РП по внеурочной деятельности МОЙ СИРИУС
рабочая программа (4 класс)

РП по доп.образованию МОЙ СИРИУС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_dop.obrazovaniyu_moy_sirius.docx48.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

Программа рассмотрена и одобрена                              «Утверждаю»

на заседании методического совета                               Директор школы №5_________Корнеева И.С.

от 30 августа 2021 г., протокол №1                                Приказ № 153 от 30.08.2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«МОЙ «СИРИУС»

(РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ)

НАПРАВЛЕННОСТЬ: социально-педагогическая

Возраст обучающихся:10-12 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель программы:

учитель начальных классов

Гонышкова Мария Дмитриевна

Киржач,

 2021

Пояснительная записка

Детский лагерь «Сириус» для одаренных детей является стартовой площадкой для многих, чья детская одаренность становится во взрослой жизни талантом и успешностью. Попасть в лагерь могут все, кто участвует и побеждает в олимпиадах и конкурсах, чья одаренность уже реализована. Начало пути к «Сириусу» в школе. Дети дети и охотно участвуют в традиционных конкурах и олимпиадах, но немало раскрывающих талант еще е известны нам. Наше объединение способно стать компасом в поиске мест для реализации талантов.

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа «Мой «Сириус» по развитию детской одаренности  разработана в соответствие с требованиями ФГОС.

Программа ставит    своей    целью    создание необходимых   условий   для   развития   интеллектуальных,   творческих   и  физических      способностей      детей     10-12

лет      в      условиях  общеобразовательной школы.

Для этого необходимо:

  • создание условий для развития одаренных учащихся, повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учащихся, гармонизация отношений в системах «педагог – одаренный учащийся», «одаренный учащийся – учащийся», «одаренный ребенок – родитель».
  • подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам.

Программа рассчитана на 34 час., занятия проводятся 1 раз в нед.


 Ожидаемые результаты:
- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
- повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

Программа кружка состоит из двух разделов:
I раздел. Математика.
II раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.

Одним из самых эффективных способов подготовки к олимпиаде, является анализ заданий, предложенных на предыдущих олимпиадах. Основу заданий для подготовки учащихся к предметным олимпиадам составляют задания дистанционных олимпиад.

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 Математика.
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике и информатике.


Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.
Выполнение заданий по русскому языку,  литературному чтению, окружающему миру. Поиск информации в энциклопедии. Анализ олимпиад по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру текущего года.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

 Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение 
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены 
ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают 
уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

 Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе Пояснительная записка.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.
Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.
Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.


 Основная цель – подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам. Данная цель достигается через решение следующих задач:
- развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
- решение нестандартных логических задач;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- создание условий для применения полученных знаний в
нестандартных ситуациях.

 Ожидаемые результаты:
- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
- повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

Программа кружка состоит из двух разделов:
I раздел. Математика.
II раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.

Одним из самых эффективных способов подготовки к олимпиаде, является анализ заданий, предложенных на предыдущих олимпиадах. Основу заданий для подготовки учащихся к предметным олимпиадам составляют задания дистанционных олимпиад.

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 Математика.
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике и информатике.


Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.
Выполнение заданий по русскому языку,  литературному чтению, окружающему миру. Поиск информации в энциклопедии. Анализ олимпиад по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру текущего года.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

 Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение 
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены 
ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают 
уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

 Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

 Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

 Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

 Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память
Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. В процессе выполнения упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • О предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

 Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.


Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).


Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


 Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.

 Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

На изучение курса предложено 34 часа. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

1

Хорошо ли ты знаешь русский язык и математику.

2

Игры на эрудицию ("Логические цепочки", "Самый быстрый эрудит»).

3

Интеллектуальные игры. Игры с числами.

4

Развивающие игры. (Развиваем логическое мышление и сообразительность).

5

Арифметические операции над многозначными числами. Приёмы, облегчающие вычисления (умножение и деление.)

6

Арифметические операции.  Головоломки, ребусы.

7

Олимпиадные задания по математике. Арифметический материал. Составление выражений.

8

Нестандартные задачи (с лишними и недостающими данными).

9

Олимпиадные задания по русскому языку. Фонетика. Морфемика.

10

Олимпиадные задания по русскому языку. Морфология. Лексика.

11

Решение заданий интеллектуального марафона прошлых лет.

12

Олимпиадные задания по математике. Логические задачи.

13

Олимпиадные задания по математике. Текстовые задачи.

14

Математические фокусы.

15

Волшебные (магические квадраты) и волшебная таблица.

16

Олимпиадные задания по математике. Геометрия на плоскости.

17

Интересные приёмы устных вычислений.

18

Задачки о времени.

19

Олимпиадные задания по окружающему миру.

20

Мир вокруг нас.

21

Арифметические и грамматические игры.

22

Происхождение слов. Почему их так называют?  Слова-пришельцы.

23

Приемы быстрого счета. Числа-великаны. Применение предметных знаний в нестандартных ситуациях.

24

Олимпиадные задания по математике. Геометрические задачи.

25

Олимпиадные задания по математике. Геометрия в пространстве.

26

Занимательная геометрия.

27

Крылатые слова и выражения.

28

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.

29

Поиск ответов на вопросы в энциклопедии и интернете.

30

Форма родительного падежа множественного числа имен существительных.

31

Решение орфографических задач.

32

Задачи с несколькими решениями.

33

Задачи с различной степенью наглядности решения (чертежи, схемы, иллюстрирование).

34

Логические задачи. Задачи-смекалки, задачи-шутки.

  1. предложено 34 часа. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

1

Хорошо ли ты знаешь русский язык и математику.

2

Игры на эрудицию ("Логические цепочки", "Самый быстрый эрудит»).

3

Интеллектуальные игры. Игры с числами.

4

Развивающие игры. (Развиваем логическое мышление и сообразительность).

5

Арифметические операции над многозначными числами. Приёмы, облегчающие вычисления (умножение и деление.)

6

Арифметические операции.  Головоломки, ребусы.

7

Олимпиадные задания по математике. Арифметический материал. Составление выражений.

8

Нестандартные задачи (с лишними и недостающими данными).

9

Олимпиадные задания по русскому языку. Фонетика. Морфемика.

10

Олимпиадные задания по русскому языку. Морфология. Лексика.

11

Решение заданий интеллектуального марафона прошлых лет.

12

Олимпиадные задания по математике. Логические задачи.

13

Олимпиадные задания по математике. Текстовые задачи.

14

Математические фокусы.

15

Волшебные (магические квадраты) и волшебная таблица.

16

Олимпиадные задания по математике. Геометрия на плоскости.

17

Интересные приёмы устных вычислений.

18

Задачки о времени.

19

Олимпиадные задания по окружающему миру.

20

Мир вокруг нас.

21

Арифметические и грамматические игры.

22

Происхождение слов. Почему их так называют?  Слова-пришельцы.

23

Приемы быстрого счета. Числа-великаны. Применение предметных знаний в нестандартных ситуациях.

24

Олимпиадные задания по математике. Геометрические задачи.

25

Олимпиадные задания по математике. Геометрия в пространстве.

26

Занимательная геометрия.

27

Крылатые слова и выражения.

28

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.

29

Поиск ответов на вопросы в энциклопедии и интернете.

30

Форма родительного падежа множественного числа имен существительных.

31

Решение орфографических задач.

32

Задачи с несколькими решениями.

33

Задачи с различной степенью наглядности решения (чертежи, схемы, иллюстрирование).

34

Логические задачи. Задачи-смекалки, задачи-шутки.































II. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип  максимального  разнообразия  предоставленных возможностей для

развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном

участии учителя;

  • принцип   свободы   выбора  учащимся   дополнительных образовательных услуг,

помощи, наставничества.

 





























По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности

  Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...