Проект "Песни Победы"
проект (2 класс)
В современных условиях развития Российской Федерации крайне необходимым становится развёртывание целенапрвленных программ возрождения духовных традиций, воспитания патриотизма , любви к Отечеству. И что как не песни о Великой Отечественной войне могут помоччь в этом?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorban_l.i._proekt_pesni_pobedy.docx | 750.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бурлинская средняя общеобразовательная школа»
Бурлинского района Алтайского края
Исследовательский проект «Песни Победы»
Автор: учащиеся 3 А класса
Руководитель: учитель начальных классов
МБОУ «БСОШ» с. Бурла
Горбань Любовь Ивановна
с.Бурла, 2020г
Обоснование выбора темы
Создана впечатляющая летопись Великой Отечественной в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. А сколько песен было создано на войне! Порой только песня с ее жизнеутверждающим текстом и музыкой спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала...У каждой песни своя биография, своя судьба. Мы решили выяснить, знают ли наши одноклассники песни, которыми жила и дышала Родина в «суровых сороковых», песни, которые пели солдаты Великой Отечественной войны в часы затишья.
Гипотеза: военная песня, безусловно, достояние каждой нации. Именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня способна стать стержнем в духовном объединении нации и морально помочь солдатам на войне.
Цель проекта: исследование военной песни как культурологического феномена и выявление ее роли и значения в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Выяснить, что знают наши одноклассники о песенном творчестве периода ВОв.
- Систематизировать песни, написанные во время ВОв в соответствии с тематикой и их содержанием.
- Назвать самые известные военные песни, популярные в наше время.
Актуальность: военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Объект исследования: песни периода Великой Отечественной войны.
Область исследования: литературное чтение, музыка.
Методы исследования: изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, литературных источников и Интернет-ресурсов; наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан.
Проектным продуктом нашей работы является создание мультимедийного альбома «Песни Победы».
Ожидаемые результаты проекта: учащиеся узнают, во-первых, какие песни вели нашу страну к Победе, во-вторых, их авторов и историю создания песен.
Этапы проекта:
- Подготовительный (проблематизация, целеполагание, планирование, сбор материала).
- Основной (реализация намеченного плана, материалы проекта).
- Защита проекта (представление мультимедийной презентации).
Срок работы над проектом: май 2019 – май 2020гг.
Материалы проектной деятельности
Мы выяснили, что военная песня – это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий.
В соответствии с планом работы над проектом среди учащихся 2А и 3А классов (54 человека) был проведён опрос на тему: «Какие Песни Победы вы знаете?», «Кто их автор?», «Где звучат эти песни сегодня?».
Результаты опроса мы обобщили в таблицах.
Приложение 1.
Какие Песни Победы вы знаете? | |
43% | «Катюша» |
22% | «Священная война» |
20% | «Синий платочек» |
8% | «Темная ночь» |
7% | «В землянке» |
Большинству опрошенных (90%) эти песни знакомы по трансляциям на ТВ праздничных концертов, посвященных Дню Победы, а также кинофильмам. У 10 % эти песни звучат дома.
Приложение 2.
Где звучат эти песни сегодня? | |
Поют дома | Звучат на ТВ |
10% «Катюша», «Темная ночь», «Синий платочек | 90% |
Приложение 3.
Кто автор этих песен? |
|
100% | Не знаю |
Никто из наших одноклассников ничего не знал об авторах и истории создания этих песен. Это подтолкнуло нас на создание мультимедийного альбома «Песни Победы», который расскажет интересные факты из жизни всенародно любимых композиций.
Наблюдения за использованием военных песен в праздновании 65-летия Победы показали, что популярными сегодня являются следующие песни:
- «Священная война»
- «Синий платочек»
- «Катюша»
- «Темная ночь»
- «В лесу прифронтовом»
- «Смуглянка»
- «В землянке»
- «Огонёк»
- «Вечер на рейде»
- «Дорога на Берлин»
При исследовании проблем военной песни, было выявлено огромное разнообразие песенных произведений этого жанра, следовательно, встал вопрос классификации военной песни. Решая эту задачу, мы разделили военные песни на несколько групп.
- Патриотические песни. Песня-призыв защищать Родину («Священная война»)
- Прощальные песни. В них звучит тема расставания и разлуки с женами, детьми, матерями, родственниками («Прощайте, скалистые горы»; «Вечер на рейде»; «До свиданья, города и хаты»)
- Лирические песни. Песни, в которых солдаты вспоминали о доме, семье («Темная ночь»; «Случайный вальс», «Синий платочек»; «В лесу прифронтовом»)
- Шуточные и задорные песни. Их пели солдаты в минуты отдыха на привале («Катюша», «Смуглянка», «Песенка фронтового шофёра»)
- Победные песни. В них поется о победе советского солдата над врагом. («Дорога на Берлин»)
Анализируя тематику военных песен, мы выяснили, что песня-призыв звучала в начале войны («Священная война»). Мирные, довоенные песни стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным («Синий платочек», «Катюша»).
Меняется обстановка на фронтах, «до смерти четыре шага», а в землянках запели, заиграли про любовь. Лирическая песня-воспоминание, песня-ностальгия позволила высказать самые сокровенные мысли и чувства («Тёмная ночь», «Случайный вальс»).
Осознание горя, причинённого войной, рождало песни-утраты, песни-драмы («Вечная слава героям», «Враги сожгли родную хату»).
Песня-шутка(«Вася-Василёк», «Мишка-одессит»), военные куплеты, сатирические частушки придавали силы.
Песня-ликование, песня-слава звучит в победном 1945 году («Ехал я из Берлина», «Дорога на Берлин»).
В качестве одной из задач исследования стоял вопрос, связанный с выявлением особенностей воздействия военной песни, которые, как мы определили, заключаются в следующем:
- – объединяющая сила;
- – создание ощущения эмоционального подъема;
- – передача атмосферы времени;
- – передача самых сокровенных мыслей и чувств, веры в победу.
Заключение
В ходе исследования мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной войны песня духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.
1. Песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага.
2. Песни объединяли, морально помогали выстоять и победить.
3. Песни делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними об оставленных родных.
4. Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
Много песен о Великой Отечественной войне сложено уже после ее окончания. Они тоже сыграли заметную роль в жизни нашего общества. В изучении этих песен видится дальнейшая перспектива исследования.
Результат: победа 2020 г в конкурсе «Битва хоров» 1 место с песней «По берлинской мостовой»
Музыка: Дмитрий и Даниил Покрасс
Слова: Цезарь Солодарь
Литература:
- Бирюков Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. – М., 1988.
- Друзья однополчане: О песнях, рожденных войной/ Сост. А.Е. Луковников. – М., 1975.
- Жарковский Е. Люди и песни: Песня в строю. – М., 1978.
- Лебедев П. В боях за Советскую Родину. Песни Великой Отечественной войны.– М., 1979.
- Утесов Л. Желанные гости бойцов // Музы вели в бой: Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / Сост. Красильщиков. – М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок гражданственности "Победа деда - твоя победа"
Урок разработан с применением приёмов развития критического мышления на уроке....
Урок гражданственности "Победа деда - твоя победа"
Урок разработан с применением приёмов развития критического мышления на уроке....
Сценарий районного конкурса чтецов «Цена Победы», посвященного 65- летию Победы над немецкими захватчиками. (для учащихся 4 классов)
Воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма, ответственности живущих сейчас за судьбы страны, уважения к бессмертному воинскому подвигу...
Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён празднованию 200 летия победы в Отечественной войне 1812 года
Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...
Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён победе в войне 1812 года
Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...
Сочинение на тему "Победа деда -моя победа"
Посвещается 9 мая!...
Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов «Победа деда - моя победа» (к 65-летию победы в Великой Отечественной войне)
Цели:расширять исторические знания детей; воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству;привитие патриотизма, героизма, любви к своей Родине;воспитание уважени...