Классный час Россия- Родина моя 4 класс
план-конспект занятия (4 класс)
Предварительный просмотр:
Моя Родина – Россия
(классный час для 4 класса)
Цели: знакомство с понятиями гражданин, конституция, государственные символы страны, с национальными традициями бурят, русских, узбеков; воспитание чувства гордости за свою Родину; развитие интереса к истории страны.
Оборудование: физическая карта России, изображение государственного герба и флага России, аудиозапись гимна России, презентация (слайды с видами русской природы, слайды по теме «Национальные традиции»), аудиозапись песни «С чего начинается Родина» (сл. М. Матусовского, муз. В.Баснера) , национальный костюм – русский.
Ход классного часа.
(Звучит запись песни «С чего начинается Родина?»)
Учитель: А с чего, по-вашему начинается Родина?
Учитель: Это слово «Родина» с детства знает каждый. Родина- это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Как называется то место, где вы родились? Что вы о нём можете рассказать?
Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок-деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Сегодня мы начнём разговор о нашей Родине. Ведь нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нём ничего.
- А как называется наша Родина?
Наша Родина - Россия. Посмотрите на карту. Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце.
Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то особое отношение?
Правильно, Москва – столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да потому что, если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть знойные пустыни, степи и тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса. Давайте послушаем стихотворение о нашей Родине.
( презентация «Природа России»)
Ученик.
Россия
…Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом «Русь»!
(С.Васильев)
Учитель: Вот какая наша Родина-Русь, широкая и великая. И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?
Учитель: По данным последней переписи населения, в России проживает более 146 миллионов человек.
А как их можно назвать?
Учитель: Правильно, всех людей, живущих в нашей стране можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
Ученица: Много народа живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, узбеки и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краёв, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру.
Послушаем, что хотят рассказать нам учащиеся.
(3 ученика(девочка и мальчик) в национальных костюмах рассказывают о своём народе)
Русские – это самая многочисленная народность - 120 миллионов человек. Религия- христианство. Русский народный костюм- это мужская рубаха и женский сарафан. Музыкальный народный инструмент – балалайка.
Самый популярный праздник – проводы зимы, Масленица. Продолжается он целую неделю: все пекут блины (это символ солнца) и ходят друг к другу в гости. В конце недели, в воскресенье, сжигают чучело зимы и встречают весну.
Учитель: Все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и веры. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства, отношения к религии»
И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано …Где?
Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?
Конституция- Основной Закон нашей страны.
Главные правила по которым мы живём, записаны в Конституции.
- Когда мы отмечаем День Конституции?
Конституция, по которой мы живём, была принята 12 декабря 1993 года.
В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность. Что Россия - дружная семья равноправных народов.
Ребята, а как вы думаете, кто такой гражданин?
Гражданин государства-человек, имеющий не только права, но и обязанности по отношению к стране, в которой мы живём.
Давайте посмотрим, какие же есть права граждан, и какие обязанности:
Права
1) Право на жизнь.
2) Право на достоинство.
3) Свобода мысли и слова.
4) Право на труд.
5) Право на личную неприкосновенность.
………………….
Обязанности
- Сохранять природу и окружающую среду.
- Защищать Родину.
- Соблюдать законы.
…………………
А какое главное право и какая обязанность у нас с вами?
Это учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины.
А ещё в Конституции записано, что мы должны с уважением относится к государственным символам страны. Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете?
Символы - условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа.
Задание по рядам
1 ряд - Найти Государственный флаг России и объяснить цвета флага.
(детям из пяти флагов разных стран нужно найти флаг России)
2 ряд - Найти Государственный герб РФ и объяснить его изображение.
3 ряд - Найти гимн РФ, назвать поэта и композитора.
(заранее подготовленные дети дополняют каждый ряд сообщениями)
Флаг РФ - прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос: белой, синей, красной. Белый цвет означает мир, чистоту, правду; синий - небо, верность, постоянство; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников и торжественных церемоний.
Герб РФ представляет собой красный щит. На щите - изображение двуглавого орла. Орёл- символ власти, смотрит на две части света – Европу и Азию. Три короны (две малые и одна большая) над головами орла соединены единой лентой, что говорит о кровном братстве и единой истории 3 восточнославянских народов: русских, украинцев и белорусов. Скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар)- государственная власть и его защита. На груди орла красный щит. На щите изображён всадник- Святой Георгий Победоносец. Своим копьём он поражает дракона- готовность нашего народа защитить своё государство от недругов.
-Где можно увидеть герб нашей страны? (на флагах, монетах, печатях…)
Гимн - торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн России был принят 30 декабря 2000 года. Слова написал поэт Сергей Владимирович Михалков, а музыку - композитор Александр Васильевич Александров.
-Когда можно услышать гимн? (В Новогоднюю ночь, перед началом и окончанием передач, и когда спортсмены завоёвывают золото)
Давайте, ребята, исполним гимн России.
- Какие чувства вызывает он у вас?
Слушая гимн, наверное, в сердце каждого из вас зарождалась гордость за свою Родину. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет её процветания. Тех, кто хочет любить свою Родину и гордиться ею.
Объясните, как вы понимаете пословицу:
Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит.
Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Попробуйте ответить на мои вопросы:
- Как называется наша страна?
- Как называются люди, живущие в нашей стране?
- Что такое Конституция?
- Какой город является столицей России?
- Какие символы государства вы знаете?
Представьте, что к нам приехали иностранцы и просят вас рассказать о нашей Родине, что вы расскажите?
На следующем классном часе мы продолжим разговор о Родине, только о нашей малой Родине – Бурятия и поговорим о её государственных символах.
Список используемой литературы:
- Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалёв В.Е. Государственные символы России. Моя Родина-Россия.-М.: «Триада-фарм», 2002.-64с.
- Знакомство с Конституцией России: Иллюстративно-дидактический материал для детей младшего школьного возраста.-М.: АРКТИ, 2005.-28с.
- Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы/сост. Козлова М.А. –М.: Издательство «Экзамен», 2009.-317с.
- Страны мира. Энциклопедия.-М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2008.-296с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Россия -Родина моя" 2 класс
Это разработка классного часа для 2 класса по теме: "Россия - Родина моя"....
Классный час "Россия - Родина моя!"
Цель: познакомить с символикой Российской Федерации...
Классный час "Россия - Родина моя. Символы России".
Класс: 3 Цель:познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граж...
Классный час: «Россия-Родина моя».
Классный час на тему: «Россия-Родина моя». Цели: развивать познавательный интерес к своей Родине; дать основные понятия о ...
Классный час "Россия - Родина моя".
Классный час способствует воспитанию патриотизма у учащихся. Во время работы учащиеся узнают толкование слова "Родина", узнают откуда взялось название нашей страны "Россия". Классный час проводится с ...
Классный час «Россия – Родина моя» в 4 классе
Данный материал направлен на формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, на понимание особой роли России в мировой истории, уважительное отношени...
Классный час «Россия – Родина моя. Символы России»
АННОТАЦИЯ.Одной из актуальных тем внеклассной работы являются темы, связанные с государственной символикой Российской Федерации. Предлагаю вашему вниманию методические материалы для проведения к...