Дело № 4. Что же здесь написано?
методическая разработка (3, 4 класс)

Домашенко Юрий Валерьевич

В рамках внеурочной деятельности (кружка) для начальных классов "Химия вокруг нас" были разработаны и апробированы "детективные" занятия. Данный  подход позволяет повысить интерес учащихся к изучению и работе с незнакомым материалом. Занятия проводятся в игровой форме с выполнением самостоятельных и групповых практических заданий. Предлагаю материалы для четвертого занятия "Что же здесь написано?" (конспект занятия + страницы рабочей тетради + карточки с заданиями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_plan_4_zanyatiya.docx31.91 КБ
PDF icon 4_glava_posobiya.pdf898.44 КБ
PDF icon kartochki_no_4.pdf483.7 КБ

Предварительный просмотр:

  • Дата проведения занятия: 15.03.2019
  • Тема занятия: Что же здесь написано?
  • Цели занятия

1. Предметная: сформировать у учащихся представления о знаках химических элементов, ПСХЭ Д. И. Менделеева и принципах работы с ней.

2. Деятельностная: формировать у учащихся основы совместной (групповой) деятельности

  • Форма занятия: социодрамма
  • Планируемые результаты обучения (ПРО)

1. Предметные: Химический язык. Химический элемент. Название и знак химического элемента. ПСХЭ Д. И. Менделеева. Система понятий «химический элемент – химическая формула – химическое уравнение».

2. Метапредметные

а) познавательные:

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели в схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Смысловое чтение.

б) регулятивные:

  • Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

в) коммуникативные:

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью.
  • Химический эксперимент: ПР № 6. Правила работы с таблицей ПСХЭ Д. И. Менделеева
  • Наглядность: рабочие тетради курса «Следствие ведут химики», карточки с изображениями алхимических знаков и знаков химических элементов, ПСХЭ Д. И. Менделеева.

Этап занятия, время (мин.)

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

осуществляемые действия

формируемые способы

познавательной деятельности

регулятивной деятельности

коммуникативной деятельности

Этап игровой деятельности (сплочения коллектива).

Приветствую, уважаемые коллеги. Представляете, какую мне историю рассказали сегодня химики-сыщики? Будто им приснился обоим один и тот же сон. И в нем они вместе расследовали дело. Когда они утром встретились и рассказали друг другу об этом, то вышло, что сон у них был абсолютно одинаковый. Все слово в слово. Как будто они наяву расследовали дело! Представляете? Вот это команда. А что? Давайте и мы так попробуем? Конечно, мы не будем спать на работе, но я придумал, как мы можем это сделать.

Игра «Остров конфликтов»

Итак, сядьте подразделениями поудобнее. Представьте, что Вам всем снится сон, в котором Вы встретились. И попали Вы на остров конфликтов. Коллеги, мы должны помочь жителям этого острова. Они постоянно ссорятся, не умеют правильно общаться, не умеют находить выход из трудных ситуаций. Каждой из групп я буду озвучивать ту или иную ситуацию, а Вы должны посовещаться и дать ответ, как же можно разрешить эту ситуацию. После того, как группа выскажется, другая группа, если у нее возникло другое решение проблемы, могут также высказаться. Ну, что? Попробуем?

Варианты:

-Девочка разбила мамину любимую вазу

-Мальчик порезал палец

-Ребенок упал в лужу в новых брюках

-Девочка потеряла новую куклу

-Мальчик не дает свою машинку другим детям поиграть

-Девочка постоянно толкается

-Человек требует пропустить его

-Ребенку порвали книгу

-Девочка требует купить игрушку

Проводит игру с учащимися (объясняет правила, регулирует ход игры).

Принимают участие в игре.

– Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

– Организовывать взаимодействие в группе.

Этап актуализации знаний, проверки домашнего задания.

Уважаемые коллеги! Мы с химиками-сыщиками рады Вас всех видеть.

На прошлом занятии мы с Вами познакомились с химической посудой и оборудованием, с которыми нам в будущем предстоит работать.

Давайте вспомним, какая она бывает? Каких видов? Приведите конкретные примеры? А теперь поступим так: я буду Вам показывать изображения, а Вы мне указывать название посуды и ее назначение.

Да, очень важно, чтобы у Вас полученные знания закрепились, чтобы Вы в дальнейшем смогли их применять.

В этом Вы сегодня и поможете друг другу. Какое было Ваше домашнее задание? Что Вы приготовили? Давайте сейчас обменяемся заданиями, и каждая группа попытается выполнить задание другой группы.

Итак, справились? Хорошо. Давайте теперь проверим друг друга. Каждое подразделение зачитывает ответы на задание, а другое его проверяет и оценивает. Что Вы можете сказать о своих коллегах? Усвоили ли они изученный материал? Насколько хорошо?

Понравилось ли Вам придумывать задания? Почему Вы решили сделать именно такие задания? Сколько времени Вы на это потратили? Кто в группе за что, конкретно, отвечал? Справился ли он со своей задачей? Довольны ли Вы своей работой?

Беседует с учащимися, организует взаимное выполнение приготовленных заданий.

Беседуют с учителем, демонстрируют выполненные домашние задания, выполняют приготовленные задания другой группы и проверяют правильность выполнения собственных.

– Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.

– Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное источником.

– Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат.

– Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения.

– Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

– Определять критерии правильности выполнения учебной задачи.

– Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение, доказательство, факты.

– Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации.

– Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

– Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей.

– Организовывать учебное взаимодействие в группе.

– Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства.

Этап определения темы и цели занятия.

Молодцы, уважаемые коллеги! Вы отлично поработали с химической посудой и оборудованием.

Однако есть еще одна очень важная вещь, которая сильно поможет нам в наших химических расследованиях.

И сегодня мы о ней поговорим, и я научу Вас с ней работать.

Но прежде, чем мы начнем, посмотрите, что это за карточки? Как Вы думаете, что это за значки, буквы, символы? Для чего они необходимы?

Начать мне хочется издалека. Помните, мы с Вами говорили об атомах? Напомните мне, что это такое?

Так вот, атомы бывают разные, а совокупность (группа) атомов разных видов получила название ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ. Давайте запишем это определение в наши словарики.

Химический элемент мы не можем увидеть. Зато мы с Вами прекрасно можем наблюдать вещества, которые напрямую связаны с теми или иными химическими элементами.

Химия, в целом, изучает процессы, которые происходят с теми или иными веществами. Верно? Как они по-другому называются?

Таким образом, вещества состоят из различных химических элементов. А химические элементы состоят из очень мелких частиц – атомов. Атомы разные, поэтому и химические элементы разные. И каждый химический элемент необходимо определённым образом обозначать, чтобы не перепутать, согласны?

К тому же, настоящий сыщик всегда должен быть очень внимательным и записывать все детали, которые он подмечает. А как, по-вашему, можно записать химический элемент или же химическое превращение на бумаге? Как Вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? У кого-нибудь есть предположения?

Беседует с учащимися, организует самостоятельное определение учащимися темы и цели занятия.

Беседуют с учителем, самостоятельно определяют тему и цель занятия.

– Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.

– Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей.

– Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей.

– Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение, доказательство, факты.

– Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

– Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми.

– Высказывать и обосновывать мнение и запрашивать мнение партнера в рамках диалога.

Этап усвоения нового материала.

Всё дело в том, коллеги, что у нас с Вами, как и везде, есть свой собственный специальный язык.

Человечество использует много разных языков. Кроме естественных языков (японского, английского, русского – всего более 2,5 тысяч), существуют еще и искусственные языки, например, эсперанто. Среди искусственных языков выделяются языки различных наук. Так, в химии используется свой, химический язык. Именно таким языком будем пользоваться и мы при проведении расследований.

Давайте запишем, что же такое химический язык. Химический язык – система условных обозначений и понятий, предназначенная для краткой, ёмкой и наглядной записи и передачи химической информации.

Химический язык, уважаемые коллеги, мало чем отличается от обыкновенного. В нем также есть буквы, слова и предложения.

Буквами в химии называют знаки химических элементов, словами называют химические формулы веществ, а предложениями – уравнения химических реакций. Сегодня мы начнем с Вами изучать именно буквы. Именно они изображены на карточках, которые Вы видели в самом начале.

Сейчас я хочу предложить Вам рисунки, а Вы попытайтесь ответить на вопрос: что же они означают? Какие у Вас есть мнения, предположения по этому поводу?

Итак, коллеги! Перед Вами алхимические знаки. То есть, старинные знаки химических элементов. Одни из самых первых букв химии.

Химики древнего мира и средних веков применяли для обозначения веществ, химических операций и приборов символические изображения, буквенные сокращения, а также сочетания тех и других.

Сейчас химики-сыщики хотят предложить Вам выполнить задание в рабочих журналах, которые они специально для Вас разработали.

А теперь давайте проверим: получилось ли у Вас выполнить задание? Как Вы работали? Все вместе отвечали на вопросы или же каждый отвечал за какой-то один?

Хорошо. А теперь Вам хочу предложить задание я. А именно – каждому подразделению написать небольшую историю (несколько предложений). Только есть одно условие – Вы должны задействовать эти самые алхимические знаки вместо нужных слов, а другое подразделение должно расшифровать Ваш текст.

Замечательно! Вы ещё и превосходные писатели! Чудеса!

А теперь продолжим: символы же химических элементов были введены шведским ученым-химиком Й.Берцелиусом в 1814 г. По мнению Берцелиуса, элемент принято обозначать одной или двумя начальными буквами их латинских названий.

Химики-сыщики приготовили для Вас специальные таблицы. Давайте с ними познакомимся.

А сейчас, коллеги, внимание! Мы с Вами обратимся к самому настоящему алфавиту химии! Мы рассмотрим с вами, пожалуй, самый главный документ, «подсказку» для любого химика. Для нас это будет самая настоящая карта, отличная помощница любого сыщика. Перед вами находится таблица. Как она называется? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте с Вами выполним задание в рабочих журналах.

Итак, ребята, как же называется эта таблица? Правильно, ПСХЭ Д. И. Менделеева.

Периодическая система – это большой дом химических элементов, который был построен в 1869 году Д. И. Менделеевым. Именно это нам поможет раскрыть немало запутанных дел.

Посмотрите на нее: чем же Вас удивляет таблица Менделеева? Что в ней есть? Есть какая-то связь между таблицей и карточками, которые Вам раздали химики-сыщики?

Давайте сейчас с Вами выполним задание в рабочих журналах и поможем химикам сыщикам заполнить картотеку.

Теперь снова обратимся к ПСХЭ Д. И. Менделеева. Что в ней особенного? Есть предположения, почему химические элементы записаны именно так?

Разные ученые неоднократно предпринимали попытки классифицировать химические элементы, привести сведения о них в систему. И раньше насчитывалось более 50 различных вариантов классификации химических элементов, представляете?! Но ни одна из попыток не увенчалась успехом. Открытие Периодического закона, о котором вы узнаете в дальнейшем, и построение Периодической системы химических элементов — несомненно, заслуга великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева.

Давайте сейчас посмотрим видео и узнаем побольше сведений о данном явлении.

Итак, коллеги, что же Вам удалось понять, узнать нового из этого видео?

Беседует с учащимися, излагает им новый материал (демонстрирует видеоматериалы), организует работу групп в рабочих журналах.

Беседуют с учителем, фиксируют необходимый материал, анализируют его, выполняют задания в рабочих журналах.

– Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений.

– Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.

– Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной деятельности.

– Определять логические связи между предметами и/или явлениями.

– Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст.

– Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей.

– Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели.

– Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения.

– Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности.

– Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

– Определять и играть возможные роли в совместной деятельности.

– Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение, доказательство, факты.

– Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации.

– Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

– Выделять общую точку зрения в дискуссии.

– Организовывать учебное взаимодействие в группе.

– Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства.

– Высказывать и обосновывать мнение и запрашивать мнение партнера в рамках диалога.

 – Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.

Этап игровой деятельности (сплочения коллектива).

Хорошо, а теперь мы с химиками-сыщиками предлагаем Вам немного подвигаться.

Сейчас мы раздадим Вам листы, на них будут написаны задания. Вам все их нужно выполнить за две минуты. Важное условие – Вы должны выполнять задание одновременно. Все группой. На все про все у Вас дается … (сначала 2 минуты, потом 1,5, потом 1 минута. Группам раздаются листы с разным порядком заданий).

1. Присядьте 2 раза.

2. Подпрыгните на левой ноге 5 раз.

3. Поднимите вверх обе руки 2 раза.

4. Внимательно прочитайте все задания.

5. Громко крикните свое имя.

6. Дважды громко мяукните.

7. Поцелуйте любых 3-х человек.

8. Повернитесь вокруг своей оси 3 раза.

9. Громко посмейтесь над ведущим игры.

10. Коснитесь рукой любых 3-х человек.

11. Подпрыгните на правой ноге 5 раз.

12. После того, как Вы прочитали все задания, выполните только задание №13 и 14.

13. Присядьте на корточки.

14. Положите лист перед собой на пол.

Проводит игру с учащимися (объясняет правила, регулирует ход игры).

Принимают участие в игре.

– Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

– Организовывать взаимодействие в группе.

Этап формирования практических ЗУНов.

Отлично! Превосходно! А теперь…. Коллеги, внимание! Химики-сыщики нас зовут на помощь! Сразу два очень важных дела образовалось! К счастью у нас как раз с Вами два подразделения.

Но сначала обратимся же снова к этой самой таблице. Элементы в ней расположены определенным образом. Дело в том, что их свойства меняются и повторяются с возрастанием относительной атомной массы (цифра, расположенная под символом химического элемента).

Теперь представьте дом, в котором есть подъезды, этажи, и каждая квартира имеет свой номер. Так вот, каждый химический элемент в таблице Дмитрия Ивановича также живет в определенном подъезде, на конкретном этаже в квартире с собственным номером. Только называется все это по-другому. Вместо подъезда – номер ГРУППЫ, вместо этажа – номер ПЕРИОДА, а вместо номера квартиры – ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА.

Итак, как же нам определить координаты, «адреса» химических элементов? В этом нам помогут следующие сведения:

  1. Название элемента (имя)
  2. Номер периода (этаж)
  3. Номер группы (подъезд)
  4. Порядковый номер (номер квартиры)

Теперь же поможем нашим химикам-сыщикам. Сейчас каждое из подразделений случайным образом выберет какое-либо из заданий.

Выбрали? Отлично.

Задание для 1 подразделения – выполнить задание в рабочем журнале: помочь элементам-детям вернуться в свои «дома» в ПСХЭ Д. И. Менделеева.

Задание для 2 подразделения –

Нужно допросить важных свидетелей. Известны только их имена. Нужно найти их в ПСХЭ и записать данные о «месте проживания» в картотеку.

2 вариант данного задания: известны данные о «месте проживания» в ПСХЭ. Нужно указать «имена» свидетелей.

После выполнения группы обмениваются заданиями и также их выполняют.

Отлично, коллеги! Вы великолепно справились! Теперь все дети вернулись домой, и взяты показания у важных свидетелей. Химики-сыщики Вами очень довольны.

Кстати, пока Вы работали, химики-сыщики тоже не сидели без дела. Они приготовили Вам новые задания. Практика и тренировка ведь никогда не повредят. Давайте посмотрим.

Используя таблицу Менделеева, дайте ответ на предложенные загадки. Для этого символы химических элементов запишите в строчку и в той же последовательности, в которой они упоминаются в загадке. Правильно записанные символы элементов помогут вам составить искомое слово и прочитать его по-русски. Каждое подразделение должно отгадать по 3 загадки. Стартовые загадки раздам Вам я. Когда Вы отгадаете загадку, то должны будете найти картинки с Вашим ответом. Там Вас будут ждать другая загадка. И т.д. Понятно? Приступаем! Группы передвигаются по всему классу, выполняя задания.

Для 1 группы:

1. Запишем в строчку аш, о, цэ.
Что у тебя есть на лице? (Ответ. НОС.)

2. Молибден и углерод,
С ними калий, барий
Целый день напролет
Словари листали. 
Латинский мы не знаем,
По-русски прочитаем ... .(Ответ. МоСКВа.)

3. Цэ, о и калий на часок
Зашли в кафе и пили ... .(Ответ. СОК.)

Для 2 группы:

1. Фосфор, кислород и бор
Вели серьезный разговор.
Всем элементам нужен кров –
Был под фундамент вырыт ... .(Ответ. РОВ.)

2. А цэ, о, аш запишешь ты –
Наступит царство темноты.(Ответ. СОН.)

3. Кислород в гости кальция позвал,
Сервиз кофейный он достал.
Осенний вечер. Чудеса! 
Его ужалила ... .(Ответ. ОСа.)

Для 3 группы:

1. Бегут полоний и тантал,
А командир от них отстал.
Победа ждет пехоту,
Коль есть такая ... .(Ответ. РоТа.)

2. Что спицами вязали 
Гольмий, кобальт, калий?(Ответ. НоСоК.)

3. Бор, кислород и фосфор.

Зашли на чай к нам в гости

И поведали о том,

Что ночью к ним забрался … (Ответ. ВОР.)

Беседует с учащимися, объясняет им план дальнейшей работы, регулирует деятельность групп.

Беседуют с учителем, выполняют задания.

– Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений.

– Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.

– Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной деятельности.

– Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации.

– Обозначать символом и знаком предмет и/или явление.

– Переводить сложную по составу информацию из графического или формализованного представления в текстовое и наоборот.

– Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст.

– Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей.

– Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения.

– Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

– Определять и играть возможные роли в совместной деятельности.

– Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение, доказательство, факты.

– Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации.

– Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

– Выделять общую точку зрения в дискуссии.

– Организовывать учебное взаимодействие в группе.

– Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства.

– Высказывать и обосновывать мнение и запрашивать мнение партнера в рамках диалога.

 – Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.

Этап рефлексии.

Теперь же я предлагаю нам вместе сесть в один большой дружный круг и немного пообщаться, поделиться своими впечатлениями. Каждый может говорить всё, что он хочет сказать, по очереди. Какое у Вас настроение? Понравилось ли Вам наше занятие? Что Вы сегодня узнали? Что попробовали впервые? Что в нём было особенного? Как Вы думаете, что же у нас будет происходить дальше? Какие есть предположения?

Беседует с учащимися.

Беседуют с учителем, обмениваются мнения, подводят итоги.

– Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.

– Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником (занятием).

– Оценивать свою деятельность.

– Соотносить реальные и планируемые результаты деятельности и делать выводы.

– Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога.

– Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

– Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми.

Этап подачи домашнего задания

Большое спасибо за работу, уважаемые коллеги! Мы с сержантом и лейтенантом прощаемся с Вами. И помните, ни одна тайна от нас не убежит! До новых встреч!

Озвучивает домашнее задание, прощается с учащимися.

Фиксируют домашнее задание, уточняют, в случае необходимости, основные моменты, прощаются с учителем.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет"

Внеклассное мероприятие проводится после прохождения темы "Устное народное творчество" по литературному чтению в 1-2 классах.Можно проводить как открытое занятие. Оно включает много сказок, викторин, ...

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ВЕДЬ ЗДЕСЬ НАМ ЖИТЬ, ДЕЛА ВЕРШИТЬ»

АннотацияСовсем недавно мы очень редко слышали такие термины, как экологическая обстановка, экологическая катастрофа, сейчас мы являемся свидетелями экологических катастроф, часто ведущих к гибели люд...

Здесь мало услышать, здесь вслушаться надо...

Сообщение на родительском собрании...

Литературный конкурс «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет...»

Данный литературный конкурс составлен для обучающихся начальной школы. Цель: определение уровня начитанности детей....