Внеурочная деятельность "Кисточки"
учебно-методический материал (1 класс)
Программой курса внеурочной деятельности предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к познавательной и творческой работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_kistochki_1_klass.docx | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса
внеурочной деятельности
«Кисточки»
для обучающихся 1 класса
Галактионовой Светланы Аркадьевны,
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Брин-Наволоцкая СШ»
Пояснительная записка
Рисовать надобно уметь прежде,
нежеле быть художником, потому что
рисунок составляет основу искусства…
К. Брюллов
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Программа художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной. В процессе обучения обучающиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой курса внеурочной деятельности предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной, познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Цель: приобщение обучающихся через изобразительное творчество к искусству.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
- воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта;
- художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
- технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Программа для обучающихся 1 класса рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю).
Срок реализации 1 год.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
1 раздел «Основные цвета и их смешивание»
Этот раздел посвящён знакомству с основами цветоведения. Основные цвета (синий, жёлтый, красный). Смешивание цветов (составные или производные цвета). Деление цвета на тёплые (все жёлтые, красные и коричневые) и холодные (все фиолетовые, зелёные и синие). Материалы и инструменты художника (бумага, картон, холст, карандаш, ластик, кисти, палитра, этюдник, мольберт). Краски: акварельные, гуашевые). Организация рабочего места.
2 раздел «Здравствуй, гостья – Зима! Зимние мотивы»
Этот раздел посвящён зимней тематики. Вначале декабря школа отмечает день рождение. У детей будет возможность выполнить рисунок на тему «Любимая школа». Большинство детей очень любят рисовать зиму. Они всегда с удовольствием рисуют снеговиков, сугробы, катание на лыжах и на санках, вот только снег изображают, оставляя бумагу незакрашенной, как на переднем, так и на заднем планах. На занятиях дети будут учиться рисовать снег и природу зимой.
3 раздел «Весна – Красна. Весенние мотивы»
Этот раздел посвящён весенней тематики. Приход весны у детей ассоциируется с прилётом птиц, а вот изобразить птицу на листе бумаги - дело непростое. В народном искусстве одним мазком виртуозно передавался характер летящей птицы, лучший пример тому – мезенская роспись. В этом разделе несколько занятий будут посвящены мезенской росписи.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
К концу обучения у обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к изучению изобразительного искусства, культуры родного края;
- осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.
Регулятивные универсальные учебные действия
К концу обучения обучающиеся научатся:
- следовать установленным правилам;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей и других людей;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
К концу обучения обучающиеся научатся:
- владеть диалогической формой коммуникации;
- сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности.
Предметные результаты
К концу обучения обучающиеся научатся:
- участвовать в художественно – творческой деятельности, используя приёмы работы для передачи собственного замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания красок, использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- правилам смешивания красок;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- научатся первичным навыкам изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- выражать эмоциональное состояние своего отношения к творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- практически применять знания о северных народных промыслах.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | № п/п | Тема занятия | Основные виды учебной деятельности | Формы организаций учебных занятий | Дата по плану | Дата проведения фактич. |
1 | 1 | «Знакомство с королевой Кисточкой». Условия безопасной работы. | Беседа с обучающими об изобразительном искусстве в окружающем мире | Урок-игра | ||
2 | 2 | Основные цвета | Выполнение упражнений с использованием основных цветов | Индивидуальная работа | ||
3 | 3 | Составные (производные цвета). Холодная и тёплая палитра цветов. | Выполнение упражнений с использованием составных цветов | Индивидуальная работа | ||
4 | 4 | Красивое полотенце | Тренировочное упражнение в рисовании полотенца путём смешивания основных цветов | Индивидуальная работа | ||
5 | 5 | Ромашки на лугу | Упражнение позволяет усвоить, что белая бумага остаётся в композиции лишь в том случае, если она что-нибудь изображает (например, лепестки ромашки). Фон помогает выделить белый предмет на листе белой бумаги (как ромашки на зелёном фоне). | Индивидуальная работа | ||
6 | 6 | Рисование листа осины | Последовательность рисования листа осины | Индивидуальная работа | ||
7 | 7 | Рисуем дерево. Приём «примакивание» кистью | Последовательность рисования дерева. Передача в рисунке формы, очертания и цвета изображаемого предмета. | Индивидуальная работа | ||
8 | 8 | Друг, который не предаст | Беседа «Кого можно назвать другом?». Творческая работа. Рисование акварельными красками на формате А – 4 с использованием производных цветов | Индивидуальная работа | ||
9 | 1 | Любимая школа | Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Комментирование своего рисунка | Индивидуальная работа | ||
10 | 2 | Любимая школа | ||||
11 | 3 | Падающие снежинки | Техника «Белый восковой мелок и акварель» | Индивидуальная работа | ||
12 | 4 | Зимнее дерево | Техника «Акварель» | Индивидуальная работа | ||
13 | 5 | У всех Новый год | Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Комментирование своего рисунка | Индивидуальная работа | ||
14 | 6 | У всех Новый год | ||||
15 | 7 | Рисование снеговика | Рисование снеговика формообразующим мазком на затонированном в цвет зимнего неба листе бумаги | Индивидуальная работа | ||
16 | 8 | Рисование еловой ветки | Последовательность рисования еловой ветки. Задание связано на развитие моторики руки. | Индивидуальная работа | ||
17 | 9 | Рисование медведя | Поэтапное рисование фигуры медведя | Индивидуальная работа | ||
18 | 10 | Рисование снегиря | Последовательное рисование птицы (снегиря) по представлению | Индивидуальная работа | ||
19 | 11 | Рисование снегиря | ||||
20 | 12 | Рисование зайца | Последовательное рисование зайца по представлению | Индивидуальная работа | ||
21 | 13 | Рисование зайца | ||||
22 | 1 | Рисование птиц | Последовательное рисование птиц по представлению | Индивидуальная работа | ||
23 | 2 | Рисование птиц | ||||
24 | 3 | Знакомство с мезенской росписью | Показ презентации «Мезенская роспись». Знакомство с мезенской росписью | Фронтальная работа | ||
25 | 4 | Символика мезенской росписи | Знакомство с символикой мезенской росписи (небо с каплями дождя, солнце, засеянное поле, семена, росток и др.) использование символики в практической работе | Индивидуальная работа | ||
26 | 5 | Символика мезенской росписи | Индивидуальная работа | |||
27 | 6 | Мезенская роспись. Рисование фигуры коня | Поэтапное рисование фигуры коня мезенской росписи | Индивидуальная работа | ||
28 | 7 | Мезенская роспись. Рисование фигуры оленя | Поэтапное рисование фигуры оленя мезенской росписи | Индивидуальная работа. | ||
29 | 8 | Мезенская роспись. Варианты птиц, уточек, лебедей | Знакомство с вариативностью изображения птиц в мезенской росписи. Практическая работа «Красные уточки, курочки и лебеди» | Индивидуальная работа | ||
30 | 9 | Мезенская роспись. Варианты птиц, уточек, лебедей | ||||
31 | 10 | Мезенская роспись. Композиция в полосе | Составление композиции из символов и знаков мезенской росписи. Выставка работ «Народные промыслы. Мезенская роспись | Индивидуальная работа | ||
32 | 11 | Мезенская роспись. Композиция в полосе | ||||
33 | 12 | Любимый уголок | Творческий рисунок | Проективная методика (инд.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....