Дело № 1. Здравствуй, химия!
методическая разработка (3, 4 класс)
В рамках внеурочной деятельности (кружка) для начальных классов "Химия вокруг нас" были разработаны и апробированы "детективные" занятия. Данный подход позволяет повысить интерес учащихся к изучению и работе с незнакомым материалом. Занятия проводятся в игровой форме с выполнением самостоятельных и групповых практических заданий. Предлагаю материалы для первого занятия "Здравствуй, химия" (конспект занятия + страницы рабочей тетради + карточки с заданиями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.4 КБ |
![]() | 1010.94 КБ |
![]() | 472.38 КБ |
Предварительный просмотр:
- Дата проведения занятия: 06.03.2019
- Тема занятия: Здравствуй, химия!
- Цели занятия
1. Предметная: сформировать у учащихся первоначальное представление о понятии «химия»
2. Деятельностная: формировать у учащихся основы совместной (групповой) деятельности
- Форма занятия: презентация предмета
- Планируемые результаты обучения (ПРО)
1. Предметные: Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Вещества вокруг нас. Система понятий «физическое тело – вещество – молекула – атом». Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, основной метод науки – эксперимент.
2. Метапредметные
а) познавательные:
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
- Смысловое чтение.
б) регулятивные:
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
в) коммуникативные:
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью.
– Химический эксперимент: Д. Фараоновая змея; разноцветное пламя; получение «молока» и превращение его в «воду», извержение вулкана
– Наглядность: рабочие тетради курса «Следствие ведут химики»; видеоматериалы «Химия вокруг нас».
Этап занятия, время (мин.) | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||
осуществляемые действия | формируемые способы | |||||
познавательной деятельности | регулятивной деятельности | коммуникативной деятельности | ||||
Вводная часть | Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, присаживайтесь на любые места, которые Вам понравятся. Как настроение? Как прошли сегодня у Вас уроки? Сегодня Вы пришли на занятия кружка, который называется «Следствие ведут химики». Какие ассоциации у Вас вызывает такое название? Как Вы думаете, для чего мы собрались? Чем мы будем заниматься? У какого какие предположения? Давайте по очереди выскажемся. Ребята, я хочу Вам сказать, что Вы сегодня пришли не в обычный класс. Да. И не совсем на занятие. Но давайте обо всём по порядку. Итак, уважаемые коллеги. Удивлены? Да, отныне здесь Вас именно так и будут называть. О, как раз вовремя! Посмотрите, коллеги! К нам пришли уважаемые химики-сыщики. Знакомьтесь, это сержант Марти и Лейтенант Боб. Именно с ними Вам предстоит работать в ближайшее время. Чем же мы будем здесь заниматься? Кажется, пришло время ответить и на этот вопрос. Отныне, этот кабинет будет нашим штабом-лабораторией, а все мы станем лейтенантами, детективами, сыщиками и, конечно же, химиками! Вокруг ведь столько всего таинственного и интересного, согласны? Для всех нас окружающий мир скрывает немало загадок. И мы вместе постараемся найти все разгадки, ключи ко всем дверям, ответы на все головоломки! Помогут нам в этом наши великие химики-сыщики. Они Вас обучат многим полезным вещам, поэтому прислушивайтесь к ним очень внимательно, договорились? | Беседует с учащимися, озвучивает им основные сведения о предстоящей работе. | Поддерживают беседу, отвечают на вопросы учителя. | – | – | – |
Этап формирования групп (подразделений) | Хорошо. А теперь, уважаемые коллеги, прежде чем приступить к работе, Вам необходимо разбиться на группы или же, как принято говорить у нас, на подразделения. Химики-сыщики знают отличный способ, как это сделать. Прием «пробирки – колбочки». Изготовляется определенное количество карточек (6 штук), на половине из которых изображена колба, а на другой – пробирка. Карточки обволакиваются непрозрачной бумагой (пленкой) и прячутся в несложных местах по классу. Желательно, в рамках одной стены или ряда. Каждый из учеников должен найти одну карточку. Когда все 6 карточек будут найдены, ученики распаковывают их и объединяются в команды по совпавшим картинкам. Таким образом, получается 2 команды из 3-х человек). Что же, отлично! Наши подразделения готовы. Теперь необходимо выбрать начальника подразделения. В группах есть желающие? Остальные согласны? Если же никто из присутствующих не выказывает желания – второй вариант: жеребьевка («Волшебная колба» – в коническую колбу складываются свёрнутые листочки с именами учеников. Содержимое колбы перемешивается, и учитель с помощью щипцов (пинцета) вытаскивает листочки и озвучивает имена капитанов). Хорошо. Теперь у нас есть начальники подразделений. Если же кто-то тоже хотел бы им побыть, то не расстраивайтесь. У Вас обязательно будет такая возможность. Периодически капитаны у подразделений будут разные. А теперь продолжаем нашу работу. | Беседует с учащимися, реализует приёмы формирования групп и выбора капитанов. | Поддерживают беседу, участвуют в процессе формирования команд и выборе капитанов. | – | – Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задач достижения цели. | – Определять возможные роли в совместной деятельности. – Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого; различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. – Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога. - Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником. |
Этап оформления (заполнения) рабочих тетрадей (журналов подразделений) | Лейтенант и сержант разработали для Вас специальные рабочие журналы, которые помогут Вам в работе. Давайте посмотрим их и заполним. Прежде всего, необходимо на обложке указать название Вашего подразделения. Подумайте и назовите свою группу. Важное условие – в названии должны присутствовать такие слова (части слов) как «хим», «химия», «химики», «химический». Замечательно, теперь на следующей странице перечислите всех, кто входит в Ваше подразделение. Можете, если хотите, придумать себе псевдонимы (в дальнейшем используются бейджики). Теперь давайте сделаем ещё кое-что. Видите эти рамочки. Они для фотографий. Но не Ваших лиц, а Ваших пальцев. Точнее, их отпечатков. Давайте мы с Вами попробуем зафиксировать в журнале отпечатки пальцев каждого члена подразделения. Нужно подышать на палец, чтобы слегка увлажнить его, и прижать к чистому листу бумаги. После того, как отпечаток пальца будет нанесен на чистый лист бумаги, его необходимо поместить на некоторое время над блюдцем или чашкой, в которую налит раствор йода. Йод имеет способность легко возгоняться, поэтому для сохранения проявленных отпечатков целесообразно поместить листок в файл (полимерный) для бумаг или между листами плотной (не рыхлой) бумаги. Последнее, что нам осталось заполнить – это Ваши личные удостоверения. Здесь также есть место для фото. Если кто-то хочет, может принести свою фотографию небольшого размера, и мы в них ее разместим. Что же, отлично! У нас с Вами здорово всё получается. Химики-сыщики довольны. Подразделения есть, журналы заполнены! | Организует с учащимися оформление рабочих журналов. | Работают группами, оформляют рабочие журналы. | – Создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления. | – Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей. | – Играть определенную роль в совместной деятельности. – Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности. – Корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения. – Организовывать взаимодействие в группе. – Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником. |
Этап сплочения коллектива | Теперь, когда мы создали подразделения, мы должны наладить связь между ними. Ведь часто бывает, что людям с разных мест работы необходимо сотрудничать. Поэтому они должны уметь быстро и четко понимать друг друга. Итак, уважаемые коллеги, сейчас мы с химиками-сыщиками покажем Вам, как это можно сделать. Сядьте в один большой общий круг. Каждый из Вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение — руками, ногами, всем телом. Вся группа хором должна повторить имя и выполненное движение. И так с каждым из Вас, готовы? Хорошо. Давайте приступим. Итак, хорошо. Мы все с Вами перезнакомились заново и изучили условные знаки друг друга. Давайте проверим, как же Вы их запомнили. Сейчас я буду называть имя любого из Вас, а остальные должны повторить движение, закрепленное за именем этого человека. Понятно? Давайте попробуем. Отлично! Вы все молодцы! Справились великолепно! Кажется, работать мы с Вами будем очень хорошо. | Беседует с учащимися, реализует приёмы сплочения коллектива. | Беседуют с учителем, выполняют предлагаемые задания. | – | – | – Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности. |
Этап усвоения материала | Должен сразу Вам сказать, что все наши расследования, которые мы будем проводить, будут объединены одной большой общей темой. И сейчас у Вас появится возможность продемонстрировать свои навыки и ответить на вопрос: что же объединяет все дела, которые нам предстоит раскрыть? Химики-сыщики приготовили для Вас ребусы, которые помогут Вам ответить на поставленный вопрос. Попробуйте выполнить их. Правильно, коллеги, молодцы! Это – ХИМИЯ. Но возникает новая загадка: а что же такое химия? Коллеги, кто-нибудь из Вас знаете? Есть предположения? Слышали Вы это слово раньше? Давайте мы с Вами выполним задания в журналах, которые нам предлагают химики-сыщики. Каждая группа может выбрать любое понравившееся ей задание. Выполнив его, Вы должны дать ответ на вопрос: что же такое ХИМИЯ? Правильно, ребята. Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях. В конце журнала у Вас есть специальные словарики, которые мы с Вами будем заполнять и записывать различные слова (словосочетания) и их значения. Давайте запишем наше первое определение – Химия. Химия – одна из самых интересных наук. Давайте же посмотрим видеоролик, который покажет нам, как же химия нужна и важна для людей. Скажите, уважаемые коллеги? Вы бывали когда-нибудь в серпентарии? Это своего рода змеиная ферма. И сейчас именно химия нам с Вами поможет посетить такой серпентарий. Опыт: фараоновая змея из глюконата кальция. Посмотрите, как много змей. Чудеса, правда? Что же давайте их уберем, а то неудобно раскрывать различные дела, когда у тебя все время за спиной кто-то шипит. Видите? И такие чудеса возможны, благодаря химии. Роль химии в жизни общества очень велика. Она настолько органично вошла в нашу с Вами жизнь, что существование человека вне химии уже нельзя представить. Она позволяет создавать огромное количество различных материалов, которые обеспечивают человеку современный уровень жизни. Посмотрите, повсюду нас окружают предметы и изделия. Оглянитесь вокруг. По-другому ученые называют их ФИЗИЧЕСКИМИ ТЕЛАМИ. Давайте запишем с Вами, что же это такое. Физические тела – это то, что имеет форму и занимает определенный объем. Так вот, они изготавливаются из ВЕЩЕСТВ, которые получают на химических заводах и фабриках. Давайте запишем: Вещества – это то, из чего состоят физические тела. Например, гвозди из железа, линейка из пластмассы, а вот сержант с лейтенантом из стекла! Давайте теперь вместе попробуем привести примеры физических тел, и посмотрим, из каких же веществ они состоят. А бывает ли такое, что разные тела состоят из одного и того же вещества? Сможете ли вы привести такие примеры? Давайте же снова обратимся к журналам и выполним задания, которые нам приготовили лейтенант с сержантом. | Беседует с учащимися, организует их работу с рабочими журналами, проводит демонстрационные опыты. | Беседуют с учителем, выполняют работу в рабочих журналах, наблюдают демонстрационные опыты. | – Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства. – Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов. – Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи. – Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе познавательной деятельности. | – Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей. – Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей. – Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. – Оценивать продукт своей деятельности в соответствии с целью деятельности. | – Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности. – Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. – Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства. |
Этап игровой деятельности (сплочения коллектива) | Что-то мы с Вами засиделись, уважаемые коллеги. А ведь детективы должны быть всегда ловкими и быстрыми. Поэтому давайте мы сейчас с Вами немного поиграем. Игра «Нужно поспешить!». Эта игра-соревнование двух команд. На полу определяется место для «коридора». Коридор - полоса шириной около 0,5 метра и длинной 3-5 метра. Команды становятся по обеим сторонам коридора. За каждой командой ставится стул, на котором расположены картонные изображения химической посуды. Задача состоит в том, чтобы, не оступившись, друг за другом перебраться на другую сторону, каждому взять по одному образцу посуды и вернуться обратно. В тот же момент противоположная сторона будет двигаться навстречу с таким же намерением. Какая команда переберется из одной лаборатории в другую и обратно быстрее? | Реализует соревновательный момент между подразделениями (работа на сплочение групп). | Принимают участие в игре, работают командами. | – | – | – Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности – Играть определенную роль в совместной деятельности. – Организовывать взаимодействие в группе. |
Этап усвоения материала | Молодцы! Теперь продолжим. Как уже говорили химики-сыщики, с веществами происходят самые разные превращения и называются они ЯВЛЕНИЯМИ. Давайте запишем с Вами это определение. Они бывают физическими и химическими. Мы же с Вами будем изучать именно химические явления, или, как их еще по-другому называют, ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ. Зажигая спичку, замешивая песок и цемент с водой, обжигая кирпич, мы осуществляем настоящие, а иногда и довольно сложные химические реакции. Что такое химические реакции, какие они бывают, от чего зависит скорость химической реакции, и многое другое Вы узнаете на наших следующих занятиях, а также на уроках химии. Однако некоторые секреты мы с Вами раскроем во время наших расследований. А теперь скажите, Вы пили когда-нибудь чай с лимоном? Так вот, в этот самый момент в вашей чашке происходило одно из таких явлений, реакций. Замечали? Давайте обратим внимание на следующее изображение: две чашки чая, и в одной из них – долька лимона. Посмотрите, есть ли разница? Если есть – укажите ее. Дома Вы можете провести такой небольшой опыт и проверить, получится у Вас или нет. Ох, спасибо, уважаемые химики-сыщики. Забыл сказать самое главное. Знаете коллеги, что делают химию такой особенной? Почему она так нравится многим ученикам, да, и людям в целом? Всё дело в ЭКСПЕРИМЕНТАХ. В химии это один из основных и самых важных методов познания. Выполняя те или иные эксперименты (или же опыты), различные ученые и совершают удивительные открытия, которые помогают жить обществу. А ещё эти эксперименты удивительны и очень красивы. Давайте сейчас посмотрим на следующие опыты: Опыты: разноцветное пламя; получение «молока» и превращение его в «воду». Посмотрите, не правда ли удивительные вещи происходят у нас с Вами в нашем отделении-лаборатории? Да, и таких чудес совсем не мало! Различные вещества способы вступать в самые разные химические реакции. С ними могут происходить самые разнообразные явления. Однако не только физические тела состоят из веществ, но и сами вещества состоят из так называемых МОЛЕКУЛ! А молекулы состоят из АТОМОВ. Давайте запишем эти слова и их значения. Атомы очень маленькие. Только на самом кончике обычной иглы их может уместиться целые миллиарды, представляете?! И атомы эти тоже отличаются по размерам, массе и свойствам! Подумать только, как же интересно всё устроено! В настоящее время различают целых 118 видов атомов! | Беседует с учащимися, организует их работу с рабочими журналами, проводит демонстрационные опыты. | Беседуют с учителем, выполняют работу в рабочих журналах, наблюдают демонстрационные опыты. | – Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства. – Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи. – Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе познавательной деятельности. | – Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей. – Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей. – Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. – Оценивать продукт своей деятельности в соответствии с целью деятельности. | – Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности. – Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. – Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства. |
Этап игровой деятельности (сплочения коллектива) | Вот так, уважаемые коллеги! Сегодня Вы славно поработали и узнали много нового и полезного, правда? Теперь можно и расслабиться. Давайте сделаем это следующим образом: Проводится игра. Ученики расходятся по кабинету и свободно перемещаются. Каждый из учеников – это атом. Когда учитель говорит «Молекула!», ученики должны образовать пары и передвигаться вместе. Когда учитель говорит «Вещество!», ученики должны объединиться группами (подразделениями) и передвигаться вместе. Когда учитель говорит «Физическое тело!», ученики объединяются в большое кольцо и ходят по кругу. | Реализует приёмы сплочения коллектива. | Принимают участие в игре. | – | – | – Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности – Играть определенную роль в совместной деятельности. – Организовывать взаимодействие в группе. |
Этап завершения занятия | Браво! Великолепно! Вы отлично работаете вместе! Итак, присаживайтесь. А на последок мы бы хотели Вам сказать, что… Ой, подождите! Что это? Что происходит?! У нас в лаборатории извергается самый настоящий вулкан! Опыт: извержение вулкана. Чудеса, да и только! Да, ребята, и всё это – Химия! Значение химии в жизни человека трудно переоценить. Оглянитесь вокруг, и Вы увидите, что жизнь, что жизнь современного человека невозможна без химии. Мы используем химию на производстве пищевых продуктов. Мы передвигаемся на автомобилях, метал, резина и пластик которых сделаны с использованием химических веществ и процессов. Мы используем духи, туалетную воду, мыло и дезодоранты, производство которых невозможно без химии. Химия, ребята, очень нужна и важна. Нам предстоит с Вами узнать ещё много нового, увидеть ещё много интересного и раскрыть ещё много таинственного! Я надеюсь, что в дальнейшем наши занятия также будут проходить весело и интересно. | Беседует с учащимися, проводит демонстрационные опыты. | Беседуют с учителем, наблюдают демонстрационные опыты. | – | – | – |
Этап рефлексии | Итак, коллеги. Теперь я предлагаю нам вместе сесть в один большой дружный круг и немного пообщаться, поделиться своими впечатлениями. Каждый может говорить всё, что он хочет сказать, по очереди. Какое у Вас настроение? Понравилось ли Вам наше занятие? Что Вы сегодня узнали? Что попробовали впервые? Что в нём было особенного? Как Вы думаете, что же у нас будет происходить дальше? Какие есть предположения? | Беседует с учащимися. | Беседуют с учителем, обмениваются мнения, подводят итоги. | – Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи. – Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником (занятием). | – Оценивать свою деятельность. – Соотносить реальные и планируемые результаты деятельности и делать выводы. | – Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога. – Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. – Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми. |
Этап подачи домашнего задания | Очень хорошо. И перед тем, как наш с Вами рабочий день закончится, я хочу, чтобы мы с Вами выполнили одну небольшую работу. Точнее, Вы выполните ее дома. Подразделениям нужно написать небольшой рассказ «Мы – химики-сыщики». Вам нужно обсудить и вместе решить, что о чём Вы напишите. Это могут быть Ваши впечатления от первого дня, какие-либо интересные для Вас детали, которые Вы приметили, особенности и т.д. Будет неплохо, если Ваш рассказ будет сопровождаться какими-нибудь рисунками, картинками. Только задание эту нужно выполнить группой. Потом мы с ними ознакомимся и выставим, чтобы все могли их почитать. Думаю, это будет очень интересно, согласны? Большое спасибо за работу, уважаемые коллеги! Мы с сержантом и лейтенантом прощаемся с Вами. Ни одна тайна от нас не убежит! До новых встреч! | Озвучивает домашнее задание, прощается с учащимися. | Фиксируют домашнее задание, уточняют, в случае необходимости, основные моменты, прощаются с учителем. | – | – | – |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир "Газ.Огонь.Вода" 3 класс "Школа России"
Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир. 3 класс...

Игровая программа по химии "Самый умный" 9 класс
Обобщающий урок по химии в 9-м классе в форме игровой прграммы "Самыый умный". Тема: Основные классы неорганическихсоединений (оксиды, основания, кислоты, соли)...

Тест «Правила безопасности при использовании бытовой химией»
Тест «Правила безопасности при использовании бытовой химией», ОБЖ, 3 класс...

"Изучение состава зубной пасты «Буратино» и ее влияния на зубную эмаль" исследовательская работа по химии
Цель исследования: изучение разнообразия зубной пасты.Задачи: – узнать историю возникновения и развития зубной пасты;– изучить состав и действие зубной пасты «Буратино» на скорлупу куриного яйца...
ПРОЕКТ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ПРИКЛАДНАЯ АЛГЕБРА" (ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ, МАТЕМАТИКЕ, ХИМИИ, ЭКОНОМИКЕ,ГЕОГРАФИИ,ЗАДАЧИ НА СМЕСИ И СПЛАВЫ)
Авторский сборник задач, доказывающий неразрывную связь математики с другими науками. Каждый раздел имеет 5 уровней сложности, работа оснащена вспомогательными гиперссылками для удобства в использован...