Толерантность - а что это такое? Материалы для проведения классного часа.
учебно-методический материал
Материалы для проведения классного часа для учащихся 3-4 классав начальной школы на тему: "Толерантность - а что это такое?".
Материалы включают в себя: план занятия, презентацию и доклад к ней, приложения с раздаточными материалами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа № 578 Приморского района Санкт-Петербурга
ПЛАН
занятия для классного часа
«Толерантность – а что это такое?»
Подготовила:
социальный педагог
ГБОУ школа № 578
Приморского района
Санкт-Петербурга
Осмоловская
Надежда Владимировна
Санкт-Петербург
2022 год
Тема занятия: Толерантность – а что это такое?
Дата проведения: _________________
Класс: ___________
Место проведения: ___________________________________________________________
Цель занятия: формирование (воспитание) уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого, через формирование таких ценностных ориентиров, как дружба, взаимоуважение, терпимость, дружный класс, дружная семья.
Задачи:
- Изучить понятие толерантность (терпимость).
- Увидеть на примере своего класса, что все мы похожие чем-то и разные.
- Прививать умение слушать и слышать другого человека.
Методы проведения – поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).
УМК для проведения занятия:
- Презентация Power Point «Толерантность – а что это такое?», автор: Осмоловская Надежда Владимировна – социальный педагог ГБОУ школа № 578.
- Доклад к презентации Power Point «Толерантность – а что это такое?» (Приложение 1.).
- Раздаточные материалы и инструменты для проведения занятия: заготовка плаката на ватмане с нарисованной в центре поляной или планетой Земля; листы цветной бумаги, фломастеры (цветные карандаши и т.п.), ножницы, клей; карточки со словами для отгадывания (Приложение 2.); карточки с буквами слова «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» (Приложение 3.); картонные шаблоны человечков разных размеров (Приложение 4. – их делать необязательно, так как дети могут нарисовать человечков цветными карандашами прямо на плакате); мягкий мяч для игры «Приветсвие».
План занятия.
- Вводная часть занятия
Игра «Приветствие»
Педагог: Встаньте в круг. Мы сейчас поиграем в игру «Приветствие». Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга, передавая по кругу мяч.
Дети называют свое имя и присущие им качества.
Педагог: Ну, вот мы все познакомились и поприветствовали друг друга. Это первый шаг к взаимопониманию и дружеским отношениям!
Педагог: Ребята, сейчас мы разделимся на 2-4 группы. Посмотрите, на столах есть солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Каждому из Вас надо вытянуть один из лучиков, а потом сесть за тот стол, где солнышко того же цвета, что и твой лучик.
Педагог: Мы разделились на 2-4 группы. А теперь улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
- Основная часть занятия
Педагог: Я хочу рассказать вам одну старинную притчу, она называется «Ворота сада»:
Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость.
Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».
Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут таким как раньше. Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».
Педагог: Как вы думаете, о чем эта притча? Чему она может нас научить? – Дать возможность детям высказаться и обсудить историю, изложенную в притче.
Ответы детей: … (контролировать себя, быть терпеливым, уважительно относится к другим и т.п.).
Педагог:
Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера (души).
Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа - это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и свою душу тоже нелегко познать.
Время то времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?
Чтобы немного заглянуть в свою душу, мы познакомимся с новым словом.
Оно зашифровано цифрами (запись на цветных лучиках). Чтобы его отгадать, вам нужно назвать положительные качества человека. Я буду помогать вам в толковании этих слов.
1 - проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость)
2 - легкое устанавливание контактов (общительность)
3 - мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех (оптимизм)
4 - радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)
5 - устойчивое положительное отношение к жизни (позитивизм)
6 - стремление сделать другому добро (доброта)
7 - сострадание (милосердие)
8 - почтительное отношение (уважение)
9 - готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)
Далее дети с помощью учителя называют положительные качества и прикладывают лучики к своим солнышкам, расшифровывают слово, собирая по буквам
Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь
Словарик толерантной личности
Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость». Иными словами, толерантность – это способность понимать и уважать отличные от собственного происхождения, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности.
К понятию толерантности относятся:
- Сотрудничество, дух партнерства;
- Готовность мириться с чужим мнением;
- Уважение человеческого достоинства;
- Уважение прав других;
- Принятие другого таким, какой он есть;
- Способность поставить себя на место другого;
- Уважение права быть иным;
- Признание многообразия;
- Признание равенства других;
- Терпимость к другим мнениям, верованиям и поведению;
- Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
Правила и принципы толерантного поведения:
- Относитесь к окружающим с уважением, принимая их различия и уважая человеческое достоинство всех без исключения людей.
- Цените свою индивидуальность и принимайте индивидуальную неповторимость каждого человека.
- Никогда не думайте, что ваше мнение важнее мнения другого человека. Не навязывайте свое мнение другим.
- Не судите о ценностях других, отталкиваясь от своих собственных.
- Никогда не думайте, что ваша религия или взгляды в чем-то превосходят другие, уважайте культуру и мировоззрение других людей. Мировая культура помогает познанию себя и обогащает все человечество.
- Помните, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия.
Что же значит быть толерантным? (дать возможность детям ответить на этот вопрос самим):
- это означает уважать других, невзирая на различия;
- быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает;
- любить и понимать друг друга.
16 ноября – Международный день толерантности учрежден ООН для того, чтобы напомнить людям всей планеты, что надо уважать друг друга, уважать людей разных национальностей, разных взглядов, разных по здоровью. В России – Международный день толерантности также отмечают 16 нобря.
- Завершение занятия
Творческая работа.
Заселение поляны или планеты Земля человечками (на плакате заранее нарисована поляна или планета Земля) У разных групп человечки разных цветов, а в каждой группе разных размеров.
- Давайте напишем на человечках те национальности, которые встречаются в вашей семье или среди ваших друзей и знакомых. А теперь сделаем дружный хоровод из человечков, прикрепив их к поляне (планете Земля) с помощью клея.
Обсуждение: именно потому, что все человечки разные – получился яркий дружный хоровод. Но что дают нам эти отличия друг от друга? Помогают ли? А может, наоборот, мешают? Что же с этими различиями делать? – Дать возможность детям высказаться на заданную тему и попробовать немного обсудить.
Подведение итогов:
В каждом из нас течет кровь наших предков. А они были людьми разных национальностей, поэтому у людей может быть разный цвет кожи, они могут говорить на разных языках и жить на разных континентах. При этом у людей есть много общего, они научились объединяться по интересам, договариваться между собой и взаимодействовать, несмотря на все различия.
На столах у вас есть смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя хорошо, поднимите и покажите веселый смайлик, если было не интересно – грустный.
Список используемой литературы и источников:
- Декларация принципов толерантности – https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml
- Толковый словарб живого великорусского языка, В.И. Даль, в 4 ч. — СПб., 1863–1866.
- Толковый словарь современного русского языка, под.ред. Д.Н. Ушкова – М.: Аделант, 2013 – 800 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие качества помогают нам быть толерантными: Заботливость Общительность Оптимизм Жизнерадостность Позитивизм Доброта Милосердие Уважение Отзывчивость
Словарик толерантной личности В толковом словаре есть два определения: 1. Толерантность – это терпимость . (толковый словарь Д.Н.Ушкова ) Умение жить в мире и согласии со всем миром. 2. Толерантность – это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру. (толковый словарь В.И. Даля) Толерантность – признание разнообразия окружающего мира, открытость, которая духовно обогащает. Самый простой способ быть толерантным ( терпимым ) – быть вежливым.
Толерантность – это: Сотрудничество, дух партнерства; Готовность мириться с чужим мнением; Уважение человеческого достоинства; Уважение прав других; Принятие другого таким, какой он есть; Способность поставить себя на место другого; Уважение права быть иным; Признание многообразия; Признание равенства других; Терпимость к другим мнениям, верованиям и поведению; Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
Правила и принципы толерантного поведения : Относитесь к окружающим с уважением, принимая их различия и уважая человеческое достоинство всех без исключения людей. Цените свою индивидуальность и принимайте индивидуальную неповторимость каждого человека. Никогда не думайте, что ваше мнение важнее мнения другого человека. Не навязывайте свое мнение другим. Не судите о ценностях других, отталкиваясь от своих собственных. Никогда не думайте, что ваша религия или взгляды в чем-то превосходят другие, уважайте культуру и мировоззрение других людей. Мировая культура помогает познанию себя и обогащает все человечество. Помните, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия.
Что значит быть толерантным ? - это означает уважать других, невзирая на различия ; - быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает; - любить и понимать друг друга.
16 ноября – Международный День толерантности или День терпимости Этот день учрежден ООН для того, чтобы напомнить людям всей планеты, что надо уважать друг друга, уважать людей разных национальностей, разных взглядов, разных по здоровью. Остановить войны, конфликты, ссоры между людьми. Чтобы сохранить нашу планету и жизнь на ней, еще раз вспомнить, что жить надо дружно!
Придумайте и нарисуйте плакат о толерантности
На нашей планете живет более 7,9 миллиардов человек! И мы все такие разные: Кто-то любит слушать классическую музыку, а кто-то тяжелый рок… Кому-то нравится играть в футбол, а кому-то читать книги… Кто-то любит смотреть кино, а кто-то рисовать чудесные картины… У нас много общего и все мы особенные! Но каждый из нас достоин уважения!
Всего доброго и хорошего настроения!
Предварительный просмотр:
Доклад к презентации
Толерантность – а что это такое?
Дата проведения: _________________
Класс: ___________
Место проведения: ___________________________________________________________
План занятия.
- Вводная часть занятия (5-7 минут).
1 СЛАЙД.
Игра «Приветствие»
Педагог: Встаньте в круг. Мы сейчас поиграем в игру «Приветствие». Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга, передавая по кругу мяч.
Дети называют свое имя и присущие им качества.
Педагог: Ну, вот мы все познакомились и поприветствовали друг друга. Это первый шаг к взаимопониманию и дружеским отношениям!
Педагог: Ребята, сейчас мы разделимся на 2-4 группы. Посмотрите, на столах есть солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Каждому из Вас надо вытянуть один из лучиков, а потом сесть за тот стол, где солнышко того же цвета, что и твой лучик.
Педагог: Мы разделились на 2-4 группы. А теперь улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
- Основная часть занятия (15-25 минут).
Педагог: Я хочу рассказать вам одну старинную притчу, она называется «Ворота сада»:
Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость.
Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».
Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут таким как раньше. Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».
Педагог: Как вы думаете, о чем эта притча? Чему она может нас научить? – Дать возможность детям высказаться и обсудить историю, изложенную в притче.
Ответы детей: … (контролировать себя, быть терпеливым, уважительно относится к другим и т.п.).
Педагог:
Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера (души).
Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа - это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и свою душу тоже нелегко познать.
Время то времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?
2 СЛАЙД.
Чтобы немного заглянуть в свою душу, мы познакомимся с новым словом.
Оно зашифровано цифрами (запись на цветных лучиках). Чтобы его отгадать, вам нужно назвать положительные качества человека. Я буду помогать вам в толковании этих слов.
1 - проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость)
2 - легкое устанавливание контактов (общительность)
3 - мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех (оптимизм)
4 - радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)
5 - устойчивое положительное отношение к жизни (позитивизм)
6 - стремление сделать другому добро (доброта)
7 - сострадание (милосердие)
8 - почтительное отношение (уважение)
9 - готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)
Далее дети с помощью учителя называют положительные качества и прикладывают лучики к своим солнышкам, расшифровывают слово, собирая по буквам
Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь
3 СЛАЙД.
Словарик толерантной личности
Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость». Иными словами, толерантность – это способность понимать и уважать отличные от собственного происхождения, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности.
4 СЛАЙД.
К понятию толерантности относятся:
- Сотрудничество, дух партнерства;
- Готовность мириться с чужим мнением;
- Уважение человеческого достоинства;
- Уважение прав других;
- Принятие другого таким, какой он есть;
- Способность поставить себя на место другого;
- Уважение права быть иным;
- Признание многообразия;
- Признание равенства других;
- Терпимость к другим мнениям, верованиям и поведению;
- Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
5 СЛАЙД.
Правила и принципы толерантного поведения:
- Относитесь к окружающим с уважением, принимая их различия и уважая человеческое достоинство всех без исключения людей.
- Цените свою индивидуальность и принимайте индивидуальную неповторимость каждого человека.
- Никогда не думайте, что ваше мнение важнее мнения другого человека. Не навязывайте свое мнение другим.
- Не судите о ценностях других, отталкиваясь от своих собственных.
- Никогда не думайте, что ваша религия или взгляды в чем-то превосходят другие, уважайте культуру и мировоззрение других людей. Мировая культура помогает познанию себя и обогащает все человечество.
- Помните, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия.
6 СЛАЙД.
Что же значит быть толерантным? (дать возможность детям ответить на этот вопрос самим):
- это означает уважать других, невзирая на различия;
- быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает;
- любить и понимать друг друга.
7 СЛАЙД.
16 ноября – Международный день толерантности учрежден ООН для того, чтобы напомнить людям всей планеты, что надо уважать друг друга, уважать людей разных национальностей, разных взглядов, разных по здоровью. В России – Международный день толерантности также отмечают 16 нобря.
- Завершение занятия (15-20 минут).
8 СЛАЙД.
Творческая работа (10-15 минут).
Заселение поляны или планеты Земля человечками (на плакате заранее нарисована поляна или планета Земля) У разных групп человечки разных цветов, а в каждой группе разных размеров.
- Давайте напишем на человечках те национальности, которые встречаются в вашей семье или среди ваших друзей и знакомых. А теперь сделаем дружный хоровод из человечков, прикрепив их к поляне (планете Земля) с помощью клея.
Обсуждение: именно потому, что все человечки разные – получился яркий дружный хоровод. Но что дают нам эти отличия друг от друга? Помогают ли? А может, наоборот, мешают? Что же с этими различиями делать? – Дать возможность детям высказаться на заданную тему и попробовать немного обсудить.
9 СЛАЙД.
Подведение итогов (3-5 минут):
В каждом из нас течет кровь наших предков. А они были людьми разных национальностей, поэтому у людей может быть разный цвет кожи, они могут говорить на разных языках и жить на разных континентах. При этом у людей есть много общего, они научились объединяться по интересам, договариваться между собой и взаимодействовать, несмотря на все различия.
На столах у вас есть смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя хорошо, поднимите и покажите веселый смайлик, если было не интересно – грустный.
10 СЛАЙД.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для проведения классного часа.
Классный час по теме "Верный друг- живое сокровище". Включила рассказы, стихотворения, пословицы и поговорки о дружбе....
Преспективное планирование проведения классных часов
Данная разработка представляет собой план-сетку проведения классных часов для учащихся 1 класса. Тематика классных часов охватывает практически все стороны школьной жизни первоклассников....
Материалы для проведения классного часа - беседы "Это наша Олимпиада".
Материалы для проведения классного часа - беседы "Это наша Олимпиада". (весь материал найден в Интернете) Использую его для проведения беседы по теме и оформлении классного уголка....
"Дети и война" Материалы для проведения классных часов по Великой Отечественной войне.
Задачи:1. Убедить ребят в необходимости помнить и знать историю своей страны. 2. Рассказать, какой вклад в победу над фашизмом внесли "маленькие солдаты" - сверстники нынешних ребят, Стремиться "...
Рекомендации и занимательные материалы для проведения классных часов на тему "Уважительное отношение к культуре других народов"
Современный человек живет в многонациональной среде, ему приходится общаться с людьми разных национальностей и этносов, чтобы выстраивать ровные дружеские отношения он должен проявлять уважение к куль...
Страничка для коллег. Методический и наглядный материал для проведения классных часов "Формирование толерантного отношения к людям с РАС"
Уважаемые коллеги!Данный материал поможет Вам рассказать Вашим ученикам о людях с аутизмом...
«Знакомство классных руководителей с различными формами проведения классных часов»
laquo;Знакомство классных руководителей с различными формами проведения классных часов»...