российской Федерации сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Программа внеурочной деятельности «Имя тебе-победитель» для 4 класса относится к духовно-нравственному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Новизна программы
Отличительные особенности программы «Имя тебе-победитель», ее новизна заключаются в том, что она имеет интегрированный характер, разнообразна по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей обучающихся, наряду с личностной направленностью способствует организации целостного воспитательного пространства школы и социума, организации совместной деятельности.
Историческую память необходимо сохранить подрастающему поколению. Это основа гражданско-патриотического воспитания. Чувство любви к Родине тоже можно воспитать, оно должно быть в крови у гражданина Российской Федерации. Огромную роль в этом воспитании играет Победа народа нашей страны в Великой Отечественной войне. Историю этой кровопролитной войны, ее битвы и ее героев должен знать каждый россиянин.
Актуальность программы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из самых актуальных задач нашего времени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк пылкий естественный интерес ко всему происходящему в мире.
Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Но мы должны не только помнить, но и быть достойными их великого подвига.
Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать Отчизну.
Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.
Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Думаю, что данная программа поможет привить детям чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины и ценить памятники культуры.
Данная программа направлена на достижение следующих целей:
- возрождение национального самосознания;
- развитие личности воспитанника;
- сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей;
- идей преемственности поколений и исторической памяти.
Задачи:
Образовательные задачи:
- ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
- овладение начальными навыками исследовательской работы; овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
- воспитание личности ребёнка знающего, уважающего историю и традиции своего народа;
Развивающие задачи:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей для самовыражения личности ребенка;
- развитие нравственного, эстетического, физического потенциала личности ребенка;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению;
- создавать условия для формирования классного коллектива и развития личности в нём.
Общая характеристика
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта, еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. В патриотическом воспитании стал полнее учитываться фактор многонационального общества: разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат целенаправленного длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста.
Патриотизм формируется под влиянием идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе. Прежде всего, нужно заботиться о том, чтобы в сознании ребёнка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку мир. Школа и семья должна способствовать развитию у детей любви к Родине, начиная с воспитания любви к матери, отцу, родному уголку земли и кончая гордостью за Россию. Добиться этого можно только при условии системного воспитания, путём всестороннего воздействия на ребёнка.
Настоящая программа разработана с учетом типа и вида образовательного учреждения, потребностей и запросов участников образовательного процесса и создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Внеурочная деятельность духовно-нравственного направления способствует воспитанию чувства патриотизма. Данный вид деятельности позволяет детям познакомиться и усвоить нормы бережного отношения к истории, культуре, природе родного края. Без любви к своей малой Родине не может быть любви к своей стране.
Данная программа представляет собой вариант организации внеурочной деятельности духовно-нравственного направления учащихся основной ступени общего образования. Реализация программы происходит в течение одного учебного года.
Описание места программы в плане внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по курсу «Имя тебе-победитель» рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), время проведения занятия – 35 минут.
Основной формой работы с учащимися является индивидуальные или групповые занятия. Занятия проводятся в учебном кабинете, библиотеке, в музее, на пришкольном участке, в парке. Духовно-нравственная деятельность включает проведение экскурсий, олимпиад, соревнований; предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а также старшие учащиеся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
При проведении занятий по внеурочной деятельности появляется возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Детям о войне» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
Ожидаемые результаты.
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры т.д.).
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования;
- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- На протяжении учебного года учащиеся собирают материал о родственниках, участвовавших в ВОВ, о тружениках тыла, партизанах.
Данная программа основывается на следующих принципах:
Природосообразности–деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
Возрастосообразности – учет возрастных особенностей учащихся основной школы, поскольку на каждом возрастном этапе перед человеком встает ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие;
Культуросообразности - учет общечеловеческих ценностей, ценностей и норм национальной культуры;
Коллективности – получение опыта жизни в обществе, опыта взаимодействия с окружающими;
Доступности и наглядности;
Целенаправленности и последовательности (от простого к сложному);
Диалогичности – взаимного понимания, признания и принятия;
Патриотической направленности – обеспечение идентификации себя с Россией, ее культурой;
Поддержки самоопределения воспитанника – формирование осмысленного и ответственного отношения к себе как гражданину Российской Федерации.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Когда-то была война | 4 |
2 | Дети, заменившие взрослых в тылу | 4 |
3 | «Дети войны» | 5 |
4 | Наш город во время войны | 2 |
5 | Главные битвы войны | 5 |
6 | Моя семья во время войны | 4 |
7 | Мы помним | 5 |
8 | Культура во время войны | 5 |
Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № занятия | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Сроки проведения | |
Когда-то была война(4ч.) | ||||||
1 | 1 | Когда-то была война… Вводное занятие | беседа | 1 | 1 неделя | |
2 | 2 | Дети на войне. | эвристическая беседа | 1 | 2 неделя | |
3 | 3 | Пионеры – герои. | эвристическая беседа | 1 | 3 неделя | |
4 | 4 | Мои ровесники в тылу врага. | эвристическая беседа | 1 | 4 неделя | |
Дети, заменившие взрослых в тылу (4ч.) | ||||||
5 | 1 | Составление альбома рисунков и мини сочинений о пионерах-героях. | Творческая работа | 1 | 5 неделя | |
6 | 2 | Составление альбома рисунков и мини сочинений о пионерах-героях. | Творческая работа | 1 | 6 неделя | |
7 | 3 | Взрослые не по годам. | Беседа | 1 | 7 неделя | |
8 | 4 | Дети, заменившие взрослых в тылу. | Беседа | 1 | 8 неделя | |
«Дети войны» (5ч.) | ||||||
9 | 1 | Страшное слово – концлагерь. | Беседа | 1 | 9 неделя | |
10 | 2 | Проект – исследование: «Дети войны» в нашем городе | Проект | 1 | 10 неделя | |
11 | 1 | Проект – исследование: «Дети войны» в нашем городе | Проект | 1 | 11 неделя | |
12 | 2 | Проект – исследование: «Дети войны» в нашем городе | Проект | 1 | 12 неделя | |
13 | 3 | Проект – исследование: «Дети войны» в нашем городе | Проект | 1 | 13 неделя | |
Наш город во время войны ( 2ч.) | ||||||
14 | 1 | Наш город во время войны. | Практическая работа | 1 | 14 неделя | |
15 | 2 | Труженики тыла. | Практическая работа | 1 | 15 неделя | |
Главные битвы войны (5 ч.) | ||||||
16 | 3 | Главные битвы войны.1 | Интерактивное занятие | 1 | 16 неделя | |
17 | 4 | Главные битвы войны.2 | Интерактивное занятие | 1 | 17 неделя | |
18 | 1 | Главные битвы войны.3 | Интерактивное занятие | 1 | 18 неделя | |
19 | 2 | Главные битвы войны.4 | Интерактивное занятие | 1 | 19 неделя | |
20 | 3 | Главные битвы войны.5 | Интерактивное занятие | 1 | 20 неделя | |
Моя семья во время войны (4 ч.) | ||||||
21 | 1 | Ленинградская блокада писателей-классиков. | беседа | 1 | 21 неделя | |
22 | 2 | Проект «Моя семья во время войны» | проект | 1 | 22 неделя | |
23 | 3 | Проект «Моя семья во время войны» | проект | 1 | 23 неделя | |
24 | 1 | Проект «Моя семья во время войны» | проект | 1 | 24 неделя | |
Мы помним (5 ч.) | ||||||
25 | 2 | Герой войны в нашей школе. | беседа | 1 | 25 неделя | |
26 | 3 | Бессмертный полк. | библиотечный час | 1 | 26 неделя | |
27 | 1 | Они всегда рядом с нами. | практическая работа | 1 | 27 неделя | |
28 | 2 | Награды Великой Отечественной. | выставка | 1 | 28 неделя | |
29 | 3 | Скажи «Спасибо» герою!» - конкурс на лучшее письмо с благодарностью для героя войны. | конкурс | 1 | 29 неделя | |
Культура во время войны(5ч.) | ||||||
30 | 4 | Культура во время войны. | эвристическая беседа | 1 | 30 неделя | |
31 | 1 | Культура во время войны. | эвристическая беседа | 1 | 31 неделя | |
32 | 2 | Военные песни. | музыкальный вечер | 1 | 32 неделя | |
33 | 3 | Военные песни. | музыкальный вечер | 1 | 33 неделя | |
34 | 4 | Выставка проектов и рисунков на военные темы. | выставка | 1 | 34 неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...