Самоподготовка как один из основных этапов в режиме группы продленного дня/
статья
Подготовка домашних заданий – один из наиболее ответственных режимных моментов, как для детей, так и для воспитателя. Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности в условиях продленного дня по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в ходе, которой целенаправленно формируются навык самостоятельной учебной работы.
Успех самоподготовки во многом зависит от эффективности урока, от степени прочности усвоенного на нем материала. Основы самостоятельной индивидуальной учебной работы закладываются, прежде всего, на уроке. Четкое и понятное объяснение учебного материала на уроке, основательное его закрепление, ясно сформулированное задание гарантирует прочное условие учащимся программного материала, а, следовательно, качественное и быстрое выполнение домашнего задания.
Что такое домашняя работа? Это самостоятельная работа учащихся, требующая от них большой организованности, умений и навыков умственного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоподготовка как один из основных этапов в режиме группы продленного дня
Подготовила воспитатель ГПД
Ворошилова Ирина Анатольевна
2018-2019 г.г.
Самоподготовка как один из основных этапов в режиме группы продленного дня
Подготовка домашних заданий – один из наиболее ответственных режимных моментов, как для детей, так и для воспитателя. Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности в условиях продленного дня по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в ходе, которой целенаправленно формируются навык самостоятельной учебной работы.
Успех самоподготовки во многом зависит от эффективности урока, от степени прочности усвоенного на нем материала. Основы самостоятельной индивидуальной учебной работы закладываются, прежде всего, на уроке. Четкое и понятное объяснение учебного материала на уроке, основательное его закрепление, ясно сформулированное задание гарантирует прочное условие учащимся программного материала, а, следовательно, качественное и быстрое выполнение домашнего задания.
Что такое домашняя работа? Это самостоятельная работа учащихся, требующая от них большой организованности, умений и навыков умственного труда. Учителю необходимо очень тщательно инструктировать учащихся, как им выполнять задания, учить, как наилучшим образом, в наиболее короткий срок выполнить задание, как преодолеть встречающиеся трудности, на что обратить внимание.
Учителю не следует торопиться при задавании. Нужно воспитывать у учащихся привычку выяснить то, что представляет трудности в работе, приучить их задавать вопросы по домашнему заданию. Если есть образец, обратить внимание на него, если нет, с помощью детей разобрать один – два примера.
Самоподготовка в группе – самая основная грань проблемы преемственности в работе учителя и воспитателя. Вот почему так необходимо тесное взаимодействие учителя и воспитателя, в ходе которого отрабатывается единый подход к проведению самоподготовки. Учителю целесообразно сосредоточить свои усилия на отборе содержания и объема тех знаний, умений и навыков, которые ребята должны приобрести или углубить во время самоподготовки, а воспитателю – на отборе целесообразных для этого форм организации познавательной деятельности (например, работа с книгой, творческие работы).
Каковы же формы взаимодействия учителя и воспитателя?
Прежде всего, это – взаимопосещение уроков и самоподготовок в их системе, планирование и совместная организация воспитательных мероприятий познавательного характера (обсуждение книг, телепередач, итогов экскурсий, открытые занятия по интересам, творческие конкурсы), беседы, консультации, выработка единых требований к организации индивидуальной познавательной деятельности школьников.
Для успешной работы воспитателю нужна полная ясность: что задано, как выполнять задания, что сделать дополнительно, кому из учеников нужна помощь и т. д. Постоянный контакт учителя и воспитателя, беседы, обсуждение отдельных вопросов, совместная деятельность в методическом объединении, взаимная информация, делают их работу более эффективной, позволяют в короткий срок сформировать у учащихся навыки самостоятельного и рационального учебного труда.
Навыки самостоятельной работы учащиеся приобретают постепенно, в процессе практики. Почти все виды самостоятельных работ связаны с требованием учебных программ и осуществляются под руководством учителя. Немалую роль в выработке этих навыков играют воспитатели в группах продлённого дня. Организуя выполнение домашних заданий, они приучают детей к определённому порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, отведенного для их выполнения, к их четкому, аккуратному выполнению; к умению сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время; к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, держать в порядке, удобном для использования необходимые учебные пособия.
При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать следующее: уровень обще учебных умений и навыков учащихся; уровень навыков самостоятельной работы; возрастные и индивидуальные особенности детей.
Воспитательные задачи самоподготовки таковы:
1. Закрепить навыки самообразовательной работы.
2. Воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание.
3. Сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнить учебные задания учителей.
4. Научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.
Рассматривая самоподготовку по предметам как своеобразную форму организации учебной деятельности в условиях продленного дня, выделяю основные структурные элементы:
а) организация начала самоподготовки;
б) подготовка к самостоятельной работе;
в) самостоятельная работа детей;
г) самооценка, взаимопроверка, оценка работы;
д) подведение итогов работы.
Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент.
По времени он занимает не более одной – двух минут. Организуя детей на учебную работу, необходимо предложить детям подготовить свое рабочее место. В начале учебного года можно предложить памятку по организации рабочего места “Памятка подготовки уроков”.
Как начинается самоподготовка в моей группе? Обычно на выполнение заданий учащиеся приходят с прогулки. Некоторые из них, не дожидаясь звонка, оповещающего начало, садятся, достают учебники, тетради. Они чувствуют себя вполне отдохнувшими после уроков, настроены работать, и я создаю для этого условия. Тех, для кого начало занятий оповещается только звонком, прошу тихо пройти на свои места, ничем не отвлекать уже занимающихся ребят.
Подготовка к самостоятельной работе тоже не должна занимать много времени. Уместно в данной ситуации фронтальная форма организации учебной деятельности детей. Воспитатель имеет возможность привлечь для самоподготовки материал урока. Опираясь на памятку, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали классе. Здесь осуществляется связь урока и самоподготовки.
Воспитатель четко объявляет содержание задания, объясняет более рациональную последовательность его выполнения, комментирует содержание памятки, или обращает внимание на текст памяток (“Как решать задачу”, “Как выполнять домашнее задание по русскому языку”, “Как готовить пересказ” и др.), которые являются постоянным ориентиром в самостоятельной работе. Подготовка к самостоятельной работе проводится дифференцированно. Подробный инструктаж необходим, когда дети приучаются работать самостоятельно, либо в начале изучения новой темы. Если у учащихся сформированы навыки, предусмотренные программой, им предоставляется большая самостоятельность.
Последовательность выполнения домашних заданий по предметам достаточно трудный вопрос. Естественно, что тут нетерпим шаблон. Надо выбрать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учетом особенностей данного класса. Так, например, учащимся второго класса надо начинать самоподготовку с чтения, так как ученик, умеющий хорошо читать, быстрее разберет и осмыслит задание по русскому языку и по математике. По мере овладения обще учебными умениями и навыками самостоятельной работы последовательность выполнения домашних заданий дети могут выбирать сами.
Во втором и третьем классах на самоподготовку отводится 1,5 академических часа, за это время дети успевают сделать задание по двум предметам. Поэтому целесообразно готовить в группе уроки по русскому языку и математике. Чтение и заучивание стихотворений желательно перенести на дом, т. к. после выполнения сложных письменных заданий ребенку нужен длительный перерыв, кроме того, заучивание наизусть и чтение требуют большей изолированности по самому характеру этих занятий. И они больше располагают к контакту ребенка с родителями.
Самостоятельная работа младших школьников – основной структурный элемент самоподготовки. Различными приемами воспитатель должен поддерживать готовность детей к собственным усилиям, создать, пусть не очень длительную, обстановку сосредоточенности, углубления в свою работу. Поскольку темп работы учащихся различен, что определяется индивидуальными особенностями детей, это создает определенные трудности для воспитателя, поэтому регулирующую роль в самостоятельной деятельности учащихся сыграет введение часов. Часы нужно взять с большим циферблатом, арабскими цифрами и установить так, чтобы они были видны с каждого рабочего места. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания, какое положение стрелок на циферблате будет сигналом закончить работу.
Основное требование к ученику в процессе работы — самостоятельность, прилежание, экономное использование времени. Но нужно, конечно, помнить, что у детей может быть не всегда устойчивое внимание, и что не у всех выработаны необходимые навыки, и что задания могут быть сложными. В некоторых случаях помощь воспитателя оправдана. Однако ученик должен знать, что прежде всего, нужно самому внимательно прочитать условие задачи и кратко ее записать, а потом подумать над решением, вспомнить, как это делалось в классе, т. е. он обязан научиться преодолевать трудности сам.
Рабочий шум вполне допустим в группе и не мешает плодотворной работе учеников. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже замечаний воспитателя, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам, и в то же время дети могут обраться к воспитателю в случае необходимости. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь в необходимых случаях.
Индивидуальная работа с учениками носит иногда эпизодический характер, иногда проводится в системе в течение длительного времени.
Часто в группу приходят дети, не имеющие навыка самостоятельной работы, с пробелами в знаниях. Поэтому задача воспитателя в работе с этим учащимися сводится к выявлению и ликвидации пробелов в их знаниях и к привитию им навыка работы в системе. Но материал для повторения, направленный на ликвидацию пробелов, недолжен, быть “довеском” к общему заданию для всех учащихся. Эта работа ведется по индивидуальному плану. В индивидуальной работе чрезвычайно важно учитывать особенности детей младшего школьного возраста. Оказывая помощь, надо поощрять каждого из них даже за малые успехи, стараясь убедить в том, что ученику по силам преодолеть возникающие трудности в обучении и постепенно при настойчивой регулярной работе он сможет учиться не хуже других.
Замечено, что дети, у которых нет навыка самостоятельной работы или базы для выполнения данного задания, нередко стараются заглядывать в тетради своих товарищей и таким “облегчением” способом выполняют работу. Чтобы предупредить подобное, можно во время самоподготовки посадить такого ученика за одну парту с учеником из другого класса или предложить выполнять задания по разным предметам.
Педагогически неправильно поступают те преподаватели, которые загружают дополнительными занятиями учеников, быстро справляющихся с работой. Такой прием, зачастую называемый средством, развивающим познавательные способности учащихся, на самом деле подавляет у них интерес к учебе. Хорошо успевающих по русскому языку и математике и умеющих объяснять детей можно назначить консультантами – помощниками воспитателя. Консультанты помогают товарищам найти ошибки и исправить их, слушают выученное правило, стихотворение, пересказ.
Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение основного задания можно положить на стол яркий конверт с хитроумной загадкой, шарадой, ребусом. Можно позволить самому избрать вид отдыха, побывать в библиотеке, прочитать книг, порисовать.
Следующий этап самоподготовки – самооценка, взаимопроверка, оценка работы. Прежде, чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает растущего человека контролировать свои действия.
Для формирования навыков самоконтроля необходимо приучить ребенка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по чтению, природоведению. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: обратное вычисление; выполнил упражнение – повтори еще раз правило и сравни свои записи с образцом в учебнике; расскажи прочитанное, не заглядывая в учебник, по плану, по опорным словам, используя таблицу; спроси себя, выучил ли ты так, чтобы самому понравилось.
В некоторых случаях полезно организовать взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и к товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе.
Необходимым этапом самоподготовки является подведение итогов работы. Здесь воспитатель дает оценочное суждение работ каждого учащегося, отмечает тех, кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных.
Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывая весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Совместно с учителем он осуществляет единые требования к устной и письменной речи детей.
Говоря о работе группы продленного дня, нужно отметить, что выполнение домашних заданий является наиболее важным моментом в организации режима детей. Обычно во время самоподготовки детей я стараюсь создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто еще работает.
Методов много. Одним словом, к организации самостоятельной работы детей в группе продлённого дня воспитатель должен подходить творчески, а не следовать какой-то заранее заученной системе или копировать урок.
Организация самоподготовки учащихся в условиях группы продленного дня
Одной из главных проблем организации самоподготовки является проблема рационального использования времени, которое отводится на выполнение домашних заданий. Необходимо, чтобы дети быстро и полностью включались в работу. Вовремя начать готовить домашнее задание – непременное условие его качественного выполнения.
Самоподготовка – это ежедневное внеурочное занятие, предусматривающее выполнение заданий учителя. В рамках времени, выделяемого на организацию самоподготовки, рекомендуется настроить ребёнка на развивающую и проектную деятельность. В целях предотвращения перегрузки обучающихся рекомендуется чередование различных видов деятельности.
Во время вводной части учащиеся составляют план работы, получают консультации о необходимых дидактических материалах и других пособиях.
Самостоятельная работа состоит из общей и индивидуальной частей. В конце самоподготовки учитель подводит краткие итоги, отмечает положительные стороны и недостатки в работе, оценивает выполненное задание.
Обеспечение самостоятельной работы учеников во время самоподготовки требует соблюдения определённых требований. Регламентирующие порядок самоподготовки требования подразделяются на организационно-дисциплинарные, гигиенические, дидактические и воспитательные.
Организационно-дисциплинарные требования к самоподготовке учащихся:
- точное соблюдение начала и конца самоподготовки;
- подчинение указаниям воспитателей;
- наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников;
- обеспечение порядка на рабочем месте;
- экономия и полное расходование времени, отведённого на самоподготовку;
- соблюдение правил запрета и разрешения.
Правила запрета и разрешения являются для школьников своеобразным ориентиром, в соответствии с которыми они усваивают определённые нормы поведения, позволяющие те или иные действия во время самоподготовки.
Правила запрета:
- нельзя опаздывать на самоподготовку;
- нарушать тишину;
- отвлекать товарищей от работы;
- использовать методы работы, вызывающие шум;
- вставать для приветствия, если кто-то войдет в класс;
- беседовать с воспитателем в полный голос;
- громко давать консультацию;
- недобросовестно выполнять задания;
- считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя.
Правила разрешения:
- можно планировать и осуществлять работу по своему усмотрению;
- пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами;
- выходить из класса на время;
- самостоятельно выбирать метод выполнения задания;
- при необходимости шепотом обращаться за консультацией;
- оказывать помощь товарищам;
- делать паузы для кратковременного отдыха;
- обращаться с вопросом к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шепотом;
- проверять работу товарищей, когда своё задание выполнено;
- отсутствовать на самоподготовке только с позволения воспитателя;
- после выполнения всех уроков готовить выступление для предметного кружка или для предметного мероприятия;
- заучивать стихотворения и т. д.
Дидактические требования к самоподготовке учащихся:
- регулярное проведение занятий в определенное время, с определенной продолжительностью;
- самостоятельное выполнение заданий учащимися;
- поэтапная проверка заданий (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателя);
- индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
- взаимодействие учителей и воспитателей групп продленного дня по вопросам объема и характера домашних заданий.
Рекомендации по организации и методике подготовки домашних заданий
Задача подготовки домашних заданий вытекает из общих задач специальной школы, которые заключаются в выработке и развитии у учащихся навыков самостоятельности в учебной и трудовой деятельности. Реализация этих целей достигается, прежде всего, правильной организацией подготовки домашних заданий, при которой знания, приобретенные учениками на уроках, получают наиболее эффективное закрепление и совершенствование.
На уроке самостоятельная работа учащихся является только элементом на том или другом его этапе, при подготовке домашних заданий — это главный вид деятельности. Его необходимо правильно организовать в целях коррекции познавательной деятельности, выработки самостоятельности в учебной работе. Домашние задания не должны дублировать того, что происходило на уроке. Это особая деятельность каждого ученика, находящегося в иных, чем в классе, условиях. Школьник самостоятельно продолжает то, что делал вместе с другими учащимися в классе, и вместе с тем приобретает такие знания и навыки, которые необходимы для дальнейшей учебы под руководством учителя. Без этих знаний учебный процесс продолжаться не может. Таким образом, домашняя работа — не только важная форма организации обучения, она органически входит в процесс обучения как его необходимое звено, представляя собой индивидуальную форму учебных занятий под руководством воспитателя.
Ценность домашних заданий состоит также в том, что определенный вид работы, невыполнимый в условиях урока (наблюдения длительного характера за ростом растений, изменениями в природе по временам года, изменения погоды и т. д.), становится возможным во внеурочное время. Урок и самостоятельная последующая учебная работа дома являются единым процессом. Важно, чтобы при выполнении домашних заданий были разграничены функции учителя и воспитателя.
Учитель готовит учащихся к выполнению домашних заданий, объясняя, что задано и как следует выполнять ту или иную работу. Он контролирует качество приготовления уроков дома. Педагог учитывает индивидуальные особенности детей, придает домашней работе творческий характер, включая в содержание заданий решение задач, составление задач и примеров, чтение дополнительной литературы, выполнение заданий с использованием словаря и т. д. В функции воспитателя, осуществляющего педагогическое руководство подготовкой домашних заданий, входит:
• Формирование познавательной учебной деятельности детей;
• обучение навыкам самостоятельной работы;
• привитие учащимся навыков самоконтроля, взаимопроверки и взаимопомощи;
• обеспечение правильного выполнения домашних заданий всеми детьми.
Чтобы успешно осуществлять эти задачи, воспитателю необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка, содержание программ учебных предметов и требования, предъявляемые к умениям и навыкам учащихся.
Единство требований, с которыми подходят к учащимся при подготовке домашних заданий учитель и воспитатель, предполагает постоянный контакт между ними. Основной формой связи в их работе является взаимное посещение уроков и часов самоподготовки. Посещение самоподготовки помогает учителю проверить степень усвоения учебного материала учащимися при самостоятельной работе. Посещение уроков дает возможность воспитателю вникнуть в методику работы учителя, выделить наиболее существенные и трудные для детей разделы по учебным предметам с тем, чтобы в процессе подготовки уроков уделять им больше времени.
Одна из задач проведения самоподготовки — коррекция психических процессов у детей. С этой целью можно использовать следующие виды работ:
• разделить текст на основные смысловые части;
• найти общее в двух наблюдаемых предметах;
• определить главную мысль в данной статье;
• сделать вывод из двух прочитанных (предложений) фактов;
• подобрать доказательства (факты) к данному утверждению;
• систематизировать факты в определенной последовательности или по какому-то признаку;
• найти еще одно решение задачи.
Выполнение подобных целенаправленных заданий учащимися во время подготовки домашних заданий способствует успешному закреплению знаний, полученных на уроке, совершенствованию новых умений и навыков в работе над учебным материалом.
Домашняя работа является продолжением работы учащихся, начатой в классе. От того, как учитель проводит уроки, и какие требования предъявляет к учащимся, зависит многое в выполнении ими самостоятельной работы. Учитывая психофизические особенности учащихся специальных классов, учитель строит и систему домашних заданий. В начале обучения ученики получают задание на дом окончить работу, начатую в классе, позднее — задание, подобное работе, выполненной в классе, таким образом, у учащихся увеличивается степень самостоятельности. В целом необходимо специально классифицировать виды домашних заданий по главной цели учебных понятий, чтобы они выстраивались в определенную систему в соответствии с конкретным содержанием учебного материала и возможностями учащихся.
Следует помнить, что излишнее увлечение домашними заданиями может привести к перегрузке учащихся. Необходимо избегать заданий, рассчитанных лишь на механическую работу и слишком громоздких. Причиной перегрузки может быть и недооценка учителем умений учащихся, их психофизического состояния, не скоординированность действий учителя и воспитателя.
Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий осуществляется на всех этапах урока. Некоторые этапы имеют непосредственное отношение к выполнению домашнего задания:
• проверка того, что было задано;
• самостоятельная работа учеников на уроке, связанная с содержанием домашнего задания, в том числе работа с учебником;
• задавание уроков на дом.
. Особое внимание уделяется методам и приемам работы с учебником. Прежде всего, необходимо научить читать учебник, сосредотачиваться на том, что читаешь, выделяя самое существенное в тексте и перечитывая его несколько раз. Важно уметь определять основную мысль текста.
Необходимо соблюдать некоторые обязательные условия при работе с учебником: должны быть оптимальная освещенность, нормальная температура воздуха, отсутствие раздражающего шума.
Для предупреждения перегрузки и правильной организации самоподготовки необходимо четко определять характер домашнего задания, взаимосвязь классной и домашней работы, обеспечивать самостоятельную учебную деятельность учащихся, конкретизацию абстрактного материала, дифференциацию и дозировку домашних заданий.
Таким образом, учитель разрабатывает систему домашних заданий по изучаемой теме, определяет объем материала, распределяет материал по отдельным урокам. Учитывая трудности его усвоения учащимися, учитель определяет форму домашних заданий и их объем, на каждом уроке, продумывает и рекомендует дополнительный материал для выполнения домашних заданий.
При сообщении домашних заданий выполняются требования:
• задание должно быть понятно каждому ученику;
• задание на дом можно давать фронтально, дифференцированно и индивидуально, но всегда с учетом особенностей учащихся класса и с установкой на индивидуальность ученика;
• задание не должно быть однообразным и однотипным;
• задание должно включать в себя вопросы, требующие от ученика умения сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы, применять усвоенные знания.
Этап объяснения домашнего задания носит инструктивный характер. Учитель указывает, что домашняя работа аналогична той, что проводилась в классе; рассматриваются наиболее сложные моменты домашнего задания, предупреждаются трудности, подчеркивается самое главное, существенное, сообщается план его выполнения.
В специальном классе дифференциация и индивидуализация домашних заданий приобретает особое значение, что обусловлено различиями в психофизических нарушениях развития. При подготовке домашних заданий строго соблюдается охранительно-педагогический режим и индивидуальный подход, что требует от воспитателя знания особенностей внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы школьника с особенностями в развитии, четкого планирования и тщательной подготовки к проведению очередного занятия. Перед началом учебного года воспитатель изучает учебные программы и объяснительные записки к ним, в начале каждой учебной четверти получает разъяснение у учителя о наиболее трудных разделах программы, читает соответствующую методическую литературу, знакомится с учебниками, подбирает наглядные пособия. В процессе самоподготовки воспитатель оказывает детям необходимую помощь. Она носит дифференцированный характер. Это может быть показ приемов выполнения заданий, использование таблиц, схем, индивидуальное консультирование.
Подготовке домашних заданий обязательно предшествуют прогулка на свежем воздухе или спокойные игры. Помещение, где проводится самоподготовка, проветривается. У каждого ученика должно быть свое постоянное рабочее место. Перед выполнением домашнего задания ученики убирают со столов лишние предметы. Лучше, если подготовка проводится в классе-кабинете, где сосредоточен необходимый дидактический материал и наглядные пособия.
Целесообразно подготовку начинать с наиболее сложного задания, организовав работу таким образом, чтобы полностью сохранилось целевое назначение этого вида работы. Учащиеся младших классов приступают к работе под руководством воспитателя. Педагог интересуется у детей учебными успехами, уточняет расписание на следующий день, выясняет, что задано, указывает последовательность выполнения заданий, дозирует примерное время для подготовки каждого предмета. Следует помнить, что жесткая регламентация времени невозможна, так как работоспособность детей разная.
Важно научить учащихся осмысливать задание. С целью предотвращения ошибок воспитатель на начальных этапах обучения при помощи вопросов сначала убеждается, что задание понято правильно, и только после этого дети приступают к его выполнению. Обычно из-за отсутствия навыков самостоятельности, неуверенности в своих силах, плохой памяти и ослабленного внимания у учащихся возникает много вопросов к воспитателю. Важно подвести учеников к самостоятельному преодолению трудностей: посоветовать вспомнить, прочитать нужное правило, посмотреть, как выполнялось задание в классе. Работа воспитателя во время подготовки носит индивидуальный характер.
Учитывая утомляемость учащихся, в процессе самоподготовки целесообразно проводить физкультурную паузу. Во время работы возбудимые дети сдерживаются от поспешности в приготовлении домашних заданий, медлительные — побуждаются к деятельности, неуверенные — подбадриваются и т. д. В старших классах самостоятельность учащихся возрастает. Здесь можно дать возможность ученику самому определить последовательность выполнения заданий, но к этому надо готовить учащихся с начальных классов. Необходимо убедить школьников, что продуктивной может быть только четко спланированная работа. Особого внимания требуют те дети, которым даны индивидуальные задания, так как зачастую без помощи воспитателя они не в состоянии с ними справиться.
При планировании подготовки домашних заданий воспитатель может предусмотреть чтение текста вслух одним из учащихся с одновременным чтением шепотом всеми учащимися. Это корректирует произносительную сторону речи детей, развивает технику чтения. Можно предусмотреть подготовку устных предметов отдельными учащимися, усваивающими материал лучше при чтении вслух, вне классной комнаты. По окончании работы по предмету они обязательно возвращаются в класс.
Большое значение имеет контроль за выполнением домашних заданий, так как он приучает учащихся к систематическому труду, аккуратности в работе, воспитывает чувство ответственности. При оценке качества работы воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности и возможности учащегося. Проверяется не подготовка класса, а подготовка учеников. Поэтому вопросы адресуются конкретным учащимся.
Можно практиковать взаимопроверку. Она заставляет учащихся более серьезно готовить уроки, учит критическому отношению к себе и товарищу. Можно использовать и коллективную форму работы: группы учащихся по 3 — 4 человека, приблизительно равные по уровню развития, физическим возможностям, наклонностям, готовят уроки вместе, пересказывают, дополняют друг друга, проверяют друг у друга работы. Воспитатель не должен во время самоподготовки объяснять учебный материал и проводить работу над ошибками учащихся, но должен оказывать индивидуальную помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа "Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня"
Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня...
Самоподготовка как организационная форма учебной деятельности в условиях группы продленного дня
В статье рассматриваются разные формы проведения самоподготовки и ее структурные элементы, как и когда можно вводить игровые моменты, индивидуальная помощь учащимся,а также приложены памятки для прави...
Самоподготовка в режиме группы продленного дня.
В данном материале описывается один из основных этапов в режиме группы продленного дня - самоподготовке, ее структуре и реализации ....
Самоподготовка как один из основных этапов в режиме группы продленного дня
Подготовка домашних заданий – один из наиболее ответственных режимных моментов, как для детей, так и для воспитателя. Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности в условиях продленного...
Самоподготовка как один из основных этапов в режиме группы продленного дня
Подготовка домашних заданий – один из наиболее ответственных режимных моментов, как для детей, так и для воспитателя. Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности в условиях...
Самоподготовка как один из основных этапов в режиме группы продленного дня
Выполнение домашних заданий является наиболее важным моментом в организации режима работы группы продленного дня. Используемые учителем методы и приёмы работы позволяют разнообразить ход самопод...
Статья "Самоподготовка, как один из основных этапов в режиме группы продленного дня"
С каждым годом работы с детьми отмечается нежелание выполнять домашнюю работу в группе продлённого дня. Ведь подготовка домашних заданий один из наиболее ответственных режимных моментов, к...