Дело № 1. Здравствуй, химия!
методическая разработка (3, 4 класс)
В рамках внеурочной деятельности (кружка) для начальных классов "Химия вокруг нас" были разработаны и апробированы "детективные" занятия. Данный подход позволяет повысить интерес учащихся к изучению и работе с незнакомым материалом. Занятия проводятся в игровой форме с выполнением самостоятельных и групповых практических заданий. Предлагаю материалы для первого занятия "Здравствуй, химия" (конспект занятия + страницы рабочей тетради + карточки с заданиями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_plan_1_zanyatiya.docx | 29.4 КБ |
1_glava_posobiya.pdf | 1010.94 КБ |
kartochki_no_1.pdf | 472.38 КБ |
Предварительный просмотр:
- Дата проведения занятия: 06.03.2019
- Тема занятия: Здравствуй, химия!
- Цели занятия
1. Предметная: сформировать у учащихся первоначальное представление о понятии «химия»
2. Деятельностная: формировать у учащихся основы совместной (групповой) деятельности
- Форма занятия: презентация предмета
- Планируемые результаты обучения (ПРО)
1. Предметные: Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Вещества вокруг нас. Система понятий «физическое тело – вещество – молекула – атом». Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, основной метод науки – эксперимент.
2. Метапредметные
а) познавательные:
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
- Смысловое чтение.
б) регулятивные:
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
в) коммуникативные:
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью.
– Химический эксперимент: Д. Фараоновая змея; разноцветное пламя; получение «молока» и превращение его в «воду», извержение вулкана
– Наглядность: рабочие тетради курса «Следствие ведут химики»; видеоматериалы «Химия вокруг нас».
Этап занятия, время (мин.) | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||
осуществляемые действия | формируемые способы | |||||
познавательной деятельности | регулятивной деятельности | коммуникативной деятельности | ||||
Вводная часть | Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, присаживайтесь на любые места, которые Вам понравятся. Как настроение? Как прошли сегодня у Вас уроки? Сегодня Вы пришли на занятия кружка, который называется «Следствие ведут химики». Какие ассоциации у Вас вызывает такое название? Как Вы думаете, для чего мы собрались? Чем мы будем заниматься? У какого какие предположения? Давайте по очереди выскажемся. Ребята, я хочу Вам сказать, что Вы сегодня пришли не в обычный класс. Да. И не совсем на занятие. Но давайте обо всём по порядку. Итак, уважаемые коллеги. Удивлены? Да, отныне здесь Вас именно так и будут называть. О, как раз вовремя! Посмотрите, коллеги! К нам пришли уважаемые химики-сыщики. Знакомьтесь, это сержант Марти и Лейтенант Боб. Именно с ними Вам предстоит работать в ближайшее время. Чем же мы будем здесь заниматься? Кажется, пришло время ответить и на этот вопрос. Отныне, этот кабинет будет нашим штабом-лабораторией, а все мы станем лейтенантами, детективами, сыщиками и, конечно же, химиками! Вокруг ведь столько всего таинственного и интересного, согласны? Для всех нас окружающий мир скрывает немало загадок. И мы вместе постараемся найти все разгадки, ключи ко всем дверям, ответы на все головоломки! Помогут нам в этом наши великие химики-сыщики. Они Вас обучат многим полезным вещам, поэтому прислушивайтесь к ним очень внимательно, договорились? | Беседует с учащимися, озвучивает им основные сведения о предстоящей работе. | Поддерживают беседу, отвечают на вопросы учителя. | – | – | – |
Этап формирования групп (подразделений) | Хорошо. А теперь, уважаемые коллеги, прежде чем приступить к работе, Вам необходимо разбиться на группы или же, как принято говорить у нас, на подразделения. Химики-сыщики знают отличный способ, как это сделать. Прием «пробирки – колбочки». Изготовляется определенное количество карточек (6 штук), на половине из которых изображена колба, а на другой – пробирка. Карточки обволакиваются непрозрачной бумагой (пленкой) и прячутся в несложных местах по классу. Желательно, в рамках одной стены или ряда. Каждый из учеников должен найти одну карточку. Когда все 6 карточек будут найдены, ученики распаковывают их и объединяются в команды по совпавшим картинкам. Таким образом, получается 2 команды из 3-х человек). Что же, отлично! Наши подразделения готовы. Теперь необходимо выбрать начальника подразделения. В группах есть желающие? Остальные согласны? Если же никто из присутствующих не выказывает желания – второй вариант: жеребьевка («Волшебная колба» – в коническую колбу складываются свёрнутые листочки с именами учеников. Содержимое колбы перемешивается, и учитель с помощью щипцов (пинцета) вытаскивает листочки и озвучивает имена капитанов). Хорошо. Теперь у нас есть начальники подразделений. Если же кто-то тоже хотел бы им побыть, то не расстраивайтесь. У Вас обязательно будет такая возможность. Периодически капитаны у подразделений будут разные. А теперь продолжаем нашу работу. | Беседует с учащимися, реализует приёмы формирования групп и выбора капитанов. | Поддерживают беседу, участвуют в процессе формирования команд и выборе капитанов. | – | – Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задач достижения цели. | – Определять возможные роли в совместной деятельности. – Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого; различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. – Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога. - Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником. |
Этап оформления (заполнения) рабочих тетрадей (журналов подразделений) | Лейтенант и сержант разработали для Вас специальные рабочие журналы, которые помогут Вам в работе. Давайте посмотрим их и заполним. Прежде всего, необходимо на обложке указать название Вашего подразделения. Подумайте и назовите свою группу. Важное условие – в названии должны присутствовать такие слова (части слов) как «хим», «химия», «химики», «химический». Замечательно, теперь на следующей странице перечислите всех, кто входит в Ваше подразделение. Можете, если хотите, придумать себе псевдонимы (в дальнейшем используются бейджики). Теперь давайте сделаем ещё кое-что. Видите эти рамочки. Они для фотографий. Но не Ваших лиц, а Ваших пальцев. Точнее, их отпечатков. Давайте мы с Вами попробуем зафиксировать в журнале отпечатки пальцев каждого члена подразделения. Нужно подышать на палец, чтобы слегка увлажнить его, и прижать к чистому листу бумаги. После того, как отпечаток пальца будет нанесен на чистый лист бумаги, его необходимо поместить на некоторое время над блюдцем или чашкой, в которую налит раствор йода. Йод имеет способность легко возгоняться, поэтому для сохранения проявленных отпечатков целесообразно поместить листок в файл (полимерный) для бумаг или между листами плотной (не рыхлой) бумаги. Последнее, что нам осталось заполнить – это Ваши личные удостоверения. Здесь также есть место для фото. Если кто-то хочет, может принести свою фотографию небольшого размера, и мы в них ее разместим. Что же, отлично! У нас с Вами здорово всё получается. Химики-сыщики довольны. Подразделения есть, журналы заполнены! | Организует с учащимися оформление рабочих журналов. | Работают группами, оформляют рабочие журналы. | – Создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления. | – Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей. | – Играть определенную роль в совместной деятельности. – Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности. – Корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения. – Организовывать взаимодействие в группе. – Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником. |
Этап сплочения коллектива | Теперь, когда мы создали подразделения, мы должны наладить связь между ними. Ведь часто бывает, что людям с разных мест работы необходимо сотрудничать. Поэтому они должны уметь быстро и четко понимать друг друга. Итак, уважаемые коллеги, сейчас мы с химиками-сыщиками покажем Вам, как это можно сделать. Сядьте в один большой общий круг. Каждый из Вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение — руками, ногами, всем телом. Вся группа хором должна повторить имя и выполненное движение. И так с каждым из Вас, готовы? Хорошо. Давайте приступим. Итак, хорошо. Мы все с Вами перезнакомились заново и изучили условные знаки друг друга. Давайте проверим, как же Вы их запомнили. Сейчас я буду называть имя любого из Вас, а остальные должны повторить движение, закрепленное за именем этого человека. Понятно? Давайте попробуем. Отлично! Вы все молодцы! Справились великолепно! Кажется, работать мы с Вами будем очень хорошо. | Беседует с учащимися, реализует приёмы сплочения коллектива. | Беседуют с учителем, выполняют предлагаемые задания. | – | – | – Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности. |
Этап усвоения материала | Должен сразу Вам сказать, что все наши расследования, которые мы будем проводить, будут объединены одной большой общей темой. И сейчас у Вас появится возможность продемонстрировать свои навыки и ответить на вопрос: что же объединяет все дела, которые нам предстоит раскрыть? Химики-сыщики приготовили для Вас ребусы, которые помогут Вам ответить на поставленный вопрос. Попробуйте выполнить их. Правильно, коллеги, молодцы! Это – ХИМИЯ. Но возникает новая загадка: а что же такое химия? Коллеги, кто-нибудь из Вас знаете? Есть предположения? Слышали Вы это слово раньше? Давайте мы с Вами выполним задания в журналах, которые нам предлагают химики-сыщики. Каждая группа может выбрать любое понравившееся ей задание. Выполнив его, Вы должны дать ответ на вопрос: что же такое ХИМИЯ? Правильно, ребята. Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях. В конце журнала у Вас есть специальные словарики, которые мы с Вами будем заполнять и записывать различные слова (словосочетания) и их значения. Давайте запишем наше первое определение – Химия. Химия – одна из самых интересных наук. Давайте же посмотрим видеоролик, который покажет нам, как же химия нужна и важна для людей. Скажите, уважаемые коллеги? Вы бывали когда-нибудь в серпентарии? Это своего рода змеиная ферма. И сейчас именно химия нам с Вами поможет посетить такой серпентарий. Опыт: фараоновая змея из глюконата кальция. Посмотрите, как много змей. Чудеса, правда? Что же давайте их уберем, а то неудобно раскрывать различные дела, когда у тебя все время за спиной кто-то шипит. Видите? И такие чудеса возможны, благодаря химии. Роль химии в жизни общества очень велика. Она настолько органично вошла в нашу с Вами жизнь, что существование человека вне химии уже нельзя представить. Она позволяет создавать огромное количество различных материалов, которые обеспечивают человеку современный уровень жизни. Посмотрите, повсюду нас окружают предметы и изделия. Оглянитесь вокруг. По-другому ученые называют их ФИЗИЧЕСКИМИ ТЕЛАМИ. Давайте запишем с Вами, что же это такое. Физические тела – это то, что имеет форму и занимает определенный объем. Так вот, они изготавливаются из ВЕЩЕСТВ, которые получают на химических заводах и фабриках. Давайте запишем: Вещества – это то, из чего состоят физические тела. Например, гвозди из железа, линейка из пластмассы, а вот сержант с лейтенантом из стекла! Давайте теперь вместе попробуем привести примеры физических тел, и посмотрим, из каких же веществ они состоят. А бывает ли такое, что разные тела состоят из одного и того же вещества? Сможете ли вы привести такие примеры? Давайте же снова обратимся к журналам и выполним задания, которые нам приготовили лейтенант с сержантом. | Беседует с учащимися, организует их работу с рабочими журналами, проводит демонстрационные опыты. | Беседуют с учителем, выполняют работу в рабочих журналах, наблюдают демонстрационные опыты. | – Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства. – Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов. – Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи. – Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе познавательной деятельности. | – Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей. – Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей. – Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. – Оценивать продукт своей деятельности в соответствии с целью деятельности. | – Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности. – Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. – Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства. |
Этап игровой деятельности (сплочения коллектива) | Что-то мы с Вами засиделись, уважаемые коллеги. А ведь детективы должны быть всегда ловкими и быстрыми. Поэтому давайте мы сейчас с Вами немного поиграем. Игра «Нужно поспешить!». Эта игра-соревнование двух команд. На полу определяется место для «коридора». Коридор - полоса шириной около 0,5 метра и длинной 3-5 метра. Команды становятся по обеим сторонам коридора. За каждой командой ставится стул, на котором расположены картонные изображения химической посуды. Задача состоит в том, чтобы, не оступившись, друг за другом перебраться на другую сторону, каждому взять по одному образцу посуды и вернуться обратно. В тот же момент противоположная сторона будет двигаться навстречу с таким же намерением. Какая команда переберется из одной лаборатории в другую и обратно быстрее? | Реализует соревновательный момент между подразделениями (работа на сплочение групп). | Принимают участие в игре, работают командами. | – | – | – Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности – Играть определенную роль в совместной деятельности. – Организовывать взаимодействие в группе. |
Этап усвоения материала | Молодцы! Теперь продолжим. Как уже говорили химики-сыщики, с веществами происходят самые разные превращения и называются они ЯВЛЕНИЯМИ. Давайте запишем с Вами это определение. Они бывают физическими и химическими. Мы же с Вами будем изучать именно химические явления, или, как их еще по-другому называют, ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ. Зажигая спичку, замешивая песок и цемент с водой, обжигая кирпич, мы осуществляем настоящие, а иногда и довольно сложные химические реакции. Что такое химические реакции, какие они бывают, от чего зависит скорость химической реакции, и многое другое Вы узнаете на наших следующих занятиях, а также на уроках химии. Однако некоторые секреты мы с Вами раскроем во время наших расследований. А теперь скажите, Вы пили когда-нибудь чай с лимоном? Так вот, в этот самый момент в вашей чашке происходило одно из таких явлений, реакций. Замечали? Давайте обратим внимание на следующее изображение: две чашки чая, и в одной из них – долька лимона. Посмотрите, есть ли разница? Если есть – укажите ее. Дома Вы можете провести такой небольшой опыт и проверить, получится у Вас или нет. Ох, спасибо, уважаемые химики-сыщики. Забыл сказать самое главное. Знаете коллеги, что делают химию такой особенной? Почему она так нравится многим ученикам, да, и людям в целом? Всё дело в ЭКСПЕРИМЕНТАХ. В химии это один из основных и самых важных методов познания. Выполняя те или иные эксперименты (или же опыты), различные ученые и совершают удивительные открытия, которые помогают жить обществу. А ещё эти эксперименты удивительны и очень красивы. Давайте сейчас посмотрим на следующие опыты: Опыты: разноцветное пламя; получение «молока» и превращение его в «воду». Посмотрите, не правда ли удивительные вещи происходят у нас с Вами в нашем отделении-лаборатории? Да, и таких чудес совсем не мало! Различные вещества способы вступать в самые разные химические реакции. С ними могут происходить самые разнообразные явления. Однако не только физические тела состоят из веществ, но и сами вещества состоят из так называемых МОЛЕКУЛ! А молекулы состоят из АТОМОВ. Давайте запишем эти слова и их значения. Атомы очень маленькие. Только на самом кончике обычной иглы их может уместиться целые миллиарды, представляете?! И атомы эти тоже отличаются по размерам, массе и свойствам! Подумать только, как же интересно всё устроено! В настоящее время различают целых 118 видов атомов! | Беседует с учащимися, организует их работу с рабочими журналами, проводит демонстрационные опыты. | Беседуют с учителем, выполняют работу в рабочих журналах, наблюдают демонстрационные опыты. | – Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства. – Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи. – Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе познавательной деятельности. | – Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей. – Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей. – Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. – Оценивать продукт своей деятельности в соответствии с целью деятельности. | – Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности. – Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. – Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства. |
Этап игровой деятельности (сплочения коллектива) | Вот так, уважаемые коллеги! Сегодня Вы славно поработали и узнали много нового и полезного, правда? Теперь можно и расслабиться. Давайте сделаем это следующим образом: Проводится игра. Ученики расходятся по кабинету и свободно перемещаются. Каждый из учеников – это атом. Когда учитель говорит «Молекула!», ученики должны образовать пары и передвигаться вместе. Когда учитель говорит «Вещество!», ученики должны объединиться группами (подразделениями) и передвигаться вместе. Когда учитель говорит «Физическое тело!», ученики объединяются в большое кольцо и ходят по кругу. | Реализует приёмы сплочения коллектива. | Принимают участие в игре. | – | – | – Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности – Играть определенную роль в совместной деятельности. – Организовывать взаимодействие в группе. |
Этап завершения занятия | Браво! Великолепно! Вы отлично работаете вместе! Итак, присаживайтесь. А на последок мы бы хотели Вам сказать, что… Ой, подождите! Что это? Что происходит?! У нас в лаборатории извергается самый настоящий вулкан! Опыт: извержение вулкана. Чудеса, да и только! Да, ребята, и всё это – Химия! Значение химии в жизни человека трудно переоценить. Оглянитесь вокруг, и Вы увидите, что жизнь, что жизнь современного человека невозможна без химии. Мы используем химию на производстве пищевых продуктов. Мы передвигаемся на автомобилях, метал, резина и пластик которых сделаны с использованием химических веществ и процессов. Мы используем духи, туалетную воду, мыло и дезодоранты, производство которых невозможно без химии. Химия, ребята, очень нужна и важна. Нам предстоит с Вами узнать ещё много нового, увидеть ещё много интересного и раскрыть ещё много таинственного! Я надеюсь, что в дальнейшем наши занятия также будут проходить весело и интересно. | Беседует с учащимися, проводит демонстрационные опыты. | Беседуют с учителем, наблюдают демонстрационные опыты. | – | – | – |
Этап рефлексии | Итак, коллеги. Теперь я предлагаю нам вместе сесть в один большой дружный круг и немного пообщаться, поделиться своими впечатлениями. Каждый может говорить всё, что он хочет сказать, по очереди. Какое у Вас настроение? Понравилось ли Вам наше занятие? Что Вы сегодня узнали? Что попробовали впервые? Что в нём было особенного? Как Вы думаете, что же у нас будет происходить дальше? Какие есть предположения? | Беседует с учащимися. | Беседуют с учителем, обмениваются мнения, подводят итоги. | – Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи. – Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником (занятием). | – Оценивать свою деятельность. – Соотносить реальные и планируемые результаты деятельности и делать выводы. | – Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога. – Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. – Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми. |
Этап подачи домашнего задания | Очень хорошо. И перед тем, как наш с Вами рабочий день закончится, я хочу, чтобы мы с Вами выполнили одну небольшую работу. Точнее, Вы выполните ее дома. Подразделениям нужно написать небольшой рассказ «Мы – химики-сыщики». Вам нужно обсудить и вместе решить, что о чём Вы напишите. Это могут быть Ваши впечатления от первого дня, какие-либо интересные для Вас детали, которые Вы приметили, особенности и т.д. Будет неплохо, если Ваш рассказ будет сопровождаться какими-нибудь рисунками, картинками. Только задание эту нужно выполнить группой. Потом мы с ними ознакомимся и выставим, чтобы все могли их почитать. Думаю, это будет очень интересно, согласны? Большое спасибо за работу, уважаемые коллеги! Мы с сержантом и лейтенантом прощаемся с Вами. Ни одна тайна от нас не убежит! До новых встреч! | Озвучивает домашнее задание, прощается с учащимися. | Фиксируют домашнее задание, уточняют, в случае необходимости, основные моменты, прощаются с учителем. | – | – | – |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат по химии
История возникновения хими как науки...
Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир "Газ.Огонь.Вода" 3 класс "Школа России"
Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир. 3 класс...
Игровая программа по химии "Самый умный" 9 класс
Обобщающий урок по химии в 9-м классе в форме игровой прграммы "Самыый умный". Тема: Основные классы неорганическихсоединений (оксиды, основания, кислоты, соли)...
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии
Конспект урока ОБЖ...
Тест «Правила безопасности при использовании бытовой химией»
Тест «Правила безопасности при использовании бытовой химией», ОБЖ, 3 класс...
"Изучение состава зубной пасты «Буратино» и ее влияния на зубную эмаль" исследовательская работа по химии
Цель исследования: изучение разнообразия зубной пасты.Задачи: – узнать историю возникновения и развития зубной пасты;– изучить состав и действие зубной пасты «Буратино» на скорлупу куриного яйца...
ПРОЕКТ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ПРИКЛАДНАЯ АЛГЕБРА" (ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ, МАТЕМАТИКЕ, ХИМИИ, ЭКОНОМИКЕ,ГЕОГРАФИИ,ЗАДАЧИ НА СМЕСИ И СПЛАВЫ)
Авторский сборник задач, доказывающий неразрывную связь математики с другими науками. Каждый раздел имеет 5 уровней сложности, работа оснащена вспомогательными гиперссылками для удобства в использован...