Проект "Формирование экологической культуры школьников через внеурочную деятельность»
проект (2, 3, 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование экологической культуры школьников через внеурочную деятельность»
- Обоснование выбора темы проекта. Актуальность. Объект и предмет исследования.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев
Постановление правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года «Школа нового поколения», в котором одно из главных направлений – экологическое воспитание школьника.
Все мы – дети Природы, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия человека и Природы выросли в глобальную экологическую проблему.
«Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством».
Распутин Валентин Григорьевич
Эти слова писателя – как набат. Они заставляют действовать, принимать все необходимые меры предотвращения «вселенской катастрофы» - огромной экологической проблемы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека. И сегодня, как непреложная истина, звучат слова великого русского писателя Л.Н.Толстого о том, что любовь к Родине, невозможна без любви к природе. Вот и мы, учителя начальных классов, убеждены, что у младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. В этом и состоит актуальность и целесообразность данного проекта. Поэтому мы разработали данный долгосрочный проект и представляем его вашему вниманию Объект исследования. Организация внеурочной деятельности по экологическому воспитанию и образованию школьников. Предмет данного исследования - это внеурочная деятельность по экологическому воспитанию. Принципы формирования экологической культуры младших школьников : открытость, адаптивность, системность, доступность.
- Цель данного проекта: разработать и экспериментально проверить систему внеурочной деятельности, способствующей формированию ответственного отношения младшего школьника к окружающей среде и формированию экологической культуры.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме;
- воспитание ценностных ориентиров личности в сфере экологии, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей природной среды;
- выявление наиболее эффективных форм, приёмов, методов по экологическому воспитанию младших школьников во время внеурочной деятельности.
Гипотеза – процесс формирования экологической культуры младших школьников будет эффективным, если построить внеурочную деятельность младших школьников по трем основным направлениям, закрепив ответственных. В этом состоит новизна и оригинальность проекта. Итак, три основных направления, тесно взаимосвязанных между собой:
- Формирование и развитие познавательной, научно – исследовательской деятельности учащихся начальных классов через школьное научное общество учащихся «Совенок» ( ответственный – Хальхаева Елена Александровна)
- Формирование знаний о единстве природы, взаимодействии природы и общества, об экологических проблемах и способах их решения через экологические акции, экскурсии, беседы, классные часы, конкурсы; (ответственный – Баженова Нина Владимировна)
- Формирование ответственного отношения к окружающей природе, развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно – прикладного искусства через кружок «Умелые ручки ( ответственный – Юндунова Лариса Батуевна)
Участники проекта: учащиеся начальных классов МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ», руководитель школьного научного общества учащихся начальной школы «Совенок» Е.А.Хальхаева, руководитель кружка «Художественное слово» Н.В.Баженова, руководитель кружка «Умелые ручки» Л.Б.Юндунова.
Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года ). Проект начат в 2020-2021 учебном году. Будет завершен в 2021 – 2022 учебном году.
III. Этапы работы над проектом.
III. 1. Подготовительный этап.
- Проведение мониторинга: сформированности личных качеств, системы знаний у учеников и осознанного отношения школьников к природе.
- Изучение проблемы в педагогической литературе.
- Разработка диагностических анкет.
- Работа над программами кружков по внеурочной деятельности с акцентом на экологическое воспитание младших школьников.
- Утверждение тематики классных часов по теме экологии.
III.2. Этап реализации.
III.2.а. Формирование и развитие познавательной, научно – исследовательской деятельности учащихся начальных классов через школьное научное общество учащихся «Совенок» ( ответственный – Хальхаева Елена Александровна)
Исследовательская деятельность в нашей школе начинается уже с первого класса и продолжается на всем протяжении обучения школьников. Деятельность ШНОУ связана с удовлетворением потребностей учащихся в дополнительном образовании, с возможностью школы комплексно охватить интересы ребенка в соответствии с его талантами и способностями и позволяет адекватно отслеживать и корректировать рост учащегося, направленность его интересов и будущий профессиональный выбор.
В работе МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» проектно-исследовательская деятельность является сегодня одним из ключевых направлений. Целенаправленная работа по развитию интеллекта снимает ряд проблем в области образования и позволяет, не увеличивая времени обучения в школе, значительно повысить успеваемость школьников, сделать учёбу интересной. При любых нововведениях возникают сложности, которые преодолеваются со временем. И, возможно, через несколько лет в нашей школе ученик, заканчивающий начальную ступень обучения, будет испытывать гораздо меньше трудностей и больше ситуаций успеха, переходя на среднее звено обучения, ведь проектно-исследовательская деятельность научила его многому. В ходе работы над данным проектом мы получили конкретные результаты:
1.Адекватное поведение ребенка в ситуации выбора наиболее правильного решения в жизни, умение рационально пользоваться всеми предоставленными ресурсами;
2.Установление социального партнерства по решению общей проблемы ГАУ ДПО РБ «БРИОП», БГУ, Бурятский республиканский педагогический колледж;
3.Систематическая и последовательная работа ШНОУ «Совенок» МБОУ «Нижнесаянтуйской СОШ»;
4. Укрепление роли МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ», как социально активной школы;
5. Установление модели поведения учащегося, выработанной в ходе реализации образовательных задач; сформированность экологической культуры младших школьников, ответственного отношения к окружающей среде.
III.2.б. Формирование знаний о единстве природы, взаимодействии природы и общества, об экологических проблемах и способах их решения через экологические акции, экскурсии, беседы, классные часы, конкурсы; (ответственный – Баженова Нина Владимировна)
В нашей школе разработана система воспитательной работы по формированию экологической культуры у младших школьников, где основными видами внеурочной деятельности являются: игры, занятия с использованием видеоматериалов, экскурсии (в природу, виртуальные), экологические акции и др.;
Вовлечение детей в совместную деятельность, путём применения разнообразных форм познавательной деятельности: фронтальной, групповой, коллективной, индивидуальной;
Участие в экологических конкурсах различного уровня.
Проведение промежуточной диагностики по выявлению у обучающихся системы знаний и осознанного ценностного отношения к природе и коррекционная работа с детьми. Мы практикуем такие формы работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию как:
- праздник;
- экологические акции;
- озеленение и благоустройство школы, школьного двора;
- экологические субботники;
- посадочные работы;
- классные часы;
- конкурсы;
- экскурсии;
- походы;
- экологические праздники;
- беседа;
- доклад;
- выпуски газет, плакатов;
- экологические игры;
- исследовательские экологические проекты;
- участие в конференциях, олимпиадах, викторинах;
- кружок;
-ток-шоу;
- экологические спектакли;
- ролевые игры;
- экологическая тропа.
- III.2.в. Формирование ответственного отношения к окружающей природе, развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно – прикладного искусства через кружок «Умелые ручки ( ответственный – Юндунова Лариса Батуевна)
Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. Ведь кружок «Умелые ручки» - это творческая работа, которая учит многому.
Во-первых, надо четко знать и понимать поставленную цель. Во-вторых, быть уверенным в себе, но не переоценивать свои силы. В-третьих, быть упорным и трудолюбивым. Ведь развитие творческих способностей учащихся способствует их успешной адаптации к новым жизненным условиям, заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях. Это также способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательного интереса, творческой инициативы и активной жизненной позиции. Воспитание экологической культуры младших школьников через призму прекрасного, через научно исследовательскую деятельность младших школьников неизменно приводят к высокой результативности и успеху.
- Заключительный этап. Обобщение и предъявление результатов.
Ожидаемые конечные результаты
Реализация проекта по экологическому воспитанию учащихся школы позволит:
- осознавать учащимся важность роли экологии в решении глобальных проблем современности;
- повысить общую экологическую культуру учащихся, учителей и родителей;
- улучшить экологическую ситуацию вокруг школы и в деревне;
- превратить школу в центр экологического просвещения и воспитания.
Мониторинг. Банк результативности наших учащихся за последние 2 учебных года.
Предлагаемые материалы помогут в определении уровня результативности данного проекта.
Результаты проекта (фотоотчет)
- повышение интереса учащихся к экологической работе;
- участие в различных конкурсах и занятие призовых мест;
- освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
- развитие у школьников интереса к творческой исследовательской деятельности;
- развитие креативных способностей учащихся;
- развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде:
- развитие лидерских качеств;
- развитие информационной культуры участников проекта;
- изменение и утверждение массового сознания школьников в значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе;
- повышение уровня экологической культуры (правильного поведения в общении с природой);
- формирование у школьников чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей Малой Родины;
- укрепление и оздоровление детского организма, приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;
- практическое участие школьников в решении экологических проблем своего села, формирование социализации, мотивации к активному участию в общественной жизни;
- Дальнейшее развитие проекта
- В дальнейшем планируется:
- - продолжить работу по проектной деятельности экологической направленности;
- - распространять опыт по созданию экологического пространства;
- - дальнейшее сотрудничество с отделами по охране природы;
- - организация совместных экологических десантов с другими организациями;
- - продолжение исследования экологического состояния нашей малой Родины.
v. Оценка результативности проекта. Заключение.
Показателями результативности проекта могут служить:
- Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ ( за последние 2 года 23 научно –исследовательских работы, 14 призовых мест на республиканских конференциях «Первые шаги», «Моя Бурятия, «На великом чайном пути», «Я – исследователь», «Секреты Мастеров»).
- Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах ?
- Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах?
- Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы ( 70 % от общего числа школьников).
- Мониторинг (входящий, ежегодный и итоговый в течение года)
- Рейтинговая система
- Самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексии)
Наличие продукта интеллектуальной собственности.
Это сборники исследовательских работ и поделки, картины и работы по декоративно – прикладному искусству.
В. А. Сухомлинский утверждал, что сама по себе природа не развивает и не воспитывает. Сознательное и бережное отношение каждого человека к природе возможно только при наличии экологической культуры, широких экологических знаний, которые должны формироваться, начиная с детства. Знание экологических норм, закономерностей развития природы, знакомства с загадочным миром животных, растений дадут возможность каждому почувствовать личную ответственность за будущее природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность
Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась обобщить свой опыт работы по теме"Развитию п...
Тема проекта: «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность»
Проект: «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность» во 2 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/08/picture-67335-1696716453.jpg)
Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.
Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.Чтение и письмо отнюдь не составляет образования,если они не помогают людям быть добрее ко всем тваря...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/29/picture-541339-1417284965.jpg)
Формирование экологической культуры школьников во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность младшего школьника - это деятельность, которая учитывает особенности обучающихся, направления на реализацию и развитие индивидуальных способностей, интересов и склонностей учен...
Доклад на педагогическим совете: Формирование правовой культуры обучающихся через внеурочную деятельность.
Формирование правовой культуры обучающихся через внеурочную деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-335498-1383731125.jpg)
Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность
обобщение опыта работы по экологии через внеурочную деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-569502-1422070321.jpg)
«Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников через внеурочную деятельность».
В статье отражено обоснование необходимости разработки и опыт создания программы курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"....