Программа "Одаренные дети"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени начального и основного общего образования МБОУ СШ №2 г. Сычевки разработана в соответствии с учетом требований следующих нормативных документов:
- Федерального Закона "Об образовании РФ" от 29 декабря 2012 №273-ФЗ;
- Примерной основной образовательной программы начального и основного общего образования от 08.04.2015 №115;
- Федерального образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (зарегистрирован в Минюст от 22.12.2009 №15785) "Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования");
- Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241 и 22.09.2011 г. "2357, 18.12 2012, 29.12.2014 г., 18.05.2015 г. "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №272";
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление от 29.12.10 г. "189, зарегистрированного в Минюсте 03.03.2011 г. №19993);
- Приказа Министерства Образования и Науки РФ от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17. декабря 2010 г. Пункт 18.2.2.»
- Основной образовательной программы начальногои основного общего образования (Принята на педагогическом совете. Протокол № 1 от 30.08.16г.)
- Устава МБОУ СШ №2 г. Сычевки;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Цель программы:
выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент, может быть, ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.
Задачи:
- выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу;
- проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности.
- произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
- воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).
Сроки реализации программы: 4 года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемы результаты программы, важнейшие целевые показатели модели
- Повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности за счет
- учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их
- психологических и социальных характеристик.
- Выпускники начальной школы дети должны легко ориентироваться в
- культурном наследии России.
- Обладать творческим воображением, уметь изображать и создавать образы,
- выражая своѐ отношение к ним.
- Участвовать в различных конкурсах: городских, районных, областных,
- межрегиональных, международных, Российских, способствующих
- позиционированию ОУ.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами
- обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою
- точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть
- рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- совершенствовать и повышать качество знаний и умений;
- развивать свои способности в соответствии со своими возможностями;
- применять свои способности в нестандартных ситуациях;
- развивать общую эрудицию, расширять свой кругозор.
Результаты по формированию УУД
Личностные УУД
- Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;
- Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.
- Стремление к самосовершенствованию;
- Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя:
- социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Регулятивные УУД
- Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать
- промежуточные задачи.
- Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.
- Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи.
- Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.
- Понимать значение работы над устранением ошибок.
- Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок. Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях. Различать способ и результат действия.
- Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки (шкалы,линейки, баллы, проценты).
- С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.
- Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.
- Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.
- Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
- Составлять внутренний план действий.
Познавательные УУД
- Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
- Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).
- Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.
- Грамотное построение устной и письменной речи. Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.
- Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.
- Самостоятельно создавать алгоритм действий.
- Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.
- Устанавливать аналогии.
- Владеть общим рядом приемом решения задач.
- Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.
- Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.
- Использовать разные географические средства.
- Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.
Коммуникативные УУД
- Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно использовать, коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- Уметь формулировать свое мнение и позицию.
- Высказываться, убеждать, доказывать, уступать.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребёнка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она даёт обучающемуся возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления
Принципы построения программы:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
.
Отличительные особенности одаренных детей
1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников
интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие
возможности и проявления.
2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную
потребность.
3.Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при
прочих равных условиях.
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в
определенной области науки, искусства.
3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но
обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Познавательные возможности учащихся:
- Гениальность – индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешнозаниматься определенной деятельностью.
- Талант – выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либодеятельности. Чаще всего талант проявляется в какой –то определенной сфере.
- Способности – индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия
«одаренность» позволил выделить следующие виды одаренности:
-общая интеллектуальная (академическая) одаренность;
-информационно - коммуникативная одаренность;
-творческая одаренность;
-социальная одаренность;
-спортивная одаренность.
Главные принципы реализации программы
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и
воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Применение принципов развивающего обучения.
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического
развития.
Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с ОД:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- предметные кружки;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- факультативы по выбору;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- исследовательская деятельность и участие в НПК.
Методическая работа педагога:
- заниматься самообразованием;
- посещать занятия других педагогов;
- участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях,
- заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
- проводить открытые занятия;
- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
- проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории,
родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение
родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий, родительские собрания, лекции, семейные игры.
Функции руководителей кружков
Выявление одарѐнных детей.
Организация творческих отчётов детей.
Предоставление необходимой информации классным руководителям.
Консультирование родителей.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме)
Функции психолога
Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);
Индивидуальные и групповые занятия с учащимися;
Индивидуальные и групповые консультации для учащихся;
Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации);
Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).
Основные направления реализации программы.
- создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарѐнности.
- методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарѐнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
Примерный план работы с одарѐнными детьми
No | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1 | Изучение нормативных документов и методических рекомендаций. | в течение года | Заместитель директора по ВР |
2 | Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарѐнных детей с учетом сохранения здоровья и преемственности. | в течение года | Заместитель директора по ВР, учитель начальных классов |
3 | Создание банка данных по одарѐнным детям начальной школа. | Сентябрь, январь | Заместитель директора по ВР, учитель начальных классов |
4 | Проведение работы с родителями одарѐнных детей. | в течение года | Учитель начальных классов, |
5 | Проведение семинаров и заседаний ШМО по изучению опыта работы учителей, работающих с одарѐнными детьми. | в течение года | Заместитель директора по ВР |
6 | Создание условий для работы с одарѐнными детьми и подготовки их к конкурсам. | в течение года | Учитель начальных классов |
7 | Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся 2-4 классов. | В течение года | Зам. директора по ВР |
8 | Активизация работы по участию детей в международных, всероссийских и муниципальных конкурсах. | в течение года | Зам. директора по ВР, учитель начальных классов |
9 | Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций. | январь- апрель | Зам. директора по ВР |
10 | Контроль и организация сети занятий по интересам (внеурочная деятельность). | в течение года | Заместитель директора по ВР |
11 | Расширение банка методической литературы по работе с одарѐнными детьми. | в течение года | Библиотекарь, учитель начальных классов |
12 | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | в течение года | Заместитель директора по ВР Руководитель ШМО |
13 | Разработка и подбор диагностических методик для выявления одаренных детей. | в течение года | Зам. директора по ВР, учитель начальных классов |
14 | Внедрение в систему работы образовательного учреждения разработанных диагностических методик и методов работы с одаренными детьми. | в течение года | Учитель начальных классов |
15 | Диагностика по выявлению одаренных детей. | 1 четверть | Учитель начальных классов |
16 | Проведение предметных недель. | в течение года | Учитель начальных классов |
17 | Анализ и корректировка результативности и выполнения этапов программы «Одаренные дети». | в течение года | Заместитель директора по ВР Руководитель ШМО |
18 | Педагогическая диагностика по выявлению одаренных детей по учебным предметам. | 1 четверть | Учитель начальной школы. |
19 | Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми. | ежегодно | ШМО Педагогический совет |
20 | Распространение опыта работы с одаренными детьми. | ежегодно | ШМО РМО |
21 | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети». | ежегодно | ШМО Педагогический совет |
Литература
Васильева Е. Н., Григорьева Л. М., Сушкова В. Н. «Психолого-педагогические
аспекты развития творческих способностей». – Тюмень, 2002.
Винокурова Н. К. «Развитие творческих способностей». – Москва, 1999.
Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте».
Психологический очерк. Книга для учителей. – Москва, 1991.
Гуревич К. М. «Индивидуально-психологические особенности школьников». –
Москва, 1988.
Развитие познавательных способностей./ Под ред. Дубровиной И. В. – Москва,
2002.
Из материалов программы «Модель работы с одаренными детьми в начальной школе» авторы:Жукова Т.А., Кругова С.А., Игнатьева И.А.
Богд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет
Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....
«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.
Программа организации оздоровительного отдыха детей в лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
беседы для детей...
А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.
Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...
Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.
Этот тест позволит родителям определить насколько они знают своих детей....
Урок чтения в 3 классе " Проверь себя.Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»
Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...